сравнение, сложение, вычитание и округление десятичных дробей.
план-конспект урока (5 класс) на тему

Манджиева Мария Николаевна

Открытый урок по математике для 5 класса по теме: Сравненние, сложение, вычитание и округление десятичных дробей. Данный урок - урок обобщения знаний и закрепления навыков выполнения действий с десятичными дробями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx71.46 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

Сложение, вычитание, сравнение и округление десятичных дробей.

Предмет

Математика

Класс

5

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Манджиева Мария Николаевна, учитель математики

Образовательное учреждение

МКОУ «Сарульская СОШ»

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Южный

Республика/край

Калмыкия

Город/поселение

п.Сарул

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Обобщение знаний и закрепление навыков выполнения действий с десятичными дробями.

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

- систематизировать и обобщить знания по теме;

- выработать глубокие навыки решения примеров на сложение, вычитание, сравнение и округление десятичных дробей;

- проверить уровень знаний и умений по теме.

Задачи урока (мероприятия, занятия)

Образовательные:

- повторить правила сложения, вычитания, сравнения и округления десятичных дробей;

 -  повторить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей в столбик;

 - повторить алгоритм сравнения десятичных дробей;

 - повторить алгоритм округления чисел.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимательность;

- развивать умение анализировать, наблюдать, делать выводы;

- развивать культуру математической речи.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, ответственность, взаимоуважение;

- воспитывать честность в оценке своих знаний.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Индивидуальная работа, фронтальная работа, тестирование.

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

1 урок, 45 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Актуализируют: знания о десятичных дробях, о правилах сложения, вычитания, сравнения и округления десятичных дробей, информационно-коммуникативную компетенцию.

Приобретут: навыки решения примеров с использованием алгоритмов сложения, вычитания, округления и сравнения десятичных дробей.

Закрепят: умения применять полученные теоретические знания для решения примеров по теме.

Необходимое оборудование и материалы

ПК учителя, мультимедиа проектор, ИД, персональные компьютеры учащихся.

Презентация с заданиями, раздаточный материал, тест с выбором ответа «Сложение, вычитание, сравнение и округление десятичных дробей», лист учета личных достижений учащихся.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Раздаточный материал (карточки с печатной основой), тест с выбором ответа, карточки с копиркой для самостоятельной работы – диктанта, карточки для рефлексии (малиновая, зеленая, желтая) – (все это находится в конверте у каждого ученика на столе).

Список учебной и дополнительной литературы

1. Математика, 5. Н.Я. Виленкин и др., издательство Мнемозина, 2010.

2. Контрольно-измерительные материалы. Математика, 5 класс. Москва, «ВАКО»,  2010.

3. Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда, 2 полугодие. Авторы составители: З.С. Стромова, О.В. Пожарская – Волгоград: Учитель, 2008.

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

Историческая справка.  «Кто же изобрел десятичные дроби? Запятая в десятичных дробях».

Десятичные дроби впервые были употреблены замечательным узбекским ученым ал-Каши. В начале XV века в Средней Азии вблизи города Самарканд была создана большая обсерватория. В ней производились наблюдения за движением звезд, планет и Солнца, вычислялись дни праздников и т.д. В обсерватории работали лучшие ученые того времени. Руководил обсерваторией ученый Джемшид ибн-Масуд ал-Каши, иногда называемый Гиясседдином ал-Каши, который был высокообразованным математиком и астрономом. Он оставил после себя много замечательных математических открытий.

В 1427 г. ал-Каши закончил книгу «Ключ к арифметике». В ней он впервые в мире употребил десятичные дроби, дал правила действий с ними, пояснил эти правила на примерах, подробно описал новую, открытую им систему записи дробей. Для обозначения разрядов он использовал разные варианты: отделял их вертикальной чертой, писал разными чернилами, иногда выписывал название разряда полностью словами.

Потребность в упрощении записи и действий с дробями была большая. Европейские ученые искали и, наконец, нашли новый вид дробей, более простой и более удобный. В Европе впервые подробно описал десятичные дроби талантливый фламандский инженер и ученый Стевин (1548 – 1620). В книге «О десятой», изданной в 1585 году, Стевин подробно описал правила действий и преимущества открытых им десятичных дробей. Стевин не был знаком с трудами ал-Каши и действительно открыл десятичные дроби. Но он открыл открытое. Первенство принадлежит Джемшиду ал-Каши, опередившему Стевина на полтора века.

