Программа кружка "Компьютерная азбука"
материал на тему
Данная программа направлена формирование знаний, умений и навыков детей с ограниченными возможностями пользования персональным компьютером, различными программами и периферийными устройствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kompyuternaya_azbuka.doc | 597.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………3
Основное содержание программы………………………………………..4
Литература…………………………………………………………….…..13
Приложение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с ограниченными возможностями здоровья. Это составляет 1/10 числа жителей нашей планеты.
В нашей стране, как и во всём мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями. Физическое или умственное ограничение здоровья у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, оно способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладением в будущем профессиональными навыками.
В настоящее время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, социологи, педагоги раскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы, стадии, факторы социальной реабилитации.
Актуальность состоит в том, что ребёнок с ограниченными возможностями - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всех сферах жизнедеятельности. Одной из инновационных форм реабилитации является работа на персональном компьютере (по тексту ПК).
Таким образом, цель программы: формирование знаний, умений и навыков детей с ограниченными возможностями пользования персональным компьютером, различными программами и периферийными устройствами.
Задачи:
- Дать представление об основных возможностях компьютера и научить пользоваться ими в повседневной жизни.
- Обучить навыкам работы с наиболее распространенным программным обеспечением.
- Развивать логическое мышление, внимание, память.
- Совершенствовать координацию и мелкую моторику рук.
- Формировать навыки персональной сохранности при работе с ПК (соблюдение требований безопасности и гигиены).
- Воспитывать чувство индивидуальной ответственности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа ориентирована на детей с ограниченными физическими и умственными возможностями 5 – 18 лет.
Реализация кружковой работы рассчитана на реабилитационный период (октябрь - май).
Дети делятся на младшую и старшую группу в соответствии с уровнем психического развития детей (индивидуально); темы также подобраны для каждой группы.
Режим занятий: младшая группа ( по тексту МГ)– 15-20 мин., старшая группа (по тексту СГ) – 25-30 мин.
Количество занятий: 29 (старшая группа), 13 (младшая группа) (Приложение № 1).
Работа по формированию знаний, умений, навыков (по тексту ЗУН) пользования персональным компьютером делится на три направления:
- Обучение навыкам работы с операционной системой, основными компьютерными программами и приложениями.
- Знакомство с работой периферийных устройств ПК.
- Развивающие, обучающие, коррекционные компьютерные игры
Каждое занятие по первому направлению прямо или косвенно несет информацию, а также учит ребенка навыкам и умениям работы с ПК и оргтехникой. Наряду с этим занятия имеют и коррекционный характер. При обучении работе на компьютере, у детей происходит развитие высших психических функций (внимание, слуховая и зрительная память, мышление, воображение, речь), а также развитие мелкой моторики рук, координации движений. Эти занятия расширяют кругозор, развивают волевые качества, воспитывают стремление к самостоятельному достижению цели.
Второе направление. На занятиях дети знакомятся с основными действиями многофункционального устройства (по тексту МФУ): печатание, ксерокопирование, сканирование. Также знакомятся с сенсорной интерактивной доской, использование которой всё чаще и чаще помогает в процессе реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями. Выполнение простых действий на интерактивной доске развивает воображение, мышление, память, мелкую моторику.
Занятия по третьему направлению удовлетворяют потребность ребёнка любого возраста в игре. Компьютерные игры, как и любое увлечение, приучают ребёнка к расширению своих знаний о предмете увлечения, к самостоятельному поиску информации. Разнообразные сюжеты игр и эстетика их оформления расширяют представление ребёнка об окружающем мире, а игровой опыт помогает систематизировать эти представления и соотнести их с собственными знаниями и жизненным опытом. Кроме того, от игры дети получают удовольствие, а значит – положительные эмоции, необходимые для более эффективной социальной реабилитации ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.
Ожидаемый результат:
Дети должны: СГ
1.Уметь применять правила техники безопасности при работе на ПК; |
2.Уметь правильно организовывать своё рабочее место; |
3. Знать основные устройства компьютера и понимать их назначение; |
4.Соблюдать алгоритм включения и выключения ПК; |
5. Знать назначение часто используемых клавиш на клавиатуре; |
6. Выполнять действия с мышью: перемещение указателя мыши; щелчок левой кнопкой мыши; щелчок правой кнопкой мыши; двойной щелчок; |
7. Называть основные объекты Рабочего стола и понимать их назначение; |
8. Выполнять действия с окнами; |
9. Выполнять действия в окне Мои документы: создавать; переименовывать; перемещать; |
10.Ориентироваться в значках панели инструментов; |
11.Владеть методами вставки графических объектов (фигуры, объект Word Art) |
12. Уметь работать с таблицами; |
13. Знать основные принципы работы периферийных устройств (наушники, колонки, МФУ, интерактивная доска); |
14.Уметь задавать нужную информацию в строке поиска в сети Интернет |
МГ:
1.Уметь применять правила техники безопасности при работе на ПК; |
2.Уметь правильно организовывать своё рабочее место; |
3. Знать основные устройства компьютера и понимать их назначение; |
4.Соблюдать алгоритм включения и выключения ПК; |
5. Знать назначение часто используемых клавиш на клавиатуре; |
6. Выполнять действия с мышью: перемещение указателя мыши; щелчок левой кнопкой мыши; щелчок правой кнопкой мыши; двойной щелчок; |
7. Соблюдать алгоритм запуска игр; |
8. Знать функции и принципы работы периферийных устройств; |
9. Знать основной принцип работы ксерокса (копировального устройства) |
10.Знать основной принцип действия сенсорной интерактивной доски |
Диагностика сформированности ЗУН пользования ПК (Приложение 2).
