Создание условий для развития певческих навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста посредством создания пластилиновых мультфильмов.
материал по музыке

КУЗНЕЦОВА НАДЕЖДА СЕРГЕЕВНА

Разучивание песен на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста через процесс создания пластилиновых мультфильмов. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Презентация из опыта работы «У меня это хорошо получается»

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Кузнецова Надежда Сергеевна,  музыкальный руководитель МБДОУ «Кизнерский детский сад № 4» Представлю вам свой опыт работы по  разучиванию песен на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста через процесс создания пластилиновых мультфильмов.  

Начиная работать музыкальным руководителем, я обнаружила, что дети испытывают трудности в запоминании текстов разучиваемых песен. Разучивание песенного материала – отнимает много времени и не дает продвигаться в работе над песней дальше: упражнять детей в четкой артикуляции, правильном интонировании мелодии, побуждать петь по фразам, исполнять выразительно и так далее. Так как  дети не знают слов песни, дальнейшая работа становится бессмысленной.

Причин, по которым дети испытывают трудности в разучивании песен, много, например:

  • невысокий уровень музыкального восприятия;
  • особенности детской памяти – она кратковременна;
  • большой перерыв между музыкальными занятиями;
  • отсутствие работы воспитателя в группе по дальнейшему разучиванию песен;
  • не вызван интерес к разучиваемой песне музыкальным руководителем.

 Но самая главная причина, по моему мнению, в том, что детей не привлекает механическое запоминание текста, многократное его повторение. Потому как развитие маленького ребенка намного успешнее в творчестве! Так почему же не сделать процесс разучивания песни интересным и не принужденным?

Пробуя различные методы и приемы разучивания песен с детьми, нашла для себя более удачные и эффективные, такие как:

1. «Эхо»

Применяю этот прием на самых ранних этапах разучивания. Самый простой пример:

-Ребята, давайте поиграем! Когда я буду показывать рукой на себя (в младших группах - игрушка спрячется мне за спину, то петь буду только я одна, а когда взмахну рукой в вашу сторону (игрушка покажется, то вы дружно повторите за мной то, что я спою. Но справится только самый внимательный!

Этот прием помогает детям привыкать к дирижерскому жесту, петь акапелла, подстраиваясь к голосу музыкального руководителя, приучаться к вдумчивому осмысленному пению.

2. «Тихо – громко»

Музыкальный руководитель складывает перед собой руки, как-будто держит в ладонях маленький мячик:

- Ребята, посмотрите, какой тихий звук (тихо пропевает строчку из песни, а теперь вот такой громкий (слегка разводит ладони, как-будто мячик стал больше, пропевая очередную строчку песни громким голосом). Давайте вместе поиграем: когда я покажу вам тихий звук, вы будете петь вместе со мной тихонечко, но так, чтобы я слышала ваши голоса, а когда покажу вам большой звук, будете продолжать петь, но уже звонко, ярко, дружно!

Детям очень нравится такая игра, особенно, когда я меняю звук на разную продолжительность: то часто, то долго держу на одном динамическом оттенке. Можно менять динамику и постепенно, показывая это жестом. Очень повышает внимание, и дети, сами того не замечая, поют куплеты по два – три раза, чтобы не пропустить момент перехода на новую динамику. Включаются даже самые ленивые!

3. «Грустно – весело»

- В гостях сегодня два друга «Ох» и «Ах» (педагог показывает две картинки с грустным и веселым человечком, либо с грустным и веселым смайликом). Они хотят с нами спеть эту песню. Но Ох хочет петь только грустным голоском, а Ах – веселым. Давайте с ними поиграем! Когда покажу вам Оха, будем петь как он, грустно, печально, а когда покажу Аха – весело, задорно продолжим нашу песенку.

Самым эффективный способ, который я считаю интересным для детей, доказал свою эффективность в данном виде совместной музыкальной деятельности является – создание пластилинового мультфильма. Этот метод также подходит и для заучивания стихотворений. Прием очень раскрепощает детей, особенно забавно становится, если настроение в песне не совпадает с пением, это вызывает у детей бурю эмоций. 

Обучение пластилиновой анимации оказывает благотворное влияние на личность ребенка в целом и позволяет развивать творческие способности, а также это хороший способ закрепления полученных знаний после занятия. Я применяю эту технологию после занятия музыкой. Изучая, например, новую песню, детям проще запомнить слова, если в голове выстраивается цепочка картинок.  Открывает возможности для его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо.

- мультипликационное творчество позволяет развивать креативные способности детей, что позитивным образом сказывается на их социализации.

- важной организационно-психологической ценностью данного метода является работа в команде.

- это процесс освоения новых технологий.

Цель: Создание условий для развития певческих навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилиновых мультфильмов.

         Задачи:

  • Рассмотреть пение как вид музыкальной деятельности дошкольников.
  • Развивать навыки связной речи, умение использовать разнообразные выразительные средства.
  • Поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности.
  • Воспитывать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве.
  • Систематизировать методы и приёмы обучению пению в старших группах.

Существует большое количество способов изготовления мультипликационных фильмов. Это и рисованная мультипликация, и компьютерная графика, и различные виды анимации – пластилиновая, кукольная, предметная и т.д.

Для создания мультфильмов в рамках занятия музыкой была выбрана пластилиновая анимация.

