Методические рекомендации "Технология развития критического мышления"
материал на тему
Для того чтобы учебный процесс проходил ярко, насыщенно, продуктивно и результативно, нужно чтобы у учителя была своя педагогическая техника и интерес к ней, чтобы было взаимодействие и взаимопонимание учителя и ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_kriticheskogo_myshleniya_.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышение квалификации) специалистов
центр повышения квалификации
«Красноярский Ресурсный центр Самарской области»
Методические рекомендации для учителей по теме:
«Технология развития критического мышления»
Составитель: Кузьмина А.А.,
старший методист ГБОУ ДПО
ЦПК «Красноярский Ресурсный
центр Самарской области»
Красный Яр, 2013 г.
Введение
Педагог современной школы осуществляет профессиональную деятельность в период высоких темпов развития науки и технологий, информационной цивилизации, работает в условиях, когда научное знание устаревает и обновляется быстрее, чем успевает усвоиться учениками в рамках специально организованного процесса обучения.
По мере развития экономики, социально-политической и культурной жизни интеллектуальный труд будет рассматриваться, как мастерство выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления.
Актуальность развития критического мышления учащихся вытекает из особенностей современной ситуации в России. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к демократическому, правовому государству, к рыночной экономике. Страна нуждается в построении гражданского общества, состоящего из активных, критически мыслящих граждан, ответственных за свою судьбу и судьбу своей страны.
Для того чтобы учебный процесс проходил ярко, насыщенно, продуктивно и результативно, нужно чтобы у учителя была своя педагогическая техника и интерес к ней, чтобы было взаимодействие и взаимопонимание учителя и ученика.
Понятие критического мышления
Чтобы не потеряться в интенсивном потоке информации, избежать психических и физических перегрузок ребенок должен уметь сам организовывать свою деятельность и самообразование. Для успешной реализации этих целей была разработана Технология Развития Критического Мышления.
На современном этапе учащимся приходится учить огромное количество сложного, зачастую непонятного материала. Заучивание учащимися учебного материала затруднено тем, что объем его очень большой, сложный по всем учебным предметам. Нагрузка увеличивается не только на ученика, но и на учителя. Встает вопрос: Как помочь усвоить этот материал.
Технология развития критического мышления реализуется в 29 страницах мира.
Критическое мышление – оценка результатов своих мыслительных процессов – насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей.
Включает в себя оценку самого мыслительного процесса – хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения.
Термин «критическое мышление» известен давно из работ известных психологов Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Л.С. Выготского, в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.
Критическое мышление означает вовсе не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям. Для людей, мыслящих критически, понимание информации является отправной точкой, а не завершающим этапом обучения.
Чтобы хорошо управляться с информацией, надо владеть практическими мыслительными навыками, формирование которых может происходить в специальной технологии обучения через базовую модель учебного занятия, специфические методические приемы и модельные уроки.
Важно помнить, что критическое мышление не формируется в результате передачи рецептов. Критическое мышление предусматривает набор ряда учебных условий. Так, необходимо:
- давать возможность учащимся размышлять;
- принимать разумные идеи и мнения;
- способствовать активности учащихся в учебном процессе;
- активизировать мышление.
Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только овладевать ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его индивидуальности.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Актуальностью данной технологии является и то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у учащихся повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
При традиционной системе обучения целью выступало формирование у детей азов грамотности, когда учитель показывает и объясняет, а ученик – запоминает и повторяет; а общение на уроке, как правило, было фронтальное. Технология развития критического мышления меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе на уроке, а значит, меняет и его смысловые установки. При использовании технологии развития критического мышления учащиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.
Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит их трех этапов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ
ЭТАП ВЫЗОВ
Первый этап работы направлен на актуализацию и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации. На данном этапе работы необходимо вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к активной учебной деятельности.
Например, на данном этапе при изучении темы «Вулкан» (география 6 класс) можно посмотреть фрагмент фильма с записью извержения вулкана или просмотр фотографий с изображением вулканов, вывешенных на доске. Затем ответить на вопросы: опишите что вы видите. Как называется это природное явление? Какие ассоциации вызывает у вас вулкан?
И возникает учебная проблема: как определить что перед нами вулкан, а не просто гора? По каким признакам?
Проблемные ситуации обеспечивают усвоение знаний, как продукта самостоятельного творческого поиска, вызывают у учащихся ярко выраженный познавательный интерес и разнообразные положительные эмоции.
ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЯ
Главными задачами второго этапа являются: создание устойчивой мотивации ученика на активное получение новой информации с последующей ее систематизации. Она занимает наибольшее значение на уроках, где изучается новый материал. В процессе такой работы школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции. Задача учителя на данном этапе заключается в том, что бы с помощью различных методических приемов помочь ученикам отследить сам процесс познания и понимания.
ЭТАП РЕФЛЕКСИИ
Организация работы школьников на третьем этапе направлена на использование учениками полученных навыков, уметь производить анализ информации, на его основе задавать вопросы, корректировать их, выносить оценочные суждения в нестандартных ситуациях. На этом этапе делается особый акцент на возможность анализа учащимися конкретных жизненных ситуаций, критическую оценку ими выбранных моделей поведения.
Чтобы учащийся мог мыслить критически, необходимо развивать в нем ряд качеств:
- Готовность к планированию
- Гибкость (восприятие идей других людей дает возможность формулировать собственные идеи и мысли).
- Настойчивость (добиваться результатов в обучении).
- Готовность исправлять свои ошибки, сделав верные выводы, использовать ошибки для продолжения обучения.
- Осознание (умение отслеживать ход рассуждений).
- Поиск компромиссных решений (принятые решения должны восприниматься другими людьми).
Приёмы технологии «Развития критического мышления»
Формы урока с использованием технологии развития критического мышления отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читаю, пишут, обсуждают прочитанное.
Предложенные далее приемы отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области и направлены на общее ознакомление педагогов с технологией развития критического мышления, которая позволяет учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Она дает реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства.
Прием «Вводный вопрос»
«Вводный вопрос» - это один из приёмов, который включается на этапе «вызова». Ещё его называют вопросом высокого уровня, требующего мыслительных усилий при ответе, лучше всего помогают настроить ученика на активную работу в течение всего занятия.
«В чём преимущество «вводного вопроса»? – спросите вы. Начиная своё занятие, учитель получает сразу несколько преимуществ:
- в ходе ответов ученики активизируют имеющиеся у них знания по теме занятия и незаметно для себя «разогреваются», как спортсмены перед забегом. Например, урок «Окружающий мир» во втором классе начинается с вопроса «Почему шишки закрываются?». Дети, работая в группах, рассуждают, выдвигая ту или иную гипотезу по данному вопросу;
- поскольку такие вопросы, в отличие от «фактических» имеют много вариантов, то все ученики отвечают на равных, вне зависимости от уровня способностей и успеваемости;
- начиная урок с поиска ответа на вопрос, ученик невольно втягивается в процесс и активнее участвует в работе в течение всего занятия. Если ответы связаны с прогнозированием, то он внимательнее читает текст;
- учитель волен, использовать дополнительные вопросы, которые помогают, «отвечающему» уточнить свою мысль или привести необходимые доказательства.
После такой разминки ученики легко переходят к решению учебных задач.
Требования к вводному вопросу:
- Должен служить введением к новой теме.
- Его обсуждение должно занимать не более 5 минут, вначале занятия.
- Цель – вовлечь учеников в активную работу на занятии; стимулировать работу мысли.
- Должен направлять мысли учеников в новое русло, а не заставлять припоминать выученное заранее.
- Ответ не может быть найден в энциклопедии.
- Все принятые ответы записываются на доске.
- В конце урока учитель и ученики возвращаются к прозвучавшим в начале урока ответам, чтобы подтвердить или опровергнуть их, а также расширить с опорой на изучаемый текст.
И ещё одна не менее важная задача учителя – принести в занятия собственную энергию. Возвращаясь к вопросу, с которого начался урок, можно сказать, срабатывает только после совершения некоего предварительного действия – вводный вопрос. Он занимает мало времени, но «зажигает» учеников и поддерживает их интерес до конца занятия.
Планирование вводных вопросов нельзя откладывать «на потом», ведь после хорошей разминки мозг, как и мышцы – работает гораздо эффективнее.
