Гендерная педагогика – обоснованная необходимость
статья по психологии на тему

Ельшина Ольга Валерьевна

Учебно-воспитательная работа в кадетской школе, где основной контингент – мальчики, должна строиться с учётом гендерных особенностей состава учащихся.

Большинством педагогов – женщин недостаточно учитывают поведенческую специфику представителей противоположного пола, особенно в столь острый и драматический подростковый период развития...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gendernaya_pedagogika_-_elshina_o.v.ispravl.doc471 КБ

Предварительный просмотр:

«Гендерная педагогика –

                        обоснованная необходимость»

Подготовила:

Ельшина Ольга Валерьевна –

педагог - психолог

Г. Н.Новгород.

2014 г.

Учебно-воспитательная работа в кадетской школе, где основной контингент – мальчики, должна строиться с учётом гендерных особенностей состава учащихся.

Большинством педагогов – женщин недостаточно учитывают поведенческую специфику представителей противоположного пола, особенно в столь острый и драматический подростковый период развития.

Согласно исследованиям, только 10% учителей принимали когда-либо участие в семинарах для учителей или посещали курсы повышения квалификации, где затрагивалась гендерная проблематика, 55% учителей никогда не слышали термина «гендер» или затрудняются в его определении, и только 15 % учителей поддерживают идеи гендерного равенства.

Несовершенство гендерной компетенции педагога способствует репродукции социальных предрассудков, гендерной дискриминации, нарушении социального взаимодействия и препятствует всесторонней реализации, как личности учащихся, так и самих педагогов. На сегодняшний день характерными чертами традиционно сложившейся учебно – воспитательной системы, как показывает практический опыт и исследования, является её монологичность, закрытость и императивность.

Доминирующий в представлениях учителей тип ученика негативно влияет на мальчиков, поскольку те качества, которые его составляют, являются на 80 % женскими: вежливость, аккуратность, хозяйственность, отзывчивость, прилежание и т.д. И только 10 % качеств «идеального ученика» относятся к традиционно мужским чертам характера: настойчивость, целеустремлённость, самостоятельность.

      Получается, что повзрослев, мальчики несут в себе стереотипы женского поведения, внушаемого им сначала мамами, бабушками, потом учителями – женщинами, со всеми вытекающими последствиями. В школе мальчики приобретают и закрепляют опыт подчинения взрослой женщине. Это приводит к формированию специфических типов мужского поведения: феминизированного, излишне послушного и робкого или, напротив, активно протестующего «хулигана», что выражается и во взаимодействиях с девочками.              

Знание первичной половой идентичности формируется у ребёнка к 1,5 годам, в 7 лет происходит практически полная дифференциация половых ролей. Дети по половому признаку выбирают себе друзей, игры и т.д. Решающий этап формирования половой идентичности – период полового созревания, вокруг которого структурируется самосознание подростка. Потребность убеждаться в нормальности своего развития в этот период доминирует над всем остальным. 

Основными компонентами гендерной компетенции педагога (родителей) являются:

Содержательный компонент – знания по вопросам и проблемам гендерной педагогики и психологии.

Рефлексивный компонент – осмысление, оценка различных гендерных проблем и наличие у педагога собственной позиции по этому вопросу. Педагог является представителем социума в школе. Важно, чтобы и учителя, и родители осознавали, что они являются носителями гендерных стереотипов и часто воспроизводят и транслируют их детям в своей деятельности.

Организационный компонент представлен умениями управлять процессом гендерной социализации обучающихся, умением конструктивно влиять на гендерные аспекты образования, создавая при этом соответствующие организационные педагогические условия, используя в своей деятельности новые методики и подходы.  

Как учитывать гендерные особенности в школьной практике? Здесь важен основной принцип «не навреди».

