Пальчиковая гимнастика (1-4 класс)
материал на тему

Хохленкова Юлия Муминовна

Пальчиковая гимнастика 1-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пальчиковая гимнастика (1-4 класс)50.45 КБ

Предварительный просмотр:

Сорока.
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки:
- Сорока - белобока
- Кашку варила,
- Детишек кормила.
(Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы. )
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала.
или, как вариант :
- Этому не дала:
- Ты воды не носил,
- Дров не рубил,
- Каши не варил -
- Тебе ничего нет!
(При этом большой палец не загибается.)


Замок!
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

(Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения учеников совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.)


Ягодки
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.
- С ветки ягодки снимаю
Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
- И в лукошко собираю.
Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
- Будет полное лукошко.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
- Я попробую немножко.
- Я поем еще чуть-чуть.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
- Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Рыбки
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

- Рыбки плавали, ныряли
- В чистой тепленькой воде.
- То сожмутся,
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
- Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
- То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Этот пальчик.
Предложите  согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
- Этот пальчик - дедушка,
- этот пальчик - бабушка,
- этот пальчик - матушка,
- этот пальчик - батюшка,
- Ну а этот пальчик - я.
- Вот и вся моя семья.


Пальчики.
В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
- Этот пальчик хочет спать.
- Этот пальчик — прыг в кровать!
- Этот пальчик прикорнул.
- Этот пальчик уж заснул.
- Встали пальчики. Ура!
- В детский сад идти пора.

Зайка.
Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки.
- Скачет, скачет зайка,
- Ты его поймай-ка!
и ловит «зайку» другой рукой (или ребенок ловит, или «зайки» ловят друг друга…)


Осьминог.
- Восемь пальчиков для ног -
- Получился осьминог.
- Сколько ног у осьминога?
- Много - Много!
(Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.)

Улитка.
- На одной скользящей ножке
- Домик, голова и рожки.
- Дай-ка пальчики сюда!
- То не пальчики - рога.
(Изображаем пальчиками рожки улитки.)

Кошка.
- Как у нашей кошки
- Беленькие ножки,
- Мяконькие лапки,
- Ноготки - царапки.
Ступаем "ножками" - пальчиками мягко, по-кошачьи.
- Поцарапаем немножко
- Не ребята мы, а кошки

Мышка.
- Как у нашей мышки
- Ножки-коротышки.
- Ножки мышкины спешат
- К сырной корке - и назад.
(Изображаем пальчиками мышкины ножки.)
Солнышко.
- Ножки вверх! Ножки вниз!
- Солнце, солнышко, качнись!
- Солнце с тучкою качнулось
- И Трезорке улыбнулось.
(Пальчиками изображаем ножки Трезорки.)

Солнышко:
- Утро красное пришло,
- Солнце ясное взошло.
- Стали лучики светить
- Малых деток веселить.
Пальчики разгибаются по одному
- Прилетели тучки
- Спрятались лучики.
Пальчики прячутся в кулачок

Жук
- Шесть мелькает ножек-рук -
- Это убегает жук.
- Ты куда? - но нет ответа.
- Жук в траве укрылся где-то.
Изображаем пальчиками лапки жука

Черепашка.
- "Сколько пыли, сколько сора -
- До дверей дойду не скоро", -
- И вздыхает тяжко
- Наша черепашка.
(Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.)

Мишка.
- Мишка топает ногой,
- Мишка топает другой,
- Ух, как веселится
- В доме половица!
(Топаем "ножками" - пальчиками.)

- А пока танцует Мишка,
- Мы похлопаем в ладоши.
- Вместе с лисонькой-плутишкой
- Будем зрителями тоже.
(Хлопаем в ладоши.)

Журавли.
- "До свиданья, до свиданья,
- Возвращайтесь поскорей!" -
- Провожаем, провожаем
- В путь-дорогу журавлей.
(Машем ручкой вслед птицам.)

- Крылышками машем:
- "До свиданья, Маша!
- Полетели мы на юг,
- Вспоминай нас, добрый друг!"
(Ладошками изображаются крылья птиц.)

Козел.
- "Вот какой козел рогатый!" -
- Рожки делают ребята.
- "Вот какие рожки
- У козла Тимошки!"
- Встрече Тимофей не рад -
- Грозно смотрит на ребят.
- "Уходите, вас не знаю:
- Забодаю, забодаю!"
(Пальчиками изображаются козлиные рожки.)


