Доклад «Роль народной культуры в развитии познавательной сферы детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал по краеведению по теме

Еричева Ася Александровна

Выступление на XIII областном  педагогическом марафоне  с докладом «Роль народной культуры в развитии познавательной сферы детей дошкольного возраста»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад: «Роль народной культуры в развитии познавательной сферы детей дошкольного возраста» Автор: Еричева Ася Александровна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Крутинский районный ДДТ» 2016 год

Слайд 2

Праздники

Слайд 3

Работа с родителями родительские собрания; участие в проведении русских народных праздников; изготовление атрибутов

Слайд 4

Проектная деятельность Областная олимпиада «Академия творческих наук» 2016год Ариадна Хузягулова творческий проект «Город мастеров» (декоративно-прикладное творчество) лауреатом 2 степени.



Предварительный просмотр:

Я, Еричева Ася Александровна, педагог дополнительного образования, Крутинский районный ДДТ. Руковожу «Студией раннего развития «Умка»,  возраст детей 5-7 лет.

Тема моего выступления: «Роль народной культуры в развитии познавательной сферы детей дошкольного возраста».

Знакомясь с родным краем, родным поселком, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Следовательно, сегодня перед нами, педагогами, стоит проблема нравственного оздоровления, которая требует  активизации всех форм и методов духовно-нравственного воспитания детей, возрождения воспитательной работы с семьей по педагогическому просвещению родителей и реализации совместной воспитательной деятельности семьи и образовательными учреждениями по приобщению детей к народной культуре.

Пятый год я руковожу фольклорным кружком «Родничок». На основе парциальной программы  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» авторы Князева Ольга Львовна и Маханева Мария Давыдовна, разработала цикл фольклорных занятий, на которых дети знакомятся с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Работу по приобщению дошкольников к истокам народной культуры провожу через все виды деятельности и режимные моменты. Я стремлюсь широко использовать все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. 

Моя МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА: потешки, загадки, сказки, игры, хороводы; предметы изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; дидактические игры: «Собери узор», «Герои сказок», «Русская одежда», «Церкви и соборы», «Загадки о предметах быта»; картины о быте русского народа; настольный театр (русские народные сказки); русские народные музыкальные произведения; разработала презентации по темам: «Декоративно-прикладное творчество», «Предметы старинного быта», «История русского народного костюма, головных уборов».
Традиционным в работе по формированию нравственно- ценностного отношения дошкольников к истокам и современности народной культуры стало проведение обрядовых, календарных праздников: «Осенины», «Масленица», «Пасха», посиделки; выступления группы на отчетном концерте в районном Доме культуры; экскурсии в
 Крутинский историко-краеведческий музей.

Нашими помощниками в возрождении традиций являются родители. Совместная подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов, в украшении групп к русским народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица», участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях. Тесно сотрудничаем с Центром традиционной русской культуры, с районным Домом культуры, Крутинским историко-краеведческим музеем.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.  Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Второй год я занимаюсь проектной деятельностью с детьми 6-7 лет.

В ходе реализации проекта провожу беседы с детьми о русских народных традициях, организация сюжетных, развивающих и подвижных игр, проведение национальных праздников. Мои воспитанники не раз становились призёрами и победителями  областной олимпиады «Академия творческих наук».

 Ариадна Хузягулова с творческим проектом «Город мастеров» (декоративно-прикладное творчество) стала лауреатом 2 степени.  Были использованы разные материалы: соленое тесто – папье-маше – глина. Изготовлены  изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов по классическим образцам: посуда, матрешка, поднос, шкатулка.

Оформили книгу «Виды росписи».

Алена Софиенко придумала правила и атрибуты для своей игры  «Настольная игра «Кто быстрее?». Главный персонаж - символ р.п. Крутинка – пеликан. В ее игре участвуют 3-4 игрока, которые проходят удивительные живописные места нашего поселка: озеро Ик, школа, парк, мост.

Использование метода проекта,  как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить познавательную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции и развития познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Эффективное развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстро запоминают ма...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.

  Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеа...

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами театрально-игровой деятельности

В коррекционной педагогике и специальной психологии  известно, какими огромными возможностями для коррекции нарушений развития дошкольников обладают различные виды игр. Среди   сюжетно-...

Роль дидактической игры в становлении познавательных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ

В материале представлены формы, виды дидактических игр в работе с детьми с ОВЗ...

Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр".

Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"....