Организация работы с одарёнными детьми на уроке немецкого языка
материал на тему
Организация работы с одарёнными детьми на уроке немецкого языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация работы с одарёнными детьми на уроке немецкого языка»
Учитель французского и немецкого языка МОУ гимназии №14 г.о. Орехово-Зуево Т.Ю. Силаевой
Работу на уроке с одарёнными детьми можно осуществлять, используя:
1) коммуникативные и проектные методики с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
2) деление учащихся на группы, что позволяет разнообразить формы взаимодействия педагога с учениками при работе в относительно маленьком коллективе, с учетом их интересов, склонностей и способностей;
3) индивидуальные занятия-консультации и внеклассную творческую и проектную деятельность по предмету.
Принцип коммуникативной компетенции
Несомненно, что в каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. С этими детьми я провожу целенаправленную работу, используя разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков; провожу факультативные и индивидуальные
занятия с одаренными детьми, давая им домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам. Поскольку главной целью обучения иностранного языка в школе является формирование коммуникативной компетенции, то наиболее часто я использую на уроке принцип коммуникативной направленности. Данный принцип определяет содержание обучения: отбор и организацию языкового материала, уточнение сфер и ситуаций общения; с помощью каких средств можно обеспечивать овладение коммуникативной функцией языка. Обучение строится на вовлечении учащихся в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение и письмо) коммуникацию, то есть в общение на изучаемом языке на протяжении всего обучения в школе. Так, большую трудность для учащихся часто составляет изучение немецкой грамматики, но этот процесс будет происходить намного интереснее, если грамматические умения и навыки будут формироваться в процессе непосредственной коммуникации, а не зазубривая теоретический материал, как это часто происходит в действительности. Например, такую сложную тему, как времена глагола, можно тренировать в процессе беседы, когда учитель интересуется у учащихся, как у них прошел день, выходные,
каникулы, что они планируют в свободное время и т.д. С одной стороны происходит неформальное общение, с другой стороны, ученики тренируют грамматические умения и навыки в устной речи, а не только в письменной. Для развития коммуникативной культуры учащихся важно использовать дифференцированный подход при обучении всем видам деятельности.
Дифференциация осуществляется на разных уровнях обобщения, проводится четкое разграничение в обучении устной речи (аудирование, говорение) и письменной речи (чтение, письмо); внутри устной речи – в обучении говорению и аудированию; внутри говорения – в обучении монологической и диалогической речи и, наконец, в каждой из указанных выше форм – подготовленной и неподготовленной речи; внутри чтения – в обучении чтению вслух и чтению про себя; в обучении чтению про себя – с общим охватом содержания и с полным пониманием;внутри письма – в обучении графике и орфографии; письменному изложению и сочинению.
Проектная методика
Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых.
Следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим
умениям относятся: «умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной
системе обучения, причем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая работа должна проводиться постоянно.
Работу над проектом я провожу в несколько этапов:
1. Работа над темой (овладение лексикой, грамматическими образцами, аудирование и чтение текстов по теме, активизация материала и упражнениях);
2. Обсуждение темы будущего проекта;
3. Формирование творческих групп, распределение заданий между членами группы, работа над планом проекта;
4. Сбор дополнительной информации. Работая над проектом, учащиеся используют не только тексты учебника, но и материалы периодической печати, радио и телепередач, энциклопедий, справочников, интернет;
5. Оформление проекта (рисунки, плакаты, чертежи);
6. Защита и обсуждение проектов. Каждая группа защищает перед классом свой проект по ранее обсужденному плану. После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая должна быть заранее продумана учителем.
7. Подведение итогов работы.
Информационно-компьютерные технологии
Основными целями применения ИКТ на уроках немецкого языка являются:
1) повышение мотивации к изучению языка;
2) совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности;
3) увеличение объема лингвистических знаний;
4) расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
5) развитие способности и готовности к самостоятельному изучению немецкого языка.
Возможности применения компьютерных средств обучения при овладении аспектами языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности велики. Я использую их при обучении фонетике (с помощью ИКТ часто используется прием визуализации произношения. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки. Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки. Возможна запись произносимого слова или фразы ученика с целью контроля, самоконтроля и корректировки); при обучении грамматике (использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы). При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее школьниками, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке - исчезнет необходимость записывания материала на доске. И с помощью ИКТ интереснее можно провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ и оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях); при обучении лексике (на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов).
