Гендерная педагогика – обоснованная необходимость
статья по психологии на тему
Учебно-воспитательная работа в кадетской школе, где основной контингент – мальчики, должна строиться с учётом гендерных особенностей состава учащихся.
Большинством педагогов – женщин недостаточно учитывают поведенческую специфику представителей противоположного пола, особенно в столь острый и драматический подростковый период развития...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernaya_pedagogika_-_elshina_o.v.ispravl.doc | 471 КБ |
Предварительный просмотр:
«Гендерная педагогика –
обоснованная необходимость»
Подготовила:
Ельшина Ольга Валерьевна –
педагог - психолог
Г. Н.Новгород.
2014 г.
Учебно-воспитательная работа в кадетской школе, где основной контингент – мальчики, должна строиться с учётом гендерных особенностей состава учащихся.
Большинством педагогов – женщин недостаточно учитывают поведенческую специфику представителей противоположного пола, особенно в столь острый и драматический подростковый период развития.
Согласно исследованиям, только 10% учителей принимали когда-либо участие в семинарах для учителей или посещали курсы повышения квалификации, где затрагивалась гендерная проблематика, 55% учителей никогда не слышали термина «гендер» или затрудняются в его определении, и только 15 % учителей поддерживают идеи гендерного равенства.
Несовершенство гендерной компетенции педагога способствует репродукции социальных предрассудков, гендерной дискриминации, нарушении социального взаимодействия и препятствует всесторонней реализации, как личности учащихся, так и самих педагогов. На сегодняшний день характерными чертами традиционно сложившейся учебно – воспитательной системы, как показывает практический опыт и исследования, является её монологичность, закрытость и императивность.
Доминирующий в представлениях учителей тип ученика негативно влияет на мальчиков, поскольку те качества, которые его составляют, являются на 80 % женскими: вежливость, аккуратность, хозяйственность, отзывчивость, прилежание и т.д. И только 10 % качеств «идеального ученика» относятся к традиционно мужским чертам характера: настойчивость, целеустремлённость, самостоятельность.
Получается, что повзрослев, мальчики несут в себе стереотипы женского поведения, внушаемого им сначала мамами, бабушками, потом учителями – женщинами, со всеми вытекающими последствиями. В школе мальчики приобретают и закрепляют опыт подчинения взрослой женщине. Это приводит к формированию специфических типов мужского поведения: феминизированного, излишне послушного и робкого или, напротив, активно протестующего «хулигана», что выражается и во взаимодействиях с девочками.
Знание первичной половой идентичности формируется у ребёнка к 1,5 годам, в 7 лет происходит практически полная дифференциация половых ролей. Дети по половому признаку выбирают себе друзей, игры и т.д. Решающий этап формирования половой идентичности – период полового созревания, вокруг которого структурируется самосознание подростка. Потребность убеждаться в нормальности своего развития в этот период доминирует над всем остальным.
Основными компонентами гендерной компетенции педагога (родителей) являются:
Содержательный компонент – знания по вопросам и проблемам гендерной педагогики и психологии.
Рефлексивный компонент – осмысление, оценка различных гендерных проблем и наличие у педагога собственной позиции по этому вопросу. Педагог является представителем социума в школе. Важно, чтобы и учителя, и родители осознавали, что они являются носителями гендерных стереотипов и часто воспроизводят и транслируют их детям в своей деятельности.
Организационный компонент представлен умениями управлять процессом гендерной социализации обучающихся, умением конструктивно влиять на гендерные аспекты образования, создавая при этом соответствующие организационные педагогические условия, используя в своей деятельности новые методики и подходы.
Как учитывать гендерные особенности в школьной практике? Здесь важен основной принцип «не навреди».
В младших классах специфические познавательные потребности мальчиков нередко игнорировались педагогами-женщинами, поскольку стратегия образования в этом возрасте рассчитана преимущественно на девочек. Весь учебный процесс отчетливо феминизирован как в образцах поведения (успешные девочки, учительница-женщина), так и в способах подачи материала – подробные повторения, пересказы, переписывание, детализирование, запоминание, характерное для женского типа усвоения нового материала, а также для левополушарных стратегий мышления. Психофизиологические особенности часто мешают мальчикам быть «примерными» учениками.