Для определения эффективности проводимой работы разработаны критерии (Таблица 1)
Таблица 1.
Критерии сформированности навыка
Уровень | Условные обозначения | Критерии |
Низкий | (НУ) | Не знает термины, не показывает и не называет основные устройства и функции ПК (требуется помощь педагога) |
Средний | (СУ) | Не называет термины, но показывает и ориентируется в основных функциях ПК и операциях (требуется дозированная помощь педагога) |
Высокий | (ВУ) | Называет термины и показывает основные устройства ПК и периферийные устройства, может выполнять основные операции (помощь педагога не требуется) |
Литература:
- Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса . 6-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
- Дошколёнок + компьютер: перспективно – тематическое планирование. Конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет / авт. – сост. Л.А. Коч, Ю.А. Бревнова. – Волгоград: Учитель, 2011
- Знакомьтесь: компьютер. А.Н. Богатырёв, Г.Н. Некрасова, ОАО «Радуга», 2009
- Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
- Клуб весёлых информатиков: занимательные уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Л.Н. Горбунова, Т.П. Лунина. – Волгоград: Учитель, 2009
- Компьютерные игры в обучении детей 4 – 7 лет: программа, развёрнутое планирование, модели занятий / авт.-сост. Л.К. Балабанова. – Волгоград: Учитель, 2012
- Развитие навыков работы с компьютером у детей 4 – 7 лет. Планирование занятий, ренкомендации, дидактический материал, консультации для родителей / авт. – сост. З.М. Габдуллина. – Волгоград: Учитель, 2010
Приложение 1.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Цель занятия | Кол-во занятий | Срок |
1. | Вводное. Инструктаж по технике безопасности при работе на ПК. | Цель: знакомство с правилами работы на ПК. | 1 | 1 нед. октября |
2. | «Что такое компьютер?» | Цель: знакомство с основными устройствами компьютера. | 2 | 2-3 нед. октября |
3. | «Функции основных устройств ПК» | Цель: знакомство с функциями основных устройств компьютера. | 2 | 4-5 нед. октября |
4. | Описание рабочего стола | Цель: знакомство с основными элементами рабочего стола (пиктограммы). | 1 | 2 нед. ноября |
5. | Клавиатурный тренажёр | Цель: формирование навыка владения клавиатурой. | в течение года | 3 нед. ноября |
6. | Компьютерные игры | Цель: знакомство с папкой «Игры» на рабочем столе и её применение. | в течение года | |
7. | Текстовый редактор Microsoft Word | Цель: знакомство с интерфейсом программы Microsoft Word и её назначением. | 2 | 4-5 нед. ноября |
8. | Основные значки панели инструментов | Цель: обучение принципам работы с основными значками панелей инструментов. | 4 | 1-4 нед. декабря |
9. | Вкладка строки Меню Вставка (фигуры, коллекция объектов Word Art) | Цель: обучение методам вставки графических объектов в документ. | 2 | 1-2 нед. февраля |
10. | Создание таблицы Microsoft Word | Цель: обучение способу создания таблицы в документе. | 3 | 3-5 нед. февраля |
11. | Периферийные устройства (МФУ, сенсорная интерактивная доска, наушники, колонки) | Цель: знакомство с основными функциями и принципами работы периферийных устройств. | 2 | 2-3 нед. марта |
12. | «Что такое МФУ?» | Цель: знакомство с основными функциями и принципами работы МФУ. | 3 | 4-5 нед. марта, 1нед. апреля |
13. | «Сенсорная интерактивная доска» | Цель: знакомство с принципом действия интерактивной доски и её функционированием. | 3 | 2-4 нед. апреля |
14. | Интернет | Цель: знакомство с понятием «Интернет», поиск информации в сети. (Интернет-ресурсы. Интернет энциклопедия "Википедия"). | 3 | 5 нед. апреля, 2-3 нед. мая |
15. | Итоговое занятие | Цель: проверка ЗУН пользования ПК. | 1 | 4 нед. мая |
29 |
Тематическое планирование (СГ)
Тематическое планирование (МГ)
№ п/п | Тема занятия | Цель занятия | Кол-во занятий | Срок |
1. | Вводное. Инструктаж по технике безопасности при работе на ПК | Цель: знакомство с правилами работы на ПК. | 1 | 1 нед. октября; 2 нед. февраля |
2. | «Что такое компьютер?» | Цель: знакомство с основными устройствами компьютера, включение (выключение ПК). | 2 | 2-3нед. октября; 3-4 нед. февраля |
