Православие-понятие духовности.
статья (8 класс) по теме
Методы и формы воспитания детей, привитие им нравственных качеств через православие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_raboty2012g..docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
К чему туга и возмущенье?
Беда случилась не сейчас.
Ведь жизнь есть только возвращенье
Посеянного детством в нас.
О попустительный родитель!
О безотказнейшая мать!
Взлелеян вами потребитель,
Не жить, а горе горевать.
Иеромонах Роман.
В Колычевской специальной (коррекционной) школе-интернате работаю воспитателем 27 лет с 1985 года.
Когда мы ищем и рассматриваем разные методики, формы воспитания детей, привитие им нравственных качеств, незаслуженно забываем великий дар, который нам достался – это опыт православной церкви по формирова- нию личности. Все наши прадеды формировали свою нравственность, будучи именно в православной церкви.
Приоритетное значение уделяю развитию и коррекции духовно-нравственной сферы детей через православие, считаю, что православная вера в душе ребёнка – самая надежная опора в жизни, поскольку заключает в себе правила самой высокой нравственности
С понятием «православие» связано понятие «духовность». В богословских трудах дано его определение «Духовность – это состояние духовного человека, имеющего определенный тип поведения, мотивы и образ мыслей, отличающий его от человека недуховного».
Культура, нравственность, традиции нашей страны глубоко укоренены в Православии, поэтому без знания основ невозможно глубоко понять нашу культуру, искусство, традиции, дух народа.
В нашем детском доме живут и воспитываются дети, от которых, прежде всего, отвернулись родители, у многих диагноз патохарактерологи- ческой личности, в качестве основного признака плохое поведение. В силу своих умственных способностей и психофизического развития некоторые дети склонны к агрессии, злобе, у этих детей на первом месте эмоции, часто негативные (ИльяГ., ВаняЛ., ПетяБ., СашаГ., СветаК., ЮраЛ.)
Сегодня опыт работы с трудными детьми убеждает в том, что они это горький и печальный результат отвержения и разрушения традиционного христианского воспитания, в основе которого лежит своевременное воспитание в человеке духовных и нравственных качеств.
Работая с детьми, пришла к выводу, что знакомство, многократное повторение готовых форм, правил поведения опираясь на государственные законы, примеры литературных героев к осмысленному побуждению действий ребенка не приводило, чаше всего это происходило при напоминании и после длительных убеждений.
Ребенок остается ребенком, а отклонение в работе какой-то системы в его организме – есть особенность его развития, которая определяет состояние ребенка. Вот взрослым и надо создать адекватные условия для его развития с учетом этой особенности. Но коль имеем дело с сильнейшим духовным недугом, то и лечить его надо, прежде всего, духовными средствами и способами. Здесь как раз и нужны соединение усилий Церкви, педагогов, психологов и медиков.
Какие цели и задачи я перед собой ставила. Цель: Воспитание духовно -нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях православия.
Задачи: В настоящее время в детско-юношеской среде происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства, получения удовольствия любыми средствами. Причины многих бед, настроений в жизни детей, подростков заключается в незнании ими смысла жизни, в неумении определять хорошее от плохого, в неумении определить нравственные ценности жизни. Духовно –нравственное воспитание через православие заполнит этот пробел и изложит православную точку зрения на основные вопросы бытия, познакомит с системой нравственных норм Православия. Второй задачей является ознакомление детей с основными религиозными понятиями. Историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православного искусства.
Реализация этих задач позволит более эффективно решить и другие задачи: вырастить детей духовно, душевно и телесно здоровыми; сформировать гражданское самосознание; взрастить любовь к своему Отечеству – России и своему народу.
Через медицинские карты(помощь врача), личные дела(помощь социального педагога) познакомилась с историей развития каждого ребенка. Изучение психических особенностей должно быть объективным, с учетом динамики развития. Наибольшая объективность исследования достигается за счет изучения ребенка в реальных условиях его жизни и деятельности методом наблюдения. Диагностические взаимодополняющие методики дают более объективную картину уровня развития личности ребенка. В процессе изучения ребенка поставила перед собой следующие задачи: установить особенности психического развития; определить структуру дефекта психики; определить уровень и особенности умственного развития; выявить положительные стороны психики; наметить оптимальные условия кррекционного воспитания и обучения. Коррекционная работа должна быть направлена на коррекцию всей личности, а не на развитие отдельных психических процессов. Она должна включать все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребенка.
