ПРОГРАММА дополнительного образования общеразвивающего направления объединение «Открытый мир»( дети-инвалиды).
рабочая программа на тему
Дети – инвалиды дошкольного возраста не посещают детские сады, а школьники обучаются на дому. Эти дети изолированы от общества, у них отсутствует положительный опыт общения, не достаточно развито видение окружающего мира, а частности жизни. Для того, чтобы помочь таким детям приспособиться к окружающей действительности, сформировать и расширить социальный опыт, восстановить способности к бытовой и общественной жизни была разработана данная программа.
Эта программа, будет содействовать адаптации детей-инвалидов, позволит создать условия для их полноценной жизни, поможет заполнить свободное время детей интересным и полезным содержанием. Реализация программы способствует расширению общего и культурного кругозора, сферы общения, повышению творческой активности детей с ограниченными возможностями, привлечению их к участию в семейных и детских праздниках, соревнованиях, к активной клубной и кружковой работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_mirinvalidytroshina_fakel.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
дополнительного образования
общеразвивающего направления
объединение «Открытый мир»
для детей 7-16 лет
Срок реализации – 1 год
Пояснительная записка.
В настоящее время в Российской Федерации более 500 тыс. детей-инвалидов, которые проживают и воспитываются в условиях семейного окружения. По статистике,именно во Владимирской области проживает 241,9 тысяч детей в возрасте от 0 до 18 лет, из них детей, имеющих инвалидность – 4316 чел.
В г. Коврове и Ковровском районе в декабре 2012 года насчитывалось около 420 детей- инвалидов. И количество детей и семей их воспитывающих увеличивается с каждым годом.
Дети – инвалиды дошкольного возраста не посещают детские сады, а школьники обучаются на дому. Эти дети изолированы от общества, у них отсутствует положительный опыт общения, не достаточно развито видение окружающего мира, а частности жизни. Для того, чтобы помочь таким детям приспособиться к окружающей действительности, сформировать и расширить социальный опыт, восстановить способности к бытовой и общественной жизни была разработана данная программа.
Эта программа, будет содействовать адаптации детей-инвалидов, позволит создать условия для их полноценной жизни, поможет заполнить свободное время детей интересным и полезным содержанием. Реализация программы способствует расширению общего и культурного кругозора, сферы общения, повышению творческой активности детей с ограниченными возможностями, привлечению их к участию в семейных и детских праздниках, соревнованиях, к активной клубной и кружковой работе.
Занятие тем или иным видом творчества позволит не только приобщить детей- инвалидов к духовной культуре, поможет ему в формировании личности, так же поможет развить разные способности, тем самым компенсирует физический дефект(инвалидность) или по крайней мере минимизирует значимость дефекта.
Социокультурную реабилитацию нужно рассматривать, как важную составляющую процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду.
Использование средств культуры и искусства способствует реабилитации инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют детей-инвалидов, и по возможности организовать их реализацию. Кроме того, социокультурная реабилитация способствует расширению творческого потенциала ребенка. Основы процесса социокультурной реабилитации составляют разнопрофильные культурно-досуговые мероприятия (информационно-образовательные, развивающие и т. п.). Эти мероприятия направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения.
Цель программы.
Обеспечение максимально полной и своевременной адаптации к жизни в обществе детей с ограниченными возможностями через различные виды социокультурной деятельности.
Задачи программы.
Развивающие:
- использовать развивающий потенциал досуга для формирования социальных навыков, через вовлечения детей в различные формы зрелищно-игровой и творческой деятельности;
- развитие коммуникативных навыков;
Обучающие:
– обучение детей с ограниченными возможностями различным умениям и навыкам в творческой и познавательной деятельности;
- обучение навыкам самообслуживания
Воспитательные:
- воспитание воли, выработка умения владеть собой, привитие навыков взаимопомощи, ответственности перед собой и коллективом.
- воспитание культуры общения.
- воспитание в детях доброжелательности, чувства товарищества.
Принципы реализации программы.
Реализация программы предусматривает разумное сочетание общедидактических принципов с принципами личностно–деятельностного подхода к детям с ограниченными возможностями:
- приоритет интересов ребёнка и его благополучие;
- приоритет уникальности каждой личности;
- опора на позитивные начала в духовном и физическом развитии ребёнка;
- доступность предоставляемого материала;
- учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
Срок реализации программы: 1 год.
