программа факультатива
рабочая программа (5 класс) на тему

Кулик Инесса Борисовна

духовно-нравственное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

 к программе  «Основы религиозной культуры и светской этики»

ФИО педагога                                     Кулик И.Б.

По типу создания        адаптированная

                                                                        По целевой установке                                учебная

                            По уровню развития                уч-ся спец (коррекционного)  5  класса VIII вида

                                                                        По образовательной области                    чтение

  По способам реализации          исследовательская

По уровню усвоения                                    общекультурная

                                                                        По формам реализации                              групповая

                                                                        По продолжительности                                   одногодичная

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образование – необходимый и важный элемент социально-культурного и духовно-нравственного развития страны. В этой связи на образование ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического, но  и духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения. Для ее решения Министерство образования РФ инициировало разработку в образовательных учреждениях специальных программ, направленных на  общечеловеческие  правила поведения и традиции культуры народов России, обучающихся, составленных с учетом их возрастных, психофизиологических особенностей и в соответствии с духовно- нравственными нормативами.

Обучение школьников  – актуальная задача современного образования. Предлагаемый факультативный курс нацелен на формирование у учащихся  чувства ответственности за сохранение общечеловеческие правила поведения и культуры, на расширение знаний и навыков по предлагаемым темам. Но мало научить человека знать основы духовно-нравственной культуры народов России. Еще необходимо  научиться любви к себе, к людям, к жизни, важно воспитать в них активное участие в жизни привития  этих правил поведения и культуры общения. Только человек, живущий в гармонии с собой, и с миром, будет действительно счастлив.

В соответствии с замыслом основными целями программы стали:

Понимание  значения важных слов, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: духовность и культура, ценности и идеалы, мораль и нравственность, добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство.

  • Формирование осознанного отношения школьников к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения и культуры народов России: оценивать свои и чужие поступки, уметь делать выбор – как поступить, оставаясь при этом достойным человеком;
  • Формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации, а также семейным и народным традициям, религиозным и светским правилам, этике и этикету.

     Концептуальные  основы обучения данной программы составляют:

- педагогические технологии личностно-ориентированного подхода;

- принципы научности, системности, доступности;

- связь теории с практикой;

- методы активного познания, репродуктивного и креативного.

Ключевые определения и понятия: основы духовно- нравственного воспитания и этики подрастающего поколения.

Условия реализации программы: программа «Основы религиозной культуры и светской этики»

-литература для учителя

 -литература для учащихся;

- видеофильмы

В ходе реализации программы

учащиеся должны уметь:

- давать оценку своим поступкам;

- развивать качества своей личности, учиться оценивать свои и чужие поступки.

 -соблюдать правила  этикета и этики;

- решать проблемы, которые могут встретиться в жизни.

В ходе реализации программы

учащиеся должны знать:

- названия наук, изучающих основы религиозной культуры и светской этики»

- основные понятия «этики и этикета»;

  - любые проблемы, всегда решаемы;

- общечеловеческие правила поведения и культуры народов России: духовность и культура, ценности и идеалы, мораль и нравственность, добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство и т д – свойственно любому человеку, уважающему себя.

    Эти знания и умения позволят грамотно решать проблемы, окружающие нас, при этом оставаться достойным человеком.

   

  Программа «Основы религиозной культуры и светской этики»

рассчитана для учащихся 5 и 6 классовVIII вида специальной (коррекционной) школы. Программа составлена с учетом уровня возрастных и психических особенностей умственно-отсталых  учащихся. У таких учащихся наблюдается недостаточность всех психических процессов. Характерно недоразвитие познавательных интересов. Они меньше, чем нормальные сверстники, испытывают потребность в новой информации. В результате чего дети получают неполные или искаженные представления об окружающем мире, о правилах этики, О духовности и культуре России.  Этим детям требуется значительно больше времени на восприятие материала, возникают трудности выделения главного, установления связей между частями.

Память формируется в условиях аномального развития. С трудом осознаются и запоминаются логические события, действия, связи. Слабость памяти в трудностях получения и сохранения информации, в ее восприятии. Воспроизведение также носит бессистемный характер.  Отличительной чертой является и невозможность самостоятельно оценить свою работу. Учащиеся не понимают своих неудач, довольны собой и своей работой, окружающей их реальностью.

     Умственная отсталость проявляется не только в нарушении познавательной деятельности, но и в нарушении эмоциональной сферы. В жизни наблюдаются постоянные эмоциональные перекосы, быстрая смена настроений, гневные вспышки, беспочвенные конфликты.

     Особенно тяжелые последствия в эмоциональной сфере наблюдаются в тех случаях, когда имеет место социально-педагогическое неблагополучие в быту, в семье. Дети лишены положительного контакта с родителями, другими взрослыми. Но чаще всего дома отсутствуют элементарные примеры положительного отношения  друг к  другу.

