Сценарий педагогического совета "Современные подходы в формировании познавательных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС"
методическая разработка
Способствовать осознанию направляющей и формирующей роли педагогического воздействия учебно-воспитательной деятельности в процессе развития и становления учащегося как личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_sovremennye_podhody_v_formirovanii_poznavatelnyh_uud.docx | 36.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
«Современные подходы в формировании познавательных УУД в рамках реализации ФГОС»
Цель: способствовать осознанию направляющей и формирующей роли педагогического воздействия учебно-воспитательной деятельности в процессе развития и становления учащегося как личности.
Задачи:
- осознание необходимости эффективного управления развитием личности, базирующейся на целеполагании, на стремлении к цели; управление формированием познавательных универсальных учебных действий;
- осмысление профессионального вклада в создание условий для эффективного развития личности в процессе предметного обучения.
Ход проведения педсовета
I. Организационный момент.
(Звучит музыка «Улыбка»)
- Добрый день!
Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.
Писатель Владимир Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки.
Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Пусть этот педсовет принесет вам радость общения.
2. Самоопределение к деятельности.
- Посмотрите на эти буквы (УУД)
Покажите с помощью сигналов, что вы знаете о них? (красный - много знаю, жёлтый - мало знаю, синий - ничего не знаю).
Б) «Синквейн»
- Прочитайте синквейн. О чем идет речь?
Действия
Универсальные активные
Формируют, развивают, совершенствуют
Способность успешно усваивать знания
Умения
- О чём же пойдёт речь на педсовете?
- Определим цель нашей с вами работы.
3. Актуализация знаний.
-Универсальные учебные действия являются неотъемлемой частью ядра нового стандарта, так как обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Они создают условия развития личности и её самореализации.
-А что же лежит в основе формирования универсальных учебных действий?
( В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.)
Универсальные учебные действия - это навыки, которые закладываются и формируются в школе на всех уроках. Их можно сгруппировать в четыре основных блока.
- У вас на партах лежит СХЕМА. Прочитайте и назовите, какого блока УУД не достает.
Работа в группах.
- Обсудите в группах, что вы знаете о недостающем блоке. Допишите то, что считаете нужным.
- Какого блока не достает?
- Что вы знаете о познавательных УУД?
- Какие основные термины сегодня будут звучать на нашем педсовете?
( 1) 2) саморегуляция; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) Методы, приемы, …)
Проблема формирования познавательных универсальных учебных действий является актуальной для нашего образовательного учреждения, как школы для детей с разными стартовыми возможностями. В гимназии обучаются 571 человек. По окончанию 1 четверти качество знаний по гимназии составило- 81%. «Отличников»- 72 чел., «хорошистов»- 296 чел., «троечников»-83 чел. В таком составе мы принимаем участие в олимпиадном движении, ищем подходы, технологии, формы работы, которые позволили бы нам обеспечить успешность в обучении каждого учащегося, приобретение каждым учеником социального опыта.
Перед школой и учеником стоит задача не просто изучение основ математики, литературы, а в первую очередь, расширения, усложнения индивидуальных познавательных ресурсов в процессе овладения той или иной учебной дисциплины. Выдающийся педагог, доктор психологических наук Ш. Амонашвили в своей книге «Размышления о гуманной педагогике» сказал: «Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими». На это нацеливает и национальный проект «Образование».
Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Современные потребности учащихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащиеся не обретут статус субъекта образования. В связи с этим злободневным становится формирование и развитие познавательных УУД в условиях лавинообразного возрастания объёмов информации, её быстрого старения. Поэтому целенаправленное планомерное формирование именно познавательных УУД является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса.
Познавательные учебные действия включают умение читать и слушать, извлекать нужную информацию, анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую все перечисленное необходимо современным детям, живущим в век информационно-коммуникационных технологий.
Кроме того, познавательные УУД формируют не только умение учиться, но и способность переучиваться, что соответствует современной педагогической истине: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!»
Стандарты 3 поколения, которые вступают в силу в сентябре 2022 года, ориентируют учителей на формирование у обучающихся функциональной грамотности. Функциональная грамотность формируется как целостная система и основой ее является успешное формирование УУД.