     В младших классах специфические познавательные потребности мальчиков нередко игнорировались педагогами-женщинами, поскольку стратегия образования в этом возрасте рассчитана преимущественно на девочек. Весь учебный процесс отчетливо феминизирован как в образцах поведения (успешные девочки, учительница-женщина), так и в способах подачи материала – подробные повторения, пересказы, переписывание, детализирование, запоминание, характерное для женского типа усвоения нового материала, а также для левополушарных стратегий мышления.        Психофизиологические особенности часто мешают мальчикам быть «примерными» учениками.

       Как показали нейропсихологические исследования, мальчики мыслят и принимают решения быстрее, им надоедает слушать повторное объяснение материала, которое зачастую бывает необходимым для девочек.       Очевидно, что мальчикам в процессе обучения нужно создавать условия для удовлетворения их поисковой потребности. Важно моделировать на уроке ситуации исследования, приносящие ученикам радость собственных открытий. Следует поощрять какие-либо хобби мальчиков: коллекционирование, занятия спортом, художественным или техническим творчеством - все, что помогает удовлетворению высокой поисковой активности лиц мужского пола. Развитие творческого потенциала и создание условий для творческого самовыражения - важный фактор обретения подростками устойчивости в переломный период развития и, одновременно, психотерапевтический способ подавления агрессивных и тревожно-депрессивных состояний.

Организованная женщинами-учительницами общая жизнедеятельность мальчиков в школе резко ограничивает их двигательную активность. В современной системе образования преобладает тенденция удержания в течение длительного времени всех учащихся в сидячем, скованном положении (то есть в состоянии вынужденной гипокинезии), которое, по данным специальных исследований, в десятки раз превышает их физиологические потребности и особенно тяжело переносится мальчиками. Вынужденная гипокинезия обусловливает состояние перманентного стресса, а затем и дистресса, созданного эмоциональным перенапряжением в условиях не физиологичной двигательной депривации. В ряде случаев это явление сопровождается вытеснением эмоционального перенапряжения на психосоматический и психоневрологический уровень реагирования, с чем, по-видимому, может быть связано увеличение количества нервно-психических дисфункций среди школьников.

У мальчиков медленнее и труднее вырабатываются такие качества, как исполнительность, добросовестность, ответственность, им не хватает усидчивости, настойчивости и терпения. Сознательное, зрелое отношение к учению приходит постепенно, с возрастом. Мальчики гораздо меньше девочек склонны придерживаться установленных норм поведения и чаще их нарушают. Недисциплинированность и неорганизованность является частой причиной сниженной успеваемости ребят: среди неуспевающих школьников мальчики значительно преобладают. Одной из причин школьных трудностей мальчиков является более позднее, сравнительно с девочками, начало полового созревания. Связанное с этим ухудшение успеваемости приходится у большой части девочек на 4-5-е классы, а у мальчиков на более трудные 6-7-е классы, когда отрицательные последствия временного отставания в усвоении учебного материала заметнее в дальнейшем сказываются на процессе обучения. А неуспех в учебной деятельности еще больше отталкивает подростка от школы, и он старается самоутвердиться на улице, в компании приятелей.

Хотя зачастую мальчики знают гораздо больше по разным предметам в связи с широким кругом интересов, но знания эти не систематизированы и редко помогают в учебной деятельности.

Самокритичность - не самая сильная черта мальчиков: обычно они переоценивают свои успехи, отчего их настроение заметно поднимается, если же что-то удается им плохо, то, преувеличивая сложность задания и теряя уверенность в себе, они быстро падают духом.

Воспитание мальчиков является в целом более сложной задачей не только в связи с психологическими особенностями мужского пола.

Специалисты отмечают, что и время, необходимое для вхождения в урок - период врабатываемости - у детей зависит от пола. Мальчики раскачиваются долго и на учителя смотрят редко. Но вот и они достигли пика работоспособности. Учителю именно в этот момент надо дать ключевой для урока материал.  Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить.

Установлено, что мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления ее невелики. И в школе мальчик может найти новое нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате двойку.

