Программа курса дополнительного образования "Юности честное зерцало"
рабочая программа (6 класс) на тему
Программа курса дополнительного образования "Юности честное зерцало"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_2.docx | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса дополнительного образования "Юности честное зерцало"
Автор программы: Данилова Т.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №10 г.Струнино Владимирской области
Пояснительная записка
Общие положения:
Считаем необходимым начать преподавание в нашей школе данного курса, потому что это обусловлено следующим:
1. Обширной отечественной и зарубежной практикой исследований, которые убеждают, что нравственно-эстетическое деятельность в начальном и среднем образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство уже является адекватным языком самоактуализации.
2. Складывающимися социальными условиями, требующими от человека определённых способностей для адаптации в окружающем мире, а современная среда стала сложно динамичной, высоко конкурентной, обладающей повышенной информационной плотностью, высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. Наконец, современность отличается огромным разнообразием организационных сред (на работе, дома, с родственниками, в кругу друзей, на улице и т.п.). Театральная модель жизненных ситуаций, "проба" ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.
3. Дефицитом гражданственности в понятии мироздания. Ведь в основе гражданственности лежит не только воспитание уважения к государству и правопорядку, но в первую очередь – воспитание высоких нравственных качеств , патриотизма, чувства гражданского долга, долга перед живущими, перед прошлыми и будущими поколениями своей страны.
Цели и задачи:
Данная программа не предполагает буквального выполнения, она ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка нравственно- эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Школьник учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Исходя из этого, основными задачами курса являются:
• развитие художественно-эстетических способностей;
• развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
• активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
• овладение навыками общения и коллективного творчества;
Основная цель заключается в следующем:
формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Содержание программы:
Программа состоит из четырех разделов, работа над которыми продолжается параллельно в течение учебного года по 2 часа в неделю.
I раздел « Основы театральной культуры» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед.
2 раздел «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
3 раздел «Ритмопластика» - включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.
4 раздел «Подготовка мероприятия» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей, проведение внеклассных мероприятий в различных формах.
Программные задачи:
• развивать интерес к сценическому искусству;
• развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
• активизировать познавательный интерес;
• развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
• воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
• развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;
• развивать чувство ритма и координацию движения;
• развивать речевое дыхание и артикуляцию;
• развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
• пополнять словарный запас;
• учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;
• научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
• знакомить детей с театральной терминологией;
• знакомить детей с видами театрального искусства;
• знакомить с устройством зрительного зала и сцены;
• воспитывать культуру поведения в театре;
• развивать чуткость к сценическому искусству;
• воспитывать в ребенке готовность к творчеству;
• развивать умение владеть своим телом;
• развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
• оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
• развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
• развивать воображение и веру в сценический вымысел;
• развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по- разному;
• развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;
дать возможность полноценно употребить свои способности и самовыразиться в сценических воплощениях;
• привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;
• научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет
К концу занятий курса ребёнок
ЗНАЕТ:
1. Что такое театр и чем отличается театр от других видов искусств
2. Как создаётся сценарий внеклассного мероприятия.
3. Что такое средства создания художественного образа.
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных технических средствах сцены и ее оформлении.
2. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
3. О правилах написания сценария внеклассного мероприятия.
УМЕЕТ:
1. Направлять свою фантазию по заданному руслу
2. Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве
5. Применять выразительные средства для выражения характера создаваемого образа .
ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером ,одноклассниками, аудиторией
2. Элементарного актёрского мастерства
3. Образного восприятия окружающего мира
4. Коллективного творчества
5. Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Общие методические принципы работы педагога по программе курса «Юности честное зерцало»:
Занятия проводятся со всеми желающими детьми, без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на занятиях 12-16 человек. Занятия желательно проводить в просторном помещении. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Процесс занятий курса строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие нравственно- эстетических способностей детей.
Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.
В программе реализуются следующие формы работы:
практические занятия
индивидуальные занятия
общественные мероприятия
концерты
групповые занятия
Ожидаемые результаты:
воспитание ответственности на основе осознания роли человека в современном мире
умение ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его
приобретение учащимися прочных знаний, подкрепленных практическими навыками и умениями
закрепление навыков самостоятельной работы, исследовательской деятельности
развитие интеллекта учащихся, навыков общения, развитие чувства прекрасного.
Литература:
Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве (изд. любое).
Станиславский К. С. Работа актера над собой. Работа актера над ролью (изд. любое).
Щепкин М. С. Записки. Письма. Современники о Щепкине. М., 1952.
Александрова 3. Люблю театр. М., 1971.
Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1969.
Гиацинтова С. Жизнь театра. М , 1963 (серия «В мире прекрасного»).
Ершов П. Режиссура как практическая психология. М., 1976.
Завадский Ю. Об искусстве театра. М., 1965.
Ильинский И. Со зрителем наедине. Беседы о театральном искусстве. М., 1964.
Кнебель М. Слово в творчестве актера. М., 1970; Она же. Поэзия педагогики. М., 1976.
Немирович-Данченко В. И. О творчестве актера. Хрестоматия. М., 1973.