3. | «Страна компьютерных игр» | Цель: знакомство с компьютерными играми. | в течение года | |
4. | «Готовимся к школе» | Цель: развитие интеллектуальных способностей. | 2 | 4-5 нед. октября; 5 нед. февраля, 2 нед. марта |
5. | Периферийные устройства (МФУ, сенсорная интерактивная доска, наушники, колонки) | Цель: знакомство с основными функциями и принципами работы периферийных устройств. | 2 | 2-3 нед. ноября; 3-4 нед. марта |
6. | «Что такое МФУ?» | Цель: знакомство с принципом работы ксерокса. | 2 | 4-5 нед. ноября; 1-2 нед. апреля |
7. | «Сенсорная интерактивная доска» | Цель: знакомство с принципом действия интерактивной доски и её функционированием. | 3 | 2-4 нед. декабря;3-5 нед. апреля |
8. | Итоговое занятие | Цель: проверка ЗУН пользования ПК. | 1 | 5 нед. декабря; 2 нед. мая |
| 13 |
Приложение 2
Диагностика сформированности ЗУН пользования ПК.
ФИО_______________________________________________(СГ)
Перечень ЗУН | НУ (низкий уровень) | СУ (средний уровень) | ВУ (высокий уровень) |
1.Применяет правила техники безопасности при работе на ПК | |||
2.Умеет правильно организовывать своё рабочее место | |||
3. Называет основные устройства компьютера и понимает их назначение | |||
4.Соблюдает алгоритм включения и выключения ПК | |||
5. Использование клавиатуры (знает назначение клавиш на клавиатуре) | |||
6. Выполняет действия с мышью:
| |||
7. Рабочий стол (называет основные объекты Рабочего стола и понимает их назначение) | |||
8. Действия с окнами:
| |||
9. Действия в окне Мои документы:
| |||
10.Использование панели инструментов Форматирование:
| |||
11.Владение методами вставки графических объектов (фигуры, объект Word Art) | |||
12. Работа с таблицами:
| |||
13. Знает основные принципы работы МФУ | |||
14.Умеет задавать нужную информацию в строке поиска в сети Интернет |
ФИО_______________________________________________(МГ)
Перечень ЗУН | НУ (низкий уровень) | СУ (средний уровень) | ВУ (высокий уровень) |
1.Применяет правила техники безопасности при работе на ПК | |||
2.Умеет правильно организовывать своё рабочее место | |||
3.Называет и показывает основные устройства компьютера и понимает их назначение | |||
4.Соблюдает алгоритм включения и выключения ПК | |||
5. Использование клавиатуры (знает назначение клавиш на клавиатуре) | |||
6. Выполняет действия с мышью:
| |||
7. Соблюдает алгоритм запуска игр | |||
8. Знает функции и принципы работы периферийных устройств (наушники, колонки) | |||
9. Знает основной принцип работы ксерокса (копировального устройства) | |||
10.Знает основной принцип действия сенсорной интерактивной доски |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Азбука здоровья"
программа расчитана на 5-6 классы 1час в неделю...
Авторская программа "Нотная азбука"
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОНДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНАМУНИЦ...
материал к программе "Театральная азбука"
материал для родителей и специалистов по программе деятельности творческой студии Театральная азбука для детей с ограниченными возможностями...
программа "Театральная азбука"
Программа творческой студии Театральная азбука для детей с ограниченными созможностями...
Материалы для проведения тестирования на тему: "Состав ПК" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего школьного возраста)
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3993219","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"113px","width":"150px"}}]] Данный материал можно использовать для контрольного ср...
Материалы для проведения тестирования на тему: "Информация вокруг нас" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего школьного возраста)
Данный материал можно использовать для контрольного среза знаний по теме: "Информация" как в учреждениях ДО, так и в общеобразовательных школах, где информатику начинают изучать с начального звена. Ма...
Материалы для проведения тестирования на тему: "Клавиатура" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего шеольного возраста)
Данный материал можно использовать для контрольного среза знаний по теме: "Клавиатура" как в учреждениях ДО, так и в общеобразовательных школах, где информатику начинают изучать с начального звена. Ма...