Юный археолог
методическая разработка на тему
Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, удовлетворение познавательного интереса в области древнейшей истории, приобретение компетентности в области археологической науки, подготовка учащихся к работе в сфере гуманитарной науки, воспитание социальной активности учащихся, предполагающее формирование умений и навыков самостоятельных действий в сфере пропаганды археологических знаний и охраны археологических памятников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_arheolog.doc | 287.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Историческая память, хотя и передается по наследству из поколения в поколение, тем не менее должна воспитываться целенаправленно, базируясь на исторических науках.
Основу исторического образования составляет история Отечества, родного края. Археология – неотъемлемая часть в системе исторических наук. В силу специфики она является связующим звеном между естественным миром и миром людей, так как она изучает историю человечества, начиная с самого раннего периода.
Возможности взаимодействия археологии и исторического краеведения в дополнительном образовании значительны и могут иметь разнообразные формы. Без знания археологического наследия не может быть полноценного представления об истории края. А практические навыки археологического исследования лучше всего могут быть получены и закреплены в процессе непосредственного участия учащихся в научных изысканиях на территории местного края. Благодаря этому происходит осознание историко – культурной ценности родной земли, повышение собственного престижа учащихся, причастных к важной работе по сохранению и изучению археологически памятников.
Направленность программы – туристско - краеведческая
Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, удовлетворение познавательного интереса в области древнейшей истории, приобретение компетентности в области археологической науки, подготовка учащихся к работе в сфере гуманитарной науки, воспитание социальной активности учащихся, предполагающее формирование умений и навыков самостоятельных действий в сфере пропаганды археологических знаний и охраны археологических памятников.
Задачи:
-дать разносторонние знания по истории, культуре, природе, археологических памятниках родного края;
- организовать работу воспитанников по изучению истории родного края средствами экскурсионной деятельности;
- обучить методике полевых работ;
- обучить исследовательским методам, применяемым в краеведении;
- развивать коммуникативные навыки;
- оказывать помощь в определении и выявлении своих природных наклонностей к исследовательской деятельности;
- приобщить к посильной практической деятельности по возрождению и сохранению историко – культурного наследия края
Актуальность, педагогическая целесообразность:
Актуальность и новизна данной программы состоит в том, что помимо образовательной задачи она ставит важнейшую социально – педагогическую проблему: вовлечение школьников в непосредственную деятельность по возрождению своего края, его памятников, традиций. Преодолеть уже ставшее привычным равнодушие юных граждан к своему краю, их отстраненность от него можно, лишь соединив и переплавив получаемые знания о нем с конкретной деятельностью, направленной на его изучение, сохранение археологических памятников и историко – эко – культурного наследия края
Формирование ключевых компетентностей:
готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию; коммуникативная компетентность
Отличительные особенности программы.
Данная программа является переработанным вариантом программы кружка «Юные археологи», составитель А.Ф. Кочкина, зав сектором археологии СОИКМ им. П.В.Алабина. – Самара, 1998г.
Новизна и специфика программы в системе дополнительного образования:
- прослеживаются и учитываются межпредметные связи;
- уделяется значительное внимание темам патриотизма и гражданственности;
- включаются темы федерального минимума в области истории археологии с
углубленным изучением материала; - предусматривается деление курса на уровни: ознакомительный, углубленный,
учебно-исследовательский.
Структура программы:
Программа « Юные археологи» предполагает дифференцированный подход к учащимся: разновозрастные группы, ориентацию на массовую аудиторию и сравнительно узкий круг детей, проявляющих повышенный интерес к древнейшей истории и процессу научного познания. В зависимости от возраста учащихся, их потребностей и интеллектуальных возможностей выделяются несколько уровней обучения.
I уровень - ознакомительный. Рассчитан на учащихся 12-13 лет. Условно этот уровень можно назвать научно-популярным. Цель обучения на данном уровне - удовлетворение познавательного интереса в области древней истории, популяризация археологии.
П уровень – углубленный. Рассчитан на учащихся в возрасте 13- 15 лет.Условно его можно назвать уровнем научных знаний. Цель обучения - приобретение компетентности в области археологии.
III уровень – учебно – исследовательский. Рассчитан на учеников 14 – 17 лет.
Носит гуманитарно-ориентированный характер. Цель обучения – профориентация на гуманитарный профиль.
