"Проектная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида" (с презентацией)
консультация по теме
Круглый стол "Особенности работы педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по созданию учебных проектов". Доклад "Проектная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида". Есть презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Проектная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида" | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выставка инноваций – 2011
от кафедры коррекционной педагогики и здоровьесбережения НМЦ
(21-25 марта 2011г. на базе ГОУ СОШ 469)
«От творчества учителя – к творчеству ученика»
Раздел выставки
«Здоровье и инклюзивное образование»
Круглый стол
«Особенности работы педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по созданию учебных проектов».
Тема доклада
Проектная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Подготовила
учитель-дефектолог
высшей категории
Гупалова
Людмила Аркадьевна
2011год
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
1сл.- заголовок
2сл.
В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления являются чрезвычайно важными.
В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации.
3сл.
Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью могут положительно проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Формирование социально значимых качеств учащихся призван решить метод проектов.
4сл.
Что же такое ученический проект? Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности учащихся. Проект осуществляется под гибким руководством учителя, преследует конкретные дидактические цели, направлен на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.
5 сл.
Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными. Это связано с необходимостью разрешения целого ряда противоречий, в частности следующих:
• между программными требованиями и разным уровнем реальных учебных возможностей детей (с интеллектуальной недостаточностью или с недостатком учебной мотивации);
• между уровнем развития речи учащихся (как правило, низким) и высокими требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;
• между низкой мотивацией учащихся к учению и значительными ожиданиями со стороны общества;
• между отсутствием осознания некоторыми учащимися своих ограниченных возможностей, слабо развитой рефлексией и объективными трудностями таких «проблемных» детей.
Как показывает практика, у учителя зачастую возникают трудности в связи с большими нагрузками при подготовке к занятиям, частой нехваткой материалов и инструментов. Даже если педагог осознает необходимость внедрения новых педагогических технологий, серьезной проблемой оказывается отсутствие учебно-методических пособий по отдельным направлениям деятельности.
Проанализировав все противоречия, можно прийти к выводу, что, необходимый индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка может предоставить опять же метод проектов.
Метод проектов может использоваться при изучении любого предмета, на всех этапах обучения и во внеурочной деятельности. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.
Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть использован при обучении детей с разными возможностями (при личностно-дифференцированном подходе к каждому). Идеи проектных работ могут успешно находить не только учителя, но и сами дети.
6сл.
Выполняемые проекты можно условно разделить на следующие виды.
1. По уровню творчества:
- Исполнительские (репродуктивные)
- Конструктивные
- Творческие
2. По содержанию:
- Монопредметные
- Межпредметные
- Надпредметные (вне школьной программы)
3. По назначению:
- Учебные
- Личные (семейные)
- Общественные
- Производственные
4. По базе для выполнения:
- Школьные
- Внешкольные (выполняются на базе учреждений дополнительного образования, в семье, на производстве)
- Комплексные
5. По количественному составу исполнителей:
- Индивидуальные
- Групповые
- Коллективные
6. По возрастному составу исполнителей:
- Одновозрастные
- Разновозрастные
7. По продолжительности выполнения:
- Мини-проекты (несколько занятий)
- Четвертные, полугодовые
- Годовые, многолетние
7сл.
Основные требования и условия проектной деятельности
• подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
• интерес школьников к проблеме;
• практическая направленность и значимость проекта;
• практическая осуществимость проекта.
8 сл.
Преимущества проектной деятельности в школе налицо:
1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:
- ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;
- ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
- ученик субъект обучения – учитель партнер;
- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.
3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.
4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.
5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.
6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.
7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ - компетенции.
9 сл.
Проектная деятельность развивает у школьников
общеучебные умения, навыки и одновременно решает коррекционные задачи:
1. Рефлексивные умения:
• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
•Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
•Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
• Умение находить несколько вариантов решения проблемы
• Умение выдвигать гипотезы
• Умение устанавливать причинно-следственные связи
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
• Навыки коллективного планирования
• Умение взаимодействовать с любым партнером
• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
• Навыки делового партнерского общения
• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
4. Менеджерские умения и навыки:
• Умение проектировать процесс
• Умение планировать деятельность, время, ресурсы
• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
•Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
5. Коммуникативные умения:
• Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
• Умение вести дискуссию
• Умение отстаивать свою точку зрения
• Умение находить компромисс
• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
6. Презентационные умения и навыки:
• Навыки монологической речи
• Умение уверенно держать себя во время выступления
• Артистические умения
• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
• Умение отвечать на незапланированные вопросы.
10сл.
Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:
1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.
2. Дети – люди увлекающиеся, поэтому, работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.
3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся среднего звена.
4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.
5. Возрастает нагрузка на учителя.
11сл.
Как же их разрешить? Предложим такой вариант:
1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.
2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.
4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.
5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.
12 сл.
Проекты в коррекционной школе – это трудно, проблематично, так как возможности учащихся невелики, но всё-таки это возможно. Далеко не все формы проектной деятельности можно использовать с нашими детьми. Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них и начинается знакомство с методом проектов. Речь идёт не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а о проектах, выполненных при помощи учителя и родителей.
