Прогулки по родному микрорайону
учебно-методическое пособие на тему
Учебная прогулка – эффективная форма работы с младшими школьниками по освоению культурного наследия.
Дети изучают родной город активно, получают элементарные навыки ориентирования в городском пространстве, учатся делать выводы и выражать свое мнение. Главное, они заряжены на успех.
Цель данной работы – показать эту интересную форму исследования на примере освоения самого близкого и хорошо знакомого – своего микрорайона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_razrabotki_tsikla_progulok_po_mikrorayonu.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические разработки цикла прогулок по микрорайону
Путешествие вокруг школы, или Как можно разговорить здание
Учебная прогулка
Начальная школа ГБОУ № 118 находится в здании бывшего детского сада. В следующем учебном году она будет переведена в основное здание, к нему дети и отправятся на учебную прогулку.
Первый вопрос, который учитель задает детям: Как вы думаете, почему это здание – школа?
Ответы самые разные: вокруг здания ходят дети в форме МЧС (это кадетская школа); у кого-то из детей здесь учатся старшие братья и сестры.
Учитель просит детей обойти территорию вокруг здания и найти доказательства того, что это школа.
Дети видят школьный стадион, где проходит урок физкультуры; вокруг здания ограда, которая отделяет территорию школы.
Почему здание находится внутри квартала? – Чтобы уличный шум не отвлекал детей от учебы.
Почему рядом нет дороги? – Чтобы с детьми возле школы не случилось ДТП.
Следующее задание: прислушайтесь к звукам и докажите, что они помогут нам понять назначение здания. – Звонок, детские голоса, голос учителя, звуки игры из спортзала.
Зайдя на крыльцо, дети замечают табличку. О чем она может рассказать? – Это средняя школа, город Санкт-Петербург, район – Выборгский, указан номер школы, на табличке герб города.
Учитель просит детей обойти здание школы и понять, на какую букву похоже здание школы; какие помещения находятся в каждой части здания.
Дети делают вывод, что окна классов смотрят на солнечную сторону, т.к. кабинеты должны быть хорошо освещены. В другой части здания – столовая и спортзал. Как это удалось определить? – Из спортзала раздаются громкие звуки игры, свисток преподавателя, а из столовой даже на улице очень вкусно пахнет.
Почему классы отделены от столовой и спортзала? – Чтобы не отвлекать детей от их основного занятия – учебы.
Учитель задает вопрос: это новое здание или старое? Одни дети говорят, что у многих из них в этой школе учились родители; другие видят старые рамы, сколы на облицовочной плитке.
Сколько же лет этому зданию?
Рассмотрев внимательно табличку и обойдя знание еще раз, дети решают, что самим им не справиться с заданием. Что в этом случае нужно сделать? Ученики решают обратиться к прохожим, и те сообщают примерную дату постройки здания.
Подводим итоги прогулки. Что помогает «разговорить» здание? Что для этого нужно сделать? Что помогает нам получить информацию?
Дети делают вывод, что нужно обязательно внимательно рассмотреть здание, обращая внимание на детали; нужно обойти здание, определить планировку, обратить внимание на окружение; рассмотреть таблички, извлечь из них всю возможную информацию. Помогут звуки, запахи; можно обратиться с вопросами к прохожим.
Домашнее задание: рассмотреть свой дом, «поговорить» с ним, а потом рассказать в классе об этом «диалоге».
Микрорайон «город в городе»
Учебная прогулка
Проводим в классе предварительную работу: обсуждаем с детьми, что необходимо человеку для удобной жизни в городе (ответы можно записывать на доске):
- жить, укрываться от непогоды, пользоваться электричеством, водой, готовить пищу – жилой дом;
- гулять – детская площадка, парк;
- находиться под присмотром, пока родители на работе – детский сад;
- учиться – школа;
- лечиться – поликлиника;
- покупать:
- продукты, необходимые вещи – различные магазины;
- лекарства – аптека;
- получать:
- корреспонденцию – почта;
- деньги – банк;
- защиту – полиция;
- взять книги для чтения – библиотека;
- развивать свои таланты – Дом творчества;
- пойти в минуты радости и печали – храм;
- посмотреть кинофильм – кинотеатр;
- покататься на велосипеде, роликах – парк.
