Статья "Проблемы патриотического воспитания в процессе освоения музыкального искусства"
статья по музыке по теме
Статья знакомит с проблемами патриотического воспитания на уроках музыки и предлагает способы их решения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afanaseva_-_pushkina_-_patr_vosp_na_urokakh_muzyki_-_tsch_-2013.doc | 70 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Афанасьева Алла Борисовна, канд. иск., доцент РГПУ им. А.И.Герцена,
Пушкина Наталья Николаевна, учитель музыки гимназии №272
Санкт-Петербург
Проблемы патриотического воспитания в процессе освоения музыкального искусства
Вопросы патриотического воспитания, несомненно, ставятся государством перед современной системой образования. Этим вопросам была посвящена Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", патриотизм как базовая ценность рассматривается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009). «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории», - подчеркивается в посланиях Президента России Федеральному собранию РФ (1, с.5).
Как известно, патриотизм имеет социальную и психологическую обусловленность, рассматривается как чувство человека и как принцип его социального поведения. В БСЭ дается следующее определение: «Патриотизм (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам». В «Энциклопедии социологии» - «Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа» (http://slovari.yandex.ru).
Исходя из определений, можно сделать вывод о том, что чувство патриотизма базируется на чувстве причастности к социокультурной общности. Сама же социокультурная общность имеет иерархическую структуру: от семейного социума к родовому, этническому, региональному, суперэтническому – гражданскому. В связи с этим возникают и этнокультурные типы патриотизма. Содержание этнического патриотизма - любовь к своему этносу, к его культуре. Региональный патриотизм связан с любовью к своему региону, к своей малой Родине, гражданский патриотизм - с любовью гражданина к своей стране. Причем в традиционной культуре региональный патриотизм часто совпадает с этническим (у малочисленного коренного народа, компактно проживающего именно в данном регионе), или совпадает с субэтническим (субэтносы выделяются внутри большого многочисленного этноса: южнорусский, севернорусский, казаки, поморы, архангелогородцы и др.). В современных же условиях регион часто насыщен полиэтническими взаимодействиями, и именно чувство региональной общности связывает представителей разных этносов в единую социокультурную общность (например, петербуржцы).
В современных условиях мировой глобализации и вестернизации чувство патриотизма как безусловная нравственная общественная ценность стала оспариваться и даже низвергаться. В СМИ, в искусстве (в том числе музыкальном), в кинопродукции последних лет также наблюдается кризис патриотической темы, тесно связанной с воспитательными задачами. Если в советские времена большинство телевизионных программ, кинофильмов, песен были ориентированы на воспитание позитивного отношения к своей стране, на интеллектуальное, духовное и физическое развитие человека как члена гражданского общества, то ныне в массовом искусстве доминируют развлекательность и антипатриотизм, ведущие к ослаблению традиционного национального государства в пользу глобального постиндустриального унифицированного общества. Сменились ценностные ориентиры: пропагандируется корысть, культ силы и денег в различных ток-шоу, телевикторинах, киносериалах. В исторических экскурсах стало нормой очернительство прошлого России.
С утратой идеалов утрачиваются и высокие цели. Те, кто обеспокоены судьбой России, пишут о духовно-нравственной деградации общества постмодерна, нацеленного прежде всего на потребление материальных благ, а не на духовные ценности. И среди духовно-нравственной проблематики важное место занимает проблема формирования патриотизма.
Ценностное содержание патриотического воспитания реализуется через изучение школьниками «истории России, российских народов, своей семьи, рода; жизненного опыта своих родителей, предков; традиционных российских религий; произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной культуры; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; фольклора народов России; общественно полезной и личностно значимой деятельности; учебных дисциплин; других источников информации и научного знания» (по материалам «Концепции»: 1, с. 13).
Однако серьезной проблемой является расхождение между заявленными ценностями и отсутствием сплачивающей общество общегосударственной идеологии, объединяющих идей, между задачами, выдвигаемыми перед институциональным образованием, и практикой внеинституционального – стихийного образования, той среды, в которой живет ребенок.
На наш взгляд, одной из самых сложных проблем содержания патриотического воспитания в современной школе, ныне в большой мере полиэтнической, является гармонизация моноэтнического и полиэтнического подходов в процессе образования. Закономерно, российская культура позиционируется прежде всего через русскую культуру с учетом диалога с культурами разных народов страны. Поэтому при формировании патриотизма необходимо рассматривать роль русского народа как государство- и культурообразующего, но так же надо уделять внимание вкладу других народов в созидание культуры России, в строительство и защиту ее государственности, как общего дома. Рассматривая произведения искусства, выявлять, что обусловлено этническим своеобразием, а что является общим для разных народов или что выражает специфику России.
В практике работы с полиэтническим музыкальным фольклором авторы нацеливают внимание детей на познание многообразия звукового мира и сравнение национальных традиций, на выявление общего и особенного. Например, на уроках музыки при знакомстве с колыбельными школьники осваивают характерные русские образцы («Сон да Дрема», «Баю-баю зыбаю, отец пошел за рыбою», «Котя, котенька, коток»). Но для сравнения можно включить и татарскую, удэгейскую или колыбельную другого российского народа (например, коми). Дети «открывают» для себя их общность (обусловленную жанром): покачивающееся движения мелодии, характерная поступенность. Вместе с тем школьники постигают особенное, свойственное данному этносу - пентатонику в татарском и удэгейском фольклоре в противовес натурально ладовой основе русских и коми - колыбельных.