При работе с лексикой, грамматикой и синтаксисом использую такие виды работы, как:
1) упражнения на заполнение пропусков;
2) упражнения в виде кроссвордов;
3) упражнения “Найди ошибку“, в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией;
При обучении аудированию использую упражнения на формирование фонетических навыков аудирования и контроль правильности понимания прослушанного текста.
При обучении говорению организую общение в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ. Также использую программу Power Point для создания презентаций для введения лексического, грамматического, страноведческого материала, что делает процесс обучения привлекательным и лѐгким для понимания. Ученики могут создать компьютерные презентации с целью представления результатов проектной деятельности. При организации этого вида деятельности преследую ещѐ и практическую цель – научить учащихся использовать знания, умения и навыки, полученные на уроках немецкого языка, применительно к совершенно новой для них ситуации, что способствует повышению уровня сформированности коммуникации учащихся. Вот некоторые из тем: « Экологические проблемы», «Здоровье. Спорт», «Как я провожу свободное время» и др. , которые привлекают учащихся. Широко использую также Интернет-Ресурсы для развития коммуникативной компетенции, которые дают возможность доступа к богатейшим источникам немецкоязычной информации. В условиях, когда согласно учебному плану на изучение иностранного языка отводится всего 3 часа в неделю, я использую этот ресурс для погружения учеников в немецкоязычную среду во внеучебной деятельности при самостоятельной работе. Ученики с удовольствием смотрят аутентичные телепередачи, фильмы, прослушивают аудиокомпозиции. Каждый ученик может выбрать что-то по своему вкусу. Большинство учеников являются активными участниками социальных сетей, у них есть свои электронные странички в интернете, например, популярный сайт «В контакте», здесь тоже есть свои положительные стороны, так как учитель и ученик всегда могут онлайн обсудить услышанное, увиденное, поделиться впечатлениями и эмоциями. Помимо использования ИКТ, неотъемлемой частью урока иностранного языка является использование элементов игры.
Самостоятельная и научно-исследовательская деятельность
При всем многообразии инновационных технологий, при работе с одаренными учащимися нельзя забывать также о таком важном способе формирования компетенции - как самостоятельная работа. Самостоятельная работа является важнейшей формой обучения в современной школе,
обязательным компонентом учебной деятельности учащихся. Обучение иностранному языку может быть эффективным лишь тогда, когда ученик активно работает помимо уроков еще и во внеурочное время при самостоятельной подготовке. При этом самостоятельная работа не должна
сводиться к лишь выполнению домашних заданий. Организация самостоятельной работы предусматривает планирование, управление, органическую связь с учебной программой и учебными материалами, изучаемыми в классе, самоконтроль учащихся, контроль учителя.
В работе с одаренными детьми большую роль играет научно-исследовательская работа по предмету и участие в научно-практических конференциях. Данный вид деятельности способствует развитию творческого мышления учащихся, интереса к более детальному и глубокому
изучению иностранного языка в определенной области. При этом большое значение в начале работы имеет личная заинтересованность учащихся в самом процессе добывания истины. Этот процесс становится приятным и радостным, помогает раскрывать собственную интеллектуальную силу и проницательность. Необходимо предоставить ребенку свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одарёнными детьми на уроках немецкого языка
В этой работе я подвела итог своей работы с детьми одарёнными. Ведь, как правило, таким детям мы не уделяем должного внимания....
Работа с одарёнными детьми на уроках немецкого языка
В этой работе я подвела краткий итог своей работы с учениками, называемыми " одарёнными"...
Педагогический проект: "Организация работы с одарёнными детьми на уроках математики"
При традиционном обучении нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, и одаренный ребенок оказывается вне поля зрения. И постепенно любознательность, познават...
Организация работы с одарёнными детьми на уроках изобразительного искусства
Организация работы с одарёнными детьми на уроках изобразительного искусства...
Доклад""Организация работы с одарёнными детьми на уроках технологии"
Доклад на тему"Организация работы с одарёнными детьми на уроках технологии"....
Проблемное обучение как средство организации работы с одарёнными детьми на уроках русского языка
5 лет я руковожу ШМО гуманитарного цикла, куда входят учителя русского языка и литературы, истории, обществознания и права, английского языка.Методическая тема нашего ШМО: «Развитие п...
Проблемное обучение как средство организации работы с одарёнными детьми на уроках математики
Подготовка проблемного урока – занятие не простое, трудоемкое, требующее большой подготовки от учителя к каждому уроку, умение организовать проблемные ситуации, активизирующие умственную деятель...