сравнение, сложение, вычитание и округление десятичных дробей.
план-конспект урока (5 класс) на тему
Открытый урок по математике для 5 класса по теме: Сравненние, сложение, вычитание и округление десятичных дробей. Данный урок - урок обобщения знаний и закрепления навыков выполнения действий с десятичными дробями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 71.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подробный конспект урока.
Организационная информация | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока | Сложение, вычитание, сравнение и округление десятичных дробей. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предмет | Математика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс | 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор/ы урока (ФИО, должность) | Манджиева Мария Николаевна, учитель математики | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательное учреждение | МКОУ «Сарульская СОШ» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) | Южный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Республика/край | Калмыкия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Город/поселение | п.Сарул | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методическая информация | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока (мероприятия, занятия) | Обобщение знаний и закрепление навыков выполнения действий с десятичными дробями. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) | - систематизировать и обобщить знания по теме; - выработать глубокие навыки решения примеров на сложение, вычитание, сравнение и округление десятичных дробей; - проверить уровень знаний и умений по теме. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи урока (мероприятия, занятия) | Образовательные: - повторить правила сложения, вычитания, сравнения и округления десятичных дробей; - повторить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей в столбик; - повторить алгоритм сравнения десятичных дробей; - повторить алгоритм округления чисел. Развивающие: - развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимательность; - развивать умение анализировать, наблюдать, делать выводы; - развивать культуру математической речи. Воспитательные: - воспитывать самостоятельность, ответственность, взаимоуважение; - воспитывать честность в оценке своих знаний. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Индивидуальная работа, фронтальная работа, тестирование. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Время реализации урока (мероприятия, занятия) | 1 урок, 45 минут | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) | Актуализируют: знания о десятичных дробях, о правилах сложения, вычитания, сравнения и округления десятичных дробей, информационно-коммуникативную компетенцию. Приобретут: навыки решения примеров с использованием алгоритмов сложения, вычитания, округления и сравнения десятичных дробей. Закрепят: умения применять полученные теоретические знания для решения примеров по теме. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимое оборудование и материалы | ПК учителя, мультимедиа проектор, ИД, персональные компьютеры учащихся. Презентация с заданиями, раздаточный материал, тест с выбором ответа «Сложение, вычитание, сравнение и округление десятичных дробей», лист учета личных достижений учащихся. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) | Раздаточный материал (карточки с печатной основой), тест с выбором ответа, карточки с копиркой для самостоятельной работы – диктанта, карточки для рефлексии (малиновая, зеленая, желтая) – (все это находится в конверте у каждого ученика на столе). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Список учебной и дополнительной литературы | 1. Математика, 5. Н.Я. Виленкин и др., издательство Мнемозина, 2010. 2. Контрольно-измерительные материалы. Математика, 5 класс. Москва, «ВАКО», 2010. 3. Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда, 2 полугодие. Авторы составители: З.С. Стромова, О.В. Пожарская – Волгоград: Учитель, 2008. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия), деятельность учителя и учеников. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация учащихся | Историческая справка. «Кто же изобрел десятичные дроби? Запятая в десятичных дробях». Десятичные дроби впервые были употреблены замечательным узбекским ученым ал-Каши. В начале XV века в Средней Азии вблизи города Самарканд была создана большая обсерватория. В ней производились наблюдения за движением звезд, планет и Солнца, вычислялись дни праздников и т.