Программа « Юный археолог» состоит из учебно-тематических планов, составляемых для каждого уровня обучения, учебно – тематического плана «Организация и проведение научного ученического исследования» и учебно – тематического плана археологической экспедиции. Структура обучения содержит четыре образовательных блока: теоретических занятий, практических лабораторных занятий, индивидуальных занятий и археологической экспедиции, которая является практическими полевыми занятиями. Обучение рассчитано на три года и месяц полевой практики, при условии, что учащиеся будут последовательно усваивать материал каждого уровня и нуждаться в переходе на более высокий. Годоваяпрограмма
Работа по программе ведется в «Гуманитарном центре интеллектуально развития» г. Тольятти и в археологической лаборатории СГУ, что позволяет использовать полноценную источниковую базу.
часов археологической экспедиции.
Работа по программе ведется в «Гуманитарном центре интеллектуально развития» г. Тольятти и в археологической лаборатории СамГУ, что позволяет использовать полноценную источниковую базу.
Срок реализации программы: программа реализуется 3года и1месяц полевой археологической практики.
Продолжительность образовательного процесса и режим занятий:
Программа предусматривает продолжительность образовательного процесса
34 учебных недели в течение учебного года (в том числе и в каникулярный период). Начало занятий с 1 октября. Режим занятий 1 – 2 раза в неделю. Годовая программа каждого уровня рассчитана на 102 аудиторных часа и дополнительно по завершению программы 70 часов археологической экспедиции.
Организационные и педагогические принципы реализации программы:
Реализация данной программы основывается как на общедидактических принципах: научности, последовательности, системности, связи теории с практикой, доступности, так и на основных принципах дополнительного образования – добровольного участия детей в занятиях, принципах самодеятельности и партнерства, индивидуального подхода к учащимся, развивающего и воспитывающего обучения
Особое место в данной программе отведено практике, творческим заданиям исследовательского характера, проектному методу обучения. Материал, подлежащий усвоению, располагается в хронологическом порядке и повторяется на более высоком теоретическом уровне по мере повышения уровня обучения. Но некоторые темы излагаются с достаточной степенью подробности и глубины, которые диктуются задачами преподавателя без возвращения на следующий уровень обучения.
Учебное время программы распределяется между аудиторными и полевыми занятиями, существенную часть которых составляет археологическая экспедиция.
Учебный план.
№ п/п | Название учебных курсов | Срок реализации | Возрастная группа | Теория | Практика | Всего часов | |||
Ознакомительный уровень | |||||||||
1 | Юнай археолог | 1 год | 12 – 13 | 56 | 46 | 102 | |||
Углубленный уровень | |||||||||
2 | Юный археолог | 1 год | 13 - 15 | 74 | 28 | 102 | |||
Учебно – исследовательский уровень | |||||||||
3 | Юный археолог | 1 год | 14 - 17 | 54 | 52 | 102 | |||
4 | Полевая археологическая практика | 1 мес | 14 - 17 | 70 | 70 | ||||
5 | Организация и проведение научно – ученического исследования | 1 год | 47 | 55 |
Условия реализации программы:
Технологии, методы, формы
- информационно-рецептивный:
- репродуктивный;
- проблемное изложение изучаемого материала;
- частично-поисковый, или эвристический метод;
Учебно-методическое обеспечение
Содержание каждого курса реализуется в комплексе через дидактический материал. Для формирования ценностных ориентаций учащихся на занятиях по программе ключевым моментом становится изучение концептов: историческое краеведение, этнология, культурология, экология. Изучение концептов на занятиях по программе способствует обогащению словаря учащихся лексикой этнокультуроведческой, исторической, археологической, гражданской тематики, совершенствованию социальной, коммуникативной, культуроведческой компетентностей учащихся.
В целях обеспечения ценностного подхода отбор текстов, используемых на занятиях, осуществляется по следующим принципам:
1) концептный (текст содержит в себе концепты, отражающие ценностную картину мира, отечество, малая родина, археологический памятник, Самарский край, родной город Тольятти);
2) когнитивный (наличие познавательного и информативного потенциала текстов, выполняющих образовательную функцию);
3) дидактический (наличие обучающего и воспитательного потенциалов, необходимых для формирования культуроведческой, социальной и коммуникативной компетентностей в ходе ценностно-ориентированного обучения археологии);
4) сензитивный (соответствие содержания текста и его языкового оформления возрастному уровню развития учащихся);
Методическое обеспечение программы
Технологии, методы, формы
Касаясь технологии обучения археологии в условиях дополнительного образования, следует отметить, что она должна представлять собой естественное продолжение той системы работы, которая проводится в базовом звене. Однако в условиях дополнительного образования можно говорить о целесообразности повышения доли занимательного материала, творческих заданий исследовательского характера, экскурсий, проектной деятельности, полевой практики. Наиболее эффективно достигнуть целей программы позволит применение модульной (автор Третьяков) или интегральной (автор Гузеев) технологий, реализующих компетентностно-ориентированный подход к обучению.
