«Игра с песком, как способ гармоничного развития детей дошкольного возраста».
учебно-методический материал по теме
Цель: расширение знаний педагогов о нетрадиционных способах гармоничного развития детей с использованием игр с песком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС «Игра с песком, как способ гармоничного развития».
Цель: расширение знаний педагогов о нетрадиционных способах гармоничного развития детей с использованием игр с песком.
Поскольку я работаю с детьми с нарушениями развития, бывает невозможна полная коррекция дефекта, тогда мы говорим о его компенсации, приходится искать новые, нетрадиционные формы работы с детьми. Одной из таких форм являются игры с песком. Развивая сенсомоторные функции с помощью песка, тем самым мы опосредованно влияем на развитие мозга ребёнка. При этом самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
Карл Густав Юнг – основатель песочной терапии говорил: «Процесс «игры в песок» высвобождают заблокированную энергию и активизируют возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».
Задачи:
- релаксация, снятие мышечной напряжённости;
- развитие зрительно-пространственной ориентировки;
- концентрация внимания, памяти;
- развитие мышления и речевой деятельности: (речевое дыхание, фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи, связная речь);
- стабилизация эмоционального состояния;
- развитие творческих способностей;
- формирование элементарных математических представлений;
- развитие рефлексии (самоанализа) ребёнка.
Игры с песком основываются на следующих педагогических принципах:
1. создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищёно, проявляя творческую активность. Для этого необходимо подбирать задания, соответствующие возможностям ребёнка. Необходимо исключить негативную оценку его действий и, конечно же, поощрять его фантазию;
2. оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям;
3. систематичность проведения игр и упражнений;
4. постепенное усложнение заданий;
5. учёт индивидуальных особенностей ребёнка (темп его развития, возможности, настроение, пол:
- мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, воспринимают пространство и ориентируются в нём);
6.соблюдение временного регламента, чтобы не вызвать переутомления ребёнка;
7. игровая мотивация заданий;
8. взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д.
Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, развития, коррекции нарушений ребёнка и снятие эмоционального напряжения.
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на четыре вида:
- Развивающие игры. Данный вид игр направлен на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, развитие дыхания, речи, фонематического слуха, внимания, памяти, ФЭМП.
- Познавательные игры направлены на формирование представлений об окружающем мире.
- Проективные игры направлены на осуществление диагностики, развитие и коррекцию ребёнка.
- Игры на релаксацию.
Наши занятия проходят в форме творческой мастерской под названием «Волшебный песок». Проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Время занятий зависит от интереса детей. Количество человек в подгруппе также определяется желанием детей.
Сегодня я хочу показать вам разнообразные игры с песком, которые вы сможете использовать в своей работе.
Для выполнения практической работы предлагаю создать творческую группу из пяти человек. Пожалуйста, желающие! (ВЫХОДЯТ).
- Спасибо, что Вы приняли моё приглашение. Предлагаю придумать название нашей творческой группе (ПРИДУМЫВАЮТ НАЗВАНИЕ).
ХОД МАСТЕР-КЛАССА:
- Вы любите путешествовать? (Ответы). Тогда мы с вами сегодня отправимся в путешествие в волшебную страну. Она не обычная песочная. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова:
Куда мы с вами попадём, узнаете вы скоро.
В страну волшебную войдём, там будет очень здорово!
Педагог: Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками.
Педагог: Положите руки на песочек, и потрогайте его! Мне приятно, а вам?
- Когда я двигаю рукой, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы?
- Песок, какой? (Ответы)
- Давайте уберём руку и посмотрим, что осталось? (Ответы)
- На что может быть похож отпечаток ладошки? (Рассуждения)
Педагог дорисовывает глазки и помогает детям увидеть и дорисовать осьминога.
- Осьминог, какой? (Ответы детей)
Педагог: Вдруг откуда ни возьмись, налетел ветерок, и наш осьминог исчез… (разравнивают песок ладошкой).
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ
«ЯМКА»
Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.
«СЕКРЕТ»
Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
«ПОМОГИ ЗАЙЦУ»
В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК.
- Давайте попрыгаем, как это делает Маша.
- Пройдитесь пальчиками, как Медведь, как быстрый зайчик.
Упражнение «Песочный дождик» (Н. Кузуб) Дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.
- Идут Маша и Медведь по лесу и вдруг что-то увидели. Давайте поможем найти нашим героям то, что спрятано.
ИГРЫ НА ФЭМП
Закапывать и откапывать цифры, геометрические фигуры, объёмные тела.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
«СПРЯЧЬ РУЧКИ». Прятать руки в песок, услышав заданный звук.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
«ЧЕГО НЕ СТАЛО»
Цель: Закрепление использования существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.
«ПОДБЕРИ СЛОВО» ИЛИ «КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ?».
Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
- Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
- Превращать буквы "Л" в "А", "Б» в «В», «Г» в «П» и т. д.
- Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
«ДОРИСУЙ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение.
журнал "Логопед" № 3, 2004
«Составление сказки».
Машенька встретила друзей Смешариков, давайте придумаем, куда они пошли дальше.
Маша просит вас «Нарисуй своё настроение на песке».
Педагог: До следующей встречи в Песочной стране!
Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали; было ли вам интересно и хотели бы вы применить полученные знания.
- Уважаемые коллеги, спасибо Вам за ваш интерес к нашему опыту работы. За участие в творческой группе позвольте Вам вручить сертификаты участников мастер-класса.
Уважаемые коллеги!
Пескотерапия - одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, что ему интересно, то чем ребёнок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы можем использовать песок в процессе специальных занятий, целью которых является гармоничное развитие ребёнка.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты: у воспитанников значительно возрастает интерес к занятиям; дети чувствуют себя более успешными;
на занятиях нет места монотонности и скуки.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Игра на уроках грамоты,как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста"
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в и...
Народная игра как средство развития детей дошкольного возраста.
статья о актуальности народной игры....
СТАТЬЯ В ЭЛЕКТРОННЫЙ СБОРНИК СИПКРО г. САМАРА "ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБА РАННЕГО РАЗВИТИЯ "В БОЛЬШОЙ МИР ВМЕСТЕ С МАМОЙ" КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО, ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
В статье рассматриваются основные аспекты работы Клуба раннего развития...
Занятия с песком как эффективный метод развития детей дошкольного возраста
Игры с песком - это одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно эффективно использовать песочницу для обучения и развития детей....
«Роль дидактической игры в сенсомоторном развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
В статье речь идет об актуальности проблемы сенсомоторного развития дошкольников, которое заключается в познании ребенка окружающего мира с «живого созерцания», с ощущения и восприят...
Дополнительная общеобразовательная программа: дополнительная общеразвивающая программа развития детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная страна» (Для детей с ОВЗ)
АктуальностьНесмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психо-коррекции у детей с ограниченными ...