Учитель объясняет детям, что такое микрорайон, и обращает их внимание на то, что городские окраины строились по принципу микрорайонов. Главная идея микрорайона – чтобы было удобно.
Дети рассматривают карту, вместе с учителем определяют границу микрорайона. - Это проспекты Просвещения, Культуры, Луначарского, улица Руднева.
Учитель очень простыми словами объясняет детям, что такое «культура», «просвещение», называет заслуги архитектора Руднева и наркома просвещения Луначарского.
Ученики получают листы с контурами микрорайона. Во время прогулки они должны отметить все важные объекты, которые делают нашу жизнь удобной. Наша цель – узнать, насколько наш микрорайон удобен для жизни.
Дети наносят на карту магазины, почту, банк, полицию, детский сад, школу, детские площадки, солон красоты, караоке-клуб «Шаляпин», бывший кинотеатр «Фестиваль».
При подведении итогов дети делают вывод, что микрорайон не очень удобен для жизни.
Где же найти то, чего не хватает? Дети предлагают построить, но это слишком долго, да и территории свободной практически нет. Значит, нужно искать в других микрорайонах. Куда же мы пойдем? – Дети рассказывают:
- лечиться – в поликлинику на ул. Кустодиева;
- заниматься любимым делом, развивать свои таланты – в ДТЮ на ул. Сикейроса;
- за интересной книгой – в библиотеку на пр. Культуры;
- в трудную минуту – в храм около больницы;
- покататься на велосипеде, на роликах – в Муринский парк, на велодорожку;
- сходить в кино, в аквапарк – в ТРК «Родео-Драйв»;
- весело провести время с друзьями – отправиться на аттракционы в Муринский парк.
Домашнее задание: отметить на карте свой дом.
Почему здесь построен храм?
Учебная прогулка
На одном из предыдущих занятий дети сделали вывод, что человеку в минуты горя и радости нужно пойти в храм, но церкви в микрорайоне нет.
Перед прогулкой учитель рассказывает об иконе, в честь которой назван храм, куда мы собираемся пойти.
Детям дается задание: назвать здания, рядом которыми находится храм. – Больница, ресторан, ТРК «Родео-Драйв», автозаправка.
Подойдя к храму, дети получают инструктаж о том, как следует себя вести на территории храма и внутри. Дети делятся своими первыми впечатлениями о храме. Они говоря о том, что церковь светлая, красивая, легкая, будто готова взлететь. Их внимание привлекает странный крест во дворе церкви и голубой купол с золотыми звездами. Дети получают задание: доказать, что храм построен здесь неслучайно.
Дети находят при входе табличку, что перед операцией и во время лечения можно получить благословение у священнослужителя.
В храме, где уже готовы к их встрече, дети находят чудодейственную икону и видят служительниц церкви в белых головных уборах с красным крестом.
Отец Илья рассказывает детям об истории создания храма, знакомит их с медицинскими сестрами, которые в то же время являются служительницами храма. Он приглашает их прийти с родителями в воскресную школу и отвечает на вопросы детей о необычном кресте на территории перед храмом.
Вернувшись в школу, дети подводят итоги. Церковь произвела на них очень светлое, праздничное впечатление; им понравилось, как их там приняли.
Учитель помогает сделать вывод о том, что храм появился здесь неслучайно; что церковь и больница неразрывно связаны в своем стремлении облегчить страдания людей; что благодарить можно по-разному: можно сказать «спасибо», а можно благословить на строительство храма.
Как и зачем украшают город (скульптурная композиция «Палитра» на пр. Художников)
Учебная прогулка
Перед учебной прогулкой учитель рассказывает детям, что в 70-е годы, когда формировался район, было принято постановление, согласно которому улицам в данном районе давали имена деятелей культуры. – Например, проспект в честь наркома просвещения Луначарского, улицы в честь архитекторов Руднева и Фомина, в честь поэта Есенина, в честь художников Кустодиева и Сикейроса; поэтический бульвар, проспект Художников, улица Композиторов.