Содержание учебных курсов ознакомительного и углубленного уровней составлено с таким расчетом, чтобы основная работа учащихся проходила в групповой деятельности под руководством педагога. Лишь некоторые задания, связанные с изучением литературы и подготовкой сообщений, докладов, научных работ следует выносить как индивидуальные. В «Учебно-исследовательском разделе»» основной объем учебного времени отводится на индивидуальную проектную деятельность.
Материально – техническое обеспечение:
Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям для занятий группы 12 – 15 человек. Видеоаппаратура, видеокассеты, телевизор, видеоматериалы, иллюстративный материал, компьютер с выделенным каналом выхода в Интернет, канцелярские принадлежности, наличие учебных пособий, наличие дидактического материала; наличие учебных пособий. При проведении практических занятий: компас, рулетка, чертежные и измерительные приборы
Контроль за реализацией программы:
При работе над данной программой предусмотрены следующие формы контроля:
- вводный (первичный) контроль проводится на первых занятиях с целью выявления образовательного и творческого уровня развития детей, их воспитанности. Данный контроль может проводиться в форме собеседования, тестирования, анкетирования или использования социопсихологических методик, рекомендованных научно-методическим советом Центра.
- текущий контроль проводится для определения уровня усвоения содержания программы. Формы (открытое занятие, диспуты, викторины и т.п. по пройденным разделам каждого уровня программы). Для определения уровня обученности используется подход, разработанный В.В. Краевским, И.Я.Лейнером, М.Н. Скаткиным;
- итоговый контроль проводится по завершению каждого уровня программы. Данный контроль может проводиться в форме тестирования, анкетирования, защиты проектов, использования социопсихологических методик, рекомендованных научно-методическим советом Центра, а также по итогам участия детей в конкурсах, научно-практических конференциях различных уровней.
Модель выпускника:
Сформированные основные ключевые компетентности
- Развитие инновационных характеристик личности: ощущение нового, поиск нестандартных решений, потребность приобретать новые знания, желание и потребность глубоко разбираться в разнообразных процессах, явлениях, сущностях, умение удивляться и развитое чувство любознательности.
- Креативность. Творческое восприятие окружающей действительности, потребность создавать новое, получение высокого удовлетворения от творческого процесса.
- Рефлексия и аналитические способности. Умение оценивать обстановку, осознание и видение своих достоинств и недостатков, отношение окружающих к вам и к вашей деятельности. Умение, желание, потребность и способность выстраивать траекторию и планы личного успеха на разную временную перспективу.
- Коммуникативные умения. Понимание ценности, знание и принятие норм и правил общения, терпимость, душевность и доброта в отношениях с людьми, ответственность и обязательность. Признание и уважение права всякой личности на самостоятельность и независимость.
- Эмоциональное развитие личности. Способность адекватно реагировать на различные внешние воздействия. Умение корректно выражать свое мнение.
Формы, способы и приемы, используемые при обучении.
Формы проведения занятий разнообразны: во-первых, это вводные занятия, во-вторых, уроки проблемного плана, в-третьих, уроки проверки знаний, и, в-четвертых, уроки самоанализа.
Но, в дополнительном образовании, когда большая часть времени отводится на практику, уроки по данным формам требуют поиска наиболее эффективных методик и форм работы учителя, например: викторины, конкурсы, коллективные кроссворды, урок-исследование (практические работы по исследованию документов), экскурсии, практические занятия на базе археологической лаборатории СГУ, предметные олимпиады.
Для развития познавательной активности учащихся, осознанного восприятия материала, особую роль играет семинар, который помогает рассмотреть проблему при самостоятельном изучении и исследовании.
Реферативная форма работы может быть использована как в качестве текущей работы в ходе учебного года, так и в виде итоговой аттестации за курс. Темы реферата по археологии ориентированы на изучение и описание проведенных исследований в области археологии края, этнографии края, в таком случае теоретические знания курса будут конкретизированы, применены, отражены в практической плоскости.
Ознакомительный уровень.
Цели и задачи
- пробудить интерес к археологическому наследию как части общекультурных ценностей человечества в целом и родного края в частности;
- познакомить с основными научными понятиями археологии;
- показать связь археологии с другими научными дисциплинами;
- дать понятие об основных особенностях археологического источника4
- прививать навыки камеральной обработки археологического материала и теоретически познакомить с методами проведения полевых исследований.