     Дети имеют бедный запас общих сведений и представлений о жизненных нормах, ограниченный словарный запас, не владеют элементарными логическими операциями. Способности к приобретению новых знаний низки. Учащимся необходимо многократное повторение одного и того же материала в различных аспектах. Поэтому факультативные занятия  помогут учащимся дополнительно взглянуть на проблемы, окружающие их,  сделать это более целенаправленно и осознанно.

Необходимо создать доброжелательную атмосферу. На поставленный вопрос ученик может дать любой ответ. Для того, чтобы учащиеся активнее включались в обсуждение разных вопросов, не должно быть  отрицательной реакции на их ответы. Учащийся вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, чувствует и видит. Нужно иметь терпение и уважение к самым неожиданным ответам.

                                                                    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Рассчитано на 68часов в год, 2часа в неделю

п№

Тема

Дата

Образовательный минимум

Лит-ра

1

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ.

Вводный инструктаж. Т.Б.

ТБ. Вводный инструктаж. Беседа.

2

Россия – наша Родина. Творческие работы на тему: «Моя Родина – Россия»

Что для тебя  означает слово «Родина»? Слова: гордость, любовь, красота, традиции, мудрость веков и т д

(нарисуйте или напишите о своей Родине, какой вы её видите или хотели бы видеть)

Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва. Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.8-9

3

Общее на разных языках.

Творческие работы на тему:

Мой родной язык – русский язык»

Что объединяет разных граждан России?За что тебе дорог  родной язык? Первые слова «мама» «Родина» и т д (рисунок или мини – сочинение)

Р.Н.Бунеев, Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.10.

 Личные высказывания, впечатления.

4

Что для нас всего дороже?

Формирование понятий «ценности» и «идеалы»

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.11

5

Чем богат духовный мир человека?

Человеческие качества: доброта, забота, справедливость  (духовность  человека)

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.12-14

Глава 1.

6

Как отличить добро от зла? Творческие работы на тему: «Я  – добрый человек, потому что…»

Уточнение смысла слов: добро и зло, долг и совесть, счастье и смысл жизни. Вспомните о своём добром поступке  (нарисуйте или напишите о нём)

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.15

7

Граница между добром и злом.

Понятия слов: ценность, идеалы, духовность. Как избежать от зла?

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.16

8

В чём заключается мудрость сказок? Творческие работы на тему: «Моя любимая сказка...»  

Значение слов: добро  и зло;  человеческая культура. Вспомните о своей любимой сказке  (нарисуйте или напишите о ней).  Она меня научила добру или показала, что такое зло...

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.17

9

Названия для правил поведения.

Творческие работы на тему: «  Я – культурный человек, потому что…»

На чём основаны правила поведения?  Понятие «мораль» и «нравственность»,

 «этика» – привычка, обычай.

Приведите один пример об этике из своей жизни

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с18-19.

Личные высказывания, впечатления.

10

Долг и совесть

Значение слов: добро  и зло;

 «мораль» и «нравственность»

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.20

11

По зову долга. Творческие работы на тему: «Я помог (у) старому человеку…»

Что такое «долг» и «стыд»?

Вспомните о своём поступке   (нарисуйте или расскажите (напишите)  о нём

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.21-22

Личные высказывания, впечатления

12

Когда мучает совесть?

Что такое совесть?

«Человековедение». Г.Г Боровкова. Методическое пособие для учителя. Челябинск, 1998г

13

Творческие работы  – исповеди: «Меня мучает совесть за этот поступок…»

Приведите один пример об этом поступке  из своей жизни

Личные высказывания, впечатления.

14

15

Честь и достоинство.

Главный принцип – уважение. А что  такое «самоуважение».

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.24

16

17

Честь всего дороже

Честь: рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Их значение и их отличие друг от друга.

«Человековедение». Г.Г Боровкова. Методическое пособие для учителя. Челябинск, 1998г

18

Творческие работы на тему: «Кем бы ты хотел (а) быть, какая честь тебе ближе и почему?»

Какая честь тебе ближе и почему?» нарисуйте или напишите о ней)

Личные высказывания, впечатления.

19

20

Достоинство человеческой личности  (чувство собственного достоинства).

Что такое «достоинство», как его поддерживать.

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.28-29

21

Творческие работы на тему: «Они защищали Родину»

Вспомните о героическом  поступке  из прочитанных книг  в годы В.О.в. (нарисуйте или напишите о нём). Какие качества проявлялись у героя?

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.22-23

22

23

Счастье и смысл жизни

Значение слов: честь и достоинство, добро  и зло;  «мораль» и «нравственность»

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.30

24

Мини сочинение: «Счастье – это когда…»

Вспомните о своём самом счастливом дне в вашей жизни   (нарисуйте или напишите о нём)

Личные  высказывания  и впечатления

25

26

Ради чего живёт человек?

Беседа по изученному материалу « Для  чего мы живём?»

«Человековедение». Г.Г Боровкова. Методическое пособие для учителя. Челябинск, 1998г

27

Творческие работы на тему: «Я счастлив тогда, когда..»