В школе учителем сначала объясняется, как надо решать задачу. То есть этап поиска исключается, его берет на себя взрослый, а от детей требуют решения типовых задач, которые разобрали на уроке. Минимальные требования к поиску и новаторству, максимальные - к тщательности исполнения. Это хорошо для девочек, а мальчику надо чуть-чуть «недообъяснить» и натолкнуть его самого на нахождение принципа решения. Этим мы, конечно, не научим его аккуратной и последовательной записи в тетради, но только так он поймет, а значит, и запомнит принцип решения: то, до чего дошел своим умом, обычно не забывается.

Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, Мальчики быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.
Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам и учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика - они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругают мальчика, нагнетая эмоции, и сердятся оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но он, в отличие от мамы, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит – Ваши воспитательные усилия пропадают впустую.

Любой опытный педагог замечал, что мальчики быстрее улавливают суть, чаще генерируют идеи и не любят подробностей. Они ориентированы не на процесс, а на результат.

Мальчики требуют больше внимания, вознаграждения, больше неформального общения, нежели девочки.  

                                                                       

                       

Основные гендерные различия в развитии:

Особенности развития мальчиков

Особенности развития девочек

  На генетическом уровне:

Имеют более развитое правое полушарие, отвечающее за распознавание и анализ зрительных и музыкальных образов, форм и структуры предмета, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет мыслить абстрактно, формируя понятия, образы

На генетическом уровне:

Развитее левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речи, письменности, счета и логического мышления

Являются носителями оперативной памяти

Являются носительницами родовой, «консервативной» памяти

 На когнитивном уровне

При обработке учебного материала предпочитают объему качество

На когнитивном уровне:

При обработке учебного материала предпочитают количество

- склонны к предметно-инструментальной деятельности

- склонны к деятельности, «озвученной» вербально

Склонны к самостоятельной исследовательской деятельности; к решению проблемы, а не к действию по готовому шаблону

Склонны к действию по готовому шаблону, предпочитают алгоритм.

Абстрагируют и философствуют больше

Абстрагируют и философствуют меньше

Предпочитают диалогово-дискуссионную деятельность

Предпочитают свою речь.

 Предпочитают дух соревновательности и справедливой спортивной борьбы, к лидерской позиции.

Стремятся к сотрудничеству

На психологическом уровне:

Зависят от будущей профессиональной деятельности

На психологическом уровне:

Ядро самосознания девушек определяется межличностными отношениями

Актуализаторы

Манипуляторы

Тоньше реагируют на изменение окружающей, внешней среды

Меньше реагируют на изменения, более приспособлены к ним.

Стандарты стереотипов поведения:

1.

  • Надежность (за человеком "как за каменной стеной");
  • Последовательность (сказал - сделал);
  • Предсказуемость поступков;
  • Постоянство привычек и занятий;
  • Приверженность системе, нормам, принципам;

2.

  • Объективность оценок, независимость поступков и суждений от личных симпатий и антипатий;
  • Прямолинейность в высказываниях;
  • Бескомпромиссность;
  • Суровость, сухость и без эмоциональность (особенно в формальных отношениях);

3.

  • Реалистичность ("воспринимаю мир таким, каков он есть");
  • Практичность;
  • Владение ручными навыками;
  • Высокая степень выживаемости и приспосабливаемости;
  • Хорошие физические данные: сила, реактивность, развитость органов чувств;

4.

