Программа дополнительного образования "Фитнес и аэробика"
рабочая программа на тему
Фитнес для старшеклассниц это совершенствование моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_tsvr.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Принята на заседании методического совета «_____» __________2014 г. Протокол № ______ | Утверждена приказом директора МОУ ДОД «ЦВР» № ___ от «___» ________ 2014 г. |
Образовательная программа
«Фитнес для учащихся старших классов»
Автор: Ситникова Анастасия Сергеевна,
педагог дополнительного
образования.
Возраст учащихся: 14-17 лет
Срок реализации: 1 год
г. Оленегорск
2014
Пояснительная записка
Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система.
Подростковый возраст — это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности, силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.
В программе отражены основные принципы физической подготовки учащихся.
Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам подготовки.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа подготовки, индивидуальных особенностей учащихся, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
Концептуальный подход к реализации программы - оздоровление учащихся, пропаганда здорового образа жизни.
Воспитательно-оздоровительная работа в рамках программы «Танцевальный фитнес» включает в себя четыре направления:
• мировоззренческое – мотивированное воспитание духовно-нравственного физического здоровья;
• социальное – адаптация в коллективе;
• биологическое - физическая подготовленность, сохранение физического здоровья, адаптация к социально-физиологическим переменам в современных условиях;
• психологические - общение в коллективе, выбор оптимального поведения, поведенческие реакции.
Актуальность программы: программа выходит за рамки основной образовательной программы и соответствует психофизическим особенностям детей школьного возраста.
Цель программы:
- повышение уровня физического развития детей;
- профилактика нарушений осанки;
-содействие гармоническому физическому развитию;
-обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
-воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься
физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-содействие воспитанию нравственных и волевых качеств;
- развитие психических процессов и свойств личности.
Программа решает следующие задачи:
• обогащение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями;
• всестороннее гармоническое развитие тела;
• формирование музыкально-двигательных умений и навыков;
• воспитание волевых качеств;
• совершенствование функциональных возможностей организма;
• повышение работоспособности и совершенствование основных физических качеств.
Как и в любом виде двигательной активности, на занятиях объединения решаются три основных типа педагогических задач:
• образовательные - формирование устойчивых мотивов, развитие и реализация индивидуальных способностей;
• воспитательные - развитие позитивного отношения к движению, привлечение учащихся к увлекательному миру музыки, фитнеса и здорового образа жизни.
•оздоровительные - укрепление здоровья, нормальное физическое и психическое развитие; формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Данная программа по общей физической подготовке составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», примерными требованиями к программе дополнительного образования детей (Письмо Министерства образования и науки Российской федерации, Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей – от 11 декабря 2006 года № 06-1844), с требованиями и нормами СанПин 2.4.4.1251-03, и другими нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения (144 часа)Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Автор — составитель: Ситникова Анастасия Сергеевна.
Структура занятия фитнесом включает в себя следующие этапы:
•разминка
•основная часть занятия
•заключительная часть занятия.
Разминка. Общее разогревание организма учащихся, подготовка к предстоящим нагрузкам.
Основная часть. Традиционно основная часть занятия включает в себя классическую аэробику и хореографические элементы, однако, в зависимости от направленности занятия, последовательность и продолжительность составляющих основную часть занятия может быть различной.
Заключительной частью занятия является стрейтч, который призван решить следующие задачи:
•восстановить длину мышц до исходного состояния, так как во время выполнения силовых упражнений мышцы имеют тенденцию к укорочению;
•умеренно развить гибкость – возможность выполнять движения в суставах с наибольшей амплитудой (увеличить подвижность суставов и эластичность мышц сверх исходного состояния);
•постепенно снизить обменные процессы в организме;
•понизить частоту сердечных сокращений до уровня близкого к исходному.
Краткое описание основных методов и технологий.
При реализации данной программы используются словесные, наглядные и практические методы обучения.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:
• групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;
• медико-восстановительные мероприятия и медицинский контроль;
• тестирование.
Ожидаемые результаты
По окончании срока реализации программы, учащиеся должны
знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены
- основные хореографические понятия (правильная осанка постановка рук и ног);
- названия шагов в фитнесе;
уметь:
- пользоваться инвентарем;
- владеть чувством ритма.
- исполнять не сложные танцевальные элементы;
- распознавать характер музыки.
- правильно выполнять танцевальные шаги фитнеса;
- работать в коллективе.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для повышения работоспособности, укреплении здоровья, для проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, для включения занятий фитнесом в активный отдых и досуг.
Обучающиеся должны
знать и помнить:
- правила безопасного поведения;
- правила выполнения базовых движений и элементов трудности;
- смысл спортивной и хореографической терминологии;
- основные понятия музыкальной грамоты;
Механизм оценки результатов.