Прием «Корзина идей, понятий, имён»
Это приём организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока (этап вызова), когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить всё, что знают и думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
- задаётся прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме;
- сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа продолжительностью 1-2 минуты);
- затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чём совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия;
- далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей);
- все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей «без комментариев», даже если они ошибочны. В «корзину» идей можно сбрасывать факты, мнения, имена, проблемы, понятия имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепочки;
- все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Прием «Кластер»
Смысл этого приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
«Кластер» - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «паучок», «созвездие». Составление «кластера» позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
«Кластеры» могут стать как ведущим приемом на этапе вызова, рефлексии, так и стратегий урока в целом. Прием «Кластер» может быть использован также для организации индивидуальной работы, как в классе, так и дома.
Например, при изучении темы «Земля – планета Солнечной системы» (география 6 класс) рисуется модель Солнечной системы: Солнце, планеты и их спутники. Солнце в центре ,вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией с Солнцем. У каждой планеты есть спутники.
.
Другой пример, при изучении темы «Население Южной Америки» (география 7 класс) прием «кластер» можно использовать уже на стадии вызова. Ученикам предлагается подумать, по каким пунктам они будут изучать население материка. Все предложенные варианты зарисовываются в виде схемы, которая может приобрести следующий вид.
Далее учащимся предлагается расширить «кластер» по каждому блоку, опираясь на свои знания. Все выдвигаемые варианты фиксируются в схеме, не зависимо от того, правильны они или нет.
Подтвердить или опровергнуть свои предложения учащиеся могут на этапе осмысления. Возврат к «кластеру» происходит на стадии рефлексии, когда схема исправляется и дополняется.
В случае успешной реализации этапа вызова, у учащихся возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.
Прием «Синквейн»
Некоторые из методов и приёмов носят словесный (вербальный) характер, другие являются графическим организаторами идей. Есть и такие, которые сочетают в себе оба подхода, но необходимо тщательно проанализировать эти методы с точки зрения их действительной эффективности.
«Синквейн» - в переводе с французского языка «мнение».
Прием «Синквейн» - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представление в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого запаса понятий. Данный приём можно использовать на разных этапах урока (краткое обобщение имеющихся знаний; вдумчивая работа с новыми знаниями; интеграция новых и имеющихся знаний).
Этот приём можно использовать не только на уроках литературы или окружающего мира, но и на уроках русского языка, математики. Эта форма свободного творчества, которая составляется по определённому алгоритму:
- 1 строка – одно существительное: тема, главная мысль синкейна.
- 2 строка – два прилагательных: качества этого слова.
- 3 строка – три глагола: действия этого слова
- 4 строка – суждение из четырех слов по отношению к первому слову, через которое ученик выражает свое отношение к теме.
- 5 строка – синоним к первому слову, вывод или заключение.
Знакомство с приемом «синквейн» проводится по следующей процедуре:
- Объясняются правила написания синквейна.
- Задается тема синквейна.
- Фиксируется время на данный вид работы.
- Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учащихся.
На уроках дети пишут разные синквейны. Пусть пока они простые, но очень полезны в качестве:
- инструмента для синтеза и обогащения сложной информации;
- средства оценки словарного запаса учащихся;
- средства творческого самовыражения.
Подобная работа:
- обогащает словарный запас;
- подготавливает ученика к краткому пересказу;
- учит формулировать идею произведения (4 строка синквейна)
- позволяет каждому ученику почувствовать себя (хоть на мгновение) творцом и философом, т.к. написать синквейн может каждый.
Например, при изучении темы «Атмосфера» (география 6 класс) можно предложить прием «синквейна» со словом «атмосфера».
Пример 1
Атмосфера
Газообразная, прозрачная
Защищает, предохраняет, сохраняет
Верхняя, воздушная оболочка Земли
Воздух
Пример 2
Солнце
Яркое, большое
Греет, светит, радует
Солнце очень горячее тело
Шар
Прием «Тонкие и толстые вопросы»
Использование этого приема развивает у учащихся умение задавать вопросы.
Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие вопросы» - вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые вопросы» - вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Кто… Что… Когда… Может… Будет… Как звали… Было ли… Согласны ли вы… Верно… | Дайте объяснение, почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чем разница… Предположите, что будет, если… Что, если… |
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любом из трех этапов урока: на этапе вызова – это вопросы до изучения темы; на этапе осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания: на этапе рефлексии – демонстрация пройденного. Прием «Фишбоун» Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». « «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, факты. Например, при изучении темы «Машиностроительный комплекс», «Цветная металлургия» (география 9 класс) можно использовать данный прием. |
причины
факты
Прием «Концептуальная таблица»
Данный прием помогает учащимся систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.