          Во-первых, лепка – один из самых эмоциональных продуктивных видов изобразительной деятельности и для детей старшего дошкольного возраста игра с мелкими игрушками, пластилиновыми персонажами является очень интересной. Во-вторых, в лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий. Кроме того, лепка из пластилина способствует развитию мелкой моторики, которая в свою очередь, оказывает влияние на развитие речи, памяти и мышления.

В тесном сотрудничестве с воспитателем по изобразительной деятельности  мы создаем персонажей или атрибуты для мультфильма (темы недели у нас совпадают),  а далее готовим аппаратуру и создаем видео.

Условия для создания мультфильмов:

 занятия проходят в детской студии;

 для работы нужен телефон либо компьютер с необходимой программой для обработки фото-, видео- и монтирования фильмов (стандартная программа Киностудия Windows Live); диктофон, штатив; свет, необходимые материалы для изготовления пластилиновых персонажей, декораций;

   на занятиях задействовано большое количество технических средств: телефон, компьютер, диктофон и дети учатся пользоваться необходимой в процессе создания мультфильма техникой;

 занятия построены таким образом, чтобы дети побывали в разных ролях (сценаристов, мультипликаторов, декораторов, режиссёра, оператора, звукорежиссёра).

Создание анимационного пластилинового фильма предполагает наличие следующих этапов:

1.Определение общей идеи мультфильма. У нас это репертуар, песни, которые учим на музыкальном занятии.  Сначала с  детьми обсуждается сценарий будущего мультфильма. Для создания сюжетов ребенку необходимо приобретать знания о входящих в них предметах и явлениях – это способствует развитию познавательных компетенций.

2. Разработка сценария мультфильма. Обсуждение сюжета будущего мультфильма, раскадровка. Придумывание сценария – это развитие речевого творчества, связной речи, воплощение задуманного – это развитие планирующей деятельности дошкольников. В ходе совместной работы над мультфильмом дети рассуждают о последовательности действий, характере каждого героя, его образе, придумывают диалоги между персонажами. В процессе выстраивания последовательности событий и необходимых действий развивается логика, целеполагание, планирование. Создавая персонаж, ребенок наделяет его особым характером, присваивает ему собственные ценности, или, наоборот, дает герою отрицательные качества. Действуя согласно придуманному сюжету, ребенок учится анализировать поступки и последствия, учится точно выражать мысли и чувства.

3. Изготовление персонажей и декораций для всех сцен мультфильма. Данному этапу отводится много времени (Это проводится  рамках занятий по лепке). Дети распределяют, каких персонажей будет каждый лепить. При изготовлении героев дети осваивают или закрепляют различные способы

4. Покадровая съёмка мультфильма.  Настраивается аппаратура.  Очень кропотливый этап работы. При всей кажущейся простоте этой техники детям необходимо постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки персонажей на минимальное расстояние, убирать руки из кадра, делать множество кадров, не смещая фотоаппарат с установленной точки.

5. Монтаж. Соединение кадров в мультфильм при помощи компьютерной программы. Все части мультфильма монтирую я сама с использованием специальных программ. Данный этап проводится без участия детей.

6. Озвучивание мультфильма. Вместе с детьми мы записываем песню на занятии, шумовые эффекты и озвучиваем мультфильм, при необходимости записываем голос на диктофон.

7. Окончательная обработка мультфильма.

Перед тем как начать использовать этот метод в своей работе, я  изучила много полезной литературы, посмотрела обучающие видео, попробовала сама и потом применила на практике с коллегами. Я провела мастер класс для педагогов по созданию мультфильма. Педагоги сами выбирали тему мультипликационного фильма, лепили персонажей, монтировали.

Я считаю, что представленный мною педагогический опыт актуален, перспективен и может быть использован в педагогической практике:

- во-первых, специальное оборудование, необходимое для создания мультфильма, доступно любому педагогу или родителю;

- во-вторых, пластилиновая анимация дает широкие возможности для активизации творческого потенциала и это очень эффективный способ запоминания текстов.

- в-третьих, материал (пластилин) не требует больших материальных вложений;

Использование пластилиновой анимации в работе со старшими дошкольниками ускоряет запоминание текстов песен: у детей повышается интерес к музыке; проявляется инициативность; повышается речевая активность; развивается фантазия и воображение.

Таким образом, результат работы очевиден мультипликация - действенный метод, на занятиях музыкой. Такая деятельность запомнится детям надолго. Детям всегда интересно открывать что-то новое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активизация творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развития певческих навыков"

         В данном опыте отражены как традиционные, так и инновационные  методы активизации творческой деятельности детей дошкольного возраста посредством развития ...

Опыт работы "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Детский сад № 31"     Методическая разработка"Развитие певческих навыкову детей старшего дошкольного возраст...

Методическое сообщение "Особенности создания условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся струнно-смычкового отделения посредством коллективного музицирования"

Одним из немаловажных факторов, от которого зависит успешность пути для достижения поставленных целей - это осознание учителем индивидуальности ученика и создание условий для гармоничного развития каж...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАЛАНТА СПОРТИВНО-ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Выявить, создать условия дл...

Опыт работы: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровых упражнений"

Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Педагоги считают возможным развитие ребенка во всех видах деятельности: игровой, теа...

Методическая рекомендация"Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста в музыкально- дидактических играх и игровых упражнениях"

Методические рекомендации разработаны на основе опыта работымузыкального руководителя учреждения Гольцверт Анастасии Геннадьевны с детьмистаршего дошкольного возраста. Предназначены для музыкальн...