Программа "Азбука Православия"
рабочая программа на тему
Курс «Азбука Православия» духовно-нравственного направления построен с учетом обозначенных проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа. Предлагаемый курс предназначен для преподавания в государственных и муниципальных школах.
Курс рассчитан на обучение по 1 часу в неделю, всего 32 часа в 1 классе.
Цель программы – воспитание души ребенка, формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных христианских и общечеловеческих ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_azbuka_pravoslaviya.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Тарасовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ерофеевская основная общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Ерофеевской ООШ
Приказ № __ от 06.09.2012 г.
___________/Т.В.Павлова/
Программа рассчитана на учащихся 1 класса
Срок реализации: 1 год
Руководитель: Алферова М.В.
2012-2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Огромный интерес педагогов, ученых и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.
К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику, провоцирующей социальные, семейные, межнациональные конфликты.
Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического языка все более осложняется из-за незнания происхождения части лексики, особенно духовной, религиозно-философской, и непонимания значения её, а также смысла символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.
С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина – снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.
Следующая причина вызвана потребностью в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно выполнить без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, в историческом прошлом же религия являлась определяющим факторам формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений друг с другом разных стран и народов.
Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются вопросы глобализации, традиции и ошибки прошлого. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценных знаний о ней, а также хотят познакомиться с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.Особое значение история культуры приобретает сегодня для творчески одарённых школьников, а также верующих.
И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. Курс «Азбука Православия» духовно-нравственного направления построен с учетом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа. Предлагаемый курс предназначен для преподавания в государственных и муниципальных школах.
Курс рассчитан на обучение по 1 часу в неделю, всего 32 часа в 1 классе.
Цель программы – воспитание души ребенка, формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных христианских и общечеловеческих ценностей.
Основные задачи:
- дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях;
- познакомить с историей Ветхого и Нового Завета;
- познакомить с историей Русской Православной Церкви;
- воспитывать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, святыням;
- дать знания о Православной Церкви и православном храме, раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы;
- помочь детям в раскрытии для себя лично смысла высоких нравственных ценностей православного христианства;
- дать детям твердые ориентиры добра, истины, любви в образах православной жизни на основе веры, надежды, любви;
- ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.
В процессе занятий целесообразно использовать следующие формы и методы работы:
- классные часы, уроки – для получения знаний и воспитания добродетелей;
- нравственные беседы – для выработки умения общаться, правильно формулировать и выражать свои мысли и чувства;
- чтение отрывков из книг различных жанров – для воспитания у детей благоговения к письменному слову;
- просмотр видеозаписей, слушание бесед на аудиокассетах – для закрепления усвоенных представлений и понятий;
- экскурсии по историческим местам края, посещение музеев, храмов, поездки по святым местам – для воспитания благоговения перед святыней и историей;
- встречи со священнослужителями;
- игровые приемы – для “упражнения в добродетели”;
- рисование – для развития творческих способностей детей;
- прослушивание музыкальных произведений и ознакомление с произведениями русских художников – для формирования эстетической культуры и эстетического вкуса школьников;
- проведение праздников Рождества, Пасхи, тематических утренников и т. п. – для развития творческих качеств, формирования активной жизненной позиции;
Методика ведения занятий по программе предполагает, кроме теоретических, широкое применение различных аспектов социальной практики участия детей в делах милосердия и благотворительности: помощь младшим, больным и престарелым, детям, находящимся в школе-интернате.
В данном курсе изучаются: история Ветхого и Нового Заветов, основные понятия православия, его православные праздники годовой церковный круг, богослужения, даются знания о Православной Церкви, об устройстве храмов, о православном искусстве.
В ходе реализации программы особое значение следует придавать личному психологическому фактору, позиции самого педагога, который должен осознавать значимость стоящих перед ним задач, который должен найти свое место в общей картине мира.
При обучении детей по программе «Азбука Православия» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:
• приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
• единства образовательного и воспитательного процессов;
• рефлексивного обучения;
• принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех освоения материала.
Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока; 2) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 3) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 4) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием; 5) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 7) работа с текстами.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть (9 ч.)
№ занятия | Тема | Часы |
1 занятие. | Вводный урок. Что мы будем изучать? Кто мы, откуда мы? Чем живем? (Понятие о Православии, как о религии русского народа). | 1 |
2 занятие. | Понятие о Боге. Бог - Любовь. Мир - творение Божие | 1 |
3 занятие. | Сотворение мира видимого и невидимого. Ангелы. Ангел-Хранитель. Первый день Творения. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы | 1 |
4 занятие. | Второй и третий день Творения. Праздник Воздвижения Креста | 1 |
5 занятие. | Четвертый день Творения. Сотворение светил. Красота Православия. Икона. Церковное пение. Колокольный звон. Праздник Покрова Богородицы | 1 |
6 занятие. | Пятый день Творения. Храм. Как надо молиться. Житие преподобного Сергия Радонежского | 1 |
7 занятие. | Шестой день Творения. Сотворение животного мира Земли. Сотворение человека. Беседа "Что такое добро и зло?" | 1 |
8 занятие. | Жизнь первых людей в Раю. Грехопадение и его последствия | 1 |
9 занятие. | Что такое престольный праздник. Праздник " Вcex скорбящих Радость". Посещение храма | 1 |
II четверть (7 ч.)
