Рефлексивный отчёт с обоснованием необходимости преобразования школьной практики
учебно-методическое пособие на тему
В статье рассматриваются вопросы модернизации Казахстанского образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksivnyy_otchyot.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Рефлексивный отчёт с обоснованием необходимости преобразования школьной практики
Реформа образования – это один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечивать реальную конкурентоспособность Казахстана
Нурсултан Назарбаев
Казахстан сегодня – это состоявшееся молодое государство, страна с большим геополитическим значением, чьи достижения, также как и инициативы, признаются мировым сообществом, а главное, наша страна имеет огромный потенциал и перспективы развития. Основная цель, которую ставит Глава государства в своем Послании – это то, что к 2050 году наша страна должна войти в тридцатку самых развитых государств мира. Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем Послании отмечает, что «знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, переподготовки кадров» (Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана.- Астана, 2012).Благодаря политике нашего государства реализуется программа развития образования, которая нацелена на модернизацию всех уровней образования: от дошкольного до высшего. А путем долгосрочных вложений в развитие человеческого потенциала, формируется талантливое поколение молодежи.
Уровень образования – отправная точка экономического и научно-технического прогресса, залог успешного развития государства и общества. «ХХI век становится веком конкуренции идей и информационных технологий. Поэтому если в обществе достаточно образованных людей, то любые ноу-хау достижимы для всех. Способность генерировать новые идеи – вот что будет определять место той или иной страны в условиях глобализации. Поэтому подрастающее поколение казахстанцев должно иметь конкурентоспособное образование» (Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана.- Астана, 2012). Эти слова Президента подчёркивают, что развитие образования – задача общенациональной значимости.
Отставание в области образования прямо сказывается на конкурентоспособности страны, на национальных перспективах и государственной безопасности. Поэтому последние 15 лет казахстанское образование испытывает изменения, связанные с реформами в образовании. Эти реформы должны обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана, а система образования соответствовать потребностям экономической и общественной модернизации. Главным показателем всех образовательных реформ является качество образования. Оно «определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, кадровый состав, формы и методы обучения и воспитания, материально-техническую базу и эффективность управления» (Кусаинов А.К. Качество образования в мире и Казахстане. -Астана, 2013. – с.25).Качество образования разных стран значительно варьирует, поэтому необходимо понять, что объединяет лучшие школьные системы образования, какие механизмы в них используются для постоянного улучшения результатов учащихся. Анализ образовательных систем Германии, Турции и Канады позволяет сделать следующие выводы:
1.Обязательное образование.
Образование во всех этих странах, как и в Казахстане, является обязательным. В Германии обучение начинается с 6-ти лет и продолжается в течение 9-10 лет. В Турции с 5,5 лет и продолжается 12 лет, в Канаде с 6 лет и до 16 лет. А в Казахстане образование является обязательным в возрасте от 6 до 17 лет.
2.Роль начальной школы.
Важным моментом является то, что роль начальной школы в системах образования этих стран различна. Начальная школа в Германии обучает детей с 6-ти до 10-ти лет и с 6-ти до 12-ти лет в Берлине и Брандербурге. В «Grundschule» дети проходят комплексное обучение: изучают немецкий язык, арифметику, краеведение, физкультуру, религию. Различия среди начальных школ состоят главным образом в наличии и качестве дополнительных творческих занятий. По окончании начальной школы родители решают вопрос о продолжении обучения в полной народной школе, в реальной школе или гимназии. От этого выбора зависит дальнейшая судьба ребёнка. Поэтому начальная школа в Германии играет главную роль в выборе будущего ребёнка, так как если семья изначально не смогла по каким-либо причинам выбрать хорошую школу, то позже прорваться в ряды элиты очень тяжело или почти невозможно. В Турции начальная школа является одной из трёх этапов 12-ти летнего образования, по окончании которого выдаётся диплом. В Канаде начальное образование является подготовительным этапом для перехода в среднее образование. Обучение в Канаде стоит на прочном британском фундаменте. Та же система степеней, те же подходы и методики. Родители могут для своих детей выбирать программу обучения по своему желанию, могут приглашать вообще учителей домой, могут воспитывать так, как считают нужным. Но при этом осуществляется жесткий государственный контроль за содержанием и качеством преподавания. В Казахстане начальное образование включает в себя 4 года начальной школы и один год предшкольной подготовки по желанию родителей. С 2015 года начинается реформа начальной школы. По новому Государственному стандарту образования начальное образование будет длиться 5 лет с 1-го по 5-й класс, меняется учебная программа начальной школы и система оценивания.