С помощью рисуночного теста «Кто я?» выявляла адекватность самооценки, как дети понимают значение слов «плохой человек, хороший человек». Тест «Несуществующие животные» помог выявить некоторые особенности характера детей. Идеографический тест А.В.Либина(пишу как думаю) помог определить, к какому типу личности относится ребенок в зависимости от психического состояния. Работа и тесты проведенные психологом подтвердили и дополнили результаты исследования личности ребенка помогали найти выход из трудной ситуации.
Считаю обязательным условием успешного развития тесный эмоциональный(душевный, духовный) контакт взрослого с ребёнком с учётом возрастных мотивации детей.
Ребенок должен знать, что между мыслями. Чувствами и поведением существует связь, эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Занятия психогимнастикой помогли детям изучить различные эмоции, возможность управлять ими, обучиться азбуке выражения эмоций- выразительным движениям – лучше понимать себя и других. Для занятий я использовала «Психогимнастику» М.И.Частиковой под редакцией кандидата мед. наук М.И.Буянова, комплексные занятия и игры Л.Б.Фесюкова «Учусь управлять собой», «Тренинг общения для подростков» А.Г.Грецова.
Подготовка и проведение православных праздников – это духовное богатство и наследие славянского народа. Подготовка и проведение праздников является ценнейшей формой коллективной творческой деятельности. Дети полноправные и активные участники православных празднеств, через них они знакомятся с национальными песнями, легендами, пословицами, колокольным звоном, обычаями, историческими сюжетами праздников. Основой в организации воспитательной работы в условиях коррекционной школы-интерната является понятие о «социализации» как процессе вхождения ребенка в социальную среду, усвоение им социального опыта. Поскольку праздники по содержанию и форме все - таки явления коллективистическое, то дети любят праздники за новизну человеческих отношений и возможность побывать среди семей прихожан храма Феодора Стратилата. Проведение самих праздников дают возможность для установления взаимоотношений между поколениями. Так мы с детьми подготовили театрализованные представления в 2007г. пьеса «Дорога к храму», в 2008г. «Пасхальный звон», в 2010г. «Рождество Христово», «Славим Рождество!». На эти праздники обязательно приглашались ветераны ВОВ, инвалиды, прихожане храма Феодора Стратилата села Большое Колычево. С театрализованным представлением «Славим Рождество!» участвовали в фестивале Воскресных школ города Коломна, проходившем в 2012г. в храме Архангела Михаила.
Замечено, что изобразительная деятельность – вспомогательное средство общения, благодаря которому часто облегчается возможность продуктивного контакта с гиперактивным ребёнком. Используя такие виды изобразительной деятельности как рисование тематическое, игры в кляксы, рисунок-ассоциация, рисование с решением логического задания. Очень интересные рисунки получались по пословицам «Чего в другом не любишь, того сам не делай», «Ученье свет, а не ученье – тьма», «Детки – радость, детки же и горе».
Рисунки и поделки детей моей группы постоянно участвовали в выставках, конкурсах с призовыми местами.
Панно из солёного теста, глины, цветного песка, графики, пластилина, плетение из фольги, природного материала, вышивки крестом используем для оформления игровой, спален, дарим как подарки гостям и близким.
Для «Правила дня» беру выводы из уроков нравственности по христианству, перечня правил поведения для ребёнка. Например, «Как хотите, чтобы поступали и относились к вам люди, так и вы относитесь к ним» и т.д. Сначала детям объявляла. По какому правилу живем нынешний день, а затем вывешивала написанное правило в рамку на стене. Оно напоминало, на что стоит обратить внимание в этот день. Вечером подводили итоги.
Ещё более сложная задача для ребенка растущего в современном мире, удержаться, уберечься от страшных, губительных соблазнов(пьянство, наркотики). Как дать самую надежную опору в жизни? Как помочь «трудному» подростку с психопатоподобным поведением, у которого отсутствует способность терпеть, понимать, уступать, прощать, сострадать, прислушиваться к состоянию других. У которого приступы злобы, ярости, гнева возникают по самому незначительному поводу, либо вообще без причины.