В ходе работы над проектом воспитывается коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели, преодолевается интеллектуальная пассивность, характерная для учащихся коррекционной школы. Это дает возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя «предъявлять», высказывать своё мнение, соглашаться или возражать.
Работа над учебным проектом вырабатывает у детей умение сосредотачиваться, способность мыслить самостоятельно, развивает внимание и стремление к знаниям. Проектируя, ребёнок и не замечает, что учится - он познаёт, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.
Сегодня проектная деятельность учащихся - неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Хотя здесь уместно ориентироваться на детей с более сохранным интеллектом.
Уже в 4 классе начинаю вовлекать детей в разработку, выполнение и презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более «облегченный» вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание работать над другим проектом. Силы ребенка невелики - пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут все-таки полезные дела. Особенностью моей работы над проектами является тесное сотрудничество с родителями.
Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результативности и т.д. Однако при всем их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребенка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной ее самостоятельности и продуктивности.
Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира, русского языка, социально бытовой ориентировки, истории, труда, других уроков и внеурочная деятельность.
Разрешите предоставить вашему вниманию схему моей работы над одним отдельно взятым проектом по теме «Словари и справочники» от замысла до его реализации.
Все началось с идеи, которая была представлена в виде методической разработки.
Методическая разработка:
Структура проектно – исследовательской деятельности
Тема: «Словари и справочники»
Вид учебно-исследовательской деятельности: учебный эксперимент
Категория учащихся: учащиеся 4 - 6классов коррекционной школы
Разработчик: учитель-дефектолог высшей категории Гупалова Л.А.
Цель:
- Включение учащихся 4 - 6классов коррекционной школы в проектно – исследовательскую деятельность.
- Стимулирование поискового мышления учащихся.
Задачи:
- Изучить информацию в различных источниках для расширения осведомленности о проблеме.
- Освоить элементы исследовательской деятельности, такие как наблюдение, изучение фактов и явлений, определение цели, обработка результатов, анализ полученных данных.
-Изучить виды и назначение словарей .
- Расширить кругозор, обогатить словарь детей и улучшить качество словарного запаса
Предварительная работа:
- Консультация для родителей о том, как грамотно написать и оформить проект, как организовать совместную деятельность с ребенком по написанию проекта.
- Консультация для детей «Как работать над проектом»,
Предполагается тесное сотрудничество учителя, родителей и детей, возможна помощь консультантов.
Разделы проектно-исследовательской работы:
I Теоретическая часть
-актуальность темы, определение цели (необходимость словарей, значимость, их востребованность обществом…)
-определение понятия «словарь», виды (об одном из видов можно рассказать подробнее), кто составляет словари, как пользоваться словарем
-из истории создания словарей
II Практическая часть
-исследование одного или нескольких словарей;
-выбор важных моментов, рассмотрение проблемы под разными углами зрения, с разных позиций;
-собственные выводы (что положительное в данном словаре, осмысление, возможность применения в реальной практической деятельности…).
III Составление проекта и презентации по теме (можно выполнять в составе творческой группы)
Разделы презентации:
-Виды, словарей, значимость, историческая справка…
-Описание выбранных словарей
-Возможность использования полученных знаний в практической деятельности, полезные советы и рекомендации.
Защита проекта.
-Проект оформляется на бумажном и электронном носителе
Рефлексия и самоанализ.
-Оценка полученного результата.
-Оценка своих знаний до и после написания проекта.
-Удовлетворение от работы.
15 сл.
Очень важный момент при работе над проектом - анализ результатов работы над проектом.
Анализ полученных данных показал, что до применения метода учебного проекта учащиеся не адекватно оценивали свои знания и была низкая уверенность в своих силах.
Реализация метода учебного проекта на практике привела к повышению уверенности детей в своих силах, к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской, поисковой и творческой деятельности своих учеников, меняется и психологический климат – содружество.
Сл.17
ВЫВОД: Проекты в коррекционной школе – это трудно, проблематично, так как возможности учащихся невелики, но всё-таки это возможно!
В подготовке этой статьи использовались следующие источники:
1. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.
2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, 2004, № 1.
4. Коханова В.А. Метод проектов как технология личностно ориентированного образования на уроках литературы.
circ.mgpu.ru/INTEL/Materials/Kokhanova.html
5. http://ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/adm_project.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...
презентация "Организация проектной деятельности учащихся в коррекционной школе VIII вида"
опыт работы по выполнению творческих проектов м оформлению предметных портфолио учащихся...
Организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида с использованием компьютерных технологий.
Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических ус...
Формирование самостоятельности у детей с ограниченными возможностями в профессионально-трудовой деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Актуальность исследования заключается в организации специальной коррекционной работы по формированию самостоятельной деятельности, направленной на комплексное развитие детей с ограниченными возможност...
Организация проектной деятельности учащихся в коррекционной школе VIII вида.
Организация проектной деятельности учащихся в коррекционной школе VIII вида...
Презентация к докладу "Проектная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Презентация к докладу " Проектная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида."...