Эссе. "Я - учитель"
материал по теме

Чернышева Татьяна Валентиновна

В данной работе раскрываются мотивы выбора учительской профессии, показаны педагогические принципы и подходы к образованию, продемонстрировано понимание миссии учителя в современном мире

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_-_uchitel_konkurs.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я – учитель»

Чернышевой Татьяны Валентиновны,

учителя ОРКСЭ, истории и обществознания МБОУ «СОШ № 8» МО «Кошехабльский район»

«Учитель, который может пробудить чувство хотя бы к одному хорошему поступку, достигает большего, чем тот, кто наполняет нашу голову бесконечными рядами, расклассифицированными в соответствии с формой и названием».

И. Гёте

Учитель… Какое важное значение имеет это слово для каждого ребенка, родителей, для общества маленького сельского поселения, отдельно взятой страны, всей нашей планеты в целом! Кто, если не учитель, проведет учеников через годы детства, отрочества, юности, совершая почти незаметный ежедневный нравственный подвиг, вкладывая в детей частичку своей души, своего сердца. Труд учителя похож на труд хлебороба и строителя: из зерен добра и справедливости взращивает он души детей, из кирпичиков знаний и умения творить добро закладывает прочный духовно-нравственный фундамент здания под названием - Жизнь. Учитель, как искусный ювелир, благодаря своему долгому кропотливому труду, терпению и мастерству, превращает алмаз одаренности ребенка в прекрасный бриллиант, сверкающий всеми гранями всесторонне духовно-нравственной развитой личности.

Убеждена в правоте классика Л.Н. Толстого, сказавшего, что «надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить». Действительно, Л.Н. Толстой, создав начальную школу в Ясной Поляне, смог не только научить детей грамоте и чтению, но и на примерах собственного детства, семейных взаимоотношений и традиций воспитать в них доброту, отзывчивость, милосердие, любовь к ближнему, привить уважение к труду, родной земле, родному слову, Отечеству!

Жизненный опыт стал первым помощником таким замечательным педагогам, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинскому, которые по страницам собственной биографии познавали детскую психологию, учились любить своих воспитанников. Эти примеры не стали исключением, потому что каждый педагог прежде всего должен стать воспитателем,  и только потом - учителем. В моей педагогической практике большой жизненный опыт является также надежным союзником. Несмотря на то, что мечта стать учителем была моей главной мечтой с раннего детства, а начало опыта работы с детьми пришло уже в четырнадцать лет, когда приходилось подрабатывать на летних каникулах воспитателем в Натырбовском детском саду, моя дальнейшая профессиональная трудовая деятельность на какое - то время не была связана с педагогикой. Но именно в эти годы, посвященные другим  сферам трудовой деятельности: промышленному производству, экономике – и дали полезный жизненный опыт, который помог мне в дальнейшем уже как учителю.  А то, что в юности я оказалась вдали от малой родины, не помешало мне начать изучать историю нашей страны и ее народов. В Свердловске, например, заинтересовавшись историей династии Романовых, часто посещала место проживания царской семьи. В Польше изучала историю Второй мировой войны. Неизгладимое впечатление на всю оставшуюся жизнь произвели на меня экскурсии в фашистские концлагеря: Освенцим и Майданек. В Монголии стала изучать историю буддизма и проявлять интерес к истории русских эмигрантов. В это время мечта стать учителем начала сбываться: в городе Улан-Удэ я поступила на исторический факультет педагогического института. Завершала получение образования уже на родине, в городе Майкопе, в самые интересные, непредсказуемые 90-е годы. Благодаря тому, что история страны была уже «переписана», а новых учебников еще не было, изучали мы историю Отечества по газетным статьям, книгам зарубежных авторов и чувствовали себя настоящими исследователями, поисковиками, изучающими «белые пятна» истории.

Дух активной поисково - исследовательской творческой деятельности я стараюсь сохранить и передать своим ученикам в настоящее время. Для этого активно использую компетентностный деятельностный подход и педагогические технологии деятельностного типа, которые привлекают меня тем, что:

- требуют четкой организации образовательного процесса;

- подразумевают комплексный характер обучения, неразрывность знаний, умений и навыков, понимания и применения их на практике;

- обеспечивают вовлечение обучающихся в организацию учебного процесса и осознание ими направленности своей деятельности (целеполагание, рефлексия, оценка), также метапредметность, межпредметные и внутрикурсовые связи в образовании, интеграционный подход и преемственность, связь обучающей и воспитательной направленности образования;

- делают акцент на активную практическую деятельность и результативность;

- позволяют производить расширение информационного поля и формировать навык поиска информации из разных источников (в том числе структурирование и анализ);

- предлагают дискуссионный активный и интерактивный открытый характер преподавания (переход от однозначных оценок к обсуждению, аргументированию, выбору собственной позиции);

-повышают мотивацию к образованию (проблемный подход, интерес).

