«Игра с песком, как способ гармоничного развития детей дошкольного возраста».
учебно-методический материал по теме

Шабалина Светлана Анатольевна

Цель: расширение  знаний педагогов о нетрадиционных способах  гармоничного развития детей с использованием игр с песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС «Игра с песком, как способ гармоничного развития».

Цель: расширение  знаний педагогов о нетрадиционных способах  гармоничного развития детей с использованием игр с песком.

  Поскольку я работаю с детьми с нарушениями развития, бывает невозможна полная коррекция дефекта, тогда мы говорим о его компенсации, приходится искать новые, нетрадиционные формы работы с детьми. Одной из таких форм являются игры с песком.  Развивая сенсомоторные функции с помощью песка, тем самым мы опосредованно влияем на развитие мозга ребёнка. При этом самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

  Карл Густав Юнг – основатель песочной терапии говорил: «Процесс «игры в песок» высвобождают заблокированную энергию и активизируют возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

Задачи:

  1. релаксация, снятие мышечной напряжённости;
  2. развитие зрительно-пространственной ориентировки;
  3. концентрация внимания, памяти;
  4.  развитие мышления и речевой деятельности: (речевое дыхание, фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи, связная речь);
  5.  стабилизация эмоционального состояния;
  6.  развитие творческих способностей;
  7. формирование элементарных математических представлений;
  8. развитие рефлексии (самоанализа) ребёнка.  

Игры с песком основываются на следующих педагогических принципах:  
1. создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищёно, проявляя творческую активность. Для этого необходимо подбирать задания, соответствующие возможностям ребёнка. Необходимо исключить негативную оценку его действий и, конечно же, поощрять его фантазию;

2. оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям;

3. систематичность проведения игр и упражнений;

4. постепенное усложнение заданий;

5. учёт индивидуальных особенностей ребёнка (темп его развития, возможности, настроение, пол:

- мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, воспринимают пространство и ориентируются в нём);

6.соблюдение временного регламента, чтобы не вызвать переутомления ребёнка;

7. игровая мотивация заданий;

8. взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д.

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, развития, коррекции  нарушений ребёнка и снятие эмоционального напряжения.  

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на четыре вида:

  1. Развивающие игры. Данный вид игр направлен на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, развитие   дыхания, речи, фонематического слуха, внимания, памяти, ФЭМП.   
  2. Познавательные игры направлены на формирование представлений об окружающем мире.  
  3. Проективные игры направлены на осуществление диагностики, развитие и коррекцию  ребёнка.
  4. Игры на релаксацию.

Наши занятия проходят в форме творческой мастерской под названием   «Волшебный песок». Проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Время занятий зависит от интереса детей. Количество человек в подгруппе также определяется желанием детей. 

Сегодня я хочу показать вам разнообразные игры с песком, которые вы сможете использовать в своей работе.

Для выполнения практической работы предлагаю создать творческую группу из пяти человек. Пожалуйста, желающие! (ВЫХОДЯТ).

- Спасибо, что Вы приняли моё приглашение. Предлагаю придумать название нашей творческой группе (ПРИДУМЫВАЮТ НАЗВАНИЕ).

ХОД МАСТЕР-КЛАССА:

 - Вы любите путешествовать? (Ответы). Тогда мы с вами сегодня отправимся в путешествие в волшебную страну. Она не обычная песочная. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова:  

 Куда мы с вами попадём, узнаете вы скоро.

 В страну волшебную войдём, там будет очень здорово!

Педагог: Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками.

Педагог: Положите руки на песочек, и потрогайте его! Мне приятно, а вам?  

- Когда я двигаю рукой, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы?

-  Песок, какой? (Ответы)

-  Давайте уберём руку и посмотрим, что осталось? (Ответы)

-  На что может быть похож отпечаток ладошки? (Рассуждения)

Педагог дорисовывает глазки и помогает детям увидеть и дорисовать осьминога.

- Осьминог, какой? (Ответы детей)

Педагог: Вдруг откуда ни возьмись, налетел ветерок, и наш осьминог исчез… (разравнивают песок ладошкой).

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ

«ЯМКА»

Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.

«СЕКРЕТ»

Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

 «ПОМОГИ ЗАЙЦУ»

В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

 ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК.

- Давайте попрыгаем, как это делает Маша.  

- Пройдитесь пальчиками, как Медведь, как быстрый зайчик.

Упражнение «Песочный дождик» (Н. Кузуб)  Дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

- Идут Маша и Медведь по лесу и вдруг что-то увидели. Давайте поможем найти нашим героям то, что спрятано.

ИГРЫ НА ФЭМП

Закапывать и откапывать цифры, геометрические фигуры, объёмные тела.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

«СПРЯЧЬ РУЧКИ». Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ  

«ЧЕГО НЕ СТАЛО»

Цель: Закрепление использования существительных в родительном падеже   единственного и множественного числа.

 «ПОДБЕРИ СЛОВО» ИЛИ «КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ?».

Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

- Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

- Превращать буквы "Л" в "А", "Б» в «В», «Г» в «П» и т. д.

- Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«ДОРИСУЙ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение.  

журнал "Логопед" № 3, 2004

«Составление сказки».

Машенька встретила друзей Смешариков, давайте придумаем, куда они пошли дальше.

Маша просит вас «Нарисуй своё настроение на песке».

Педагог: До следующей встречи в Песочной стране! 

Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали; было ли вам интересно и хотели бы вы применить полученные знания.

- Уважаемые коллеги, спасибо Вам за ваш интерес к нашему опыту работы.  За участие в творческой группе позвольте Вам вручить сертификаты участников мастер-класса.

Уважаемые коллеги!

Пескотерапия -  одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, что ему интересно, то чем ребёнок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы можем использовать песок в процессе специальных занятий, целью которых является гармоничное развитие ребёнка.

 Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты: у  воспитанников значительно возрастает интерес к занятиям; дети чувствуют себя более успешными;
на занятиях нет места монотонности и скуки.

Спасибо за внимание!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Игра на уроках грамоты,как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в и...

Занятия с песком как эффективный метод развития детей дошкольного возраста

Игры с песком - это одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно эффективно использовать песочницу для обучения и развития детей....

«Роль дидактической игры в сенсомоторном развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

В статье речь идет об  актуальности проблемы сенсомоторного развития дошкольников, которое заключается в познании ребенка окружающего мира с «живого созерцания», с ощущения и восприят...

Дополнительная общеобразовательная программа: дополнительная общеразвивающая программа развития детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная страна» (Для детей с ОВЗ)

АктуальностьНесмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психо-коррекции у детей с ограниченными ...