программа факультатива
рабочая программа (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
к программе «Основы религиозной культуры и светской этики»
ФИО педагога Кулик И.Б.
По типу создания адаптированная
По целевой установке учебная
По уровню развития уч-ся спец (коррекционного) 5 класса VIII вида
По образовательной области чтение
По способам реализации исследовательская
По уровню усвоения общекультурная
По формам реализации групповая
По продолжительности одногодичная
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образование – необходимый и важный элемент социально-культурного и духовно-нравственного развития страны. В этой связи на образование ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического, но и духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения. Для ее решения Министерство образования РФ инициировало разработку в образовательных учреждениях специальных программ, направленных на общечеловеческие правила поведения и традиции культуры народов России, обучающихся, составленных с учетом их возрастных, психофизиологических особенностей и в соответствии с духовно- нравственными нормативами.
Обучение школьников – актуальная задача современного образования. Предлагаемый факультативный курс нацелен на формирование у учащихся чувства ответственности за сохранение общечеловеческие правила поведения и культуры, на расширение знаний и навыков по предлагаемым темам. Но мало научить человека знать основы духовно-нравственной культуры народов России. Еще необходимо научиться любви к себе, к людям, к жизни, важно воспитать в них активное участие в жизни привития этих правил поведения и культуры общения. Только человек, живущий в гармонии с собой, и с миром, будет действительно счастлив.
В соответствии с замыслом основными целями программы стали:
Понимание значения важных слов, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: духовность и культура, ценности и идеалы, мораль и нравственность, добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство.
- Формирование осознанного отношения школьников к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения и культуры народов России: оценивать свои и чужие поступки, уметь делать выбор – как поступить, оставаясь при этом достойным человеком;
- Формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации, а также семейным и народным традициям, религиозным и светским правилам, этике и этикету.
Концептуальные основы обучения данной программы составляют:
- педагогические технологии личностно-ориентированного подхода;
- принципы научности, системности, доступности;
- связь теории с практикой;
- методы активного познания, репродуктивного и креативного.
Ключевые определения и понятия: основы духовно- нравственного воспитания и этики подрастающего поколения.
Условия реализации программы: программа «Основы религиозной культуры и светской этики»
-литература для учителя
-литература для учащихся;
- видеофильмы
В ходе реализации программы
учащиеся должны уметь:
- давать оценку своим поступкам;
- развивать качества своей личности, учиться оценивать свои и чужие поступки.
-соблюдать правила этикета и этики;
- решать проблемы, которые могут встретиться в жизни.
В ходе реализации программы
учащиеся должны знать:
- названия наук, изучающих основы религиозной культуры и светской этики»
- основные понятия «этики и этикета»;
- любые проблемы, всегда решаемы;
- общечеловеческие правила поведения и культуры народов России: духовность и культура, ценности и идеалы, мораль и нравственность, добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство и т д – свойственно любому человеку, уважающему себя.
Эти знания и умения позволят грамотно решать проблемы, окружающие нас, при этом оставаться достойным человеком.
Программа «Основы религиозной культуры и светской этики»
рассчитана для учащихся 5 и 6 классовVIII вида специальной (коррекционной) школы. Программа составлена с учетом уровня возрастных и психических особенностей умственно-отсталых учащихся. У таких учащихся наблюдается недостаточность всех психических процессов. Характерно недоразвитие познавательных интересов. Они меньше, чем нормальные сверстники, испытывают потребность в новой информации. В результате чего дети получают неполные или искаженные представления об окружающем мире, о правилах этики, О духовности и культуре России. Этим детям требуется значительно больше времени на восприятие материала, возникают трудности выделения главного, установления связей между частями.
Память формируется в условиях аномального развития. С трудом осознаются и запоминаются логические события, действия, связи. Слабость памяти в трудностях получения и сохранения информации, в ее восприятии. Воспроизведение также носит бессистемный характер. Отличительной чертой является и невозможность самостоятельно оценить свою работу. Учащиеся не понимают своих неудач, довольны собой и своей работой, окружающей их реальностью.
Умственная отсталость проявляется не только в нарушении познавательной деятельности, но и в нарушении эмоциональной сферы. В жизни наблюдаются постоянные эмоциональные перекосы, быстрая смена настроений, гневные вспышки, беспочвенные конфликты.
Особенно тяжелые последствия в эмоциональной сфере наблюдаются в тех случаях, когда имеет место социально-педагогическое неблагополучие в быту, в семье. Дети лишены положительного контакта с родителями, другими взрослыми. Но чаще всего дома отсутствуют элементарные примеры положительного отношения друг к другу.
Дети имеют бедный запас общих сведений и представлений о жизненных нормах, ограниченный словарный запас, не владеют элементарными логическими операциями. Способности к приобретению новых знаний низки. Учащимся необходимо многократное повторение одного и того же материала в различных аспектах. Поэтому факультативные занятия помогут учащимся дополнительно взглянуть на проблемы, окружающие их, сделать это более целенаправленно и осознанно.