Целевая группа: дети и подростки с ограниченными возможностями.
Занятия проводятся в группе из 10 человек, с разными навыками и возможностями. Программа рассчитана на 108 часов.
Занимаются дети 2 раза в неделю по 1,5 часа.
Ожидаемые результаты:
- расширение круга социокультурных мероприятий для детей с ограниченными возможностями;
- повышение уровня информированности о возможных путях творческой и трудовой реализации для детей, подростков и безработных родителей;
- сформированность у детей с ограниченными возможностями и их родителей устойчивых умений и навыков в декоративно-прикладной и социально-трудовой деятельности
Учебно-тематический план.
№ | Направления: | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Игровой досуг | 20 | 20 | |
2. | Развлекательный досуг | 22 | 22 | |
3. | Познавательный досуг | 16 | 16 | |
4. | Творческая мастерская | 20 | 4 | 16 |
5 | Коррекционный досуг | 20 | 4 | 16 |
6 | Библиотерапия | 10 | 10 | |
Итого | 108 | 24 | 84 |
Содержательная часть.
Игровой досуг «Учимся играя»
Цель:
Совершенствование способов и навыков общения через настольно-печатные игры.
Задачи:
- Воспитание стремления к объединению в устойчивые дружеские коллективы через игровую деятельность;
- Способствование речевому общению детей в игре, развитие коммуникативных навыков;
- Развитие организаторских и творческих способностей, чувства товарищества и коллективизма;
- Развитие у детей с ограниченными возможностями психических процессов, ориентировки в пространстве, мелкой моторики кисти рук, конструктивных навыков;
- Развитие умения играть в коллективе, подчиняясь правилам игры, развитие умения радоваться достижениям товарищам, избегая конфликтов.
Основные мероприятия
Настольно-печатные игры:
- «Лото»
- «Домино»
- «Морской бой»
- «Весёлый счёт»
- «Бизнес-менеджер»
- «Шашки» и др.
Игровой досуг «Учимся играя»
Часть II
Цель:
Формирование социальной компетенции детей с ограниченными возможностями через сюжетно-ролевую игру и коммуникативную деятельность.
Задачи:
- Воспитание у детей устойчивых положительных чувств и привычек;
- Расширение способов общения со сверстниками и взрослыми в разной обстановке;
- Помощь детям в самореализации через социальную игру;
- Формирование умения выполнять принятые на себя роли в соответствии с сюжетом игры и созданной жизненной ситуацией;
- Развитие творческого воображения, расширение сюжетов за счёт познаний об окружающей жизни;
- Воспитание этикета: вежливого общения с людьми различного возраста в различных ситуациях;
- Воспитание в детях доброжелательности, чувства товарищества.
Основные мероприятия:
Социально-бытовые игры:
- «Азбука вежливости»
- «День рождения»
- «Если друг попал в беду»
- «На улицах города»
- «Моя семья
- «Уроки осторожности»
- «Школа доброты»
Коррекционные занятия «Задачки для рук и ума».
Цель: Развитие интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями и повышение уровня развития мелкой моторики кисти рук.
Задачи:
- Развитие внимания, памяти, воображения, мыслительных операций;
- Способности к сравниванию, обобщению, комбинированию;
- Формирование общих речевых навыков и обогащение словарного запаса детей;
- Развитие сенсорных способностей, тактильной чувствительности, глазомера и общего тонизирующего действия развивающих игр на организм детей;
- Развитие мелкой моторики кисти рук, ловкости в обращении с мелкими предметами, точности и координации движений пальцев рук;
- Воспитание в детях самоконтроля, усидчивости и дисциплинированности.
Основные мероприятия
- Пальчиковая гимнастика
- Зрительная гимнастика
- Работа со счётными палочками
- Развивающие игры:
* «Конструктор»
* «Лего»
* «Геометрическая мозаика»
* «Шнуровка»
* «Лабиринты»
- Работа с развивающими альбомами для раскрашивания;
- Рисование через кальку и экран копирования;
- Альбом для раскрашивания
Познавательные занятия «Хочу всё знать».
Цель: Расширение представлений детей с ограниченными возможностями об окружающем мире.
