Воспитание чувств патриотизма и героизма у обучающихся кадетских классов МОУ "СОШ№42" через взаимодействие и личный опыт ветеранов труда и ВОВ.
статья на тему
Работа была представлена на регианальной научно-практической конференции в Братском государственном университете (апрель 2011г.), посвященной 66 - годовщине со Дня Победы в Великой Отечественной Войне. Этот доклад стал толчком к широкомасштабной работе по военно-патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание чувств патриотизма | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
А.Н. Левина, учитель истории
и обществознания МОУ «СОШ №42»,
г.Братск, 2011г.
Воспитание чувств патриотизма и героизма у обучающихся кадетских классов МОУ «СОШ№42» через взаимодействие и личный опыт ветеранов труда и ВОВ.
«Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без коней его повалил бы даже сильный ветер. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в разных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело….. Человеку важно знать свои корни», - писал В.Песков[1]
Уже 24 года школа №42 открывает свои двери для детей нашего города. С 1987 года коллектив школы ставит перед собой много воспитательных задач, и одна из главных – это военно-патриотическое воспитание. Цель этого воспитания – формирование и развитие у подрастающего поколения чувства преданности к своему Отечеству, выработка профессионально значимых качеств, умений и готовности к выполнению конституционного и воинского долга в условиях мирного и военного времени. Для реализации этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
- уважение к наследию, традициям, культуре, религиям народов Р.Ф.;
- готовность к служению Отечеству;
- положительного отношения к труду;
- уважение и почитание символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- потребности в здоровом образе жизни, духовном и физическом совершенствовании.
Внедрение патриотической программы в городе Братске предполагает популяризацию идей патриотизма, любви к Отечеству в деятельности государственных структур, общественных организаций, образовательных и культурно - досуговых учреждений, СМИ. Это и активное противодействие антипатриотизму, искажению и фальсификации истории Отечества. В школе №42 действует программа патриотического воспитания «Патриот», она разработана педагогическим коллективом и направлена на взаимодействие образовательного учреждения с воинскими частями.
С 2006г. в школе особое внимание приковано к классам оборонно-спортивного профиля. За это время завоевано огромное количество медалей и кубков. Ежегодно команда школы №42 лидирует в городских военно-патриотических играх «Испытай себя». Постоянным призерам является команда кадетских классов по пулевой стрельбе из пневматической винтовки: Кубок имени Баркова – I место; соревнования посвященные Дню защитника – первые места; соревнования посвященные юбилею города – призовые места; Всероссийская спартакиада по военно–спортивному многоборью «Призывники России 2010» полуфинал: чемпионы сибирского федерального округа; «Призывники России 2011» - III место в общем командном зачете; городская Малая спартакиада школьников 2008-2009гг –I место; военно– спортивная игра «Зарница» регион Север –II место; легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы (четыре года подряд призовые места); День призывника пост№1; участие в инаугурации мэра г.Братска.
С 2008г. функционировало 2 кадетских класса. На сегодняшний день в школе существует 6 классов на 5 параллелях, около 150 человек. В этих классах всё направлено на военно-патриотическое, духовное, гражданское воспитание.
- Общеобразовательные предметы:
а) изучение истории помогает обучающимся усвоить основные положения о войне и армии, о войнах справедливых и несправедливых, о роли народных масс и личности в истории. Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических чувств.
б) на уроках литературы формируются нравственные идеалы молодёжи на примерах положительных героев художественных произведений, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ.
в) в процессе изучения физики, химии, биологии, географии, математики у обучающихся формируется диалектическое понимание развитие природы. Обучающиеся знакомятся с применением законов физики, химии, биологии в военном деле, влиянием научно-технической революции на развитие военной техники, решают задачи, в содержании которых отражена военная тематика.
г) перспективным направлением в военно-патриотическом воспитании обучающихся является применение в учебном процессе персональных компьютеров.
д) большое внимание в военно-патриотической работе уделяется занятиям физической культурой. Именно на этих занятиях формируются качества, необходимые воину: сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движения.
- Дополнительные дисциплины: огневая подготовка, строевая, «история кадетского движения в России», фольклор, театр, основы медицины, журналистика.