Православная вера заключает в себе правила самой высокой нравственности «Десять заповедей Божиих», «Заповеди блаженства».
Нравственность православной веры выше нравственности гражданской. Гражданская нравственность требует только строгого исполнения законов. А Закон Божий учит - как выполнять и не нарушать эти законы общества, в котором мы живем. Православная вера ставит судьёй Бога и совесть. «Совесть – голос Божий» - говорят святые отцы. И если она молчит, то любой человек, получивший самое великолепное образование, может стать негодяем, о чем свидетельствует история.
Из занятий «Уроки добротолюбия» разработанные священником Алексеем Мороз, педагогом Т.А.Берсенёвой дети узнавали, как устроен человек, об ответственности за жизнь и здоровье, о воспитании характера, о браке и семье. В своей работе для знакомства с православной культурой использовала учебное пособие «Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас» А.В.Бородиной, «Православная культура» Л.Л.Шевченко, «Основы православной культуры» протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л.Янушкявичене. В 2011году используя опыт этих педагогов, священников разработала программу по духовно-нравственному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья «Основы православной культуры», по которой провожу занятия с детьми.
С помощью иерея Александра Беляева, иерея Сергия Бабенко (с. Ильинское Красногорского района) в группе создана видеотека, аудиокниги, библиотека авторских книг, не входящих в программу коррекционных школ, но чрезвычайно полезны для формирования ума и души наших воспитанников. Книги протоиерея Артемия Владимирова, Б.Гонаго, Н.Лескова, И.Шмелева, Г.Юдина, В.Никифорова – Волгина, жития святых подвижников благочестия – эти люди являются нравственными ориентирами для наших детей.
Нашим детям необходимы достойные примеры жизни взрослых. Настоятель храма Феодора Стратилата села Большое- Колычево иерей Александр Беляев служит таким примером для наших детей.
Отец Александр вот уже девять лет своей любовью, заботой, добрым и внимательным отношением пытается помочь нашим детям забыть и простить ужасы жизни своих родителей и научить их труду, правилам доброй жизни. Отец Александр не гость в нашей школе-интернате, а человек живущий проблемами наших детей. Вся наша работа и жизнь проходит под пастырским благословением, наставлениями отца Александра.
Заключено соглашение между Районным Управлением Образования и приходом Феодора Стратилата о проведении работы по духовно-нравственному воспитанию.
Еще Святой Иоанн Златоуст советовал родителям «искать своим детям хороший круг общения», чтобы у них был добрый пример для подражания.
Мы очень много говорим о социализации ребенка живущего и воспитывающего в школах-интернатах. Церковь – это семья с традициями, обычаями, которые складывались и проверены веками. В этой семье ребенок не услышит бранных слов, не увидит отрицательных примеров для подражания.
Каждое воскресенье наши дети посещают службы в храме Феодора Стратилата. Исповедь, причащение, наставление духовного отца Александра приучили детей делиться происходящим в их жизни. Проводить элементарный анализ своих поступков, конфликтных ситуаций и способов их решения; пробудили в самих детях рассудительность, умение распознавать духовную и физическую опасность; помогли в формировании совестливости и сознательности, в умении сдерживать грубость и гнев в отношениях с окружающими. Эти дети стараются исполнить нравственный закон, соблюдать чистоту помыслов и поступков. Ребенок знает и понимает, что исповедуясь и причащаясь - исцеляет душу и тело. Самые достойные ребята участвуют в Богослужениях пономарями.
Этим детям интересно жить. Они опираются на правила жизни -Заповеди Божии. У них есть ориентиры, нормы жизни и поведения. Любовь, забота, доброта, трудолюбие становятся образом их жизни, поведения. Эти дети опираются на правила христианской мудрости «Не делай другим того, чего ты себе не хочешь», «Почитай родителей своих и властей, и повинуйся их законам», «Во всяком случае, береги твое здоровье и твоего ближнего». Дети знают, что отступление от этих правил – грех, который лишает человека радости и покоя.
А сколько впечатлений, полезной информации дарят поездки по святым местам. Один раз в четверть батюшка обязательно организует поездку. Дети посетили Коломенскую духовную семинарию, Саввино-Сторожевский Рождествено-Богородский мужской монастырь близ Звенигорода, Новоиерусалимский мужской монастырь вблизи города Истра, Свято-Троицкую Сергиеву лавру, Свято-Никольский Угрешский монастырь, в городе Москве Храм Христа Спасителя, Кремль, Оружейную палату. В группе ведется фотоальбом «По святым местам России».