В конце года обучения проводятся контрольно-переводные нормативы по общей физической подготовке и специальной физической подготовке с анализом результатов тестов.
Диагностический инструментарий
для оценки результативности программы
Диагностика образовательной программы
Определение практических знаний учащихся проводится в соответствии с ожидаемыми результатами образовательной программы по годам обучения.
Оценка знаний и умений проводится по 10-ти бальной шкале, где каждый балл соответствует определенному уровню.
Форма проведения – сдача контрольных нормативов по ОФП и СФП.
Низкий – от 1 до 3 баллов, средний – от 4 до 7 баллов и высокий – от 8 до 10 баллов.
Формы проведения занятий:
- классическая аэробика;
-упражнения на координацию;
-упражнения с элементами стретчинга;
- Упражнения с инвентарем.
Ожидаемые результаты:
В результате освоения данной программы воспитанники должны
уметь:
- технически правильно осуществлять двигательные действия;
- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;
- составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
- взаимодействовать с ребятами в процессе занятий.
Знать и иметь представление:
О режиме дня и двигательном режиме;
о влиянии занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, работоспособности;
о гигиенических правилах при выполнении физических упражнений;
о причинах травматизма на занятиях фитнесом и правилах его предупреждения;
о правильной осанке и причинах нарушений осанки.
У учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям физической культуры и дальнейшему самосовершенствованию;
Следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ – это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов. Итоговый анализ работы проводится в конце года в виде творческого отчета- проекта о работе в данной группе.
Критерии оценки двигательных навыков учащихся
Практическая подготовка по ОФП и СФП +базовые шаги.
Низкий уровень – движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка.
Средний уровень – двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок
Высокий уровень – движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок.
Таблица контрольных нормативов ОФП
№п/п | Контрольные нормативы | 8-10 баллов |
| 1-3 балла |
1. | Челночный бег 10метров | 9.0 | 9.2 | 9.4 |
2. | Отжимания 30-20 сек | 6 | 4 | 2 |
3. | Пресс за 30 сек | 15 | 14 | 13 |
4. | Приседания 30 сек | 20 | 15 | 10 |
5. | Прыжки из приседа за 20 сек | - | - | - |
6. | Шаги классической аэробики | - | - | - |
Таблица контрольных нормативов СФП
№п/п | Контрольные нормативы | 8-10 баллов | 5-7 баллов | 1-3 балла |
1. | Шпагат в 3 положениях | полное касание бёдер пола | неполное касание | до пола 20 см |
2. | Мост задержка 10 сек | 10 сек | 5 сек | 3 сек |
3. | Наклоны вперед из седа, ноги вместе задержка 10 сек | 10 сек | 5 сек | 3 сек |
4. | Равновесие ласточка 15 сек | 15сек | 10сек | 5сек |
5. | Равновесие дерево 15 сек | 15сек | 10 сек | 5сек |
Таблица названий шагов в аэробике
№ п/п | Название шага | Выполнение шага |
1. | Степ-тач | Приставной шаг. Выполняется на 2 счета. «1» - шаг в сторону (назад или вперед), тяжесть тела распределяется на обе ноги. «2» приставить другую ногу на носок |
2. | Опен-степ | Выполняется на два счета. «1» - перенести тяжесть тела на одну ногу, колено полусогнуто, но без дополнительного приседания, пятка на полу. «2» - носок свободной ноги «давит» на пол, притопывает |
3. | Ви-степ | «1» - с пятки шаг вперед - в сторону с одной ноги. «2» - продолжить аналогичное движение с другой ноги |
4. | Кёл | Из положения ноги врозь (чуть шире плеч) на счёт следует перенести тяжесть тела на правую ногу (колено при этом чуть согнуто) - «1». На счёт «2» левая нога сгибается назад таким образом, чтобы пятка прикоснулась к ягодице |
5. | А-степ | Выставление ноги на пятку. Выполняется на два счета. В исходном положении обе ноги полусогнуты. «1» - одна нога выставляется вперед или по диагонали вперед на пятку (разгибая колено). «2» - вернуться в исходное положение |
6. | Кросс | Выполняется на 4 счета. «1» - шаг правой вперед. «2» - перекрестный шаг левой ногой перед правой. «3» -шаг правой назад. «4» - шагом левой ноги назад вернуться в исходное положение |
7. | Греп-вайн | Выполняется на 4 счета. «1» - шаг правой в сторону. «2» - шаг левой вправо сзади (перекрестно). «3» - шаг правой в сторону. «4» - приставить левую ногу к правой |
8. | Мамба | Выполняется на 4 счета. «1» - шаг одной (правой) ногой на месте. «2» - небольшой шаг другой ногой (левой) вперед (тяжесть тела на ногу полностью не переносить). «3» - перенести тяжесть тела на правую ногу и встать на нее. «4» - вернуться в исходное положение |
Таблица хореографических терминов
№ п/п | Название шага | Выполнение шага |
1. | Аллонже, Аллонди | Удлиненная позиция руки, закругленная позиция руки |
2. | Релеве | Поднимание в стойку на носках и опускание в и. п. |
3. | Батман жете | Нога из позиции, скользя по полу приподнимается(25 градусов) над полом, затем возвращается в и. п. |
4. | Деми плие | полуприсед |
5. | Батман тандю | Нога из позиции, на вытянутую стопу и носок, скользя по полу отводится вперед, в сторону, назад затем возвращается в и. п. |
6. | Боди Ролл | Наклоны торса, связанные с поочередным перемещением центра корпуса во фронтальной плоскости |
7. | Ронд де жанд партер | Круговое движение носком по полу; Ан деор наружу, Ан дедан- внутрь. |
8. | Пор де бра | Положения рук (удлиненная или закругленная позиция поз) с участием наклоном и поворотов головы, а так же перегибаний корпуса. |
Методическое обеспечение
1. Специальная литература.
