Детский театр - школа Творчества
статья по теме
В статье автор определяет условия, при которых занятия театром становятся эффективным средством воспитания нравственных качеств ребенка. Описывается опыт работы со школьным классом на базе театральной студии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_vystupleniya.docx | 16.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Жиженкова Ю.В.
педагог дополнительного образования
ГБОУ ДОД ДДЮТ
Кировского района
Педагогические условия воспитания нравственности средствами театральной педагогики.
Опыт театральной студии «На Счастливой» и театрального класса 282 школы.
«Театр ничуть не безделица и не пустая вещь… Это такая кафедра, с которой можно сказать миру добра»,-- сказал Н.В.Гоголь, но спустя два столетия вокруг этой кафедры идут споры, разражаются скандалы, не все зрители готовы воспринимать «добро», которое обрушивают на их головы модные режиссеры, новаторы, готовые ради сомнительной славы, минутного шума вокруг их имени перевернуть с ног на голову смысл произведения, белое сделать черным, а зрителей — соучастником своего бесчинства.
Но, к счастью, детский театр и театр профессиональный – разные вещи. Как отмечает Е.Ю. Сазонов, руководитель городского методического объединения руководителей театральных коллективов, «спектакль в профессиональном театре – произведение театрального искусства, спектакль в театре детском – произведение искусства педагогического».
Театр может быть и игрой и средством погружения в другую эпоху, а может помочь взглянуть по-новому на окружающую действительность. Все эти особенности театральной деятельности широко использовались в образовательных учреждениях прошлых веков. Учащиеся приучались к публичным выступлениям, готовились к роли ораторов. Синтетический характер театрального искусства позволял использовать театр для изучения литературы, живописи, музыки, т.е. для общего эстетического развития ребенка.
Но, хочется обратить внимание на возможности театра в воспитании нравственных качеств учащихся. Эта проблема стоит наиболее остро перед современным образованием.
Опираясь на опыт работы театральной студии «На Счастливой», беседуя с коллегами – руководителями театральных коллективов города, изучая опыт педагогов из других регионов, позволю себе обобщить некоторые положения, касающиеся нравственного воспитания средствами театральной педагогики. Процесс нравственного воспитания школьников предполагает соблюдение определенных педагогических условий:
- Создание творческой атмосферы на занятиях
- Содружество, со-творчество педагога и ребенка
- Вариативность воспитательной среды
- Тесный контакт с родителями учащихся
- Положительный эмоциональный настрой
- Успешность в театральной деятельности.
В результате соблюдений этих условий формируются такие нравственные качества, как коллективизм, терпение, эмпатия, трудолюбие.
Понятно, что студийный коллектив и школьная театральная группа находятся изначально в разных условиях. Но опыт работы театрального класса на базе студии «На Счастливой» показывает, что соблюдение этих условий приводят к значимым результатам. Мы вели свои наблюдения, опираясь на собственные ощущения и впечатления классного руководителя и учителей, которые работали с этим классом в средней и старшей школе после обучения по программе «Школа Творчества». Классный руководитель отмечает, что обучение в театральном классе формирует умение работать в коллективе, активную позицию детей в процессе обучения, творческое отношение к жизни. В.В.Сырова пишет: «Школа творчества помогает учителю реализовать требования ФГОС, а именно формирование активной позиции детей в процессе обучения и жизни: они учатся быть не исполнителями, а создателями. Дети ориентируются не на воспроизведение знаний, а на активное самостоятельное их создание. Уроки школы творчества переносятся и на уроки в школе…Театральный класс соответствует детскому стремлению к игровым коллективным формам общения. Этому в современной школе нет альтернативы. Нет детских организаций, а потребность в них есть. Т. о. театральная студия естественно восполняет необходимые внеклассные формы работы, делает более естественной, органичной внеурочную жизнь ребят, к которой все стремятся и которую всегда так трудно организовать: новогодние праздники, литературные викторины, капустники, создание стенгазеты, выступления на школьных концертах».
Педагогами были проведены опросы среди детей и родителей. Ответы на них в обобщенном виде свидетельствовали о динамики развития нравственных качеств. В результате 4-х годичного обучения по программе «Школа Творчества» показатели развития волевых качеств детей говорят о значительных личностных переменах. Например, такой показатель, как «терпение», возрос в 3 раза, а «конфликтность» уменьшилась в 3.5 раза.
Таким образом, мы можем утверждать, что возможности театрального искусства в нравственном воспитании необыкновенно широки. И приобретенные ребенком качества помогут ему в дальнейшей жизни иметь ясный ориентир, а творческое отношение к жизни будет способствовать тому, чтобы в любых жизненных обстоятельствах быть способным найти выход к свету, отличить белое от черного, добро от зла…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа «Театр и мы» для дополнительного образования детей (объединения «Детский театр»)
Программа «Театр и мы» рассчитана на три года обучения: для детей среднего школьного звена, с одиннадцати до тринадцати лет. Коллектив формируется с уч...
Модель сетевого взаимодействия «Детский сад + школа». Система работы по обеспечению преемственности «Детский сад + школа» в условиях реализации ФГОС.
Королева Н.С., Шестопалова Л.А., Фомина А.С.Стандарты второго поколения одной из приоритетных задач определяют преемственность в обучении. Обеспечение преемственности позволяет решить проблему адаптир...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус...
«Основы кукольного театра: распределение ролей по новой пьесе» (План-конспект проведения занятия в детском театре кукол) автор Елена Захарова
План-конспект занятия предназначен начинающим руководителям детских театральных объединений. На примере авторского сценария "Почему проснулся Ёжик" педагог сможет подготовить детску...
Тест по искусству Передней Азии с ответами для обучающихся детских художественных школ и детских школ искусств.
Этот тест даётся обучающимся детских художественных школ и отделений изобразительного искусства детских школ искусств для контроля и оценки знаний по предмету "История искусств"....
Об итогах проведения регионального этапа VI Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Базовые национальные ценности в творчестве» среди обучающихся образовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа
Копия приказа ДО № 148 от 03.03.2021г....
Победители Всероссийского конкурса для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств "АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК"
Тюпина Александра-I местоФилипчук Анна - II местоЧиглинцева Злата- II местоАлиева Элина- III место...