В настоящее время формы организации учебного процесса, содержание учебного материала и традиционные методы обучения в достаточной мере не способствуют полному и своевременному развитию школьников в соответствии с современными образовательными требованиями. Таким образом, наблюдается противоречие между недостаточной технологической проработкой формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий и необходимостью этого процесса в условиях современной школы. Использование современных образовательных приемов в школе в настоящее время стало не просто необходимостью, а одной из основных задач, которые каждый учитель ставит перед собой для достижения цели урока. В последнее время количество учебных дисциплин значительно увеличилось. Все предметы должны быть освоены учащимися максимально с учетом их умственных способностей и физических возможностей. Без применения на уроках чего-либо нового, нестандартного достижение указанной цели не представляется возможным.
Предлагаю коллегам поделиться опытом и рассказать, как можно формировать у обучающихся на разных ступенях обучения познавательные УУД.
( 1.Прием 2. Суть приема 3. Ценность приема. 4. Результат приема.
5. На каком этапе урока можно применить)
Каждый учитель определяет для себя наиболее эффективные подходы в формировании познавательных универсальных
Достижение ожидаемого результата - умения ставить и формулировать проблему дело не одного урока. Только планомерная, систематическая работа, использование деятельностного метода обучения, проблемно-диалогического метода на уроках, на мой взгляд, позволяет сформировать это познавательное универсальное учебное действие у обучающихся.
Постоянный поиск современных технологий, подходов, средств, методов обучения неслучаен, ведь цель современного образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития, а оно движимо только самостоятельно и творчески мыслящими людьми.
Планирование и проектирование уроков по формированию познавательных УУД – дело непростое и кропотливое, но сегодня – это требование времени. Мы - учителя, должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. Каждый ребенок на уроках успешен, потому что в образовательном процессе находится та «ниша», в которой он учится действовать, в которой ему интересно, в которой у него получается. Учащиеся чувствуют себя комфортно в общении с классом, учителем.
Рефлексия
«Оратор» (Убедите нас в том, что рассмотрение данной темы важно в работе учителя)
«Автор» (Если бы вы были автором методического пособия, как бы объяснили педагогам практическую значимость рассмотренной темы ?)
«Педагог-наставник» ( Я посоветовала бы молодым специалистам….)
«Молодой специалист» (Назовите 3 причины, по которым для вас важен был проведенный педсовет)
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Мы надеемся, что что-то из предложенного сегодня вы взяли в свою методическую копилку: приемы, средства, конкретные задания, и будете использовать в своей работе.
Решение педагогического совета
Рассмотрев тему «Современные подходы в формировании познавательных УУД в рамках реализации ФГОС», педагогический совет отмечает ее актуальность при организации учебно-воспитательного процесса. Цель современного образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития, а оно движимо только самостоятельно и творчески мыслящими людьми. Большинство педагогов гимназии необходимым инструментарием- современными педагогическими методами и приемами. Педсовет отмечает, что отдельные педагоги не уделяют должного внимания формированию познавательных УУД у обучающихся, а вместе с тем использование современных образовательных приемов, методов и технологий в образовательном процессе в настоящее время стало не просто необходимостью, а одной из основных задач.
Педагогический совет постановляет:
1. Учителям- предметникам:
- продолжить работу по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС.
Срок: постоянно
- активно внедрять в учебно-воспитательный процесс современные образовательные методы и приемы с целью формирования познавательных УУД обучающихся
Срок: постоянно
-ШМО изучить современные образовательные приемы и методы, нацеленные на формирование познавательных универсальных учебных действий
Отв.: руководители ШМО.
2. Учителям провести открытые уроки по теме «Современные методы и приемы обучения как средство формирования познавательных УУД обучающихся на уроке»
Срок: декабрь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему: ФГОС: формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении географии.
Реферат на тему: ФГОС: формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении географии....
Формирование универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС ООО
Выступление на педсовете...
Примеры заданий на формирование познавательных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС
Материал предназначен для учитилей работающих в рамках реализации ФГОС...
Статья: Школа педагогического мастерства «Способы формирования, технология развития и оценки познавательных и регулятивных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС НОО».
Школа педагогического мастерства....
Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий на различных этапах урока обществознания в рамках реализации ФГОС ООО
Актуальной сегодня является проблема организации самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. В первую очередь это относится к предмету «об...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Педагогическое руководство проектной деятельностью обучающихся для формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС»
Современная школа ещё не полностью перешла на новые ФГОС. Данный опыт работы уже сейчас иллюстрирует те результаты, которые могут быть достигнуты учителем в качестве руководителя про...
Статья "Педагогическое руководство в учебно-воспитательной работе проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе реализации ФГОС ООО"
В своей педагогической практике с 2010 года автор активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедился в том, что проектная деятельность учащихся является эффективным средс...