3.Раннее начало профессионального обучения.
В Германии после начальной школы ученики могут обучаться в полной народной школе, в которой предусмотрено более раннее профессиональное обучение – с 10 лет до 19 лет. Однако образовательная система предусматривает возможность перехода из школы данного типа в другие (реальную школу или гимназию), учитывая возможности и способности школьников. В Турции по окончании начальной школы, обучение можно так же продолжать в профессиональной школе, занятой подготовкой специалистов рабочих специальностей.
4.Нестандартные школы.
В Турции можно обучаться в Анатолийской средней школе, которая отличается от стандартных тем, что преподавание в ней ведется на иностранном языке (английском, французском или немецком). По окончанию этой школы у учащихся есть большие возможности продолжить образование за рубежом в престижных вузах Англии, США, Франции и др.У нас в Казахстане уже функционируют такие школы, где преподавание некоторых отдельных предметов ведётся на трёх языках (английском, казахском, русском), примером являются школы «Дарын» для одарённых детей, Назарбаев Интеллектуальные школы, Казахско-турецкие лицеи.
В Канаде в Онтарио есть школы, где ученик изучает в общей сложности всего 8 предметов, но предметы преподаются по двум уровням – стандартном, прикладном (College Level) и повышенном (University Level), можно выбрать группу того или другого уровня. То есть учебные планы персонализированы, на основе анализа способностей вырабатывается оптимальный для ученика набор предметов. Предметы изучаются блоками: первый семестр – первые четыре предмета, второй – 4 оставшихся. То есть каждый день одни и те же четыре урока по 75 минут каждый.
5.Научные школы.
В Германии, окончив начальную школу, можно сразу поступить в гимназию и учиться там до 13 класса, изучая углубленно предметы естественно-математического цикла, гуманитарного направления или языки и культуру.
В Турции по окончании средней школы, оставшиеся 4 года можно обучаться в научной школе, где уделяется большое внимание изучению естественных наук и подготовкой будущих научных работников. По окончании 12 лет обучения выпускникам необходимо сдать экзамены для получения диплома о среднем образовании. Как правило, экзамен сдается по одному из 4 направлений: турецкий язык – математика, математика – естественные науки, социальные науки, иностранные языки. Экзамен происходит централизовано по всей стране. Оценки выставляются по пятибалльной шкале.
Сильная сторона школ Канады – высокая обеспеченность компьютерами. В среднем один компьютер приходится на семь учеников. Это лучший показатель в мире. Канадские школы опережают все остальные и по числу машин, подключенных к Интернету. В 10 классе (Grade 10) ученики изучают следующие обязательные предметы: математика, английский язык, "науки" (Sciense – комплексный предмет, включающий изучение химии, физики, биологии). В 11 классе остается только два обязательных предмета – математика и английский язык, в 12 только английский язык. Их дополняют предметы по выбору из достаточно большого списка (мировые религии, информационные технологии и пр.).Значительное внимание уделяется самостоятельной работе. Каждый ученик готовит персональное задание (Independent Study Project, ICP), в рамках которого он должен собрать информацию по заданной теме и написать реферат. Итоги этой работы он оформляет в виде устной презентации перед классом.
