Статья о патриотическом воспитании
статья на тему

Данный материал предназначен для учителей русского языка и литературы. В статье рассказывается, как через работу с текстом планомерно вести гражданско-патриотическое воспитание школьников. Даётся описание основных методов, используемых в педагогичекой практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с текстом как одно из средств гражданско-патриотического воспитания школьников на уроках русского языка и литературы

Ивкина С.А., учитель русского языка и литературы

 МБОУ «Лицей» города Абакана

Характерной особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности страны. Стало очевидным, что решение множества проблем воспитания в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважении к историко-культурному наследию своего народа, всех народов России. В связи с этими приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса формирование у школьников чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать выводы и выбор, является одной из главных задач образования.

        Что же такое патриотизм?        Патриотизм - сложнейшая черта морали. В нее входит целый ряд, комплекс различных проявлений: любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, его труд, а также деятельная борьба за процветание своего Отечества. Все эти черты находят свое воплощение в гражданственности. В ней выражена самая высокая мотивация поведения, определяемая его общественным долгом, назначением человека в обществе. В ней выражаются такие интегральные свойства, как честь, чувство собственного достоинства, гордость за свою принадлежность к родному краю. В ней обнаруживает себя общественная активность: не только стремление, но и умение вносить в жизнь улучшения при помощи полезных общественных дел.

Каким бы по своей величине не было Отечество, оно для человека начинается с места, где он вырос. Именно в этом небольшом участке земли сосредотачивается, воплощается и оживает образ Отечества. Только через привязанность к этому месту Родина входит в душу человека, начинает его волновать и побуждать к созидательной деятельности. Поэтому одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений является краеведение, помогающее воспитывать у школьников любовь к родному краю, к своей Родине и стране.

Однако элементы краеведения могут быть включены и в учебные дисциплины, в частности, краеведческий материал может использоваться на уроках гуманитарного цикла. Таким образом, я убеждена, что уроки русского языка и литературы обладают большим потенциалом для формирования гражданского, патриотического мировосприятия школьников.

Но нужно помнить, что патриотическое чувство не может быть сформировано в короткое время. Его воспитание требует постоянного внимания в течение всего времени обучения в школе. Поэтому педагог должен вести целенаправленную работу по воспитанию истинного патриотизма и гражданского самосознания.

 Материал языка, то есть образцовые литературные тексты, их анализ с точки зрения культуры и выразительности языка и речи имеют наибольшее значение в обогащении духовного мира человека. «Книга, -  по словам  А.Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место», поэтому на уроках  русского языка и литературы эффективным средством формирования личности, воспитания нравственности является работа с текстом.

На уроках русского языка я использую культурологические тексты, которые:

  • прививают детям любовь к нашему «великому, могучему, правдивому и свободному русскому языку»;
  • -расширяют знания учащихся о нашей стране, истории, трудных днях Великой Отечественной войны и послевоенного времени;
  • помогают через призму прошедшего лучше понять настоящее и будущее страны;
  • развивают интерес учащихся к слову, культурному наследию России.

Также использую этнокультуроведческий материал (тексты краеведческого характера). Такие тексты имеют познавательную ценность, обусловленную его культурной значимостью, учитывают национальные особенности учащихся  и интересы, степень подготовленности к восприятию новой информации.  Практика показывает, что тексты топонимического характера (содержательный и увлекательный по своему характеру материал, связанный с историей, этнографией, географией родного края) позволяют учащимся в процессе работы не только овладеть способами действия с текстом, но и способствуют успешному развитию познавательных  и личностных УУД (универсальных учебных действий) обучающихся.

Методика проведения урока с использованием текста в основных положениях одинакова. Эти уроки строятся следующим образом.

  1. Чтение текста учащимися.
  2. Работа над текстом (беседа, ответы на вопросы)
  3. Словарно-орфографическая работа.
  4. Составление плана текста (подготовка к мини-сочинению)
  5. Выполнение учащимися письменной работы.

Но современный урок (с учётом требований ФГОС ООО) позволяет строить работу иным образом.  Так на уроках русского языка, работая с текстом, в данном случае патриотического или краеведческого содержания, я использую такие методы:

  • Метод упражнений, где учащимся предлагается записать предложения в такой последовательности, чтобы получился текст. (Начинать работу лучше с небольшими текстами объёмом 3-5 предложений). А затем по этому тексту учитель составляет многие  разнообразные задания. Обязательным является задание на осмысление текста. Это могут быть вопросы, на которые должен ответить ученик: О чём текст? Чему он учит? Что вы поняли, прочитав текст? или, например,  задание сформулировать основную мысль текста.
  • Ассоциативная беседа. Беседа как метод строится на основе вопросов-ответов. Особенность такого вида беседы заключается в том, учащиеся должны реагировать на каждую реплику диалога, опираясь на ключевые и тематические слова, составить ассоциативный ряд, который должен привести учащихся к пониманию духовно-нравственных понятий, заложенных в тексте.
  • Двойной дневник, когда учащиеся по ходу чтения  заполняют таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписывают фразы, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протес и даже непонимание; во второй графе учащимися даётся объяснение, что заставило выписать  эти фразы, какие мысли они вызвали.
  • Сочинения по схеме «Текст-портрет»  Ученики пишут о людях, посвятивших свою жизнь Отечеству, служению людям, и таким образом приходят к убеждению, что человек непросто начинается своим именем и завершается отчеством. Впереди у него — Отечество, народ и семья. А биография — это лишь небольшая веточка в огромной кроне того дерева, которое называется историей.
  • Сочинения по схеме «Текст-проблема». Учащиеся размышляют по текстам на тему Великой Отечественной войны, подвига, героизма, памяти, бережного отношения к родной природе.