Теперь относительно запятой в десятичных дробях. Ставить запятую после целой части десятичной дроби предложил знаменитый немецкий ученый Кеплер (1571-1630). До Кеплера после целой части ставили нуль в скобках, например, 3,7 писали как 3(0)7, отделяли вертикальной чертой 3|7 или писали разными чернилами, например: целую часть числа – черными, а дробную – красными.

Вопрос: – Зачем нужны десятичные дроби? Может можно было обойтись натуральными числами и обыкновенными дробями?

Ответ: – Запись удобна, действия с десятичными дробями похожи на действия с натуральными числами, можно считать с помощью калькулятора.  

Подробное описание всех этапов урока  (мероприятия, занятия). 

I Актуализация знаний:

1. Сегодня мы совершим путешествие в страну десятичных дробей и проверим знания, умения, навыки в их сложении, вычитании, сравнении и округлении.

  •  Всякое путешествие требует от участников выносливости, закалки и тренировки.
  • 2. Разминка. (Слайд 3, нажимая на рыбку попадаем на слайд с вопросом, читаем, отвечаем).
  • - Какие числа вы знаете?
  • - Ноль – натуральное число?
  • - Какие числа называются десятичными дробями?
  • - Назовите разряды десятичной дроби.
  • - Сформулируйте алгоритм сложения десятичных дробей.
  • - Сформулируйте алгоритм вычитания десятичных дробей.
  • - Сформулируйте алгоритм сравнения десятичных дробей.
  • - Сформулируйте алгоритм округления десятичных дробей.

   «Недостаточно овладеть премудростью,

   Нужно так же уметь пользоваться ею».

                                                  Цицерон

  • Как вы понимаете это?
  • Вывод: недостаточно знать правила, надо уметь их применять.

II Упражнения для тренировки.

1. Устно:  Слайд 4 (Задание выполняется вместе с классом).

Прочитайте число 23094,5809668.

   1. Какая цифра стоит в разряде:

      - сотен

      - десятков

      - десятых

      - тысячных

      - миллионных

      - десятков тысяч?

   

Слайд 5 (Задание выполняется вместе с классом).

               

                    23094,5809668

    2. В каких разрядах стоит цифра 6? 8?

    3. Какие разряды отсутствуют?

 

Слайд 6 (Задание выполняется вместе с классом).

Заполните пустые клеточки так, чтобы получилось верное высказывание:

Слайд 7C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Рисунок1.png

 (Задание выполняется самостоятельно, затем проверка.  В ходе проверки выясняются все трудности, возникшие при решении, каждый пример оценивается в 1 балл, ребята подсчитывают количество баллов и фиксируют у себя в листе учета личных достижений.)

Какие натуральные числа расположены между числами:

  4,7 и 8,6; 28 и 30,1; 32,7 и 33,7?

 

Слайд 8.

  (Задание выполняется самостоятельно, затем проверка.  В ходе проверки выясняются все трудности, возникшие при решении, каждый пример оценивается в 1 балл, ребята подсчитывают количество баллов и фиксируют у себя в листе учета личных достижений.)

 

   Между какими соседними натуральными числами расположено число: 5,68; 126,07; 1,0004?

Слайд 9. (Задание выполняется вместе с классом).

     

Укажите какое-нибудь значение у, при котором верно неравенство: 4

Слайд 10. (Задание выполняется вместе с классом).

Сравните числа:

а) 62,03 и 87,09     б) 0,3 и 0,628     в) 22,3 и 22,300

г) 0,109 и 0,0109   д) 0,109 и 0,119   е) 7,3619 и 7,3625

ж) 0,0037 и 0,00365  з) 10,5** и 10,8*  и) ***,68 и *,8**.    

Слайд 11. (Задание выполняется самостоятельно, затем фронтальная проверка выполнения задания с комментариями и пояснениями учащихся за задание можно получить 0-2б., результат фиксируется в листе личных достижений).

а) Расставьте в порядке возрастания числа: 8,149; 8,079; 3,465; 0,453; 3,456.

б) Расставьте в порядке убывания числа: 0,091; 0,37; 0,082; 0,044; 0,8.

Слайд 12. Физкультминутка.

             Быстро встали, улыбнулись.

             Выше-выше потянулись.

             Ну-ка, плечи распрямите,

             Поднимите, опустите.