Организационные и педагогические принципы
Реализация поставленных задач осуществляется на основе ведущих принципов дидактики.
Это общие принципы:
адекватность форм и методов содержанию и целям обучения;
воспитывающий характер обучения;
научность, связь теории с практикой;
сознательное и активное усвоение знаний, умений и навыков;
систематичность и последовательность;
наглядность;
доступность и посильность.
И предметные принципы:
хронологический порядок построения материала; концентричность изложения материала.
Формы занятий.
На данном уровне обучения используются формы занятии: игры, экскурсии, викторины, конкурсы, решение кроссвордов, соревнования, экскурсии, практические занятия.
Приемы и средства работы: ведение тетради, словаря, творческие папки, решение кроссвордов, оформление стендового материала по результатам экскурсий и практических занятий.
Контроль и оценивание знаний.
Контроль знаний осуществляется по результатам практических работ: оформление творческих папок, оформление стендов, написание рефератов. Оценивание знаний осуществляется через систему зачетов, призовых мест, поощрений (грамоты, похвальные листы).
Умения и навыки, полученные на данном уровне:
Учебно – интеллектуальные:
- оиентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимсть нового знания;
- добывать новые знания из различных источников и различными способами (наблюдение, чтение, слушание);
- уметь перерабатывать информацию из одной формы в другую (таблица, текст, схема, график, иллюстрация).
Учебно – оценочные умения.
- объяснять свои оценки, свою точку зрения, свои позиции.
Учебно – коммуникативные умения.
- понять другие интересы, позиции, взгляды.
Используемые социопсихологические методики:
- Л.В. Байбородова. Методика исследования мотивов посещения занятий в коллективе.
- Ю.М. Тамошин. Методика изучения интересов в дополнительном образовании
- М.И.Рожков, Ю.С. Тюников, Б.С. Алишев, Л.А.Волович. Методика диагностики уровня творческой активности учащихся
Курс « Юный археолог».
1й год обучения
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Форма и методы занятий | |
Теория | Практика | |||
1. | Введение в специальность | 2 | 4 | Беседа, экскурсия в музей археологии |
2. | История археологического изучения Самарского края | 3 | 2 | Лекция |
3. | Происхождение человека | 6 | Лекция, беседа | |
4. | Каменный век | 6 | 3 | Лекции, семинары, практические занятия. |
5. | Обзорная лекция по пройденному материалу в музее СамГУ, экскурсия, практическое занятие. Выбор тем рефератов. | 6 | 2 | |
6. | Эпоха энеолита | 9 | Лекция | |
7. | Эпоха бронзы | 6 | 6 | Лекции, семинары, практические занятия |
8. | Обзорная лекция в музее археологии СамГУ, экскурсия, практическое занятие. Консультации по темам рефератов. | 6 | 6 | |
9. | Ранний железный век | 4 | 5 | Лекции, семинары, практические занятия. |
10. | Раннее средневековье | 6 | 3 | Лекции, семинары, практические занятия. |
11. | Позднее средневековье | 6 | 3 | Лекции, семинары, практические занятия. |
12. | Обзорная лекция в музее археологи СамГУ, экскурсия, практическое занятие. | 2 | 4 | |
13. | Происхождение современных народов Поволжья | 2 | Лекции, семинары, занятия | |
14. | Ранняя история г. Самара | 2 | 4 | Лекции, экскурсии по старой Самаре, выходы на археологические памятники |
15. | Топография памятников археологии | 6 | Выходы на археологические памятники | |
Итого | 56 | 46 | ||
Всего | 102 |
Содержание
I. Введение в специальность.
Археология - наука о древнейшем прошлом человека. Основные понятия и термины археологии (Культурный слой, археологическая культура, стратиграфия, горизонт и т. д.). Методы археологического датирования. Периодизация археологии.
П. История археологического изучения Самарского края.
Экспедиция И.И.Лепехина и П.С.Палласа. Раскопки Ф.Д.Нефедова и В.Н.Поливанова. Находки конца XIX - начала XX веков. Первый Самарский университет и В. В. Гольмстен. Работы на строительстве Куйбышевского гидроузла. Средневолжская археологическая экспедиция.
III. Происхождение человека.
Прародина человека. Теория эволюции Ч.Дарвина. Древнейшие гоминиды.
IV. Каменный век.
Его периодизация. Климат, растительный и животный мир. Оледенения. Орудия труда, искусство. Самарский край в каменном веке.
V. Эпоха энеолита.
Знакомство человека с металлом. Археологические культуры. Самарский край в эпоху энеолита.