Необходимо создать доброжелательную атмосферу. На поставленный вопрос ученик может дать любой ответ. Для того, чтобы учащиеся активнее включались в обсуждение разных вопросов, не должно быть отрицательной реакции на их ответы. Учащийся вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, чувствует и видит. Нужно иметь терпение и уважение к самым неожиданным ответам.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Рассчитано на 68часов в год, 2часа в неделю
п№ | Тема | Дата | Образовательный минимум | Лит-ра |
1 | Раздел I. ВВЕДЕНИЕ. Вводный инструктаж. Т.Б. | ТБ. Вводный инструктаж. Беседа. | ||
2 | Россия – наша Родина. Творческие работы на тему: «Моя Родина – Россия» | Что для тебя означает слово «Родина»? Слова: гордость, любовь, красота, традиции, мудрость веков и т д (нарисуйте или напишите о своей Родине, какой вы её видите или хотели бы видеть) | Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.8-9 | |
3 | Общее на разных языках. Творческие работы на тему: Мой родной язык – русский язык» | Что объединяет разных граждан России?За что тебе дорог родной язык? Первые слова «мама» «Родина» и т д (рисунок или мини – сочинение) | Р.Н.Бунеев, Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.10. Личные высказывания, впечатления. | |
4 | Что для нас всего дороже? | Формирование понятий «ценности» и «идеалы» | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.11 | |
5 | Чем богат духовный мир человека? | Человеческие качества: доброта, забота, справедливость (духовность человека) | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.12-14 | |
Глава 1. | ||||
6 | Как отличить добро от зла? Творческие работы на тему: «Я – добрый человек, потому что…» | Уточнение смысла слов: добро и зло, долг и совесть, счастье и смысл жизни. Вспомните о своём добром поступке (нарисуйте или напишите о нём) | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.15 | |
7 | Граница между добром и злом. | Понятия слов: ценность, идеалы, духовность. Как избежать от зла? | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.16 | |
8 | В чём заключается мудрость сказок? Творческие работы на тему: «Моя любимая сказка...» | Значение слов: добро и зло; человеческая культура. Вспомните о своей любимой сказке (нарисуйте или напишите о ней). Она меня научила добру или показала, что такое зло... | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.17 | |
9 | Названия для правил поведения. Творческие работы на тему: « Я – культурный человек, потому что…» | На чём основаны правила поведения? Понятие «мораль» и «нравственность», «этика» – привычка, обычай. Приведите один пример об этике из своей жизни | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с18-19. Личные высказывания, впечатления. | |
10 | Долг и совесть | Значение слов: добро и зло; «мораль» и «нравственность» | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.20 | |
11 | По зову долга. Творческие работы на тему: «Я помог (у) старому человеку…» | Что такое «долг» и «стыд»? Вспомните о своём поступке (нарисуйте или расскажите (напишите) о нём | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.21-22 Личные высказывания, впечатления | |
12 | Когда мучает совесть? | Что такое совесть? | «Человековедение». Г.Г Боровкова. Методическое пособие для учителя. Челябинск, 1998г | |
13 | Творческие работы – исповеди: «Меня мучает совесть за этот поступок…» | Приведите один пример об этом поступке из своей жизни | Личные высказывания, впечатления. | |
14 15 | Честь и достоинство. | Главный принцип – уважение. А что такое «самоуважение». | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.24 | |
16 17 | Честь всего дороже | Честь: рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Их значение и их отличие друг от друга. | «Человековедение». Г.Г Боровкова. Методическое пособие для учителя. Челябинск, 1998г | |
18 | Творческие работы на тему: «Кем бы ты хотел (а) быть, какая честь тебе ближе и почему?» | Какая честь тебе ближе и почему?» нарисуйте или напишите о ней) | Личные высказывания, впечатления. | |
19 20 | Достоинство человеческой личности (чувство собственного достоинства). | Что такое «достоинство», как его поддерживать. | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.28-29 | |
21 | Творческие работы на тему: «Они защищали Родину» | Вспомните о героическом поступке из прочитанных книг в годы В.О.в. (нарисуйте или напишите о нём). Какие качества проявлялись у героя? | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.22-23 | |
22 23 | Счастье и смысл жизни | Значение слов: честь и достоинство, добро и зло; «мораль» и «нравственность» | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.30 | |
24 | Мини сочинение: «Счастье – это когда…» | Вспомните о своём самом счастливом дне в вашей жизни (нарисуйте или напишите о нём) | Личные высказывания и впечатления | |
25 26 | Ради чего живёт человек? | Беседа по изученному материалу « Для чего мы живём?» | «Человековедение». Г.Г Боровкова. Методическое пособие для учителя. Челябинск, 1998г | |
27 | Творческие работы на тему: «Я счастлив тогда, когда..» | Вспомните о своём самом счастливом дне или о подарке в вашей жизни (нарисуйте или напишите о нём) | Личные высказывания, впечатления. | |
28 | Справедливость и милосердие. | Как отличать добрые поступки от злых? | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.34 | |
29 | Золотое правило нравственности | Объясните пословицу: Хочешь чтобы тебя уважали – сам уважай других.. | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.35 | |