Рак.
- Как хватает рыбу рак?
- Да клешней своей - вот так!
- Манит он своей клешнею:
- "Пощипаемся с тобою!"
(Двумя пальчиками изображается движение клешни рака.)

Слоник.
- "Слоник, апельсин подай!" -
- "Угощайся попугай!"
- Слоник очень-очень рад,
- Что сильнее всех носат.
(Пальчиком изображается хобот.)

Слоник.
- «В зоопарке стоит слон.
- Уши, хобот, серый он.
- Головой своей кивает,
- Будто в гости приглашает»


Козочка.
- Шел старик дорогою
идти пальчиками по стол
- Нашел козу безрогую.
показать пальчиками рога
- Давай, коза, попрыгаем,
постучать пальчиками по столу
- Ножками подрыгаем.
- А коза бодается,
снова показать рога
- А старик ругается.
(погрозить пальчиком)

Киска.
- Киска ниточки мотала
вращять руками,как бы наматывая нить на клубок
- И клубочки продавала.
вытянуть обе ладони вперед
- Сколько стоит?
- Три рубля.Покупайте у меня!
(показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони)

Лошадка.
- Одной рукой я травку рву,
выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками
- Другой рукой я тоже рву.
- Я травкой накормлю коня.
вытянуть руки вперед
- Вот сколько пальцев у меня!
и повернуть ладонями вверх


Ой, ладушки.
- Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!
- На окно поставим, остывать заставим.
- А остынут – поедим и воробушкам дадим.

Помошник
- Топором дрова колю
имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз
- А потом пилой пилю.
имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад
- Отнесу их бабушке,
показать ладоши
- Чтоб испечь оладушки.
(похлопать ладонями друг о друга)

Дом
- Молоточком я стучу,
постукивать кулачками друг о друга
- Дом построить я хочу.
соединить кончики пальцев обеих рук
- Строю я высокий дом,
поднять выпрямленные ладони вверх
- Буду жить я в доме том.
(похлопать ладонями)

Тесто
- Тесто ручками помнем
сжимаем и разжимаем пальчики
- Сладкий тортик испечем
как будто мнем тесто
- Серединку смажем джемом
круговые движения ладошками по плоскости стола
- А верхушку сладким кремом
- И кокосовую крошкой
- Мы присыплем торт немножко
сыплем "крошку" пальчиками обеих рук
- А потом заварим чай
- В гости друг - друга приглашай.

Капуста
- Мы капусту рубим, рубим
говорить ритмично, руками показывать как мы рубим капусту
- Мы морковку трем, трем
ручками показывать как мы трем морковку
- Мы капусту солим, солим
пальчики щепоткой - солим
- Мы капусту мнем, мнем
ручками "мнем" капусту

Отдыхаем
- Мы сегодня рисовали,
имитировать рисование, плавно поднимать руки перед собой
- Наши пальчики устали,
- Наши пальчики встряхнем,
встряхивать кистями
- Рисовать опять начнем.
(снова имитировать рисование)

Дружба
- Дружат в нашей группе девочки и мальчики
пальцы рук соединяются в "замок"
- Мы с тобой подружим маленькие пальчики
ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук
- Раз, два, три, четыре, пять
поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев
- Начинай считать опять.
- Раз, два, три, четыре, пять.
- Мы закончили считать
руки вниз, встряхнуть кистями


Отдохнем
- Наши пальчики просулись,
- Потянулись, потянулись…
- И встряхунлись…
выполняем все эти движения
- По ладошке побежали
по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот
- Побежали, побежали,
- Поскакали, поскакали
изобразите эти движения
- И устали. Сели отдыхать
потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени

Прятки
ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно
- В прятки пальчики играли
- И головки убирали,
- Вот так, вот так,
- И головки убирали

Дождик
- Дождик, дождик, поливай
Указательным пальцем постукивать по ладони другой
- Будет хлеба каравай,
образовать перед собой круг руками
- Будут булки, будут сушки,
похлопывать поочередно одной ладонью другую
- Будут вкусные ватрушки.
соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг


Строим стенку.
- Строим стенку,
- Выше, выше,     
Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.
- Добрались уже до крыши!     
к моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.
- Чья крыша выше?
- Выше, выше, выше!
Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)
- Прорубили мы окошко,
- И дверку для кошки,
- И дырочку для мышки:
- Пи-пи-пи-пи–пи!     
Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.

