Составление рассказа по серии сюжетных картинок с подробно представленным действием на тему: «Собака на льдине»
план-конспект на тему

Назарец Ольга Ильинична

Цель: развитие фразовой, грамматически правильной речи детей в процессе обучения рассказыванию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_sobaka_na_ldine.docx218.32 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (подготовительная к школе группа)

Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок с подробно  представленным действием на тему: «Собака на льдине»

H:\весна картинки\1.jpgH:\весна картинки\2.jpgH:\весна картинки\3.jpgХудожник В.Д.Божко

Цель: развитие фразовой, грамматически правильной речи детей в процессе обучения рассказыванию

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить составлять рассказ по картинкам, используя имеющиеся знания и представления;

- расширить и уточнить знания детей о признаках ранней весны

- закрепить умение употреблять предложения с подчинительными союзами;

-совершенствование грамматического строя речи (согласовывать сущ. с прилагательными, практическое употребление существительных ед.числа в Тв. падеже)

Коррекционно-развивающие:

- развитие творческого мышления: придумывание завязки рассказа, предположения о дальнейшем развитии действия;

- совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков; умение грамматически правильно оформлять свою речь.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа: беседа о признаках ранней весны.

Материал: серии сюжетных картинок (3 шт.),

1.Организационный момент

2. Беседа о весне

- Какое время года наступило?

- Почему так решили? (Солнышко пригревает, становится теплее,)

- Как называется такая весна? (Ранняя)

- Почему так называется? (Очень похожа на зиму. Зима не хочет уходить, а весна вступает в свои права)

- Назовите самые первые приметы весны.

(Днём стало сильнее пригревать солнце. Стало теплее. Подул тёплый ветер. Закапали сосульки на крышах домов. Снег темнеет, оседает и тает. Появились чёрные проталины. На проталинах появляются первые цветы – подснежники. Побежали, зазвенели, зажурчали ручьи. На реках тает и трескается лёд. Начинается ледоход. Большие льдины плывут по реке. )

- Отгадайте загадку:

«Вода по воде плавает»

- Почему вы думаете, что это лёд? (Я так думаю, потому что лёд из воды)

- Как получается лёд? (Лёд – это замёрзшая вода)

- Как называется явление природы, когда по реке плывут льдины? (Ледоход)

- Из-за чего начинается ледоход? (Снег тает- собирается в ручейки. Все ручейки бегут в реку. Воды в реке становится много и лёд раскалывается, трескается, можно сказать – взрывается)

- В какое время года снег начинает таять?

- Ледоход когда бывает? (весной)

3.Беседа по картинкам

- Сейчас мы будем составлять рассказ по картинкам. Узнаем, что случилось в одном месте.

Открываю 1 картинку

- Кого мы видим на картине? (дедушку и детей, собаку)

- Поговорим о людях. Как называется место, где живут эти люди? (деревня)

- Почему так решили? (маленькие деревянные дома)

- Куда пришёл дедушка с детьми? (на берег реки)

- Какое это время года?

- Посмотри на реку. Какое явление природы мы наблюдаем на этой картине? (ледоход)

- Кого мы видим на льдине? (собаку)

- Как она там оказалась?

- Я думаю, что когда не было ледохода, она перебегала с одного берега на другой, а в это время начался ледоход, потому что лёд на реке трескается неожиданно.

- Что чувствует собака? (Опасность. Она дрожит от страха и холода)

- Когда собаке страшно, какие звуки она издаёт? (скулит)

- Что значит – скулит? (попискивает)

- Кто может показать, как собака скулит?

- Жалко стало детям собаку? Могут они помочь собаке?

- Посмотрите и скажите, что у дедушки в руках? (длинная палка)

- Это палочка с крючком. Она называется – багор; нужна для того, чтобы что-то зацепить, а весной по реке много чего плавает.

- Догадались, что будет дальше?

Открываю II картинку

- Что сделали дети? (зацепили багром за льдину и аккуратно потащили к берегу)

- Но ведь багор был в руках у дедушки. Что сделали сначала? (Попросили у дедушки багор, зацепили багром за льдину и аккуратно потащили к берегу)

- Почему аккуратно? (чтобы льдина не треснула ещё больше)

- Удалось детям подтащить льдину к берегу?

- Давайте посмотрим, что было дальше?

Открываю III картинку

- Что сделала собака? (спрыгнула с льдины на берег)

- Какие чувства испытывает собака теперь? (спокойствия, радости)

- Что делает собака, когда радуется? (прыгает, бегает вокруг, облизывает, хвостом виляет) – Мы видим собаку очень близко, какая это порода собак? Опишите, как выглядит.

- Как назовём?(Найда)

- Дети радуются, что смогли спасти собаку?

- Вот у нас такой получился рассказ.

- Какое название дадим этому рассказу? «Собака на льдине», «Ледоход»

4. Физминутка

Руки кверху поднимаем,

а потом их опускаем,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей!

5.Рассказывание по картине с помощью наводящих вопросов логопеда

- О чём мы скажем вначале? (О том, что это весна, начался ледоход, и дело было обязательно в деревне. В городе лёд специально взрывают.)

- О чём мы скажем в конце рассказа? (как все радуются)

- А в серединке рассказа мы расскажем о том, как всё происходило по порядочку.

Один ребёнок – один логический эпизод.

- Какое время года наступило?

- Как называется это явление природы?

- Кто пришёл на берег реки?

- Где живут дети? Значит, они какие? (деревенские)

- Кого они заметили на льдине?

- Что делала там собака?

- Что сделали дети?

- Что сделала собака?

- Как собачка радовалась? (Собака звонко лаяла)

- Что делали дети? (Тоже радовались. Они были добрые и смелые)

7. Самостоятельное рассказывание

8. Итог занятия

- Что делали на занятии?

Примерный рассказ:

  Наступила весна. По реке плывут льдины. Начался ледоход. На берег реки пришли деревенские дети со своим дедушкой. Они заметили на льдине собаку. Детям стало жалко собаку. Они попросили у дедушки багор, зацепили им льдину, подтащили её к берегу. Собака спрыгнула с льдины на берег. Найда радовалась, звонко лаяла, виляла хвостом, облизывала своих спасителей. Дети тоже радовались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему: «Перелетные птицы». Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С – Щ.

Урок на тему «Перелетные птицы» в 5 классе для глухих учащихся с задержкой психического развития включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и развития речевого слуха....

Составление рассказа по серии сюжетных картинок со сжато представленным действием на тему: «Служу России»

Развитие фразовой, грамматически правильной речи детей в процессе обучения рассказыванию...

Технологическая карта урока развития речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» для учащихся 4 класса

Тема урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»Цель урока: формировать навыки составления текста по сюжетным рисункам и плану последовательного анализа описания картины.Задач...

План - конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Данный урок предназначен для учащихся коррекционной школы. Урок развития речи. Цели урока:Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин.  Коррекционно &nda...

План - конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Данный урок развития речи предназначен для учащихся коррекционной школы. Цели урока:Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин.  Коррекционно – ра...