Как показали нейропсихологические исследования, мальчики мыслят и принимают решения быстрее, им надоедает слушать повторное объяснение материала, которое зачастую бывает необходимым для девочек. Очевидно, что мальчикам в процессе обучения нужно создавать условия для удовлетворения их поисковой потребности. Важно моделировать на уроке ситуации исследования, приносящие ученикам радость собственных открытий. Следует поощрять какие-либо хобби мальчиков: коллекционирование, занятия спортом, художественным или техническим творчеством - все, что помогает удовлетворению высокой поисковой активности лиц мужского пола. Развитие творческого потенциала и создание условий для творческого самовыражения - важный фактор обретения подростками устойчивости в переломный период развития и, одновременно, психотерапевтический способ подавления агрессивных и тревожно-депрессивных состояний.
Организованная женщинами-учительницами общая жизнедеятельность мальчиков в школе резко ограничивает их двигательную активность. В современной системе образования преобладает тенденция удержания в течение длительного времени всех учащихся в сидячем, скованном положении (то есть в состоянии вынужденной гипокинезии), которое, по данным специальных исследований, в десятки раз превышает их физиологические потребности и особенно тяжело переносится мальчиками. Вынужденная гипокинезия обусловливает состояние перманентного стресса, а затем и дистресса, созданного эмоциональным перенапряжением в условиях не физиологичной двигательной депривации. В ряде случаев это явление сопровождается вытеснением эмоционального перенапряжения на психосоматический и психоневрологический уровень реагирования, с чем, по-видимому, может быть связано увеличение количества нервно-психических дисфункций среди школьников.
У мальчиков медленнее и труднее вырабатываются такие качества, как исполнительность, добросовестность, ответственность, им не хватает усидчивости, настойчивости и терпения. Сознательное, зрелое отношение к учению приходит постепенно, с возрастом. Мальчики гораздо меньше девочек склонны придерживаться установленных норм поведения и чаще их нарушают. Недисциплинированность и неорганизованность является частой причиной сниженной успеваемости ребят: среди неуспевающих школьников мальчики значительно преобладают. Одной из причин школьных трудностей мальчиков является более позднее, сравнительно с девочками, начало полового созревания. Связанное с этим ухудшение успеваемости приходится у большой части девочек на 4-5-е классы, а у мальчиков на более трудные 6-7-е классы, когда отрицательные последствия временного отставания в усвоении учебного материала заметнее в дальнейшем сказываются на процессе обучения. А неуспех в учебной деятельности еще больше отталкивает подростка от школы, и он старается самоутвердиться на улице, в компании приятелей.
Хотя зачастую мальчики знают гораздо больше по разным предметам в связи с широким кругом интересов, но знания эти не систематизированы и редко помогают в учебной деятельности.
Самокритичность - не самая сильная черта мальчиков: обычно они переоценивают свои успехи, отчего их настроение заметно поднимается, если же что-то удается им плохо, то, преувеличивая сложность задания и теряя уверенность в себе, они быстро падают духом.
Воспитание мальчиков является в целом более сложной задачей не только в связи с психологическими особенностями мужского пола.
Специалисты отмечают, что и время, необходимое для вхождения в урок - период врабатываемости - у детей зависит от пола. Мальчики раскачиваются долго и на учителя смотрят редко. Но вот и они достигли пика работоспособности. Учителю именно в этот момент надо дать ключевой для урока материал. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить.
Установлено, что мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления ее невелики. И в школе мальчик может найти новое нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате двойку.
В школе учителем сначала объясняется, как надо решать задачу. То есть этап поиска исключается, его берет на себя взрослый, а от детей требуют решения типовых задач, которые разобрали на уроке. Минимальные требования к поиску и новаторству, максимальные - к тщательности исполнения. Это хорошо для девочек, а мальчику надо чуть-чуть «недообъяснить» и натолкнуть его самого на нахождение принципа решения. Этим мы, конечно, не научим его аккуратной и последовательной записи в тетради, но только так он поймет, а значит, и запомнит принцип решения: то, до чего дошел своим умом, обычно не забывается.
Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, Мальчики быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.
Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам и учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика - они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругают мальчика, нагнетая эмоции, и сердятся оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но он, в отличие от мамы, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит – Ваши воспитательные усилия пропадают впустую.
Любой опытный педагог замечал, что мальчики быстрее улавливают суть, чаще генерируют идеи и не любят подробностей. Они ориентированы не на процесс, а на результат.
Мальчики требуют больше внимания, вознаграждения, больше неформального общения, нежели девочки.
Основные гендерные различия в развитии:
Особенности развития мальчиков | Особенности развития девочек |
На генетическом уровне: Имеют более развитое правое полушарие, отвечающее за распознавание и анализ зрительных и музыкальных образов, форм и структуры предмета, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет мыслить абстрактно, формируя понятия, образы | На генетическом уровне: Развитее левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речи, письменности, счета и логического мышления |
Являются носителями оперативной памяти | Являются носительницами родовой, «консервативной» памяти |
На когнитивном уровне При обработке учебного материала предпочитают объему качество | На когнитивном уровне: При обработке учебного материала предпочитают количество |
- склонны к предметно-инструментальной деятельности | - склонны к деятельности, «озвученной» вербально |
Склонны к самостоятельной исследовательской деятельности; к решению проблемы, а не к действию по готовому шаблону | Склонны к действию по готовому шаблону, предпочитают алгоритм. |
Абстрагируют и философствуют больше | Абстрагируют и философствуют меньше |
Предпочитают диалогово-дискуссионную деятельность | Предпочитают свою речь. |
Предпочитают дух соревновательности и справедливой спортивной борьбы, к лидерской позиции. | Стремятся к сотрудничеству |
На психологическом уровне: Зависят от будущей профессиональной деятельности | На психологическом уровне: Ядро самосознания девушек определяется межличностными отношениями |
Актуализаторы | Манипуляторы |
Тоньше реагируют на изменение окружающей, внешней среды | Меньше реагируют на изменения, более приспособлены к ним. |
Стандарты стереотипов поведения: 1.
2.
3.
4.
Гендерные различия, которые необходимо учитывать при обучении и воспитании мальчиков:
| Стандарты стереотипов поведения: 1.
2.
3.
4.
Гендерные различия, которые необходимо учитывать при обучении и воспитании девочек:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании
Эта статья предназначена для преподавателей любых учебных дисциплин. Она затрагивает очень важные вопросы, касающиеся воспитания и образовния детей любого школьного возраста....
Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании
Эта статья предназначена для преподавателей любых учебных дисциплин. Она затрагивает очень важные вопросы, касающиеся воспитания и образовния детей любого школьного возраста....
http://music-mydream.com/Обоснование необходимости и пользы регулярных музыкальных занятий с детьми раннего возраста, дошкольниками и школьниками.
Обоснование необходимости и пользы регулярных музыкальных занятий с детьми раннего возраста, дошкольниками и школьниками.«Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.»В. С...
Рефлексивный отчёт с обоснованием необходимости преобразования школьной практики
В статье рассматриваются вопросы модернизации Казахстанского образования....
гендерный подход в педагогике
В настоящее время в педагогике основным направлением является индивидуальный поход к каждому ребенку,что не возможно без учета его гендерных возможностей. В статье раскрываются особенности обучен...
Обоснование необходимости внесения изменений в методику преподавания и учения
Школьная система образования долгие годы была объяснительно-иллюстративной, а учитель в ней был информатором, сообщающем знания, сегодня же роль учителя другая, так диктует время....
« Музейная педагогика как необходимое условие патриотического и духовно- нравственного воспитания»
Музеи во все периоды существования общества служат источником, пополняющим духовные силы, сохраняющим коллективную память, обогащающим и развивающим интеллект нации. Современный музей— это...