1(10) занятие. | Ной. всемирный потоп. Любовь к родителям. Послушание. История Иосифа. Переселение в Египет | 1 |
2(11) занятие. | Жизнь после потопа. Вавилонская башня. Столпотворение. Рассеяние людей по земле | 1 |
3(12) занятие. | Рождественский пост. Моисей. Как Бог спас младенца Моисея | 1 |
4(13) занятие. | Как Бог дал людям Закон. Десять заповедей. Нравственное поведение ребенка | 1 |
5(14) занятие. | Рождество Божией Матери. Введение Богородицы во Храм. Благовещение | 1 |
6(15) занятие. | Святые. Святой Николай Чудотворец | 1 |
7(16) занятие. | Рождество Христово. Праздник Рождества | 1 |
III четверть (10 ч.)
1(17) занятие. | Детство Иисуса Христа. Сретение. | 1 |
2(18) занятие. | Чудеса Иисуса Христа. Христос и дети. О любви детей к Богу. Подвиг любви и верности (рассказа о детской молитве) | 1 |
3(19) занятие. | Чудеса Иисуса Христа. Житие преподобного Серафима Саровского | 1 |
4(20) занятие. | Праздник «Крещение Господне». Иоанн Креститель | 1 |
5(21) занятие. | Искушение Иисуса Христа в пустыне. Беседа «Грех. Понятие о грехе. О покаянии» | 1 |
6(22) занятие. | Масленица. Прощеное воскресенье | 1 |
7(23) занятие. | Ученики Иисуса Христа. Беседа "Знакомство с заповедью «не завидуй» | 1 |
8(24) занятие. | Пост. Пост и дети. Беседа «Воздержание» | 1 |
9(25) занятие. | Благовещение. Пресвятой Богородицы. Ангельское приветствие. Встреча весны. Отношение ребенка к природе | 1 |
10(26) занятие | Вход в Иерусалим. Вербное воскресенье | 1 |
IV четверть (6 ч.)
1(27) занятие. | Светлое Христово. Воскресение. Праздник Пасхи | 1 |
2(28) занятие. | О событиях после воскресения Христова. Беседа «Миротворцы» | 1 |
3(29) занятие. | Житие и деяния апостолов. Сошествие Святого Духа | 1 |
4(30) занятие. | Житие преподобного Георгия Победоносца | 1 |
5(31) занятие. | Вознесение Господне. Праздник Святой Троицы | 1 |
6(32) занятие. | Летние православные праздники | 1 |
Итого | 32 |
Результаты работы:
Личностные результаты
- развитие качества весьма важные в практической деятельности любого человека – внимательность, настойчивость, целеустремленность;
- развитие любознательности;
- развитие внутреннего мира ученика, духовного сопереживания окружающей среде;
- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке.
- развить духовно-нравственные ценности ребенка.
Метапредметные результаты (УУД)
- применять активные формы обучения – работа в парах, в тройках (промежуточный этап), в четверках; работа в ресурсном кругу;
- контролировать свою деятельность
ЛИТЕРАТУРА:
Уроки нравственности на основе православного учения: Книга для занятий с детьми./Сост. Т.А.Мельникова.- М.:Школьная пресса,2009
Библия для детей/-М.:Издательство ООО «Белый город», «Даръ»
Десять веков Православия. От крещения Руси до наших дней/ А.Трапезников.-М.:Вече,2011
Основы православной культуры в 1 классе: Книга для учителя. /Сост. О.К.Харитонова под ред. Прот. В.Дорофеева. – М. : Издательский дом «Покров», 2002. – 192 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."
Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений. Ключевые понятия урока: война и Вера...
Православие и народное зодчество России.
Христианство проникло на Русь ещё в середине IX в.Каждое историческое событие в жизни страны, народа, на Руси принято было отмечать строительством памятников, возведением Храмов, Соборов, Церкве...
Календарно- тематическое планирование по курсу "Православие"
Календарно-тематическое планирование по курсу "Православие" к учебнику "Православная культура" Л.Л. Шевченко в 8 классе. Очень много пояснительных записок, а вот планирования на начало учебного года б...
Православие-понятие духовности.
Методы и формы воспитания детей, привитие им нравственных качеств через православие....
Православие как культурообразующий фактор воспитания личности
В данной публикации автор раскрывает теоретико-философское обоснование курса "Основы православной культуры"....
Православие и масонство в России XVIII века
Целью данной статьи является выявление исторических корней масонства и основных его черт в России....
Заветы Византии (православие)
Возникновение православного христианства....