д. В обсерватории работали лучшие ученые того времени. Руководил обсерваторией ученый Джемшид ибн-Масуд ал-Каши, иногда называемый Гиясседдином ал-Каши, который был высокообразованным математиком и астрономом. Он оставил после себя много замечательных математических открытий. В 1427 г. ал-Каши закончил книгу «Ключ к арифметике». В ней он впервые в мире употребил десятичные дроби, дал правила действий с ними, пояснил эти правила на примерах, подробно описал новую, открытую им систему записи дробей. Для обозначения разрядов он использовал разные варианты: отделял их вертикальной чертой, писал разными чернилами, иногда выписывал название разряда полностью словами. Потребность в упрощении записи и действий с дробями была большая. Европейские ученые искали и, наконец, нашли новый вид дробей, более простой и более удобный. В Европе впервые подробно описал десятичные дроби талантливый фламандский инженер и ученый Стевин (1548 – 1620). В книге «О десятой», изданной в 1585 году, Стевин подробно описал правила действий и преимущества открытых им десятичных дробей. Стевин не был знаком с трудами ал-Каши и действительно открыл десятичные дроби. Но он открыл открытое. Первенство принадлежит Джемшиду ал-Каши, опередившему Стевина на полтора века. Теперь относительно запятой в десятичных дробях. Ставить запятую после целой части десятичной дроби предложил знаменитый немецкий ученый Кеплер (1571-1630). До Кеплера после целой части ставили нуль в скобках, например, 3,7 писали как 3(0)7, отделяли вертикальной чертой 3|7 или писали разными чернилами, например: целую часть числа – черными, а дробную – красными. Вопрос: – Зачем нужны десятичные дроби? Может можно было обойтись натуральными числами и обыкновенными дробями? Ответ: – Запись удобна, действия с десятичными дробями похожи на действия с натуральными числами, можно считать с помощью калькулятора. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подробное описание всех этапов урока (мероприятия, занятия). | I Актуализация знаний: 1. Сегодня мы совершим путешествие в страну десятичных дробей и проверим знания, умения, навыки в их сложении, вычитании, сравнении и округлении.
«Недостаточно овладеть премудростью, Нужно так же уметь пользоваться ею». Цицерон
II Упражнения для тренировки. 1. Устно: Слайд 4 (Задание выполняется вместе с классом). Прочитайте число 23094,5809668. 1. Какая цифра стоит в разряде: - сотен - десятков - десятых - тысячных - миллионных - десятков тысяч?
Слайд 5 (Задание выполняется вместе с классом).
23094,5809668 2. В каких разрядах стоит цифра 6? 8? 3. Какие разряды отсутствуют?
Слайд 6 (Задание выполняется вместе с классом). Заполните пустые клеточки так, чтобы получилось верное высказывание: Слайд 7 (Задание выполняется самостоятельно, затем проверка. В ходе проверки выясняются все трудности, возникшие при решении, каждый пример оценивается в 1 балл, ребята подсчитывают количество баллов и фиксируют у себя в листе учета личных достижений.) Какие натуральные числа расположены между числами: 4,7 и 8,6; 28 и 30,1; 32,7 и 33,7?
Слайд 8. (Задание выполняется самостоятельно, затем проверка. В ходе проверки выясняются все трудности, возникшие при решении, каждый пример оценивается в 1 балл, ребята подсчитывают количество баллов и фиксируют у себя в листе учета личных достижений.)
Между какими соседними натуральными числами расположено число: 5,68; 126,07; 1,0004? Слайд 9. (Задание выполняется вместе с классом).
Укажите какое-нибудь значение у, при котором верно неравенство: 4 Слайд 10. (Задание выполняется вместе с классом). Сравните числа: а) 62,03 и 87,09 б) 0,3 и 0,628 в) 22,3 и 22,300 г) 0,109 и 0,0109 д) 0,109 и 0,119 е) 7,3619 и 7,3625 ж) 0,0037 и 0,00365 з) 10,5** и 10,8* и) ***,68 и *,8**. Слайд 11. (Задание выполняется самостоятельно, затем фронтальная проверка выполнения задания с комментариями и пояснениями учащихся за задание можно получить 0-2б., результат фиксируется в листе личных достижений). а) Расставьте в порядке возрастания числа: 8,149; 8,079; 3,465; 0,453; 3,456. б) Расставьте в порядке убывания числа: 0,091; 0,37; 0,082; 0,044; 0,8. Слайд 12. Физкультминутка. Быстро встали, улыбнулись. Выше-выше потянулись. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. И на месте побежали. Слайд 13. (Задание выполняется вместе с классом). Помогите клоуну округлить дроби:
Слайд 14. (Диктант выполняется на двойных листах с копиркой. Затем осуществляется проверка. Дети считают набранные за диктант баллы и фиксируют результаты в листе учета личных достижений).
