Эссе "Моя педагогика"
статья по теме
Предварительный просмотр:
Моя педагогика.
Я уже и не вспомню, когда я успела привыкнуть, что в моей жизни Новый год –два раза в году.
Для меня каждый раз 1 сентября –начало новой сказки. И мне неведомо, кто в этой сказке волшебник, кто злой тролль. Кто добрый герой, а кто слушатели. И каждый раз я с волнением отправляюсь в это путешествие вместе с детьми. Кто- то скажет, что это иллюзия. Кто - то скажет, что пора повзрослеть. Мне за 40. Поздно. Да и не хочется.
Моя педагогика проста и давно известна. Я - хранитель и передаю знания, накопленные многими поколениями, своим ученикам. И мои методы зачастую - те же, что использовали мои учителя почти 40 лет тому назад. Я рассказываю историю, как увлекательный детектив, или задаю им вопросы, которые волнуют меня. И каждый раз меня завораживает заново этот процесс. Вот только что мы с ними существовали в параллельных вселенных. И если я нахожу точки соприкосновения с их миром, вдруг происходит чудо-каждый раз, как в первый. И – горят глаза, взлетают руки, торопятся мысли… И уже непонятно - кто здесь учится, а кто- учит. Ведь у детей есть удивительная способность - видеть этот мир без привычных стереотипов и задавать неожиданные вопросы.
Или – чуда не происходит. И тогда я – всего лишь педагог. И мы отсиживаем урок, выполняя программу, и за окном – снег, зима… Я – вечный ученик, вместе с ними, за партой. Только моя парта - наособицу. Учительский стол. И мои двойки я себе ставлю сама. Злюсь, переживаю - и делаю «работу над ошибками», ищу новые методы и новые подходы…
Как же я попала в эту сказку-сказку о вечном поиске и вечном ученичестве? Когда я задала себе этот вопрос, ответ меня саму удивил.
Моя педагогика-это 53-я школа. Еще даже не гимназия. Владимир Витальевич Петухов и Лев Матвеевич Винтер, мои первые учителя, к которым я пришла зеленой практиканткой. Они в меня поверили- первые. И научили меня верить себе и детям. Валерия Борисовна Грач, учитель литературы. Валентина Афанасьевна Лисина, учитель истории. Многие, многие другие…А все вместе - неповторимый дух свободы и любви, азарта и дружеской поддержки, активности и жизнелюбия. И французская речь, шальным ветерком врывающаяся в школьные будни. До сих пор помню, как лет 15 назад непривычно и здорово было смотреть на французских подростков, сидящих на полу в холле второго этажа- в тертых джинсах, нахохленные, любопытные, похожие на стайку воробьев. Как трогательно и гордо на соревнованиях они пели гимн Франции- прижав руку к сердцу.
Я люблю историю. Мне всегда интересно идти вместе с учениками еще и еще раз по тернистым путям истории человечества. И я знаю, что ни разу этот путь не будет одинаковым. Мне нравится, когда получается диалог, спор, обсуждение, появляются новые смыслы в известных вроде бы текстах. Единственное, о чем я жалею - что в сутках мало времени и нельзя раздвоиться, чтобы успеть сделать все задуманное.
И как в любой сказке, в моей тоже присутствует романтика поиска и азарта. Каждый год обязательно находятся ученики, которым тесны рамки учебника, которым интересен научный подход, и каждый год мы пишем рефераты, участвуем в конкурсах и олимпиадах. Мне нравится, что в процессе поиска и соревнования с достойными соперниками они становятся другими, более уверенными в себе. Настоящими героями своих историй.
А еще я люблю свою профессию за то, что в ней, как во всякой хорошей сказке, всегда есть место неожиданному повороту сюжета. Еще три года назад я и предположить не могла, что руководить школьным музеем окажется так интересно. Причем интересно и детям и мне. Интересно вместе придумывать экскурсии, прикасаться к старинным монетам и письмам, видеть, как вдохновенно ученики рассказывают, спрашивают, учатся. А еще- радоваться тому ,что у детей и взрослых просыпается интерес к своим коллекциям, к тайнам семейных архивах, к рассказам бабушек и дедушек. К истории нашей Родины, отраженной в истории каждой семьи.
2014 год научил нас, что жизнь бывает непредсказуемей самой жестокой сказки. Он дал нам всем немало горьких уроков. Многие темы в учебнике истории стали сейчас актуальными и болезненными, а мои ученики видят и читают в интернете разноречивые факты и мнения. Особенно больно видеть, как сейчас в Европе пытаются пересмотреть историю Великой Отечественной войны. И мое главное предназначение - передать детям правду о войне и победе, правду о нашей истории. Не замалчивая великие потрясения, но и не преуменьшая великие достижения, которыми по праву можно гордиться.
Я надеюсь, что мне удастся воспитать в них ощущение ответственности за свою жизнь, за землю, на которой они живут, за людей, чья жизнь будет зависеть от них. Я хочу жить так, чтобы каждый день, мной прожитый, давал мне надежду, что мои родные дети и мои ученики будут создавать будущее, за которое мне не будет стыдно.
Ну и напоследок- я думаю, что наша жизнь определяется тем, какие смыслы мы в нее вкладываем.
Случилось это в средние века. Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики. Он подошел к первому и попросил рассказать о его работе.
— Я сижу перед каменной глыбой и бью по ней резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня, — сказал тот со злобой.
Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же. — Я бью по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать, — ответил мастер сдержанно.
Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе. — Я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее, — улыбнувшись, ответил каменщик.
Я строю будущее…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).
Статья о проведении уроков географии в рамках педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...
методическая разработка для проведения семинарских занятий по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для специальности 05711 "Социальная педагогика"
Материал содержит методические указания по проведению семинарских уроков по темам: "Педагогическая помощь детям с нарушениями речи", "Развитие психики аномальных детей", "Проблемы и причины школьной н...
Портфолио по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для студентов, обучающихся по специальности 050711 "Социальная педагогика"
В методической разработке отражены разделы портфолио по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика"...
Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик киңәшмәгә чыгыш
Педагогик таяныч, булышлык (поддержка)- табигать тарафыннан бирелгән потенциаль мөмкинлекләренә таянып, укучыга теге яки бу кыенлыкны җиңеп чыгарга ярдәм итү. Иң әһәмиятлесе- балага булышу. Педагогик ...
От педагогики сотрудничества к сотворческой педагогике
В статье представлен материал выступления на педсовете, посвященный педагогике сотворчества...
Выступление на IV международной научно-практической конференции по педагогике "Приоритетные направления развития педагогики и образования: инновационные методики и проблемы практического применения"
Выступление на тему "Использование сенсорных игр в коррекционной работе с детьми с ОНР I-II уровня"...
Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик укуга чыгыш
Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик укуга чыгыш...