В 12 классе начинают обучать, как подавать документы в вуз. В школе есть специальный консультант, с которым любой ученик может обсудить свои планы и дальнейшие шаги. Они проводят презентации, когда и что нужно делать, раздают буклеты с вузовскими требованиями.
Кроме того, в старших классах выбираются предметы для углубленного изучения. В частности, можно изучать автодело, графический дизайн, гостиничный и туристический менеджмент. Оценки выставляются в процентах. Например, 50-60% –это примерно соответствует «тройке», 65-75% – это «четыре», 80-90% – близко к «отлично». 100% получить очень сложно, пожалуй, это возможно только по математике и другим точным наукам. На основании полученных по всем предметам оценок подсчитывается средний балл (процент). Для перевода на следующий год необходимо набрать более 50%. Если средний балл более 80%, то можно получить освобождение от экзамена и грамоту (Honorable Roll).
6.Разнообразие образовательных учреждений.
Средние школы Турции разделяются на несколько видов по профилю образования: стандартные государственные средние школы, частные средние школы, Анатолийские средние школы, Анатолийские религиозные школы (Imam-Hatip), которые отличаются от школ последнего типа наличием уроков религии, научные школы, уделяющие большое внимание изучению естественных наук, а так же профессиональные школы, занятые подготовкой специалистов рабочих специальностей. Наряду с общеобразовательными предметами в турецких школах изучают такие дисциплины как религиоведение, военное дело и историю турецкой революции. Учебный год продолжается с октября по июнь. Преподавание ведется на турецком, английском, французском или немецком языках. Оценки выставляются по пятибалльной шкале.
В Канаде преобладают государственные школы (Publicschool), финансируемые бюджетом провинций. Они рассчитаны на совместное обучение мальчиков и девочек. Как правило, учиться в них могут только дети канадцев, иммигрантов и лиц, постоянно работающих в Канаде. Однако некоторые школы организовали так называемые «международные программы», делающие возможным обучение школьников из-за рубежа. Их особенности – проживание в принимающих семьях, дополнительные интенсивные занятия английским языком, консультации для тех, кто хочет после окончания обучения поступить в колледж или вуз Канады.
В качестве альтернативы можно рассматривать также учебу в частных школах-пансионах. В них учится около 6% школьников страны (чуть более 300 тыс. детей). Частных школ достаточно много – например, только в провинции Британская Колумбия их около 350.
В частных школах меньше классы, лучшие лаборатории для опытов и спортивные сооружения (как правило, есть собственный бассейн). Если во всех государственных школах мальчики и девочки учатся вместе, то частные предлагают выбор: смешанные, только для мальчиков или только для девочек. Выпускники известных частных канадских школ без труда поступают в ведущие университеты Канады, близлежащих Соединенных Штатов или Великобритании. Но и стоимость обучения в среднем выше. Плюс частных школ – наличие общежитий, то есть дети и живут, и учатся на территории школы. Это позволяет развивать командный дух, уделять много времени спорту, воспитанию, строже контролировать распорядок дня ученика.
В школьной системе Германии небольшое место занимают «общие школы», в которых нет четкого разделения на виды обучения. По Конституции Германии разрешены частные школы, среди которых много религиозных. В них обучается примерно 8% учащихся. Поскольку частные школы более свободны в выборе программ и акцентов в обучении, чем государственные, то в них зачастую проходят апробацию различные педагогические альтернативы.
7.Особенности оценочной системы.
В Германии в среднем образовании используется 6-балльная система оценок с обратной зависимостью:
оценка | пересчет оценки в баллы | описание |
1 | 15 баллов | отлично |
2 | 12 баллов | хорошо |
3 | 9 баллов | удовлетворительно |
4 | 6 баллов | достаточно |
5 | 3 балла | неудовлетворительно |
6 | 0 баллов | недостаточно |
В Турции применяется шкала оценивания от 0 до 5баллов.