VI. Эпоха бронзы.
Появление бронзовых орудий. Расселение людей в эпоху бронзы, их культура, хозяйство, быт, обряды, верования. Самарский край в эпоху бронзы.
VH. Ранний железный век.
Появление железа, первые способы его добычи и обработки. Археологические культуры Самарского края. Мир кочевников и лесного населения.
УШ. Раннее средневековье.
Эпоха великого переселения народов. Кочевники и земледельцы Самарского края.
IX. Позднее средневековье.
Волжская Болгария. Селища и городища. Быт и нравы болгар по сообщению Ибн-Фадлана. Градостроительство. Захват Болгарии татаро-монголами и образование Золотой Орды. Золотоордынские памятники Среднего Поволжья.
X. Происхождение современных народов Поволжья.
XI. Ранняя история г. Самара.
ХП. Топография археологических памятников.
Речные террасы и водоразделы и их образование. Закономерности в выборе мест для жилых и погребальных памятников в разные эпохи.
Углубленный уровень.
Углубленный уровень в зависимости от подготовленности может быть рассчитан на возрастную группу 13-15 лет. Если первый уровень усвоения доступен практически каждому учащемуся, то занятия по II уровню предполагают определенные склонности к научной деятельности.
Цель и задачи углубленногоуровня: приобретение компетентности в области археологии.
Предполагает решение следующих задач:
- познакомиться с основными научными проблемами (хронологии и периодизации, признаками археологических культур Поволжья и т. д.);
- овладеть научной терминологией;
- овладение методикой полевых работ на уровне рабочего-профессионала.
Организационные и педагогические принципы
Реализация поставленных задач осуществляется на основе ведущих принципов дидактики.
Это общие принципы:
адекватность форм и методов содержанию и целям обучения;
воспитывающий характер обучения;
научность, связь теории с практикой;
сознательное и активное усвоение знаний, умений и навыков;
систематичность и последовательность;
наглядность;
доступность и посильность.
И предметные принципы:
хронологический порядок построения материала;
Формы занятий: на данном уровне обучения могут проводиться занятия в
игровой форме (деловая игра, викторина, КВН), а так же основной формой могут
стать семинары, конференции, дискуссии, лекции, олимпиады, экскурсии, для развития познавательной активности учащихся, осознанного восприятия материала, особую роль играет семинар, который помогает учащимся рассмотреть проблему при самостоятельном изучении и исследовании.
Приемы и средства работы: дискуссионные клубы, оформление выставок, рефераты и доклады по темам, олимпиады, социологические опросы, составление археологических карт, журналов региона.
Контроль и оценивание знаний: осуществляется зачетной системой, конкурсным подведением итогов по результатам конференций, выставок, и т.д.
Умения и навыки, полученные на данном уровне:
Учебно – интеллектуальные:
- оиентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимсть нового знания;
- добывать новые знания из различных источников и различными способами (наблюдение, чтение, слушание);
- уметь перерабатывать информацию из одной формы в другую (таблица, текст, схема, график, иллюстрация,
- уметь передавать информацию в сжатом или развернутом виде (составлять план текста, тезисы, конспект и др.)
Учебно – оценочные умения.
- объяснять свои оценки, свою точку зрения, свои позиции;
- самоопределяться в системе ценностей.
Учебно – коммуникативные умения.
- понять другие интересы позиции взгляды;
- договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того , чтобы сделать общее дело.
Используемые социопсихологические методики:
- Л.В. Байбородова. Методика исследования мотивов посещения занятий в коллективе.
- Ю.М. Тамошин. Методика изучения интересов в дополнительном образовании
- М.И.Рожков, Ю.С. Тюников, Б.С. Алишев, Л.А.Волович. Методика диагностики
Курс « Юный археолог»
Учебно-тематический план
2й год обучения.
№ пп | Тема занятий | Количество часов | Формы организации занятий | |
Теория | Практика | |||
I. | Предмет и объект в археологии | 3 | Лекция - беседа. | |
II. | Палеолит | 4 | 2 | Лекции, сообщения учащихся |
III. | Мезолит | 4 | Лекции | |
IV. | Неолит | 2 | 2 | Лекция-коллоквиум |
V. | Социальные структуры каменного века | 3 | 2 | Лекция-коллоквиум, по Л.Моргану «Лига ходе-носауни или ирокезов» |
VI. | Заключительное занятие по пройденному материалу в СамГУ. | 3 | 5 | Лекция, практическое занятие. |
VII. | Энеолит | 4 | 2 | Лекции, коллоквиум |
VIII. | Бронзовый век | 10 | 2 | Лекции, сообщения учащихся |
IX. | Спецкурс по бронзовому веку в СамГу. Консультации по индивидуальным темам. | 2 | 4 | Лекция, практическое занятие. |
X. | Ранний железный век | 6 | 2 | Лекции, коллоквиум |
XI. | Раннее средневековье | 6 | Лекции | |
XII. | Позднее средневековье | 12 | Лекции | |
хш. | Спецкурс по железному веку. Консультации по индивидуальным темам. | 3 | 5 | Лекция, практическое занятие. |
XIV. | Древние авторы об истории Поволжья | 3 | Лекция | |
XV. | Вспомогательные исторические дисциплины | 6 | Лекции | |
XVI | Теория полевой археологии | 3 | Лекция | |
Итого | 76 | 26 | ||
Всего | 102 |
Содержание.