Одной из приоритетных и перспективных технологий деятельностного типа, активно применяемой мною в педагогической практике, является проектная деятельность, которой я увлеклась с той поры, как познакомилась с мнением кандидата исторических наук, автора учебников по обществознанию Андрея Иоффе, который убежден что школьное образование «должно стать более практичным, что детям нужно больше предоставлять самостоятельности». Проектная деятельность идеально реализует данные условия. В «Педагогическом словаре» метод проектов определяется как «система обучения, в которой знания и умения учащихся приобретаются ими в процессе выполнения постепенно усложняющихся практических заданий». Начиная работать с технологией проектов, всегда учитывала интересы детей и положение психологии о том, что ученик с большим удовольствием выполняет только ту учебную работу, которую сам выбрал и которая для него наиболее привлекательна. Темы проектов ученики выбирают на основе уточнения тех «точек удивления», которые им удалось разглядеть в жизни, в привычках, в обычаях окружающих людей. В целом проектную деятельность учащихся в преподавании курса истории, обществознания и ОРКСЭ воспринимаю не только как форму организации учебной деятельности, но и как содержание обучения, его метод и особую философию образования.

Участие моих учеников в социальной работе, в посильном для них разрешении некоторых жизненных проблем в рамках участия во Всероссийской акции «Я – гражданин России», проводимой под эгидой Министерства образования РФ, позволили мне совместно с обучающимися внести важные изменения в окружающую нас повседневность. Это не только удивляет многих взрослых, но и создает условия для формирования четкой гражданской позиции обучающихся, повышает их самооценку и взаимооценку.

Василий Александрович Сухомлинский в своей главной книге «Сердце отдаю детям» писал, что задачи школы - «научить детей видеть и ценить красоту человеческой мысли и труда, стараться воспитывать своих учеников неравнодушными людьми с активной жизненной позицией, а главное - прививать им чувство ответственности перед собственной совестью». Решать эти важнейшие задачи мне, как учителю, помогает использование современной эффективной инновационной технологии рефлексивного портфолио, которая предоставляет детям возможность пройти важнейшие этапы осмысления и закрепления ключевых компетенций, поддерживает высокую учебную мотивацию обучающихся, поощряет их активность и самостоятельность, является эффективным средством плодотворной совместной воспитательной деятельности учителя, ученика и родителей в развитии духовно - нравственных качеств личности и реализации программы нравственного воспитания, программы творения добра в человеческом сердце.

Для меня, как учителя, очень важно, чтобы каждый день, проведенный ребенком в школе, стал для него не только очередной ступенью саморазвития, духовно - нравственного самосовершенствования, но и маленьким шагом вперед, направленным на решение важнейшей проблемы в современном обществе и образовании: «обнищании души при обогащении ума информацией».

Важно, чтобы подрастало новое поколение российских граждан в школах, где воспитание опережает обучение, чтобы это поколение граждан осознавало ответственность за свою судьбу, судьбу своей Родины, поколение активное, инициативное, не боящееся трудностей, верящее в свои силы и находящее пути их применения.

Хотелось бы верить в то, что мои ученики в любой жизненной ситуации предпочтут из множества вариантов выбрать пусть самый трудный, но единственно правильный путь.

Искренне убеждена, что профессия учитель - самая уникальная из всех существующих профессий на земле, потому что в ней нет предела для самосовершенствования личности учителя и совершенствования его профессионального мастерства. Время динамично и быстро меняет окружающую действительность, диктует все новые и новые требования и к уровню знаний, и к жизненной подготовке подрастающих поколений. Именно поэтому учителю нужно быть всегда немного впереди времени, чтобы встречать перемены во всех сферах жизни общества хорошо подготовленным и абсолютно уверенным в важности своего труда для будущего страны.

Великую миссию учителя в современном мире вижу, конечно же, в миротворчестве, в развитии и поддержании высокого уровня духовности, нравственности, образованности и культуры, как факторов, обеспечивающих взаимоуважение, взаимопонимание, созидательное сотрудничество всех народов на Земле, исключающих возможность решения спорных международных вопросов примитивным путем военных угроз и столкновений. «А уважения и власти у учителей, - как сказал президент В.В. Путин, - иногда бывает побольше, чем у президентов».

Буду всегда гордиться профессией, важность и значимость которой выражается в стихах, песнях поэтов и композиторов, в книгах писателей, наградах правительства и президента, но самой большой наградой для каждого учителя считаю слова, сказанные учениками тихо и искренне: «Спасибо! Спасибо! Спасибо!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года-2016"

Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственные педагогические принципы и подходы к образованию,  понимание миссии педагога в современном мире....

Эссе "Я - учитель" (для конкурса "Учитель года Ромненского района - 2016")

Эссе "Я - учитель" на районный конкурс педагогического мастерства "Учитель года Ромненского района - 2016"...

"Учитель года 2016" Эссе "Я - учитель"

Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь, и радость общения с ними.И как бы ни складывалась моя жизнь дальше, но любовь и уважение моих учеников и их родителей -...

Участие в областном конкурсе "Учитель года 2016". Эссе "Я - учитель"

Данное эссе написано для участия в конкурсе "учитель года". В нём подводятся некоторые итоги учительской деятельности. Основные темы для рассуждения: роль сельской школы в развитии ребёнка, её место в...