  • Лидерские задатки;
  • Демонстративность;
  • Уверенность в словах и поступках;
  • Склонность к расширению деятельности и контактов;

Гендерные различия, которые необходимо учитывать при обучении и воспитании мальчиков:

  1. Высокий темп подачи материала
  2. Разнообразная, широкого спектра информация

  1. Подача информации нестандартными способами

  1. Режим поисковой активности

  1. Логические задания минимум повторений пройденного
  2. Осмысление теоретического материала после практической работы (через опыт)
  3. Дозирование эмоциональной составляющей подачи материала
  4. Групповые формы работы со сменой лидерства, с акцентом на самостоятельность
  5. Дискуссия о получаемых результатах (конкретная, конструктивная)
  6. Набор оптимального уровня работоспособности – вторая половина урока
  7. Речь развита слабо, но ответы разнообразны

  1. Больше развито правое полушарие
  2.  Предпочитают полезное

  1. Игра рассчитана на освоение территории, на исследование объектов.
  2. Игры со строгими правилами

  1. Стремление к соревнованию, ссорам, конфликтам

  1. Выход из конфликта - конструктивный

Стандарты стереотипов поведения:

1.

  • Гибкость в поведении;
  • Спонтанность в поступках;
  • Сильная зависимость от своего текущего состояния;
  • Частая переключаемость;

2.

  • Зависимость в поступках от своих чувств и отношений;
  • Субъективность в оценках и суждениях;
  • Повышенная эмоциональность;
  • Эмпатия (сопереживание);

3.

  • Наличие элемента непредсказуемости (и, значит, загадочности) в поведении;
  • Глубокая проницательность;
  • Неуверенность и беззащитность в условиях суровой реальности; - склонность к мечтаниям, фантазиям, иллюзиям;

4.

  • Скромность и застенчивость;
  • Ориентация на внутренние личностные мотивы;
  • Уступчивость, склонность подчиняться, а не управлять;
  • Узкий круг интересов и контактов.

Гендерные различия, которые необходимо учитывать при обучении и воспитании девочек:

  1. Размеренный темп подачи материала
  2. Дозированность новой информации, использование типовых задач
  3. Использование речевых навыков с объяснениями, повторениями, с обязательным наглядным материалом
  4. Подача материала с опорой на зрительную память
  5. Объяснение – повторение – запоминание
  6. Формулирование правил и последующее обучение применению их на практике
  7. От эмоционального восприятия материала к его логическому осмыслению
  8. Групповые формы с акцентом на взаимопомощь и поддержку

  1. Эмоциональная оценка с обозначением перспективы

  1. Набор оптимальной активности – начало урока

  1. Лучше развита речь, ответы однотипны

  1. Мышление шаблонно

  1. Предпочитают прекрасное

  1. Игры основаны на межличностных отношениях

  1. Игры или без правил или с ситуативными правилами

  1. Стремление к сотрудничеству

  1. Выход из конфликта – обида, отказ от взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании

Эта статья предназначена для преподавателей любых учебных дисциплин. Она затрагивает очень важные вопросы, касающиеся воспитания и образовния детей любого школьного возраста....

Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании

Эта статья предназначена для преподавателей любых учебных дисциплин. Она затрагивает очень важные вопросы, касающиеся воспитания и образовния детей любого школьного возраста....

http://music-mydream.com/Обоснование необходимости и пользы регулярных музыкальных занятий с детьми раннего возраста, дошкольниками и школьниками.

Обоснование необходимости и пользы регулярных музыкальных занятий с детьми раннего возраста, дошкольниками и школьниками.«Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.»В. С...

Рефлексивный отчёт с обоснованием необходимости преобразования школьной практики

В статье рассматриваются вопросы модернизации Казахстанского образования....

гендерный подход в педагогике

В настоящее время в педагогике основным направлением является индивидуальный поход к каждому ребенку,что не возможно без учета его гендерных возможностей. В статье раскрываются особенности обучен...

Обоснование необходимости внесения изменений в методику преподавания и учения

Школьная система образования долгие годы была объяснительно-иллюстративной, а учитель в ней был информатором, сообщающем знания, сегодня же роль учителя другая, так диктует время....

« Музейная педагогика как необходимое условие патриотического и духовно- нравственного воспитания»

Музеи во все периоды существования общества служат источником, пополняющим духовные силы, сохраняющим коллективную память,  обогащающим и развивающим интеллект нации. Современный музей— это...