Создание комфортных условий для самореализации личности учащихся
статья на тему
Учебный процесс представляет собой сложную динамическую систему, в которой в органическом единстве осуществляется взаимосвязанная деятельность учителя (преподавание) и ученика (учение). Каждый из субъектов этого процесса имеет свои функции. Задача учителя состоит не только в том, чтобы сообщать знания, но и управлять процессом усвоения знаний и способов деятельности, созданию комфортных условий для самореализации личности учащихся. Задача ученика - овладевать системой знаний, способами их получения, переработки, хранения, применения и воспитать в себе необходимые качества личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tema_samoobr.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание комфортных условий для самореализации личности учащихся
Учебный процесс представляет собой сложную динамическую систему, в которой в органическом единстве осуществляется взаимосвязанная деятельность учителя (преподавание) и ученика (учение). Каждый из субъектов этого процесса имеет свои функции. Задача учителя состоит не только в том, чтобы сообщать знания, но и управлять процессом усвоения знаний и способов деятельности, созданию комфортных условий для самореализации личности учащихся. Задача ученика - овладевать системой знаний, способами их получения, переработки, хранения, применения и воспитать в себе необходимые качества личности.
Желание учиться, интерес к новым знаниям - характерная черта рода человеческого. Заметить и развить этот интерес довольно трудно: современная практика обучения "скучным" наукам весьма успешно "гасит" его. Но как только подлежащий усвоению материал возбуждает интерес ребёнка, обучение становится привлекательным.
Связь обучения с жизнью - необходимое условие осознанных и прочных знаний. Практическая направленность таких задач способствует прочному усвоению новых знаний.
Математические знания тесно связаны между собой: изложение нового материала всегда базируется на ранее изученном материале. Поэтому большинство затруднений учащихся и отсутствие интереса к уроку вызывается не столько сложностью изучаемого материала, сколько бессистемностью полученных знаний и навыков. Воспитывая у подростков интерес к знаниям, очень важно знать и использовать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. У младших подростков преобладает конкретное образное мышление, круг их представлений в значительной степени ограничен восприятием новых образов. Подростки, находящиеся на переходной стадии, начинают овладевать системой абстрактных научных понятий - переходят от оперирования конкретными предметами и представлениями к оперированию отдельными понятиями. Чтобы вызвать интерес к своему предмету, уже на первых уроках я раскрываю перед учащимися своеобразие математики как науки и заостряю внимание детей на её значении в практической жизни. Воспитание интереса к обучению в подростковых классах - актуальная проблема педагогики и практики. Её решение имеет определяющее значение, так как обучение и развитие детей этой возрастной группы носят деятельностный характер.
Приём стартовой актуализации жизненного опыта учащихся. Суть приёма в том, чтобы выяснить, каким запасом знаний обладают учащиеся, перед тем как предлагать им новые знания. Приём позволяет определить интеллектуальный потенциал, как отдельных учащихся, так и коллектива в целом, создаёт психологическую установку на получение новой информации, даёт возможность использовать полученную информацию при решении проблемных ситуаций.
Технология использования данного приёма связана с несколькими возможными формами организации деятельности учащихся: прямая постановка вопроса: "Что вы знаете о...?" постановка проблемного вопроса в виде описания какой-то жизненной ситуации.
Приём особенно эффективен в тех случаях, когда необходимо актуализировать творческий потенциал личности, её потребность в самореализации. Стимулирующий фактор для учителя в использовании этого приёма - надежда на быстрое и качественное решение конкретной образовательной задачи.
Творческий подход к процессу изучения такого трудного предмета, как математика, позволяет всем ученикам обращаться в кладовую своего собственного опыта и искать ответы на возникшие вопросы в повседневной жизни. Это благотворно влияет на развитие их познавательного интереса и, как следствие, у детей возникает желание учиться новому, учиться с удовольствием!
Известный современный математик и методист Д. Пойа пишет: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Каждая предлагаемая для решения учащимся задача может служить многим конкретным целям обучения. И все же главная цель задач — развить творческое мышление учащихся, заинтересовать их математикой, привести к «открытию» математических фактов.
Я исхожу из того, что необходимо на уроках систематически использовать задачи, способствующие целенаправленному развитию творческого мышления учащихся, их математическому развитию, формированию у них познавательного интереса и самостоятельности. Такие задачи требуют от школьников наблюдательности, творчества и оригинальности.
Эффективное развитие математических способностей у учащихся невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, софизмов.