Вспомните о своём самом счастливом дне или  о подарке в вашей жизни   (нарисуйте или напишите о нём)

Личные высказывания, впечатления.

28

Справедливость и милосердие.

Как отличать добрые поступки от злых?

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.34

29

Золотое правило нравственности

 Объясните пословицу:  Хочешь чтобы тебя уважали – сам уважай других..

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.35

30

Творческие работы на тему: Золотое правило  для меня…

Творческие работы

Личные высказывания, впечатления

31

32

Ценные качества человеческой души

Объясните значения  слов «справедливость»,  «милосердие»

 «Человековедение». Г.Г Боровкова. Методическое пособие для учителя. Челябинск, 1998г с. 3-6

33

34

Каковы истоки правил морали?

Как появилась семья?

Какие чувства ты испытываешь к своим родителям?

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с..41

35

Творческие работы

уч-ся о своих родителях

Составь маленький рассказ о своих родителях: «Я люблю маму (папу) за …»

Личные высказывания, впечатления.

Глава 2

36

37

Ценность рода и семьи

Объясните связь   слов: род, семья, любовь

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с..42

38

39

Как появилась семья?

Объясните связь   слов: род, семья, любовь

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с..43

40

41

Зачем семье нужны традиции?

Что даёт человеку семья?

Что такое  «традиции семьи»?

Каковы традиции в вашей семье?

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.. 44-47

42

Творческие работы

уч-ся о своей семье

Составь маленький рассказ о своих родителях: «Я люблю  свою семью  за …»

Личные высказывания, впечатления.

43

44

Образцы культуры народов

Назовите разные национальности народов России и ближнего зарубежья.

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.48-49

45

46

Различия культуры народов

Объясните значения слов: культура,  род

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.50-51

47

48

Обычаи нравственной культуры

Пословицы народов России и ближнего зарубежья

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.52-53

49

Творческие работы

уч-ся о культуре народов России и ближнего зарубежья

Лепка «Народный обряд», Песни разных народов, Сказки разных  народов

Творческие работы,

личные высказывания, впечатления

50

Взгляд светский и религиозный.

Что такое «религия»? Что такое « атеизм»?

Их различие.

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.54

51

Атеисты и верующие люди.

Что такое «религия»? Что такое « атеизм»?

Их различие.

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.55

52

53

Добрые заповеди богов.

Правила морали

Что такое «религия» и « атеизм»?

Их различие.

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва.Баласс. 2012г.с.55-56

54

55

Может ли быть доброта без Бога?

Что такое «религия»?

«Этика» -нерелигиозные правила.

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.57-59

56

Творческие работы

уч-ся: «Твой взгляд светский или религиозный?»  Почему ты так думаешь?

Рассказы  (рисунки) о взглядах учащихся  на религию.

Личные высказывания

Глава 3.

57

58

Какие правила морали особенно важны в школе?

Помни: правила морали в школе нужно обязательно выполнять!

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.61

59

60

Правила поведения в школе

Сравните правила поведения в школе

1-классника и 5 (6)-классника

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.62-63

61

62

Равновесие школьных прав и обязанностей

Знакомство с таблицей школьных прав и обязанностей.

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с.63

63

64

Новые ситуации – новые правила

Найдите разницу: учёба и внеучебная деятельность. Ваши действия  в разных ситуациях.

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с..

65

Этикет – форма для содержания этики

Отношениям/д взрослыми и детьми, учителем и учеником

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с..

66

Слова – форма для выражения мыслей

Объясните  слова: этические нормы, мораль или правила отношений.

Правила отношений - это этические нормы, мораль.

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с..

67

Действия – форма для поступков.

Запомни: главное правило:  этика –внутренний смысл нравственных правил поведения – важнее его внешней формы (этики)!

Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Учебник. Светская этика. Москва. Баласс. 2012г.с..

68

Обобщение изученного материала.

Творческие работы.

Закрепление ЗУН-ов  по этике и этикету

Творческие работы, личные высказывания, впечатления

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Основы духовно-нравственной культуры народов  России». Учебник.  Светская   этика. Р.Н.         Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремнев. ООО «Баласс», 2010г

 2.  «Человековедение». Г.Г Боровкова.        Методическое пособие для учителя. Челябинск, 1998г

    4. Калейдоскоп. Учебник-хрестоматия.         Москва. Дрофа. 1999г

  5. Наша  Родина и современный       мир.Беседы о России. Ассоциация 21век.   Смоленск.2001г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс

Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....

Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"

Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...

Авторская программа факультатива по литературе «Проба пера»

Данная авторская программа факультатива «Проба пера» разработана с целью дополнения к урокам литературы, не позволяющим в рамках урока заниматься творческой поэтической деятельностью учащихся.В ...

Программа факультатива по химии «Химия и мы»

Химия – это наука, важная часть естествознания. Повсюду, куда бы ты не обратил свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических з...