Вертикальные историко-культурные связи прослеживаются в сравнении аутентичных образцов (например, колыбельной в исполнении вологодской крестьянки) с собственным освоением народных и современных колыбельных песен и восприятием профессиональных оркестровых («Колыбельная» из «Восьми русских народных песен для оркестра» А.К.Лядова) или оперных образцов («Колыбельная Волховы» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко»). Подобное сочетание горизонтальных и вертикальных связей возможно при освоении других жанров на уроках музыки: закличек, хороводов, плясок, обрядовых песен. Большой интерес детей вызывает, например, обсуждение пьесы П.И.Чайковского «Святки». Представление о святках формируется у них в основном на крестьянском материале: дети поют русские колядки, украинские щедровки. Знакомство же с вальсовой музыкой «Святок» Чайковского позволяет детям сделать «открытие» о том, что святки раньше отмечали и в городе, по всей России праздновали святые вечера от Рождества до Крещения: деревенские вечерки с хороводами, играми, ряжеными «превратились» в городские балы с танцами и карнавалами.
Богатый материал для воспитания чувства патриотизма у школьников представляет русская музыкальная классика XIX и XX веков: произведения М.И.Глинки, А.С.Даргомыжского, М.А.Балакирева, П.И.Чайковскиого, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского, А.П.Бородина, А.К.Лядова, С.В.Рахманинова, С.С.Прокофьева, Д.Д,Шостаковича, Д.Б.Кабалевского, Г.В.Свиридова, Р.К.Щедрина, В.А.Гаврилина, А.П.Петрова и др., Доступные для ребенка произведения высокой художественно-эстетической ценности в совокупности дают представление о широте музыкальной культуры России.
Современный урок музыки строится как урок искусства, он объединяет различные виды искусства, а метод сопоставления позволяет привлечь для сравнения разнообразный материал. Например, в урок, связанный с нравственной проблематикой народной музыки, можно включить и сравнение пословиц разных народов и найти в них общий смысл: «Добра желаешь – добро и делай» (русская), «Что посеешь, то и пожнёшь» (русская), «Скажешь "джан" – услышишь "джан"» (армянская), «Как крикнешь, так эхо и отзовётся» (дагестанская). С произведениями же классической профессиональной музыки сопоставляются произведения литературы и живописи.
Прежде всего произведения русских композиторов, связанные с образами природы, фольклора, истории России, сопоставляются с произведениями русских поэтов и художников. Но зачастую привлекаются произведения российских представителей других этносов, воплотивших идеи русского искусства и вошедших в национальную сокровищницу культуры России.
Широко применяются на уроках музыки пейзажи И.И.Левитана - иудея по происхождению, яркого представителя русской пейзажной школы. Интересен жизненный путь И.К.Айвазовского – армянина по происхождению, выдающегося марениста русской живописной школы. В Санкт-Петербурге и в своих зарубежных поездках он достойно представлял Россию и русскую живопись. А живя в основном в Феодосии, более всего чувствовал себя феодосийцем, способствовал развитию и славе своего города.
Эти примеры демонстрируют детям, что в личности может складываться не только этническая (русский, дагестанец), но и биэтническая (русский еврей, русский армянин) и суперэтническая – российская идентичность. А формирование российской гражданской идентичности тесно связано с проблемой формирования патриотизма. В жителе России одновременно объединяется этническая и российская, а также региональная идентичность. Введение полиэтнического компонента связывается с гуманистической направленностью образования, необходимой для социализации ребенка.
Еще одна проблема связана с формами и методами (т.е. со способами) патриотического воспитания. Организационные формы патриотического воспитания разнообразны. Среди них урочные и внеурочные формы: уроки музыки (а также истории, родного языка и литературы, изобразительного искусства, краеведения, и др.), факультативы, лекции, беседы, игры, конкурсы, праздники, фестивали, экскурсии, клубы, студии патриотической направленности и др. Ценности патриотизма педагог не может транслировать детям, если сам он не «горит» ими. Нельзя быть их бесстрастным посредником. Надо вовлечь ребенка в информационно-эстетическое культурное поле, насыщенное идеями и смыслами патриотизма, вызвать ребенка на душевный отклик, вовлечь в диалог. Только эмоционально-интеллектуальное восприятие и сопереживание поможет ребенку обрести чувство патриотизма как духовно-нравственное качество личности, способное воплотится в поступке. Поэтому важны методы, направленные не только на мыслительные процессы, но и на эмоциональный мир человека. Развитию же эмоций помогает прежде всего музыка – самое эмоциональное из искусств.
Ныне однако необходимы и радикальные меры. Согласимся с И.Н.Панариным, предлагающем «добиться доминирования в информационном пространстве России духовно-нравственных ценностей; блокировать распространение в мировом информационном пространстве негативных материалов о России, целенаправленно искажающих ее традиции и историю; культ насилия и жестокости на телеэкранах России должен быть заменен культом духовности, знаний и творчества» (2).
Литература:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
- Панарин И.Н. Россия после выборов: новая идеология В.Путина - http://www.km.ru/spetsproekty/2012/03/12/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание детей через приобщение к искусству. Из опыта работы школы искусств п. Агалатово
Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Система совершенствования патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей" (26...
Патриотическое воспитание в процессе становления личности ребёнка
Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пр...
Идеология и гражданско-патриотическое воспитание в процессе преподавания математики
Реализация методической темы «Идеология и гражданско – патриотическоевоспитание в процессе преподавания математики»...
Патриотическое воспитание школьников на уроках изобразительного искусства
Методический материал для учителей ИЗО...
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Методическая разработка....
Патриотическое воспитание детей через декоративно - прикладное искусство
«Патриотическое воспитание детей через декоративно – прикладное творчество».Время наше сложное – это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого и...
Процесс освоения музыкального произведения
В статье расмотрен процесс освоения нового материала учеником...