             Вправо, влево повернитесь,

             Рук коленями коснитесь.

             Сели, встали. Сели, встали.

             И на месте побежали.

Слайд 13. (Задание выполняется вместе с классом).

Помогите клоуну округлить дроби:

  • 14,359 до сотых
  • 125,37 до единиц
  • 8491,53 до тысяч
  • 2,385 до десятых
  • 213,58 до десятков
  • 145,5697 до тысячных.

Слайд 14. (Диктант выполняется на двойных листах с копиркой. Затем осуществляется проверка. Дети считают набранные за диктант баллы и фиксируют результаты в листе учета личных достижений).

Вариант 1

1. 6,26

2. 3,51

3. 7,62

4. 1,95

5. 2,876

6. 3,952

Вариант 2

1. 4,73

2. 7,98

3. 5,37

4. 2,15

5. 4,363

6. 1,945

Округлите числа до:

Единиц

Десятых

Целых

Десятых

Сотых

Сотых

Слайд 15. (Задание выполняется вместе с классом).

Помогите Незнайке решить примеры и восстановить цепочку вычислений:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Рисунок1.png

Слайд 16. (Задание выполняется вместе с классом, после решения примера – проверка).

    Известно, какое важное значение в русском языке имеет запятая. Смысл предложения может резко измениться, если поставить ее неправильно. Вспомните фразу «Казнить нельзя помиловать».

   В математике запятая также играет очень большую роль: от положения запятой зависит верность или неверность равенства.

Задание. Расставьте запятые, чтобы получились верные равенства.

62 + 28 = 9,

236 – 136 = 1,

4 + 522 = 922,

42 + 17 = 212,

736 – 336,

63 – 27 = 603.

Слайд 17-18 (учащиеся выполняют самостоятельно, у каждого ребенка есть на столе таблица для выполнения задания).

Решите примеры. Зачеркните в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать название самой высокой птицы, которая обитает в России.

7,4 + 3,2          5,9 + 0,3            9,5 – 4,3

18,6 + 4,2        50,2 – 20,2        4,2 + 2,06

7,5 – 0,7          3 – 0,4

6,2

62

10,6

5,3

5,2

22,8

22,6

6,08

О

Ж

Г

У

Е

П

Р

А

6,8

30

7,57

6,26

8,2

2,6

82

К

С

В

Х

Л

М

Ь

Узнайте высоту этой птицы и выразите полученный ответ в метрах: 0,32м + 4дм 8см + 7см.

   

Слайд 19 (Задание выполняется вместе с классом).

Какие вопросы можно поставить к задаче, чтобы в решении было сложение и вычитание десятичных дробей?

Слайд 20 (обе задачи решаются вместе с классом с комментированием каждого пункта решения задачи).

Задача 1

  Скорость движения катера по течению реки 18,7 км/ч, а скорость течения реки 2,7 км/ч. Вычислите собственную скорость катера и скорость против течения.

Задача 2

   Скорость движения катера против течения реки 19,5 км/ч, а  скорость катера в стоячей воде 21,1 км/ч. Вычислите скорость течения реки и скорость катера по течению.

III  Самостоятельная работа в тестовой форме. Баллы за задание также  фиксируют в листе учета личных достижений.

В конце урока каждый ученик подсчитывают количество баллов в своем листе, определяет свою отметку за урок.

 Школа: 12 - 13 б. - «3»

               14 - 19 б. - «4»

               20 - 23 б. - «5»

Данный урок - обучающий, поэтому отметки выставляются всем учащимся. Отметка за самостоятельную работу в тестовой форме сообщается на следующем уроке и выставляется также всем.

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

У каждого из детей на столе карточки (малиновая, зелёная, жёлтая). Просьба, уходя из класса, прикрепить на доску одну из них.

Карточка малинового цвета обозначает: “Я доволен своей работой на уроке, материал урока был полезен для меня, понятен и интересен, я много и хорошо работал на уроке”.

Карточка зеленого цвета обозначает: “Урок был интересен, я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно”.

Карточка желтого цвета обозначает: “Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, к ответу на уроке я был не готов”.

Домашнее задание  

Учебник Математика, 5. Н.Я. Виленкин и др.  