Вспоминаем с детьми, как можно украшать свой город. – Скульптура, фонтаны, арки, колонны, клумбы…
Во время прогулки, когда дети окажутся на проспекте Художников, учителю не следует обращать внимание на его название.
Дети получают задание: посмотреть, мимо каких зданий они проходят. Ученики называют многочисленные магазины, банк, салон красоты, почту аптеку.
Учитель просит их найти художественное училище или художественный музей.
Дети недоумевают: это задание им не выполнить.
Когда они подходят к скульптурной композиции, учитель просит внимательно рассмотреть ее, обойти вокруг, затем поделиться своими впечатлениями. Что это такое? Для чего? В каком состоянии находится?
Дети отвечают, что видят 4 огромных карандаша, один из них сломан, они непонятного цвета, краска облупилась, карандаши некрасивые, кругом мусор, валяются бутылки.
Учитель просит детей определить, на чем стоят карандаши. С большим трудом ученики приходят к выводу о том, что это палитра: белая кирпичная кладка во многих местах разрушена, газон зарос сорной травой.
На вопрос, что же, кроме карандашей, стоит на палитре, дети отвечают, что это своеобразные баночки для краски. Их 7 – столько, сколько цветов радуги.
По просьбе учителя дети обращаются к проходящим прохожим с вопросами: давно ли здесь появилась эта композиция? Как она первоначально выглядела?
Местные жители отвечают, что композиции лет 6 – 7, что карандашей было 7, их цвет совпадал с цветами радуги, а на клумбах – баночках для краски росли цветы разного цвета.
На вопрос учителя, как дети относятся к данной скульптурной композиции, дети отвечают, что она им не нравится, что у них плохое настроение и им грустно.
Дети получают задание и посовещаться: Если бы они были волшебниками, как бы они «оживили» Палитру?
Ответы в основном были следующими: убрать мусор, подстричь траву, оставшиеся карандаши покрасить в яркие цвета радуги, а в клумбы-баночки посадить цветы семи разных цветов.
Дети сказали, что им Палитру жалко, карандаши жалко, что так нельзя обращаться с красотой.
Учитель предложил детям стать этими волшебниками и преобразить Палитру.
На следующий вопрос учителя дети ответили легко: кто пользуется этими предметами – палитрой, красками, карандашами? – Конечно, художники.
А теперь – главный вопрос нашего занятия: почему эта скульптурная группа установлена именно здесь? Мы не увидели на улице художественный музей, художественную школу, почему же напоминание о художниках находится именно здесь?
Дети подбегают к ближайшему дому и читают табличку: проспект Художников.
Они делают вывод о том, что памятники могут «подсказывать» название улицы, на которой они находятся.
Домашнее задание: придумать украшение своей улицы и нарисовать его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-экскурсия по нашему микрорайону в 9 классе.
У нас была организованна настоящая экскурсия по интересным местам нашего микрорайона "Ховрино"Ученики приготовили для меня сюрприз, который открылся только в конце экскурсии....
«Экологические про6лемы моего микрорайона»
Поскольку вопросы сохранения здоровой экологии не оставляют равнодушными никого, то тема проекта вызвала живой интерес и желание работать. При решении задач использовались методы экологического экспер...
Краеведческий поход выходного дня:«Прогулка по родному, но не знакомому городу»
Эта работа рассчитана на то, чтобы учащиеся изучили и познали свою историю - историю своего края. Прошлое и настоящее своего города – изучение его, позволят нам привить уважение к своей ма...
Прогулка: основные задачи, виды прогулок. Методические рекомендации по проведению прогулки
В данном материале дается характеристика прогулки как педагогически организованной формы активного отдыха детей....
Конспект развлечения "Музыкальные прогулки по родному городу"
Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Музыкальные прогулки по родному городу"...
Презентация "Прогулка по родным местам"
Прогулка по родному селу сопровождается отрывками стихов из произведений Р.П.Ругина....
Прогулка по родному селу.
quot;Виртуальная прогулка по Панаевску".Беседа за круглым столом с презентацией. Проводят родители....