Составление рассказа по серии сюжетных картинок с подробно представленным действием на тему: «Собака на льдине»
план-конспект на тему
Цель: развитие фразовой, грамматически правильной речи детей в процессе обучения рассказыванию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_rasskaza_sobaka_na_ldine.docx | 218.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (подготовительная к школе группа)
Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок с подробно представленным действием на тему: «Собака на льдине»
Художник В.Д.Божко
Цель: развитие фразовой, грамматически правильной речи детей в процессе обучения рассказыванию
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить составлять рассказ по картинкам, используя имеющиеся знания и представления;
- расширить и уточнить знания детей о признаках ранней весны
- закрепить умение употреблять предложения с подчинительными союзами;
-совершенствование грамматического строя речи (согласовывать сущ. с прилагательными, практическое употребление существительных ед.числа в Тв. падеже)
Коррекционно-развивающие:
- развитие творческого мышления: придумывание завязки рассказа, предположения о дальнейшем развитии действия;
- совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков; умение грамматически правильно оформлять свою речь.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа: беседа о признаках ранней весны.
Материал: серии сюжетных картинок (3 шт.),
1.Организационный момент
2. Беседа о весне
- Какое время года наступило?
- Почему так решили? (Солнышко пригревает, становится теплее,)
- Как называется такая весна? (Ранняя)
- Почему так называется? (Очень похожа на зиму. Зима не хочет уходить, а весна вступает в свои права)
- Назовите самые первые приметы весны.
(Днём стало сильнее пригревать солнце. Стало теплее. Подул тёплый ветер. Закапали сосульки на крышах домов. Снег темнеет, оседает и тает. Появились чёрные проталины. На проталинах появляются первые цветы – подснежники. Побежали, зазвенели, зажурчали ручьи. На реках тает и трескается лёд. Начинается ледоход. Большие льдины плывут по реке. )
- Отгадайте загадку:
«Вода по воде плавает»
- Почему вы думаете, что это лёд? (Я так думаю, потому что лёд из воды)
- Как получается лёд? (Лёд – это замёрзшая вода)
- Как называется явление природы, когда по реке плывут льдины? (Ледоход)
- Из-за чего начинается ледоход? (Снег тает- собирается в ручейки. Все ручейки бегут в реку. Воды в реке становится много и лёд раскалывается, трескается, можно сказать – взрывается)
- В какое время года снег начинает таять?
- Ледоход когда бывает? (весной)
3.Беседа по картинкам
- Сейчас мы будем составлять рассказ по картинкам. Узнаем, что случилось в одном месте.
Открываю 1 картинку
- Кого мы видим на картине? (дедушку и детей, собаку)
- Поговорим о людях. Как называется место, где живут эти люди? (деревня)
- Почему так решили? (маленькие деревянные дома)
- Куда пришёл дедушка с детьми? (на берег реки)
- Какое это время года?
- Посмотри на реку. Какое явление природы мы наблюдаем на этой картине? (ледоход)
- Кого мы видим на льдине? (собаку)
- Как она там оказалась?
- Я думаю, что когда не было ледохода, она перебегала с одного берега на другой, а в это время начался ледоход, потому что лёд на реке трескается неожиданно.
- Что чувствует собака? (Опасность. Она дрожит от страха и холода)
- Когда собаке страшно, какие звуки она издаёт? (скулит)
- Что значит – скулит? (попискивает)
- Кто может показать, как собака скулит?
- Жалко стало детям собаку? Могут они помочь собаке?
- Посмотрите и скажите, что у дедушки в руках? (длинная палка)
- Это палочка с крючком. Она называется – багор; нужна для того, чтобы что-то зацепить, а весной по реке много чего плавает.
- Догадались, что будет дальше?
Открываю II картинку
- Что сделали дети? (зацепили багром за льдину и аккуратно потащили к берегу)
- Но ведь багор был в руках у дедушки. Что сделали сначала? (Попросили у дедушки багор, зацепили багром за льдину и аккуратно потащили к берегу)
- Почему аккуратно? (чтобы льдина не треснула ещё больше)
- Удалось детям подтащить льдину к берегу?
- Давайте посмотрим, что было дальше?
Открываю III картинку
- Что сделала собака? (спрыгнула с льдины на берег)
- Какие чувства испытывает собака теперь? (спокойствия, радости)
- Что делает собака, когда радуется? (прыгает, бегает вокруг, облизывает, хвостом виляет) – Мы видим собаку очень близко, какая это порода собак? Опишите, как выглядит.
- Как назовём?(Найда)
- Дети радуются, что смогли спасти собаку?
- Вот у нас такой получился рассказ.
- Какое название дадим этому рассказу? «Собака на льдине», «Ледоход»
4. Физминутка
Руки кверху поднимаем,
а потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей!
5.Рассказывание по картине с помощью наводящих вопросов логопеда
- О чём мы скажем вначале? (О том, что это весна, начался ледоход, и дело было обязательно в деревне. В городе лёд специально взрывают.)
- О чём мы скажем в конце рассказа? (как все радуются)
- А в серединке рассказа мы расскажем о том, как всё происходило по порядочку.
Один ребёнок – один логический эпизод.
- Какое время года наступило?
- Как называется это явление природы?
- Кто пришёл на берег реки?
- Где живут дети? Значит, они какие? (деревенские)
- Кого они заметили на льдине?
- Что делала там собака?
- Что сделали дети?
- Что сделала собака?
- Как собачка радовалась? (Собака звонко лаяла)
- Что делали дети? (Тоже радовались. Они были добрые и смелые)
7. Самостоятельное рассказывание
8. Итог занятия
- Что делали на занятии?
Примерный рассказ:
Наступила весна. По реке плывут льдины. Начался ледоход. На берег реки пришли деревенские дети со своим дедушкой. Они заметили на льдине собаку. Детям стало жалко собаку. Они попросили у дедушки багор, зацепили им льдину, подтащили её к берегу. Собака спрыгнула с льдины на берег. Найда радовалась, звонко лаяла, виляла хвостом, облизывала своих спасителей. Дети тоже радовались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему: «Перелетные птицы». Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С – Щ.
Урок на тему «Перелетные птицы» в 5 классе для глухих учащихся с задержкой психического развития включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и развития речевого слуха....
Логопедическое занятие по развитию связной речи для учащихся младших классов Тема: Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Данное занятие предназначено для учащихся 2 классов с НВОНР....
Составление рассказа по серии сюжетных картинок со сжато представленным действием на тему: «Служу России»
Развитие фразовой, грамматически правильной речи детей в процессе обучения рассказыванию...
Учебно методическое пособие "Развитие связной речи обучающихся через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок"
Развитие связной речи форммируется через различные виды речевой деятельности..........
Технологическая карта урока развития речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» для учащихся 4 класса
Тема урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»Цель урока: формировать навыки составления текста по сюжетным рисункам и плану последовательного анализа описания картины.Задач...
План - конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Данный урок предназначен для учащихся коррекционной школы. Урок развития речи. Цели урока:Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин. Коррекционно &nda...
План - конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Данный урок развития речи предназначен для учащихся коррекционной школы. Цели урока:Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин. Коррекционно – ра...