I. Предмет археологии, основные понятия и термины, виды археологических памятников.
П. Палеолит.
Эпоха плейстоцена, её геология, климат, флора и фауна. Проблема антропогенеза. Периодизация палеолита. Расселение людей, вопрос о культурах палеолита. Орудия, основные памятники и их характеристика. Искусство палеолита.
Ш. Мезолит и неолит.
Начало голоцена, его климат, флора и фауна. Основные памятники. Орудия, появление керамики. Основные достижения эпох. Археологическая культура.
FV. Социальные структуры каменного века.
Основные понятия и термины.
V. Энеолит.
Знакомство человека с металлом. Археологические культуры и их взаимодействие
VI. Бронзовый век.
Появление бронзовых орудий, основные металлургические очаги и типы изделий. Археологические культуры Среднего Поволжья: ямная, полтавкинская, лбищенско-вольская, абашевская; культурные типы начала поздней бронзы: потаповский, покровский, срубная культура; культурные типы финальной бронзы: сусканский и ивановский. Инокультурные влияния и взаимодействия культур.
VII. Ранний железный век.
Знакомство с железом, первые технологии его производства. Культуры РЖВ: савроматы и сарматы, городецкая, белогорская, кочевой и лесной миры и их взаимоотношения.
УШ. Раннее средневековье.
Степные и лесные культуры, ранние кочевники. Эпоха великого переселения народов. Проблема прихода ранних славян и именьковская культура. Приход болгар на Волгу.
IX. Позднее средневековье.
Образование Волжской Болгарии. Муромский городок. Селища болгар и городища Самарской Луки. Земледелие и ремёсла у болгар, торговые связи. Быт и градостроительство. Золотая Орда. Основные характеристики и памятники. Приход русских на Волгу. Мордва в XII-XIV веке.
- Этнография, хронология, геология, палеография, нумизматика и их взаимо
действие с археологией. - Древние авторы о народах, живших в Поволжье.
Геродот, Псевдо-Гиппократ, Ион, Фадлан.
Учебно-исследовательский уровень.
Цель и задачи учебно – исследовательского уровня : овладеть практическими знаниями и навыками в области археологии; содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, умеющей выражать свои мысли, сравнивать, анализировать; содействовать социализации, саморазвитию и самопознанию, привить учащимся навыки учебно – исследовательской деятельности.
Организационные и педагогические принципы.
Реализация данного уровня основывается на следующих педагогических принципах:
- сотрудничества и сотворчества, заключающегося в совместной продуктивной деятельности педагога и учащегося;
- занятия проводятся в группах и по графику индивидуальных консультаций.
Реализация поставленных задач осуществляется на основе ведущих принципов дидактики.
Это общие принципы:
адекватность форм и методов содержанию и целям обучения;
воспитывающий характер обучения;
научность, связь теории с практикой;
сознательное и активное усвоение знаний, умений и навыков;
систематичность и последовательность;
наглядность;
доступность и посильность.
И предметные принципы:
хронологический порядок построения материала.
Ожидаемые результаты.
По окончанию изучения курсов, учащиеся представляют исследовательскую работу. Участвуют в конкурсах исследовательских работ.
Формы контроля и диагностики результатов.
Контрольной и итоговой оценкой деятельности по программе является написание отдельных частей работы, формирование композиции работы, умение защищать определенную точку зрения, уметь выдвигать гипотезу исследования.
Используемые социопсихологические методики:
- Л.В. Байбородова. Методика исследования мотивов посещения занятий в коллективе.
- Ю.М. Тамошин. Методика изучения интересов в дополнительном образовании.