Квасим капусту

- Это что еще за куст?
Стоя, руки перед грудью в «замке»
- Это что еще за хруст?     
Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!
- Как же мне без хруста,
Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой.
- Если я – капуста?
- Мы капусту рубим, рубим,
«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте.
- Мы капусту солим, солим,
Обе руки сложены щепотью и «солят».
- Мы капусту мнем, мнем,
Сжимаем и разжимаем кулаки
- А морковку трем, трем,
Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой.
- Все перемешаем!
Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.
- В бочки набиваем     
Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти .
- В погреб опускаем.     
В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.
- Эх, вкусная капуста!     
(Выпрямляемся и гладим себя по животу.)

Улитка.
Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки.
- Улитка-улитка,
- Отвори калитку,
- выходи из дома,
- Будем знакомы!     
Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.
- Улитка-улитка,
- Высуни рога,
- Дам пирога!
Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.
- Улитка-улитка, пошли гулять!
На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).
- Поползли, поползли, поползли…
«Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.
- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!
(При повторении – до свидания, улитки!)
«Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.

Гусеница.
- Гусеница, гусеница,
Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)
- Бабочкина дочка,
«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки
- По травинкам ползает,     
То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»
- Кушает листочки:
И по другой стороне обратно.
- Ам!
Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями.
- Ам!
- Ам!
- Ам!
- Ам!
- Поела
Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…
- Спать захотела.     
… одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.
- Проснулась –     
Постепенно расправляем ладони…
- Бабочкой обернулась!     
Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.
- Полетела, полетела, полетела!     
Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.


Круговорот воды в природе.
- Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап.
Барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно.
- Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль.
Бежим или поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам
- Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течет, жур-жур, жур-жур, жур-жур.
Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать.
- И в море большое-большое-большое впадает…
Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведем руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди.
- А с моря в жару пар поднимается,
Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаем, тянемся за руками вверх.
- К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет.
Тучку изображают сцепленные над головой руки.- Кап-кап

Ивану-большаку - дрова рубить, 
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить,
А крошке-Тимошке - песенки петь.
Песни петь и плясать, Родных братьев потешать!

Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо)
Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся)
Ветерок все тише, тише (медленно приседаем)
Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх)

“Котятки”
Все котятки мыли лапки:
Вот так! Вот так! (изображаем мытье рук)
Мыли ушки, мыли брюшки: Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали: Вот так! Вот так! (имитируем все указанные в стихотворении движения)

игра “Наши пальцы”
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

“Птички и ветер”
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают. (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там не тронет их никто.

Едет белка на тележке,  массируем ножку (ручку)
Раздает она орешки: (массируем подушечки у основания пальцев)
Мишке толстопятому (массируем пальчики по очереди)
заиньке усатому
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Кому в роточек, (массируем опять подушечки у основания пальчиков)
Кому в зобочек,
А кому и в лапочку! (проводим по внешнему краю стопы, пальчики рефлекторно растопыриваются)

“Гроза”
Закапали капли (постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Идет дождь (постучать четырьмя пальцами)
Он льет как из ведра! (стучим сильнее)
Пошел град (косточками пальцев выбиваем дробь)
Сверкает молния (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)
Гремит гром! (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)
Все быстро убегают домой (прячем руки за спину)
А утром снова ярко светит солнце! (описываем руками большой круг)
Раз, два, три, четыре, пять,
будем пальцы мы считать,
Пять на правой, пять на левой,
Знают это Таня с Севой.
Вместе будет их десяток,
Дружных, крепеньких ребяток.
Дел у каждого – сполна!
Мы дадим им имена.
Вот – большой, или Большак.
Помогать он всем мастак!
Живет отдельно от других.
Работать может за троих!
За ним стоит Указка.
Его конёк – подсказка.
Он нам без промедленья
Укажет путь к варенью.
Вот – Середняк, или средний,
Он третий, не последний.
Спокойный, очень сильный,
Как богатырь былинный.
Четвертый – Сиротинка,
Без имени детинка,
С наперстком оловянным
Зовется безымянным.
А пятый – Коротышка,
Проказливый мальчишка,
Шалун и привереда,
Мизинчик-непоседа!