- Посещение воинских и трудовых коллективов.
- Кинофестивали, просмотр фильмов военно-патриотической тематики.
- Экспедиции по местам боевой славы Отечества.
- Посещение музеев, мемориальных комплексов.
- Научно-практические конференции, викторины на тему ратной истории родного края, Отечества.
- Театральные постановки военно-патриотической направленности.
- Торжественные построения у памятных мест.
- Вахта памяти.
- Кадетский бал.
- Посвящение в кадеты.
- Классные часы.
- Одно из самых важных, формирующих направлений – шефство над ветеранами ВОВ, труда и г.Братска. В связи с этим широко организована шефская работа над ветеранами 24 микрорайона. Можно выделить следующие основополагающие принципы шефской работы[2] обучающихся: гуманизм, преемственность, тесная и неразрывная связь с историей нашего города, гражданственность, общенациональность, веротерпимость. За каждым классом закреплены свои подопечные. На протяжении всего учебного года происходят встречи с нашими подшефными: посещение на дому, видеосъёмки, приглашения на праздники, чаепитие, поздравления, подарки, участие в акциях, демонстрациях, шествиях. В 24 мкр. проживает 7- ветеранов Великой Отечественной Войны, 3- вдовы ВОВ, тружеников тыла- 32 человека и 9- ветеранов г.Братска.
Регулярно происходит общение с Советом ветеранов 24-го микрорайона, с Городским Советом ветеранов ( Елохиным Александром Александровичом), с ветеранами внутренних дел (Глазыриным Михаилом Юрьевичем). Цель этих мероприятий состоит в том, чтобы расширить знания обучающихся о родном городе, способствовать воспитанию чувств любви к малой Родине, уважению к людям, которые спасли наше Отечество в страшные годы войны; трудились на полях и заводах; возводили наш легендарный Братск. Данные мероприятия разнообразны: здесь и вступительное слово учителя, и выступления обучающихся, и рассказ ветеранов, и оживленный разговор двух поколений. В этот момент кадеты чувствуют себя продолжателями дел старшего поколения. Ветеранам отрадно видеть, как «маленькие капитаны» имеют солдатскую выправку, одеты в парадную форму, следят за своей внешностью. Огромное эстетическое наслаждение и благоприятное впечатление производит на них хор, в котором поют 100 человек. Дети понимают, что нужно беречь и ценить каждую минуту, проведенную с этими легендарными людьми, всё меньше их остается рядом с нами. Они личным примером показывают, как нужно преодолевать трудности. Встречи являются примером чистого и светлого человеческого отношения между ветераном и учеником, через них вырабатывается уважение, преклонения к семейным ценностям. Общение со своими бабушками и дедушками возвращает подростков к их корням, изменяется отношение к семье, окружающим, Родине. Наша школа каждый год выезжает в «Дом-интернат для престарелых и инвалидов»: радушные встречи, концерты, маленькие подарки – как символ доброты и заботы о людях. Всё это является ещё одним доказательством человечности и способности детей активно участвовать в созидательном процессе, в том числе и их родителей. Мы можем гордиться историей своей страны, своего города. А кто создавал славную историю? Люди, частица той огромной силы, которая построила ГЭС, БЛПК, БрАЗ, наш город.
[1] Песков В. Родина. М:Наука, 19997.с.24
[2] Микрюков В. М: Вако,2009. С.34
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В данной статье автор делится опытом работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств на примере славянской культуры....
Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей.
Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества....
Статья "Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы."
Вопрос о патриотизме становятся сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Вряд ли можно считать нр...
Использование метапредметного подхода на групповых занятиях по РСВ и ФП в 11 классе школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ с целью воспитания чувства патриотизма, толерантности и повышения уровня культурно-ист
Использование метапредметного подхода на групповых занятиях по РСВ и ФП в 11 классе школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ с целью воспитания чувства патри...
Доклад на районной конференции преподавателей духовно-нравственных дисциплин. Тема: «Воспитание чувства патриотизма у обучающихся в современных условиях».
О приёмах и методах патриотического воспитания в школе....