Задачи:
- Пополнение знаний детей об окружающей действительности и расширение кругозора за счёт познавательных бесед, чтения художественной литературы, дискуссий, просмотра обучающих видеопрограмм;
- Уточнение и расширение знаний детей об истории России, традициях и праздниках русского народа;
- Расширение познаний детей о растительном и животном море;
- Ознакомление детей с элементарными представлениями о солнечной системе;
- Расширение знаний детей об окружающих нас предметах, их физических свойствах и практическом назначении, творческом применении;
- Формирование у детей экологических знаний и поведения, бережного и эмоционального отношения к природе;
- Воспитание в детях отзывчивости, доброжелательности, милосердия и чувства патриотизма;
- Ознакомление детей с их ближайшим окружением: семья, дом, улица, страна.
Основные мероприятия:
Познавательные беседы:
- «Край родной»
- «Что такое энциклопедия?»
- «Этот удивительный мир насекомых»
- «Моя семья, моя родословная»
- «Роботы - наши помощники»
- «Встреча с художниками мира»
- «Звезды и планеты»
- «Я и мои права»
Познавательные занятия «Хочу всё знать».
Часть II
Цель:
Расширение представлений детей с ограниченными возможностями о себе и особенностях своего организма. Формирование положительных предпосылок здорового образа жизни. Наркопрофилактика.
Задачи:
- Расширение знаний детей о строения своего тела;
- Ознакомление детей с мерами охраны и профилактики здоровья своего организма, его функциональных органов и систем;
- Пополнение знаний детей о вреде «вредных привычках» курение, алкоголизм;
- Предоставление детям знаний о том, какой физический и психический вред приносят нашему здоровью наркотики;
- Повышение самооценки и самоуважения ребёнка к самому себе с целью помощи сказать наркотикам «нет»
Основные мероприятия
А) Темы занятий:
- Строение тела: кости, мышцы. Сказка о правильной осанке.
- О профилактике желудочно-кишечных заболеваний.
- Путешествие в страну «Дыхание». Правила доктора Айболита.
- Сердце и его работа. Донорство.
- Кожа. Гигиена кожи.
- Мозг. Нервная система. Почему мы их должны беречь.
- Зубы. Профилактика заболеваний полости рта.
- Для чего нужны глаза и уши. Профилактика заболеваний.
Б) Темы занятий по наркопрофилактике:
- Что такое наркотики.
- Наркомания: полёт и падение.
- Наркотическое рабство.
- Скажи «нет» наркотикам.
Библиотерапия.
Цель:
Содействовать социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями посредством библиотерапии (лечение книгой). Социальная реабилитация ребёнка в мире современных проблем посредством литературы; терапия словом, заключённая в художественную форму.
Задачи:
– содействие личностному развитию и саморазвитию детей с ограниченными возможностями средствами библиотерапии.
– создание условий для повышения уровня информированности, расширения кругозора.
- воспитание литературного вкуса и потребности в постоянном общении с книгой.
Методы и формы библиотерапии:
- «Сказкатерапия» (чтение и обсуждение сказок)
- «Стихотерапия» (чтение и заучивание стихов)
- «Зоотерапия» (чтение и обсуждение книг о природе и о животных)
- «Смехотерапия» (чтение юмористических рассказов)
- Книжные выставки, тематические или приуроченные к знаменательным датам «Великие люди России», «Братья наши меньшие» и др.
Развлекательный досуг.
Цель: Повышение интеллекта и творческой любознательности детей с ограниченными возможностями.
Развитие коммуникативных навыков детей.
Создание условий для повышения уровня эмоциональной сферы.
Задачи: Формировать устойчивый интерес детей к выполнению заданий, конкурсов и головоломок, разыгрыванию сценок, исполнению песен и плясок;
- Расширять кругозор детей;
- Развивать творческую активность, любознательность, самостоятельность, соревновательный дух;
- Закреплять знания детей о русских народных сказках, пословицах и поговорках;
- Пополнять знания детей о русских народных праздниках и православных традициях России.
- Воспитывать в детях целеустремлённость, настойчивость в достижении результата, чувство товарищества и взаимовыручку, чувство воли и выдержку, стремление к победе.
Основные мероприятия.