Как на горке снег, снег (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой (приседаем)
И на елке (встаем, руки в стороны)
И под елкой (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь (пальчик к губам)
Тише, тише, не шуметь (шепотом, поворачиваясь в разные стороны)
“Поиграем в пальчики”
Большаку дрова рубить,
А тебе воды носить,
А тебе печь топить,
А тебе тесто месить,
А малышке песни петь.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать. (загибать по очереди все пальцы на обеих руках. на последние строчки – шевелить пальцами обеих рук)

“О левой и правой руке”
Смотрите-ка, вот две руки:
Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)
Они в ладоши могут бить –
И правая, и левая! (хлопаем в ладоши)
Они мне могут нос зажать –
И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
Ладошкой могут рот прикрыть -
И правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)
Дорогу могут показать –
И правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой)
В носу умеют ковырять –
И правая, и левая! (хм. ковыряем в носу по очереди каждой рукой)
А если кто-то завопит,
И правая, и левая
Помогут уши мне заткнуть! (затыкаем уши)
С руками я всегда дружу –
И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие)
И могут ласковыми быть
И правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут –
И правая, и левая! (обхватываем себя руками – “обнимаем”)

“Четыре братца”
Идут четыре братца навстречу старшему.
- Здравствуй, большак!
- Здорово, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка,
Да крошка-Тимошка! (на вторую строчку соединить все пальцы в щепотку, затем соединять поочередно с большим все остальные пальцы)

“Мышиная семья”
Это папа-мышь. (показываем большой палец)
Он красивый, как все мышки:
У него мягкая шкурка (гладим одной рукой кисть другой руки)
У него большие уши (рисуем пальцем в воздухе уши)
У него острый носок (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)
А хвост – во-о-о-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.30 сантиметров)
Это мама-мышь. (показываем указательный палец)
Она красивая, как все мышки:
У нее мягкая шкурка (гладим одной рукой кисть другой руки)
У нее хорошенькие ушки (рисуем пальцем в воздухе уши)
У нее острый носок (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)
А хвост – во-о-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.20 сантиметров)
Это брат-мышь. (показываем средний палец)
Он красивый, как все мышки:
У него мягкая шкурка (гладим одной рукой кисть другой руки)
У него чумазые уши (рисуем пальцем в воздухе уши)
И острый нос (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)
А хвост – во-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.15 сантиметров)
Это сестра-мышь. (показываем безымянный палец)
Она красивая, как все мышки:
У нее шелковистая шкурка (гладим одной рукой кисть другой руки)
В ушах сережки (рисуем пальцем в воздухе уши)
У нее острый носок (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)
А хвост – во-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.10 сантиметров)
А это мышка-малышка. (показываем мизинец)
Она совсем не похожа на других мышей!
Шерстка у нее гладкая (гладим одной рукой кисть другой руки)
Ушки маленькие (рисуем пальцем в воздухе уши)
Носик остренький (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)
А хвост – во-от такой! (показываем руками отрезок ок.5 сантиметров)

“Кошка и горшок с молоком”
В кухне нашей под столом
Стоит крынка с молоком. (складываем из большого и всех остальных пальцев левой руки кружок)
К крынке кошка подошла (“идем” указательным и средним пальцами правой руки)
Сверху сливки попила (указательным пальцем делаем “лакающие” движения в кружке, изображающем горшок)
Глубже сунулась в горшок:
- Молочка напьюсь я впрок! (засовываем палец глубже в кружок-горшок)
Что случилось? Ой-ой-ой!
Кошка крутит головой (крутим головой)
Налакалась молочка –
Не уйти ей из горшка! (пытаемся вытянуть палец из кружка)
С головы горшок не слез.
С ним и убежала в лес! (топоча пальцами обеих рук по столу, показываем как кошка убежала)

“Цветок”
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки. (руки вверх, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы, слегка округлить их. на вторую строчку развести пальчики. на третью – ритмичное движение пальцами

“Руки в стороны”
Руки в стороны, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разожми и на бочок.