Воспитанники школ-интернатов быстро привыкают к потребительской, праздной жизни. Возвращаясь, домой, они, естественно хотят иметь все, что им давали в школе-интернате столько лет. Нам надо, прежде всего, учить детей труду, чтобы дети знали, что надо учиться, надо трудиться, чтобы потом иметь средства для существования.
При воскресной школе организованы кружки: «Уход за животными», «Иппотерапия», «Кулинария», «Рукоделие», «Помощь ветеранам». Занятия в кружка сопровождаются духовно-нравственными беседами.
Тесная дружба у прихода с ветеранами. Ребята с батюшкой навещают, поздравляют с праздниками инвалидов, немощных, одиноких стариков. Вместе с воспитателями помогают сделать косметический ремонт в квартирах. Очень активно трудились дети вместе с взрослыми при постройке здания для воскресной школы, а на реставрации храма продолжают трудиться, и по сей день.
Для сравнения дам характеристику тем детям моей группы, которые посещали службы в храме очень редко, но присутствовали постоянно на моих коррекционных занятиях через православие (Илья Г., Ваня Л., Юра Л., Саша Г.)
Вместо терпения – грубость, вместо смирения – физическая агрессия и зло. Завышенная самооценка, эгоизм, нет желания слушать и слышать, подчиняться нормам, правилам поведения. Работать только за высокую зарплату. Не по своим возможностям, а своим завышенным желаниям. Эти дети стояли на учете в школе-интернате.
Этих детей приходилось постоянно держать под контролем, занимать и продумывать для них занятия, т.к. самостоятельно им сделать это было трудно. Отвлечь от отрицательных действий, мотивов через спортивные мероприятия, занятиями через рукоделия, изобразительную деятельность, но обязательно при индивидуальной помощи и контроле т.к. заинтересовать и организовать таких детей гораздо труднее. Очень долго приходиться объяснять и разъяснять, зачем это надо делать, пользу этого мероприятия, хотя результатам радовались постоянно. И все- таки желание курить, нюхать токсические вещества, пробовать алкоголь берёт верх. Низкий уровень положительной самоорганизации в проведении досуга.
Воцерковленные дети не курят, не употребляют токсические, алкогольные средства, их интересы выше этих низменных удовольствий.
Будем верить опыту Святых Отцов «Если человек получил духовную помощь в детстве, то он снова может прийти в себя, даже сбившись с пути. Если дерево пропитано олифой, оно не гниет. Если немножко «пропитать» детей благоговением, страхом Божиим, то это будет помогать им всю жизнь». Старец Паисий Святогорец (1924-1994).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на РМО учителей духовного краеведения по теме: "Межпредметные связи на уроке Духовного краеведения Подмосковья"
по теме: «Духовное зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»....
УРОК МУЗЫКИ "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА.ОБРАЗЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ"
РАЗРАБОТКА УРОКА 6 КЛАСС...
Презентация к уроку литературы в 11 классе "Путь духовного возрождения героя"(По книге И.А.Ильина "Путь духовного возрождения " и повести И.С.Шмелёва "Неупиваемая чаша")
Технология, применяемая на уроке, -мастерская.По сути это интегрированный урок, материал, использованный на уроке, может пригодиться при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку....
Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.
Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ёе значение для развития у детей духовного начала? Эти вопросы давно и неизменно волнуют всех людей на Земле. На каждый из таких...
Статья на тему "Формирование духовно – нравственных ценностей через предмет Духовное краеведение Подмосковья"
Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций в подростковой среде. Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задум...
"Духовное наследие" - акция по духовно-нравственному воспитанию.
Акция "Духовное наследие" - это пример использования интерактивных форм в организации воспитательного пространства в школе....
Сердце - духовный аспект сознания или зависимость духовно-нравственного воспитания человека от развития сердечного чувствознания в контексте новых научных достижений
Данная работа предназначена для учащихся старших классов и преподавателей с целью расширения мировоззренческих представлений о внутреннем мире человека. Материалы презентации будут полезны учителям ес...