Другим необходимым качеством математика является интерес к закономерностям. Закономерность - это наиболее стабильная характеристика постоянно меняющегося мира. Вот некоторые приемы, которые используются на уроках математики для активизации творческой мыслительной деятельности учащихся.
- Сочинить задачу, математическую сказку.
- Составить математический кроссворд, игру, викторину, сборник своих задач.
- Изготовить модель, математическую фигуру.
- Провести урок в роли учителя.
- Составить и провести викторину по математике, кроссворд.
Развитие творческого мышления у учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями в современной школе. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи.
Функции задач очень разнообразны: обучающие, развивающие, воспитывающие, контролирующие. Каждая предлагаемая для решения учащимся задача может служить многим конкретным целям обучения. И все же главная цель задач - развить творческое мышление учащихся, заинтересовать их математикой, привести к «открытию» математических фактов. Большое значение придаю на уроках связи «ученик-ученик» (работа в парах, в группах). Дети с удовольствием придумывают головоломки, ребусы, игры.
В творческом поиске легких побед не бывает, поэтому развивается упорство в достижении поставленных целей и, что очень ценно, развиваются навыки самоконтроля и самооценки. Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности.
Я выделяю пять принципов, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы поощрять творчество:
1. Внимательное отношение к необычным вопросам.
2. Уважительное отношение к необычным идеям.
3. Показать детям, что их идеи имеют ценность.
4. Предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это.
5. Предоставлять время для неоцениваемой практики или обучения.
Последний принцип требует объяснения. Внешняя оценка создает угрозу и, возможно, потребность в обороне. Поэтому детям необходим какой-то промежуток времени, в течение которого они не оцениваются. Таким образом не сдерживается свобода формирования идей.
Если рассматривать творчество с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можно выделить творчество творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творчество направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творчества возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Необходимо отличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека. В качестве препятствий развитию творчества может выступать излишняя критичность, внутренняя цензура, желание найти ответ немедленно, ригидность (стремление пользоваться старыми знаниями) и конформатизм (боязнь выделиться и стать смешным для окружающих).
Формирование творчества на уроках математики, через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность.
На своих уроках, ориентированных на самореализацию личности учащегося, использую следующие приёмы и методы:
· Опрос у доски. Но только, если уверена, что ответ этот будет блестящим, чтобы он выглядел как образец ответа, к которому нужно стремиться всем остальным.
· Опрос по цепочке.
· Тихий опрос. Беседа проводится полушепотом с одним или несколькими учащимися, в то время как другие заняты работой.
· Работа в группах. Часто применятся при повторении и обобщении. Одним группам даются задания теоретические (составить конспект по определенной теме), а другим практические. Создаются также группы для выполнения творческих заданий.
· Взаимный опрос.
Основная цель современной школы – создать такую систему образования, - которая бы обеспечивала образовательные потребности личности в соответствии с её склонностями, интересами и возможностями, создавала бы условия для самореализации, готовила бы к творческому интеллектуальному труду.
Знания в области математики являются необходимой составной частью интеллектуального баланса каждого образованного человека. Универсальный элемент мышления – логика. Искусство определять и умение работать с определениями; умение отличать известное от неизвестного, доказанное от недоказанного, искусство анализировать, классифицировать, ставить гипотезы,
Пользоваться аналогиями – всё это и многое другое человек осваивает в значительной мере именно благодаря изучению математики.
В своей работе при изучении математики с учащимися ставлю перед собой следующие цели:
· интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе;
· овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
· воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности.
В своей работе использую элементы проблемного обучения с целью обнаружения нового свойства изучаемого математического объекта.
Активная познавательная деятельность учащихся.
Учитель должен быть хорошим стратегом и вовремя создавать для интеллекта детей посильные трудности. В этом и заключается наша работа: не ликвидировать все преграды на пути ребят к вершине знания, а планомерно создавать их. Это позволит детям не только осознано владеть школьной программой, но и продвинуться на пути формирования своей личности.
Самостоятельные работы, проводимые перед контрольной работой, позволяют выделить типичные ошибки и соответственно наметить план и содержание помощи, оказываемой ученикам.
Математика пробуждает воображение, это путь к первым опытам научного творчества, путь к пониманию научной картины мира.
Математика вносит заметный вклад не только в общее развитие личности, не и в формирование характера, нравственных черт, способствует формированию интеллектуальной честности, объективности, настойчивости, способности к труду.