Например, на уроке «Северо-запад России» (география 9 класс) можно предложить сравнить ЭГП и планировку двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга, используя прием «Концептуальная таблица».
Черты сравнения ЭГП | Москва | Санкт-Петербург |
В какой части страны расположен город? | ||
Выход к морю. | ||
Транспортное положение. | ||
Положение на реке. | ||
Планировка города: А) определите тип планировки Б) явный центр города В) год основания Г) достопримечательности |
Прием «Знаю-хочу узнать-узнал»
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей.
При изучении темы на этапе вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Работа в паре: что я знаю о теме урока? | Формулирование целей | Соотношение старой и новой информации |
Заключение
Активность учащихся снижается, учащиеся не умеют анализировать и оценивать информацию, перестают отвечать устно, не могут построить грамотно ответ, не работают с учебником, домашнее задание не выполняют. В традиционном подходе к обучению большинство детей, лишь механически запоминает (или не запоминает) то, что им сообщает учитель. Учитель выступает в роли оракула, изрекающего прописные истины, которые ученик должен принять на веру. Поиск истины как бы не поощряется учителем. «Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню» - эти слова Жан Жака Руссо можно определить эпиграфом к урокам критического мышления, главным плюсом которых является то, что ученик вовлекается в процесс обучения и становится активным участником поиска, учится дифференцировать содержание, создаёт причинно-следственные связи. На уроке учитель и ученик становятся партнёрами, учитель перестаёт быть транслятором, разрушается барьер между ними. Ученик оценивает себя и своих товарищей, выбирает наиболее важную информацию из текстов, учится задавать вопросы. Это даёт возможность усвоить весь материал на уроке, отпадает проблема невыполнения домашнего задания. Хорошие результаты даёт форма организации работы в группе. В групповой работе у каждого ребёнка есть возможность выразить своё мнение, выявить причинно-следственные связи. У учащихся развиваются речь, умение выразить свои мысли, формируются навыки публичного выступления. В групповой работе применяются графическое представление ответов. Важно то, что форма иллюстрированного ответа не вызывается учителем, а выбирается учеником самостоятельно. Со временем эти приёмы становятся нормой для учащихся, их применяют автоматически и на других уроках, в проектах, на контрольных работах.
Использованная литература и Интернет-ресурсы.
- Богданова М.А. Методы и приемы технологии критического мышления [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/metody-i-priemy-tehnologii-kriticheskogo (4.12.13).
- Глухова С.В. Использование технологии развития критического мышления на уроках в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://konf-sot-2011.ucoz.ru/publ/tekhnologija_razvitija_kriticheskogo_myshlenija/ispolzovanie_tekhnologii_razvitija_kriticheskogo_myshlenija_na_urokakh_v_obshheobrazovatelnoj_shkole/3-1-0-53 (5.12.13).
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. “Развитие критического мышления на уроке”. М., “Просвещение”, 2004г. – 175 с.
- Клустер Дэвид “Что такое критическое мышление?” ИД “Первое сентября”, газета “История” №29/2002.
- Матвеева С.Г. Мастер-класс: Применение технологии «Развитие критического мышления» в образовательном процессе [Электронный ресурс] - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/573737 (5.12.13).
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003. – 272 с.
- Рязанова Т.М. Технология развития критического мышления [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://referat.znate.ru/text/index-28629.html (7.12.13).
- Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. М., 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для методического сборника. Технология развития критического мышления на уроках литературы - стадии и методические приёмы.
В статье рассматриваются стадии и методические приёмы для развития критического мышления на уроке литературы...
Доклад по теме "Методические приёмы развития критического мышления на уроках информатики"
Как определить критическое мышление? Какие существуют приёмы и технологии развития критического мышления?...
Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"
Тезисы мастер-класса "Прием "Шесть шляп критического мышления""...
Методическая статья " Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания"
В работе представлены приемы и способы развития критического мышления на уроках истории и обществознания...
Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)
Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология развития критического мышления....
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
Методический семинар «Формирование и развитие читательской компетентности. Технология развития критического мышления».
Методический семинар был дан в рамках конкурса "Учитель года".Цель:- обобщение и внедрение передового педагогического опыта;Задачи:- поиск новых, наиболее рациональных методов обучения;обмен...