“Прогулка”
Пошли пальчики гулять,
А вторые – догонять.
Третьи пальчики – бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал. (пальцы обеих рук сжаты в кулачки, на первую строчку – большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу. на вторую строчку по столу двигаются указательные пальчики, на третью – движение по столу средних пальцев в быстром темпе, на четвертую – медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола, на пятую – мизинцы, на шестую – хлопок обоими кулаками по поверхности стола)

“Дом и ворота”
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем. (пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев – “крыша”. на вторую строчку – большие пальцы обеих рук поднять вверх, внутреннюю сторону ладоней повернуть к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются. на третью строчку ладони поворачиваются параллельно друг к другу. на четвертую – то же, что на первую)

“В гости к пальчику большому”
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя. (1строчка - выставляем вверх большие пальцы
2. соединяем под углом кончики пальцев обеих рук
3. поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. затем вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак.
6. кулачки стучат друг о дружку. на последние строчки – ритмичное сжатие пальцев на обеих руках)

“Раз, два, три, четыре, пять”
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать!
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Хотя не очень… чистые. (на первую строчку – по очереди загибаем пальчики на правой руке. на следующие четыре строчки – ритмично сжимать и разжимать кулачки. на шестую строчку – загибать поочередно пальцы на левой руке. на последние строчки – помахать пальчиками обеих рук)

“Мои веселые пальчики”
Мои пальчики расскажут,
Все умеют, все покажут.
Пять их на моей руке.
Все делать могут,
Всегда помогут.
Они на дудочке играют,
Мячик бросают,
Белье стирают,
Пол подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают,
Мои пальцы на руке. (на первые две строчки – поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу. затем хлопать в ладоши. далее по тексту)

Маленький мизиньчик 
Горько-горько плачет, (пальцы в кулачке, демонстрируем мизинчик)
Безымянный говорит: (показываем по очереди все названные пальчики)
"Что все это значит?"
Средний палец очень гордый
Разговаривать не хочет.
Указательный спросил:
"Может кушать хочет?"
А большой бежит, бежит,
Тащит риса ложку,
Говорит: "Не плачь, малыш, 
На, поешь немножко". ("кормит" мизинчик, соединяем мизинчик и большой)

“Не плачь, куколка моя”
Не плачь, куколка моя,
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать:
Твои платья и носки,
твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью,
Постираю и пойду.
Пока светит солнышко,
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все просушу.
Утюгом туда-сюда
Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем,
А теперь и отдохнем. (на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы. затем загибать поочередно пальцы. далее имитировать движения, описанные в стихотворении. на последние строчки положить ладони на стол или на колени)

ПАУЧОК
Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,    Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл.    Хлопок ладонями по столу/коленям.
Солнце стало пригревать,    Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,    Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.   "Паучки" ползают по голове.


ЧЕРВЯЧКИ
Ладони лежат на коленях лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).
Раз, два, три ,четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает    Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)
Головой она кивает,   Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз
Каркает:"Вот и обед !"   Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх
Глядь -   разводим руками
а червячков уж нет!   Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.

ВЕТЕР
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает
Ладони соединенены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья). "Машем"ими в воздухе.
И за рыбками ныряет,
Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем волнообразные движения.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой...
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.
А под пальмой...

МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА
Маленькая мышка
По городу бежит,    Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.
Глядит ко всем в окошки,    Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него.
И пальчиком грозит:  Грозим пальчиком
"А кто не лёг в кроватку?    Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).
А кто не хочет спать?    Переворачиваем руки на другой "бок".
Такого непослушного
Я буду щекотать!"    Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.

ПЯТЬ УТЯТ
Одна из рук - "мама утка". Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняют волнообразные движения по направлению от "мамы-утки" и к ней. Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).
Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,    "Киваем" кистью руки ("мамой-уткой")
Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
Четверо утят плывут...
Трое утят плывут...
Двое утят плывут...
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.

ПАЛЬЧИКИ
В соответствии с текстом, поочерёдно сгибаем и разгибаем один из пальцев, при этом стараясь не шевелить остальными. А затем - сжимаем и разжимаем кулачки.
Вот это самый толстый пальчик у меня,      Сгибаем и разгибаем большой палец
Вместе с ним танцуют все его друзья.    Сжимаем и разжимаем кулачки
Этот самый ловкий пальчик у меня     Указательный палец
И, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.
Вот этот самый длинный пальчик у меня,  Средний палец
Вместе с ним танцуют все его друзья,
А вот этот пальчик лодырь у меня,   Безымянный палец
Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.
А этот пальчик-мальчик лучший у меня,     Мизинец
Вместе с ним танцуют все его друзья.
Все мои пять пальцев дружная семья,     Выполняем движение "фонарики"
И, когда они танцуют, танцую с ними я!    Хлопки в ритме текста.