2. Аудиозаписи.
3.Диагностические карты по усвоению знаний, умений, навыков, карты индивидуального развития каждого учащегося.
Материально- техническое обеспечение:
- учебный класс (актовый зал);
- специальные коврики для занятий;
-спортивный инвентарь: утяжелители, гантели, палки гимнастические, фитболы;
- музыкальный центр;
- DVD-плейер.
Учебно- тематический план.
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Водное занятие | 1 | 1 | - | |
Теоретическая подготовка | 5 | 5 | - | |
Классическая аэробика | 45 | 1 | 44 | |
Стретчинг | 45 | 1 | 44 | |
Фитнес с использованием инвентаря | 44 | 1 | 43 | |
Тестирование | 4 | 1 | 3 | |
Итого: | 144 | 10 | 135 | |
Индивидуальный учебно-тренировочный план на каникулярный летний период | ? | ? | ? |
Тема 1. Вводное занятие -1 час
Организационные вопросы.
Правила техники безопасности и личной гигиены.
Тема 2. Теоретическая подготовка- 5 часов
Что такое здоровый образ жизни.
Узнай свое тело.
Разновидности фитнеса.
Тема3. Классическая аэробика -45 часов
Базовые шаги. Совершенствование танцевальных шагов.
Музыкальная грамота.
Тема 4. Стретчинг-45 часов
-Что такое стретчинг.
-Упражнения на растяжку определенных групп мышц.
-Упражнения на суставную подвижность.
Тема 5. Фитнес с использованием инвентаря-44 часа
-Что такое танцевальный фитнес..
-Музыкальность. Связь музыки и танца.
-Освоение пространства Положения рук, ног.
-Тренировочные комбинации.
Тема 6. Тестирование -4 часа
Контрольные нормативы по ОФП и СФП.
Список литературы для педагога
- Шипилина И. А. Хореография. – Т. I. – Лань., 1998
- Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: Теория и методика. – Т. I. – М.: ФАР, 2002.
- Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Танцевальная аэробика:. – Т. II. – М.: ФАР, 2002.
- Ротерс Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. - М., 1986
Список литературы для учащихся
- Сулим Е. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 14-17 лет. Серия «Растим детей здоровыми»/Под редакцией Пучкова И.В./- М.:Сфера, 2014.
Программу составила
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Центр внешкольной работы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по аэробике
Образовательная программа по аэробике является модифицированной. За основу взята программа дополнительного образования - «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики», под...
Программа дополнительного образования по фитнес-аэробике "Грация"
Программа дополнительного образования по фитнес-аэробике "Грация"...
Программа дополнительного образования для старших классов на основе фитнес - аэробики
программа дополнительного образования для старшеклассников составленная на основе программы " Фитнес - аэробика" О.С. Слуцкер,...
Критерии и диагностические материалы для определения результатов и качества образовательного процесса по образовательной программе дополнительного образования детей "Танцевальная аэробика"
В материале представлены мною разработанные диагностические материалы (конкретные задания и упражнения) для определения степени развития у детей чувства ритма, координации движений, выносливости, гибк...
Программа дополнительного образования по фитнес-аэробике для 6— 10 класса основного общего, среднего общего образования.
Данная образовательная Программа включает в себя обязательный минимум информации, позволяющей существенно расширить знания, умения и навыки в области физической культуры, а занятия строятся на сотрудн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дополнительного образования «Фитнес-аэробика» для 9-10 классов
Занятия фитнесом способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость.Состояние здоро...
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Аэробика"
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Аэробика" предназначена для работы в детско-юношеских споримвных школах...