- М.И.Рожков, Ю.С. Тюников, Б.С. Алишев, Л.А.Волович. Методика диагностики уровня творческой активности учащихся
Умения и навыки, полученные на данном уровне:
- самостоятельная постановка и решение проблем внутри археологической науки;
- осознанное рецензирование концепций ученых по конкретным темам;
- овладение навыками научной работы (самостоятельная работа с литературой, написание докладов, рефератов, знакомство с принципами конструирования научной идеи.);
- владение методикой полевых работ на уровне лаборанта-профессионала;
Курс « Юный археолог»
Учебно-тематический план
3й год обучения
№ п\п | Тема занятий | Количество часов | Форма организация занятий | |
Теория | Практика | |||
1 | Повторение материала | 6 | Беседа | |
2 | История археологических исследований в России | 5 | 4 | Лекция, сообщения учащихся |
3 | История мировой археологии | 2 | 4 | Лекции, беседы, Практические занятия |
4 | Некоторые принципы и методы археологических | 1 | 4 | Лекции, беседы, Практические занятия |
5 | Консультационное занятие в СамГУ | 1 | 6 | Лекции, практические занятия. |
6 | Начало человечества и его истории | 2 | 8 | Лекции, беседы, Практические занятия |
7 | Бронзовый век как историческая эпоха, культуры бронзового века | 10 | 5 | Лекции, практические занятия, Беседа |
8 | Консультационное занятие в СамГУ | 3 | 3 | Лекция, практическое занятие. |
9 | Начало металлургии железа | 3 | 3 | Лекции, практические занятия |
10 | Великое переселение народов | 2 | 2 | Лекции, сообщения учащихся |
11 | Исторические древние народы Поволжья | 10 | Лекции, беседы | |
12 | Некоторые проблемы | 6 | Лекции, беседы | |
13 | Занятие в археологической лаборатории | 3 | 4 | Лекция, практическое занятие |
14 | Поездки на археологические памятники, теория полевой аохеологии | 2 | 10 | Лекция, практические занятия. |
Итого | 54 | 52 | ||
Всего | 102 |
Содержание
I. Повторение материала.
Основные понятия и термины археологии, датировка и краткая характеристика археологических культур Среднего Поволжья.
П. История археологических исследований в России.
III. История мировой археологии.
Возникновение археологии, система веков, периодизация палеолита, пещерного искусства. Возникновение науки - история первобытного общества. Создание систем периодизации и датировки. Типологический метод. Картографический метод. Усовершенствование хронологических систем.
IV. Некоторые принципы и методы археологических исследований.
Относительная хронология. Абсолютная хронология. Аэрофотосъёмка. Математические методы в археологии.
Археологические культуры и этнические общности. Некоторые аспекты понятия «археологическая культура».
V. Начало человечества и его истории.
Геологическое прошлое Земли. Фауна и флора четвертичного периода. Возникновение человека. Каменный век в Западной и Восточной Европе. История изучения каменного века России.
VI. Бронзовый век как историческая эпоха и культурная стадия.
Периодизация бронзового века Европы и России. Основные археологические культуры.
VII. Начало металлургии железа.
Ранний железный век Европы, общая характеристика. Кельты, славяне, балты, германцы. Славянская экспансия на восток.
VIII. Этническая карта Восточной Европы времен Великого переселения нардов
IX. Исторические народы, населявшие Россию.
Буртасы, половцы, печенеги.
X. Некоторые проблемы протоэтногенеза.
План археологической экспедиции.
Количество часов:70.
Археологическая экспедиция является неотъемлемой" практической составной частью развивающе-образовательной программы «Юный археолога. Предполагается выезд учащихся с педагогом в совместную с Самарским госуниверситетом экспедицию сроком на 10 дней.
Целью экспедиции является практическое участие школьников в охранно-спасательных раскопках ценнейших памятников истории и культуры, удовлетворение познавательного интереса в области древнейшей истории.
В ходе экспедиции предполагается решение следующих задач:
учебно-образовательная - выполнение плана учебно-исследовательской и образовательной программы в части полевой практики;
профессионально-образовательная - овладение методикой археологических полевых работ на уровне рабочего-профессионала;
- культурно-воспитательная - формирование навыков активно-положительного проведения свободного времени у подростка, отвлечение их от городской улицы, вовлечение в интересное и полезное дело;
- оздоровительная - активная жизнь на свежем воздухе в экологически чистом районе, купание и обеспечение качественным питанием.
Решение вышеназванных задач будет осуществляться совместно с учеными Самарского госуниверситета с частичным использованием материальной базы археологической лаборатории СамГУ. Проживание участников экспедиции - в палаточном лагере.
Методы проверки достижения поставленных целей и задач - собеседование и тестирование.
Учебно-тематический план полевой археологической практики.