Стоит отметить, что важным этапом любой работы с текстом является обсуждение и заключительное слово учителя.

Художественная литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Таким образом, уроки литературы являются одним из  существенно важных факторов в воспитании духовно развитой личности, формировании гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Педагогу дано широкое поле деятельности по воспитанию патриотизма и гражданственности школьников. Этой цели служат пословицы, поговорки, былины, рассказы, стихотворения, крупные эпические и лирические произведения.

         Работая в 5-6-х классах, я ставлю перед собой следующие задачи в рамках патриотического воспитания:

  • Привлечь обучающихся к литературоведческому анализу художественного текста с точки зрения его идейного содержания и индивидуальной значимости (полезности для каждого в отдельности);
  • заинтересовать учеников самим процессом чтения военно-патриотической литературы;
  • сформировать устойчивую потребность в чтении патриотической литературы, потребность в постоянном общении с историческим прошлым родного края, посредством краеведческого материала, хакасской литературы, историко-архитектурных памятников.

Особенность литературы как учебной дисциплины состоит в том, что основная деятельность на уроке связана с текстом, но эффективным урок будет лишь при определённых условиях. Поэтому учителю важно использовать на уроках разнообразный арсенал методов и приёмов. В своей деятельности, я активно использую средства технологии продуктивного чтения, а также приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Продуктивными при работе с текстом (в ходе реализации на уроке воспитательного аспекта - формирования патриотических чувств школьников)  считаю методы проблемно-диалогической технологии: побуждающий и подводящий диалог.

Например, при работе с небольшими по содержанию текстами формулирование проблемы (постановка учебной задачи) происходит в форме побуждающего диалога, а её совместное решение – в форме подводящего диалога, или наоборот. В качестве примера приведу фрагмент урока изучения стихотворения М.Ю. Лермонтова  «Бородино».

На первом этапе урока - классический пример побуждающего диалога -постановка проблемной ситуации. Учитель говорит  о том, что утверждает автор стихотворения: Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Затем педагог вызывает детей на диалог: Согласны ли вы с мнением Лермонтова? Почему вы не согласны с его взглядами? (Учащиеся отвечают на вопрос, опираясь на жизненный опыт).

На втором этапе урока - подводящий диалог: анализирующее коллективное наблюдение. Учитель призывает к работе над текстом: Какие качества воинов прошлого восхищают автора? Дети записывают результаты наблюдения в таблицу.

Качества, характеристики воинов

Прошлое поколение, сражавшееся на Бородинском поле

   Заканчивается наблюдение обобщением результатов: словесной формулировкой вывода.

На третьем этапе урока  - Возвращение к первоначальному утверждению. Учитель призывает сравнить свои комментарии  в соответствии с выделенными характеристиками.

Качества, характеристики воинов

Прошлое поколение, сражавшееся на Бородинском поле

     «Нынешнее поколение»

   Заканчивается этап также как и предыдущий - словесной формулировкой вывода.

Так, в ходе урока обучающиеся самостоятельно приходят к важному выводу: Чувство патриотизма, готовность к самопожертвованию во имя Отечества- черта русского характера.

На заключительном этапе – приём письменной дискуссии. После постановки

открытого вопроса: Зачем М.Ю. Лермонтов восклицает: «Да, были люди в наше время…»?  каждый ребёнок пишет свою версию. Затем выслушиваются версии учащихся. Во время устного обсуждения могут вноситься дополнения, уточнения.

В конце урока основной  вывод, к которому пришли учащиеся,  дополняется

мыслью о том, что только тот становится патриотом, кто по-настоящему любит Родину, воспитывает в себе лучшие качества.

Таким образом, в тесном сотрудничестве ученика и  учителя, с опорой на художественный текст и личный опыт учащегося реализуется воспитательная задача, поставленная учителем.

Итак, русский язык и литература относятся к числу важных учебных предметов, позволяющих эффективно и целенаправленно воспитывать патриотическое отношение к Отечеству, которое заключается в осознании своих обязанностей перед ним, деятельности, направленной на его процветание, основанной на чувстве любви, привязанности к этой земле, ее культуре, ее людям. Н.Г. Чернышевский писал: «Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство- силою его патриотизма»,  именно поэтому патриотическое воспитание молодого поколения является важной составляющей воспитания и формирования духовно богатой, нравственно - ориентированной личности.

Использованная литература

  1. Райцева Е. В. Формирование патриотизма на уроках русского языка // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.).  — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 172-174

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание через исследовательскую деятельность на уроках истории."

Гражданство-это понятие которое характеризует гражданско патриотическую позицию человека. Исторические дисциплины открывают широкие возможности для формирования гражданско-политических взглядов обучаю...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание на уроках истории XXI века".

На межрегиональной конференции партии "Единая Россия", прошедшей в мае 2011 года, в Волгограде, Владимир Владимирович Путин рассказал, что он думает о преподавании истории в российских школах и о том,...

Статья о патриотическом воспитании "И помнит мир спасенный"

В статье рассказывается о встрече поколений....

Статья: «Роль патриотического воспитания в детском объединении».

Формирование   чувства   гражданственности,  любви к России, к родному селу, проявление культуры межнационального общения....

Статья "Проблемы патриотического воспитания в процессе освоения музыкального искусства"

Статья знакомит с проблемами патриотического воспитания на уроках музыки и предлагает способы их решения...

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...