30 | Творческие работы на тему: Золотое правило для меня… | Творческие работы | Личные высказывания, впечатления | |
31 32 | Ценные качества человеческой души | Объясните значения слов «справедливость», «милосердие» | «Человековедение». Г.Г Боровкова. Методическое пособие для учителя. Челябинск, 1998г с. 3-6 | |
33 34 | Каковы истоки правил морали? Как появилась семья? | Какие чувства ты испытываешь к своим родителям? | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с..41 | |
35 | Творческие работы уч-ся о своих родителях | Составь маленький рассказ о своих родителях: «Я люблю маму (папу) за …» | Личные высказывания, впечатления. | |
Глава 2 | ||||
36 37 | Ценность рода и семьи | Объясните связь слов: род, семья, любовь | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с..42 | |
38 39 | Как появилась семья? | Объясните связь слов: род, семья, любовь | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с..43 | |
40 41 | Зачем семье нужны традиции? Что даёт человеку семья? | Что такое «традиции семьи»? Каковы традиции в вашей семье? | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.. 44-47 | |
42 | Творческие работы уч-ся о своей семье | Составь маленький рассказ о своих родителях: «Я люблю свою семью за …» | Личные высказывания, впечатления. | |
43 44 | Образцы культуры народов | Назовите разные национальности народов России и ближнего зарубежья. | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.48-49 | |
45 46 | Различия культуры народов | Объясните значения слов: культура, род | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.50-51 | |
47 48 | Обычаи нравственной культуры | Пословицы народов России и ближнего зарубежья | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.52-53 | |
49 | Творческие работы уч-ся о культуре народов России и ближнего зарубежья | Лепка «Народный обряд», Песни разных народов, Сказки разных народов | Творческие работы, личные высказывания, впечатления | |
50 | Взгляд светский и религиозный. | Что такое «религия»? Что такое « атеизм»? Их различие. | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.54 | |
51 | Атеисты и верующие люди. | Что такое «религия»? Что такое « атеизм»? Их различие. | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.55 | |
52 53 | Добрые заповеди богов. Правила морали | Что такое «религия» и « атеизм»? Их различие. | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва.Баласс. 2012г.с.55-56 | |
54 55 | Может ли быть доброта без Бога? | Что такое «религия»? «Этика» -нерелигиозные правила. | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.57-59 | |
56 | Творческие работы уч-ся: «Твой взгляд светский или религиозный?» Почему ты так думаешь? | Рассказы (рисунки) о взглядах учащихся на религию. | Личные высказывания | |
Глава 3. | ||||
57 58 | Какие правила морали особенно важны в школе? | Помни: правила морали в школе нужно обязательно выполнять! | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.61 | |
59 60 | Правила поведения в школе | Сравните правила поведения в школе 1-классника и 5 (6)-классника | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.62-63 | |
61 62 | Равновесие школьных прав и обязанностей | Знакомство с таблицей школьных прав и обязанностей. | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.63 | |
63 64 | Новые ситуации – новые правила | Найдите разницу: учёба и внеучебная деятельность. Ваши действия в разных ситуациях. | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.. | |
65 | Этикет – форма для содержания этики | Отношениям/д взрослыми и детьми, учителем и учеником | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.. | |
66 | Слова – форма для выражения мыслей | Объясните слова: этические нормы, мораль или правила отношений. Правила отношений - это этические нормы, мораль. | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.. | |
67 | Действия – форма для поступков. | Запомни: главное правило: этика –внутренний смысл нравственных правил поведения – важнее его внешней формы (этики)! | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.. | |
68 | Обобщение изученного материала. Творческие работы. | Закрепление ЗУН-ов по этике и этикету | Творческие работы, личные высказывания, впечатления | |
2. «Человековедение». Г.Г Боровкова. Методическое пособие для учителя. Челябинск, 1998г 4. Калейдоскоп. Учебник-хрестоматия. Москва. Дрофа. 1999г 5. Наша Родина и современный мир.Беседы о России. Ассоциация 21век. Смоленск.2001г |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс
Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....
Рабочая программа факультатива «Избранные вопросы информатики» 11 класс
Рассматриваются вопросы ЕГЭ 11 класс....
Программа факультатива «Избранные вопросы информатики»
Рассматриваются вопросы ЕГЭ 10 класс...
Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"
Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...
Авторская программа факультатива по литературе «Проба пера»
Данная авторская программа факультатива «Проба пера» разработана с целью дополнения к урокам литературы, не позволяющим в рамках урока заниматься творческой поэтической деятельностью учащихся.В ...
программа факультатива по литературе 8 класс
факультатив...
Программа факультатива по химии «Химия и мы»
Химия – это наука, важная часть естествознания. Повсюду, куда бы ты не обратил свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических з...