- Викторина «Загадки для эрудитов»
- Развлечение «Мамин день»
- Викторина «Путешествие в страну сказок»
- Экологический праздник «Всего одна земля»
- Викторина «Смешные ответы»
- Развлекательная игра «Путешествие на машине времени в эпоху динозавров»
- Посиделки «Смех вам, да веселье»
- Цикл познавательно- развлекательных программ «Традиции и обряды русского народа»
- Конкурсная программа «Животный мир нашей планеты»
Творческая мастерская.
Цель:
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями в художественной деятельности через доступные средства изображения. Представление возможности и помощи детям в самореализации и самовыражении в творчестве.
Задачи:
- Развитие у детей творческой активности, инициативы и интереса к данному виду деятельности;
- Развитие наглядно-эстетического мышления и воображения у детей с ограниченными возможностями;
- Повышение у детей уровня внимания, любознательности, наблюдательности и усидчивости;
- Совершенствование зрительно-двигательной координации, глазомера, точности движений и ориентировки в пространстве;
- Обогащение сенсорного опыта и знаний детей о свойствах и назначении предметов и материалов;
- Повышение уровня развития мелкой моторики кисти рук, конструктивных способностей;
- Повышение уровня эмоциональной сферы через самовыражение ребёнка в творчестве.
Формы и методы работы:
- Изготовление поделок из природного материала
- Рисование
- Лепка из пластилина
- Аппликация
- Цикл занятий: « Мы юные художники», «Лепим, клеим, вырезаем», «Изготовление поделки-сюрприза»,
- Создание коллективной композиции «Грибная поляна»
- Выставка рисунка «Для милых мама»
Список литературы для педагога:
1. Закрепина А.Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.// Дошкольное воспитание – 2009.- № 4.
2. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др.; Науч. Ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн.: УЩ «БГПУ им. М.Танка», 2007. – 144 с.: ил.
3. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Учебно-методическое пособие. Под ред. Гайдукевич С.Е. – Мн.: БГПУ, 2009. – 276 с., ил.
4. Акатов Л.И.
Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
Рекомендуемая литература для родителей:
1. Сара Ньюмен. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей /Пер. с англ. Н.Л. Холмлгоровой. – М.: Теревинф, 2004. – 240 с. – (Особый ребенок)
2. Худенко Е.Д., Ткаченко В.С., Молчанова Л.Н., Золотцева Т.В. Основы правовой грамотности родителей, вос-питывающих детей-инвалидов.
М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2012.
3. Селигман. М., Дарлинг М. Обычные семьи, особые дети.
М.: Теревинф, 2009
4. Худенко Е.Д., Слободяник Н.П., Блудова А.А., Кальянов И.В., Пота-шова И.И., Любимова М.Н. Как научить ребенка-инвалида правилам поведения.
М.: АНМЦ «Развитие и кор-рекция», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей Творческого объединения "Художественная обработка древесины". Направление "Резьба деревянных ложек"
Дополнительная образовательная программа « Художественная обработка древесины » направлена на закрепление и развитие знаний, навыков и умений в области художествен...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей Направление: познавательное, интеллектуальное Название: объединение «Юные исследователи» Срок реализации 3 года Возраст: 13-15 лет
Программа дополнительного образования рассчитана на 3 года, для учащихся 7-9 классов, обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках естествознания и физики. Занятия кр...
"Радиопеленгация" рабочая общеразвивающая программа дополнительного образования технической направленности 1 год обучения
Рабочая программа составлена на основе многолетнего опыта и опирается на учебные пособия авторов указанныхх в программе.В программе показана актуальность, обоснована новизна,. программа содержит...
"Радиоэлектроника, рабочая общеразвивающая программа дополнительного образования технической направленности
Рабочая общеразвивающая программа дополнительного образования технической направленности расчитана на 2 года обучения. Цель программы: освоение обучающимися навыков самостоятельной творческой конструк...
"Радиопеленгация" рабочая общеразвивающая программа дополнительного образования технической направленности, 2 год обучения
Рабочая общеразвивающая программа "Радиопеленгация", разработана на второй год обучения. Программа обеспечивает последовательность и непрерывность подготовки радиоспортсмена. Значительная ...
Рабочая образовательная программа Дополнительного образования детей Творческого объединения художественно - эстетической направленности «Дизайн и мода»
Рабочая образовательная программаДополнительного образования детейТворческого объединения художественно - эстетической направленности«Дизайн и мода»...