Слайд 15. (Задание выполняется вместе с классом). Помогите Незнайке решить примеры и восстановить цепочку вычислений: Слайд 16. (Задание выполняется вместе с классом, после решения примера – проверка). Известно, какое важное значение в русском языке имеет запятая. Смысл предложения может резко измениться, если поставить ее неправильно. Вспомните фразу «Казнить нельзя помиловать». В математике запятая также играет очень большую роль: от положения запятой зависит верность или неверность равенства. Задание. Расставьте запятые, чтобы получились верные равенства. 62 + 28 = 9, 236 – 136 = 1, 4 + 522 = 922, 42 + 17 = 212, 736 – 336, 63 – 27 = 603. Слайд 17-18 (учащиеся выполняют самостоятельно, у каждого ребенка есть на столе таблица для выполнения задания). Решите примеры. Зачеркните в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать название самой высокой птицы, которая обитает в России. 7,4 + 3,2 5,9 + 0,3 9,5 – 4,3 18,6 + 4,2 50,2 – 20,2 4,2 + 2,06 7,5 – 0,7 3 – 0,4
Узнайте высоту этой птицы и выразите полученный ответ в метрах: 0,32м + 4дм 8см + 7см.
Слайд 19 (Задание выполняется вместе с классом). Какие вопросы можно поставить к задаче, чтобы в решении было сложение и вычитание десятичных дробей? Слайд 20 (обе задачи решаются вместе с классом с комментированием каждого пункта решения задачи). Задача 1 Скорость движения катера по течению реки 18,7 км/ч, а скорость течения реки 2,7 км/ч. Вычислите собственную скорость катера и скорость против течения. Задача 2 Скорость движения катера против течения реки 19,5 км/ч, а скорость катера в стоячей воде 21,1 км/ч. Вычислите скорость течения реки и скорость катера по течению. III Самостоятельная работа в тестовой форме. Баллы за задание также фиксируют в листе учета личных достижений. В конце урока каждый ученик подсчитывают количество баллов в своем листе, определяет свою отметку за урок. Школа: 12 - 13 б. - «3» 14 - 19 б. - «4» 20 - 23 б. - «5» Данный урок - обучающий, поэтому отметки выставляются всем учащимся. Отметка за самостоятельную работу в тестовой форме сообщается на следующем уроке и выставляется также всем. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии) | У каждого из детей на столе карточки (малиновая, зелёная, жёлтая). Просьба, уходя из класса, прикрепить на доску одну из них. Карточка малинового цвета обозначает: “Я доволен своей работой на уроке, материал урока был полезен для меня, понятен и интересен, я много и хорошо работал на уроке”. Карточка зеленого цвета обозначает: “Урок был интересен, я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно”. Карточка желтого цвета обозначает: “Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, к ответу на уроке я был не готов”. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Учебник Математика, 5. Н.Я. Виленкин и др. п. 30 – 33, № 1299, № 1304 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительная необходимая информация | Разработка рассчитана на 1 урок. Если кабинет оборудован компьютерами для учащихся, то выполнение самостоятельной работы (теста) можно предложить на компьютере. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | http://forum.sibnet.ru/uploads/post-54054-1236711953.jpg - море2 http://baza-kvazar.com.ua/img/2525_.gif - камбала http://img.sellbe.com/3067/product/743/s824022.jpg - красная http://img-fotki.yandex.ru/get/5906/cadi-1986.663/0_85f0c_b140d4bf_XL - рыба оранжевая с белым http://cs406.vkontakte.ru/u78520/a_8425f85f.jpg - полосатая рыбка http://mirgif.com/jivotnie/animacionnaja-kartinka-ryba.gif - полосатая с козырьком http://www.proza.ru/pics/2011/04/24/297.gif – полосатая с цветком http://i068.radikal.ru/0807/b0/b6772a52fa26.png - розовая с водорослями http://img-fotki.yandex.ru/get/4609/32130860.64/0_821a0_6c1318b4_M.jpg - синяя рыба