Количество часов: 70.
№ п/п | Тема практического занятия | Количество, часов |
1. | Составление топографического плана памятника | 3 |
2. | Разбивка археологического раскопа, нивелирование | 3 |
3. | Вскрытие культурного слоя памятника | 54 |
4. | Расчистка объектов культурного слоя | 5 |
5. | Приобретение навыков камеральной работы | 2 |
6. | Приобретение навыков графической и фотофиксации объектов раскопа. | 3 |
Курс «Организация и проведение научного ученического исследования» -102ч.
Содержание программного материала.
Курс рассчитан на 102 учебных часа и включает 5 крупных разделов:
1раздел. Общая методология научного творчества.
Общая методология научного творчества. Научное изучение как основная форма работы. Общая схема хода научного исследования, использование методов научного познания.
2раздел. Подготовка к написанию исследовательской работы и накопление научной информации.
Выбор темы. Составление рабочего плана. Библиографический поиск литературных источников. Изучение литературы и отбор фактического материала.
3 раздел. Работа над рукописью исследовательской работы (статьи).
Композиция работы. Рубрикация текста. Приемы изложения научных материалов. Язык и стиль работы.
4 раздел. Оформление научно – исследовательской работы.
Представление отдельных видов текстового материала. Представление табличного материала. Представление иллюстративного материала. Оформление библиографического аппарата.
5 раздел. Порядок защиты исследовательской работы.
Подготовка докладчика к защите. Процедура публичной защиты работы.
Учебно – тематический план
Наименование разделов и тем | Всего | Теория | Практика |
Раздел 1. Общая методология научного творчества | 14 | 7 | 7 |
1.1. Исследовательская работа по истории в школе | 4 | 2 | 2 |
1.2. Научное изучение как основная форма научной работы | 4 | 2 | 2 |
1.3. Использование методов научного познания | 6 | 3 | 3 |
Раздел 2. Подготовка написания исследовательской работы и накопление научной информации | 22 | 10 | 12 |
2.1. Выбор темы | 4 | 2 | 2 |
2.2. Составление рабочего плана | 6 | 3 | 3 |
2.3. Библиографический поиск литературных источников | 6 | 3 | 3 |
2.4. Изучение литературы и отбор фактического материала | 6 | 2 | 4 |
Раздел 3. Композиция работы | 22 | 10 | 12 |
3.1. Рубрикация текста | 6 | 3 | 3 |
3.2. Приемы изложение научных материалов | 8 | 4 | 4 |
3.3. Язык и стиль работы | 8 | 3 | 5 |
Раздел 4. Оформление научно-исследовательской работы | 28 | 12 | 16 |
4.1. Представление отдельных видов текстового материала | 8 | 4 | 4 |
4.2. Представление табличного материала | 8 | 4 | 4 |
4.3. Представление иллюстрированного материала | 6 | 3 | 3 |
4.4. Оформление библиографического аппарата | 6 | 1 | 5 |
Раздел 5. Порядок защиты исследовательской работы | 16 | 8 | 8 |
5.1. Подготовка и выступление на конференциях | 8 | 4 | 4 |
Итого: | 102 | 47 | 55 |
1
Список литературы
А.С.Амальрик, А.Л.Монгайт. Что такое археология. М. 1959.
С.П.Бойко. Первобытные архимеды: Рассказы об истории вещей. Ставрополь. 197
К.М.Моисеева. Люди ищут забытое царство: Рассказы об археологических открьг
Г.А.Федоров-Давыдов. Монеты рассказывают. М. 1990.
В.Л.Янин. Берестяная почта столетий. М. 1979.
Г.И.Матвеева. Археологические памятники. Самара 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Археология - помощник истории"
Введение в историю 5 класс...
Комплексное исследование памятников археологии: городище Коломна «Блюдечко», Коробчеевское городище.
В работе исследуются и анализируются два археологических памятника. Первый на территории города Коломна (городище «Блюдечко»), второй на территории Коломенского района (Коробчеевское городище). Ставит...
Археология - помощница историков
Конспект урока по истории Древнего мира по пропедевтическому курсу "Что изучает история"...
Археология - это история, вооруженная лопатой
Цель урока: углубить понятие учащихся об археологии, её предмете и методах, подготовить учащихся к сбору археологических находок (в помощь археологам будущим летом), подготовить учащихся к посещению...
Археология Кубани
Археология -наука котрая помогает восстановить прошлое...
Юный Археолог
Описание работы кружка " Юный археолог"....
Грамота победителей в номинации "Юный археолог"
Грамота побидителей в номнации "Юный археолог"...