оценка | выражение в %выполненного задания | описание |
5 | 85-100 | превосходно |
4 | 70-84 | очень хорошо |
3 | 55-69 | хорошо |
2 | 45-54 | приемлемо |
1 | 20-44 | удовлетворительно |
0 | <20 | посредственно |
В Канаде в старшей школе используются следующие оценки:
буквенное обозначение | % выполненного задания | описание |
А | 90-100 | максимальный балл |
В | 80-89 | хорошая оценка |
С | 70-79 | достаточно хорошая оценка |
D | 60-69 | ниже допустимого минимума |
E/F | 0-59 | неудовлетворительный результат |
В Казахстане используется пятибалльная шкала оценок.
оценка | выражение в % выполненного задания | описание |
5 | 90-100 | отлично |
4 | 75-89 | хорошо |
3 | 60-74 | удовлетворительно |
2 | 50-59 | неудовлетворительно |
1 | 0-49 | «кол» |
Применяемая в наших школах пятибалльная система, в сущности, превращена в четырехбалльную. Оценки «кол», как таковой, не существует, она приравнена к «двойке», хотя процент выполненного задания, как следует из приведённой выше таблицы, абсолютно различный.
Анализируя опыт ведущих стран в области образования я пришла к выводу, что успешное образование в Казахстане могут обеспечить перечисленные ниже факторы.
1.Начальное образование должно занимать главенствующее место в системе основного образования. И поэтому я поддерживаю реформу образования в начальной школе, которая начнётся с 2015 года.
2.Профильное образование необходимо начинать уже в средней школе и особое внимание обратить на трудовое обучение.
3.Необходимо пересмотреть недельную нагрузку в средней и старшей школе таким образом, чтобы предметам естественнонаучного цикла уделялось больше времени, так как развитие научно-технического прогресса без знания этих предметов невозможно.
4.Необходимо изменить систему оценивания знаний учащихся, исходя из опыта стран, занимающих ведущее место в системе образования.
Сравнивая и анализируя свою методику преподавания с той, по которой обучали меня мои учителя, я сделала вывод, что за эти годы почти ничего не изменилось. Я часто задаю себе вопрос: «Почему мои ученики не могут научиться тому, чему я их учу, что я делаю не так?» И когда я посетила уроки учителей третьего уровня, прошедших трёхмесячные курсы, я стала понимать, что нельзя стоять на месте, нельзя работать по-старому, необходимо изменить свой подход к обучению и преподаванию. Поэтому я решила обучаться на курсах первого продвинутого уровня, чтобы внести преобразования в процесс обучения в школе, в которой работаю. Обучаясь на курсах, я пришла к такому выводу, что мне и всем моим коллегам необходимо меняться. Нужно научиться применять в школьной практике все то, чему мы научились на курсах. Роль учителя в процессе образования и воспитания подрастающего поколения огромная и ответственная. Современный учитель не просто даёт знания, развивает умения и навыки, но и готовит личность к жизни в социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
http://music-mydream.com/Обоснование необходимости и пользы регулярных музыкальных занятий с детьми раннего возраста, дошкольниками и школьниками.
Обоснование необходимости и пользы регулярных музыкальных занятий с детьми раннего возраста, дошкольниками и школьниками.«Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.»В. С...
Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в серию последовательных уроков.
Рефлексивный отчет о внедрении модуля "Новые подходы в обучении" по Программе Кембриджского университета в своей педагогической практике...
Гендерная педагогика – обоснованная необходимость
Учебно-воспитательная работа в кадетской школе, где основной контингент – мальчики, должна строиться с учётом гендерных особенностей состава учащихся.Большинством педагогов – женщин недостаточно учиты...
Обоснование необходимости внесения изменений в методику преподавания и учения
Школьная система образования долгие годы была объяснительно-иллюстративной, а учитель в ней был информатором, сообщающем знания, сегодня же роль учителя другая, так диктует время....
Рефлексивный отчёт
Рефлексивный отчёт...
Рефлексивный отчёт
Документ в формате Ворд...