http://img-fotki.yandex.ru/get/5605/cadi-1986.412/0_7ba1f_b515843_XL - белая с листьями доска http://s59.radikal.ru/i166/0908/11/a5dc1e6f3fa3.png - сова http://m.io.ua/img_aa/medium/0316/30/03163087.jpg - белая доска в клетку http://photoshop-ramki.ru/patterns/School/Jpg/School2.jpg - доска с цифрами http://www.gamer.ru/system/attached_images/images/000/456/944/normal/kloun10.gif?1322010041 - клоун http://aleks-zschool.narod.ru/images/p56_neznayka.jpg - Незнайка http://www.planetaskazok.ru/images/stories/nosov/neznaika_v_solnechnom_gorode/neznaika_69.jpg - Солнечный город http://birds-altay.ru/wp-content/uploads/2011/07/11-350x399.jpg - журавль http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/55/728/55728843_1267206173_reka.jpg - плот http://turizm.a42.ru/img/dirs/220.jpg - катер | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
В помощь учителю | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Тема «Действия с десятичными дробями» – одна из главных тем школьного курса математики, которая имеет огромное значение не только для дальнейшего развития умений решать различные задачи, но и для умения выполнять вычислительные операции с десятичными дробями в повседневной жизни, поэтому должна быть хорошо усвоена детьми. Мультимедиа технологии позволяют максимально использовать время урока – повторить необходимый материал, увеличить объем заданий, предлагаемых школьникам, развивают зрительную память. Использование презентации позволяет возвращаться к данному материалу и на последующих уроках. Применение ИД дает возможность выполнять все записи на соответствующих слайдах, если есть возможность провести текст в интерактивной форме, то учащиеся сразу же после выполнения могут проверить себя. Тест можно использовать в дальнейшем для обучения и проверки знаний учащихся. Тренажер и Flash-ресурс можно использовать на разных уроках. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | На последующих уроках продолжится работа по выработке устойчивых навыков сложения, вычитания, сравнения и округления десятичных дробей. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другое |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 5 классе по теме "Сравнение, сложение, вычитание и умножение десятичных дробей"
Урок-путешествие...
Сравнение, сложение, вычитание и округление десятичных дробей
Обобщающий урок...
План урока математики в 5 классе "Сравнение, сложение, вычитание и округление десятичных дробей"
Представлен план урока систематизации и обобщения знаний. Урок был проведён как подготовка к контрольной работе. Используются различные виды деятельности учащихся как по форме работы, так и по содержа...
Электронное приложение к плану урока математики в 5 классе "Сравнение, сложение, вычитание и округление десятичных дробей"
Элетронная презентация позволяет разнообразить формы работы на уроке, заинтересовать учащихся ....
«Сравнение, сложение, вычитание, округление десятичных дробей»
Тема урока: «Сравнение, сложение, вычитание, округление десятичных дробей». Тип урока: «Урок обобщения и систематизации знаний».Цели: систематизировать, обобщить зна...
Методическая разработка урока по математике в 5 классе. Тема: Сложение, вычитание и умножение десятичных дробей (урок - праздник)
Урок может быть использован для закрепления действий сложения, вычитания и умножения десятичных дробей в 5 классе. Урок желательно проводить накануне праздника 8 Марта. Урок представлен в игровой форм...
Технологическая карта урока математики в 5 классе по новым ФГОС. Решение задач по теме «Сложение, вычитание и умножение десятичных дробей».
Технологическая карта урока математики в 5 классе по новым ФГОС. Решение задач по теме «Сложение, вычитание и умножение десятичных дробей». Технологическая карта представляет собой таблицу, в которой ...