п. 30 – 33, № 1299, № 1304

Дополнительная необходимая информация

Разработка рассчитана на 1 урок. Если кабинет оборудован компьютерами для учащихся, то выполнение самостоятельной работы  (теста)  можно предложить на компьютере.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://forum.sibnet.ru/uploads/post-54054-1236711953.jpg - море2

http://baza-kvazar.com.ua/img/2525_.gif - камбала

http://img.sellbe.com/3067/product/743/s824022.jpg - красная

http://img-fotki.yandex.ru/get/5906/cadi-1986.663/0_85f0c_b140d4bf_XL - рыба оранжевая с белым

http://cs406.vkontakte.ru/u78520/a_8425f85f.jpg - полосатая рыбка

http://mirgif.com/jivotnie/animacionnaja-kartinka-ryba.gif - полосатая с козырьком

http://www.proza.ru/pics/2011/04/24/297.gif – полосатая с цветком

http://i068.radikal.ru/0807/b0/b6772a52fa26.png - розовая с водорослями

http://img-fotki.yandex.ru/get/4609/32130860.64/0_821a0_6c1318b4_M.jpg - синяя рыба

http://img-fotki.yandex.ru/get/5605/cadi-1986.412/0_7ba1f_b515843_XL -  белая с листьями доска

http://s59.radikal.ru/i166/0908/11/a5dc1e6f3fa3.png - сова

http://m.io.ua/img_aa/medium/0316/30/03163087.jpg - белая доска в клетку

http://photoshop-ramki.ru/patterns/School/Jpg/School2.jpg - доска с цифрами

http://www.gamer.ru/system/attached_images/images/000/456/944/normal/kloun10.gif?1322010041 - клоун

http://aleks-zschool.narod.ru/images/p56_neznayka.jpg - Незнайка

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/nosov/neznaika_v_solnechnom_gorode/neznaika_69.jpg - Солнечный город

http://birds-altay.ru/wp-content/uploads/2011/07/11-350x399.jpg - журавль

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/55/728/55728843_1267206173_reka.jpg - плот

http://turizm.a42.ru/img/dirs/220.jpg - катер

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Тема «Действия с десятичными дробями» – одна из главных тем школьного курса математики, которая имеет огромное значение не только для дальнейшего развития умений решать различные задачи, но и для умения выполнять вычислительные операции с десятичными дробями в повседневной жизни, поэтому должна быть хорошо усвоена детьми. Мультимедиа технологии позволяют максимально использовать время урока – повторить необходимый материал, увеличить объем заданий, предлагаемых школьникам, развивают зрительную память. Использование презентации позволяет возвращаться к данному материалу и на последующих уроках. Применение ИД дает возможность выполнять все записи на соответствующих слайдах, если есть возможность провести текст в интерактивной форме, то учащиеся сразу же после выполнения могут проверить себя. Тест можно использовать в дальнейшем для обучения и проверки знаний учащихся. Тренажер и Flash-ресурс можно использовать на разных уроках.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

На последующих уроках продолжится работа по выработке устойчивых навыков сложения, вычитания, сравнения и округления десятичных дробей.

Другое



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока математики в 5 классе "Сравнение, сложение, вычитание и округление десятичных дробей"

Представлен план урока систематизации и обобщения знаний. Урок был проведён как подготовка к контрольной работе. Используются различные виды деятельности учащихся как по форме работы, так и по содержа...

Электронное приложение к плану урока математики в 5 классе "Сравнение, сложение, вычитание и округление десятичных дробей"

Элетронная презентация позволяет разнообразить формы работы на уроке, заинтересовать учащихся ....

«Сравнение, сложение, вычитание, округление десятичных дробей»

Тема урока:  «Сравнение, сложение, вычитание, округление десятичных   дробей».   Тип урока: «Урок обобщения и систематизации знаний».Цели: систематизировать, обобщить зна...

Методическая разработка урока по математике в 5 классе. Тема: Сложение, вычитание и умножение десятичных дробей (урок - праздник)

Урок может быть использован для закрепления действий сложения, вычитания и умножения десятичных дробей в 5 классе. Урок желательно проводить накануне праздника 8 Марта. Урок представлен в игровой форм...

Технологическая карта урока математики в 5 классе по новым ФГОС. Решение задач по теме «Сложение, вычитание и умножение десятичных дробей».

Технологическая карта урока математики в 5 классе по новым ФГОС. Решение задач по теме «Сложение, вычитание и умножение десятичных дробей». Технологическая карта представляет собой таблицу, в которой ...