Плучек В. На сцене Маяковский. М., 1964.
Ракитина Е. В зеркале сцены (о художнике в театре). М., 1975.
Рубина Ю., Завадская Т., Шевелев Н. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельности. М., 1974.
Сац Н. Дети приходят в театр. Страницы воспоминаний. М., 1961.
Слижикова Л. На подступах к образности. М., 1969.
Солодовников А. Три часа радости. О художественном театре. М., 1969. Спектакли и годы. М., 1969.
Товстоногов Г. О профессии режиссера. М., 1967.
Тематическое планирование курса «Юности честное зерцало»
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Дата по факту |
1 | Знакомство с коллективом. Беседа о задачах и особенностях занятий в коллективе. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с жанрами искусства. | 2 | ||
2. | Мир школьных праздников. Формы организации различных внеклассных мероприятий. Овладение элементами сценической грамоты в процессе игр, упражнении, этюдов, импровизаций, работа над словом. | 2 | ||
3 | Устный журнал как форма внеклассного мероприятия. Художественное слово. Музыкальное сопровождение мероприятия. | 2 | ||
4 | Создание сценария устного журнала «Россия – Родина моя». Распределение ролей. Выразительное чтение текста. | 2 | ||
5 | Подготовка к проведению мероприятия. | 2 | ||
6 | Устный журнал «Россия – Родина моя». Выступление учащихся. | 2 | ||
7 | Этюд, интермедия, сценка. Обучение навыкам актерского мастерства при работе над инсценировкой «Ценные указания». | 2 | ||
8 | Подготовка к проведению Дня согласия и примирения. | 2 | ||
9 | День согласия и примирения. Выступление учащихся. | 4 | ||
10 | Спектакль как форма театрального искусства. Чтение пьесы «Вовочка в тридевятом царстве». Распределение ролей. | 2 | ||
11 | Репетиционное занятие. | 2 | ||
12 | Репетиционное занятие. | 2 | ||
13 | Генеральная репетиция спектакля «Вовочка в тридевятом царстве». | 2 | ||
14 | Новогодний праздник. Показ спектакля «Вовочка в тридевятом царстве». | 4 | ||
15 | Музыкально-литературная композиция. Особенности жанра. Подготовка выступления к Дню снятия блокады Ленинграда. | 2 | ||
16 | Музыкально-литературная композиция «Вам, отстоявшим город на Неве…» Выступление учащихся. | 2 | ||
17 | Викторина, конкурс, интеллектуальная игра. Особенности организации мероприятия. Ролевая игра . | 2 | ||
18 | Подготовка конкурса «Богатырские забавы» | 2 | ||
19 | Репетиционное занятие. | 2 | ||
20 | Организация и проведение конкурса «Богатырские забавы» (для учащихся 1-4 классов). | 4 | ||
21 | Фольклорный праздник. Жанры фольклора. «Русская масленица» (забавы, шутки, припевки) | 2 | ||
22 | В гостях у фольклорного ансамбля (творческая встреча с участниками фольклорного коллектива ДДТ г. Струнино | 2 | ||
23 | Лекторий как форма организации внеурочной деятельности. Проектная деятельность. Тематическая презентация. Систематизация материалов по теме «Космос. Вселенная. Человек» | 2 | ||
24 | Подготовка к празднику «День космонавтики» | 2 | ||
25 | Репетиционное занятие. | 2 | ||
26 | Тематическое внеклассное мероприятие, посвященное Дню космонавтики. Выступление учащихся. | 4 | ||
27 | Митинг как форма организации внеклассных мероприятий. Подбор и систематизация материалов к Дню Победы. | 2 | ||
28 | «Строки, опаленные войной» (творческие выступления учащихся) | 2 | ||
29 | Военная песня. Знакомство с жанром, авторами и композиторами произведений. Разучивание песни «Эх, дороги» | 2 | ||
30 | Итоговое занятие. День открытых дверей «Приходите в гости к нам» | 2 | ||
31 | Резерв | 1 | ||
32 | Резерв | 1 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса дополнительного образования "Удивительный мир камня"
Программа курса дополнительного образования для 5-7 классов в летнем оздоровительном лагере...
Программа курса дополнительного образования «История права России» 10 класс
Данная программа дополнительного образования «История права России» построена на материале курса истории России 6-9 классов и содержит интересные сведения о развитии отечественного права....
Программа курса дополнительного образования
Материал для курса дополнительного образования по словарю издательства Pearson Longma...
Программа курса дополнительного образования "Этикет"
Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в общ...
Рабочая программа курса "Дополнительные вопросы математики" 6 класс
Рабочая программа курса "Дополнительные вопросы математики" для 6 класса с пояснительной запиской, содержанием, КТП на 34 часа...
Рабочая программа курса дополнительного образования по информатике "Информатика для всех" для учащихся 1-х классов
Рабочая программа составлена на основе программы и учебника-тетради ”Информатика в играх и задачах” 1 класс, А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова и рассчитана на 1 час в неделю....
Программа курса дополнительного образования «Игровая физкультура»
Программа составлена в соответствии с ФГОС....