Математика способствует развитию эстетического восприятия мира. Каждый, кто пережил радость с красивой, неожиданной идеей, результатом, решением, согласится с тем, что математика, способная столь сильно влиять на эмоциональную сферу человека, содержит значительную эстетическую компоненту.
Наконец, курс математики содержит практическую, утилитарную составляющую. Для ориентации в современном мире каждому совершенно необходим некий набор знаний и умений (навыки вычислений, элементы практической геометрии, составление и решение пропорций и т.д.)я стараюсь уроки строить так, чтобы способствовать развитию индивидуальности учащихся, развивая интерес к знаниям. В старших классах по геометрии практикую зачётную систему. Для приёма теоретической части зачета привлекаю своих помощников – консультантов.
Уроки – творчества (составления задач).:
1. составление задачи по готовым чертежам ;
2. увеличение количества задач за счёт устного изменения условия.
Уроки творчества позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивает умения и навыки более осознанного, практического применения учащимися изученного материала, повышает интерес к изучению математики.
В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Игры помогают расширить представление школьников друг о друге, оказывают определённый психотерапевтический эффект (например, при неадекватной самооценке, неблагополучном статусном положении ребёнка в коллективе сверстников). Игра даёт возможность ребёнку проявить невостребованные на уроке способности, личностные качества. Игра непроизвольно, ненавязчиво учит детей эффективно регулировать собственное поведение и строить адекватные межличностные отношения, превращаясь тем самым в действенное средство социализации детей.
Дидактические игры различаю:
· По цели обучения обучающие контролирующие воспитывающие обобщающие развивающие
· По массовости групповые (коллективные) индивидуальные
· По реакции подвижные тихие
· По темпу «скоростные» «качественные»
· По применяемости в учебном процессе одиночные универсальные
· По характеру деятельности школьников репродуктивные частично-поисковые
· По форме проведения игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы
Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны ещё знания и умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Правила проведения игр :
1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.
2. Игры должны служить преддверием для вещей серьёзных.
3. Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.
4. Игры должны проходить под наблюдением воспитателей.
5. При строгом соблюдении этих условий игра становится серьёзным делом, т. е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.
Учитель должен учитывать при организации дидактических игр на уроках математики следующее:
1. Игра не должна отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему ещё большее внимание. При выборе игрового приёма следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой игры, а с другой – задачами, которые хочет решить педагог, применяя его. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и в воспитании их интереса к математике.
2. В игре не должно унижаться достоинство её участников, в том числе и проигравших.
3. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер её участников.
4. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.
5. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
6. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.
Поставленные цели на следующий год:
1. Строить учебный процесс с учетом индивидуальности каждого ребёнка: его потребностей, мотивов, активности, интеллекта.
2. Научиться сотрудничать с учениками и научить сотрудничать между собой.
3. Добиваться взаимосвязи обучения и учения, обеспечивающей развитие личности как индивидуальности.
В процессе работы над темой решить следующие задачи:
1. Изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка;
2. Определение формы дифференциации;
3. Воздействие на формирование творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка. Для этого необходимо:
· Изучать необходимую документацию по теме: «Создание комфортных условий для самореализации личности учащихся» .
· Изучать индивидуальные особенности каждого ребенка.
· Обмениваться опытом работы по данной теме.
4. Организация активной работы класса в целом и каждого ученика в отдельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение здоровье сберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».
В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических де...
«Создание комфортных условий на уроке как обязательная составляющая здоровьесберегающих технологий»
Выступление на семинаре...
Создание условий для самореализации личности обучающегося на уроках русского языка и литературы через осуществление деятельностного подхода
Я глубоко уверена, что полнота, глубина, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, системность, осознанность и прочность знаний, то ...
Технология создания комфортных условий обучения.
(Из опыта работы педагога-психолога МБОУ лицей)...
Создание условий для развития личности учащихся средствами реализации компетентностного подхода
1.Понятие"компетентностный подход"2.Характерные признаки компетентности3.Критерии эффективности реализации образовательных программ с т.зр.компетентностного подхода4.Условия эффективности реализации о...
Создание комфортных условий при обучении видам речевой деятельности на среднем этапе обучения на уроках английского языка
БОУ г. Омска "СОШ №17" Описание опыта работыучителя английского языкаТорба Ларисы Викторовны Тема: «Создание комфортных условий при обучении в...
Роль классного руководителя в создании условий для самореализации личности учащегося
Выступление на съезде классных руководителей Республики Крым на тему "Роль классного руководителя в создании условий для самореализации личности учащегося"...