РЫБКИ
Ладони сомкнуты, чуть округлены.
Пять маленьких рыбок играли в реке,    Выполняем волнообразные движения в воздухе.
Лежало большое бревно на песке,   Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко !"    Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."    Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
А третья сказала: "Мне хочется спать !"    Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.    Быстро качаем ладонями (дрожь).
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"   Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают).

ПЧЁЛКИ

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?   Заглядываем в "улей".
Надо в дом постучать,   Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?    Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки
Стали вдруг вылетать:   Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают)
Раз два, три, четыре, пять!

ШЛА КУКУШКА
Шла кукушка мимо рынка,    Идём по столу на выпрямленых указательном и среднем пальцах (остальные поджаты).
У неё была корзинка,   Ладони соединяются "ковшом" (корзинка).
А корзинка на пол - бух!     Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.
Полетело десять (девять, восемь) мух!   Разводим руки в стороны, шевеля пальцами (летящие мухи). Количество разогнутых пальцев соответствуют тексту.

УЛИТКА

Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).
В домике она сидит,    "Улитка" раскачивается истороны в сторону.
Рожки высунув, молчит.
Вот улиточка ползёт    Ползёт вперёд по столу,
Потихонечку вперёд.
На цветочек заползёт     "Улитка" заползает на "цветочек"
Лепесточки погрызёт.    "Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы (лепесточки) второй руки (цветочка).
Рожки в голову втянула,    Рука "улитка" "втягивает рожки" (сворачивается в кулак)
В домик спряталась, заснула.    "Цветочек" (вторая рука) закрывается, пряча "улитку в бутоне"

ДВА КОЗЛИКА
Как-то раз к кому-то в гости На обеих руках прижать большими пальцами средние и безымянные.
Шёл козлёнок через мостик,
А навстречу шёл другой, Держа кисти горизонтально, сближать руки.
Возвращался он домой.
Два рогатых глупых братца На первый слог каждой строчки соединять руки с размаха.
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.

Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух! На слово "бух" - хлопок в ладоши
И с моста в водичку - плюх! Уронить руки на колени.


ЗАЙЦЫ 
Руки положить на стол или колени, пальцы расслабить. В соответствии с текстом приподнимать поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.
Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
«Вон человек с ружьём»

Двое закричали:
«Давайте убежим!»,
Двое прошептали
«Давайте помолчим!»,
Двое предложили:
«Мы спрячемся в кустах!»
А двое вдруг спросили:
"Он может сделать «Бах»?"

«Бах» - выстрелил охотник, Хлопнуть в ладоши.
Нажав ружья курок,
И десять серых зайцев Пробежать пальчиками по столу или коленям.
Пустились наутёк.


ДВОЕ ТОЛСТЫХ ПОРОСЯТ
Двое толстых поросят Поставить ладони ребром на стол, как закрытые ворота, большие пальцы приподнять.
За воротами стоят.
Поросята эти ждут
Что им кушать принесут.

Двое толстых поросят Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными.
Снизу в щёлочки глядят,
Бегают туда - сюда: Сгибать и разгибать большие  пальцы.
"Где же вкусная еда?"

Двое толстых поросят Стучать большими пальцами по ладошкам.
В дверь копытцами стучат,
Вдруг открылась эта дверь: Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола.
"Можно выбежать теперь!"

Двое толстых поросят Сложить ладошки как корытце,
Громко, радостно визжат:
"Вот корыто, да, да, да,     шевелить большими пальцами.
А в нём вкусная еда!"



ДВА РЫЖИХ 
Два рыжих таракана  
Пальцы сжаты в кулак, указательные выпрямлены (два таракана), крутят ими.
пришли ко мне домой (2 р.)
Уселись тараканы, Кулаки прижаты друг к другу, сгибают -  разгибают пальцы.
уселись тараканы
на полочке одной.

Четыре таракана     Движения соответствуют предыдущему куплету, только теперь выпрямлены указательные и средние пальцы обеих рук.
попили киселя (2 р.)
Весь вечер баловались, Выполняют движение "фонарики"
весь вечер баловались
и пели тра-ля-ля.

И вшестером на кухню
поесть они пошли (2 р.) Идут по столу на прямых среднем, безымянном и указательном пальцах
Шесть ловких тараканов, Ползут ими по столу (остальные сжаты).
шесть ловких тараканов
под дверью проползли.

Там восемь тараканов, Движения соответствуют 1 куплету, но согнут только большой палец.
конфеточку нашли, (2 р.)
А съесть её все восемь,
а съесть её все восемь, конечно, не смогли.

Когда они наелись,
пустились дружно в пляс, (2 р.) Все пальцы выпрямлены, выполняют движение "фонарики"
Плясали дружно десять, Сжимают - разжимают кулачки
плясали дружно десять
на кухне целый час. .

Поспать они решили, Пальцы сомкнуты "ковошом", лежат на столе
но мимо мышь прошла (2 раза) Пере6ирают пальцами по столу
И хвостиком всех сразу, Пальцы рук расслаблены, "метут" ими по столу.
и хвостиком всех сразу
куда-то подмела.


У ЖИРАФОВ
У жирафов пятна, пятна, пятна, Хлопают по всему телу ладонями пятнышки везде. (2 раза)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами дотрагиваются до соответствующих частей тела
Есть на носах, на животах,
коленях и носках.

У слонов есть складки, складки,
складки, складочки везде. (2 раза) Щипают себя, как бы собирая складки
На лбу, ушах и т.д.

У котяток шёрстка, шёрстка,
шёрстка, шёрсточка везде. (2 раза) Поглаживают себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах и т.д.

А у зебры есть полоски,
есть полосочки везде. (2 раза) Проводят ребрами ладони по телу
На лбу, ушах и т.д.


ПОРОСЯТА
Дети по очереди "идут" по столу каждым из пальцев обеих рук
Этот толстый поросёнок Мизинцы
целый день хвостом вилял,
Этот толстый поросёнок Безымянные
спинку об забор чесал.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, "Фонарики"
поросяток я люблю
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, Сжимают и разжимают кулачки
поросяток я люблю

Этот толстый поросёнок Средние пальцы
носом землю ковырял,
Этот толстый поросёнок Указательные пальцы
что-то сам нарисовал.

Ля-ля-ля-ля …

Этот толстый поросёнок Большие пальцы
- лежебока и нахал,
Захотел спать в серединке Рука сжимается в кулак, большой палец
и всех братьев растолкал.  зажимается внутрь.

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.)
2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет "раз-два-три").
3. Пальчики здороваются(на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д)
4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
7. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный пальцы соединить).
10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

1 .Лиса и заяц (лиса "крадется"- все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - быстро пальцы движутся назад.)
2. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
3. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной и помахать пальцами, плотно сжатыми вместе).
4. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
5. Флажок (большой палец вытянут вверх, остальные соединить вместе).
6. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
7. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
8. Цветок (то же,что и в предыдущем упражнении, но пальцы разъединены).
9. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
10. Пчела (указательным пальцем правой, а затем левой руки вращать вокруг).
11. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
12. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
13. Солнечные лучики (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
14. Пассажиры (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вытянуты вверх.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ...

Пальчиковая гимнастика в начальной школе: разминка, игра, творчество.

В данном материале говорится о необходимости развития мелкой моторики у учащихся начальной школы, о значении пальчиковой гимнастики для детей 7-8 лет, и описывается методика работы над "Пальчиковым тв...

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам

Представлены пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга"), предложенные И. Деннисоном и Г. Деннисоном; пальчиковые игры по лексическим темам.Использованы материалы с сайта http://defe...

Пальчиковая гимнастика для раздела "Спортивные игры"

Вот уже много лет применяю в подготовительной части урока при  прохождении программы по спортивным играм (волейбол, баскетбол) упражне...

Комплекс пальчиковой гимнастики для 1-4 класса

Пальчиковая гимнастика для обучающихся 1-4 класса...

Комплекс пальчиковой гимнастики для 1-4 классов (Богомолова Василина Васильевна)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 1)1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.)2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет "раз, два, три").3. Пальчики здоровают...

Комплекс пальчиковой гимнастики для 1-4 класса

Пальчиковая гимнастика для обучающихся 1-4 класса...