Универсальные учебные действия
картотека на тему

Лопатеева Юлия Александровна

Таблица

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл universalnye_uchebnye_deystviya_.tablitsa.docx38.12 КБ

Предварительный просмотр:

Универсальные учебные действия- совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное освоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных  учебных действий:

  • Обеспечить возможность учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели искать и использовать необходимые средства и способы  их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
  • Создать условия для  гармоничного развития личности и ее самореализации  на основе готовности к непрерывности  образования.
  • Обеспечить успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков компетенций в любой предметной области.

Универсальные учебные действия

Через какие действия формируются

Результаты

Критерии

Личностные - обеспечивают ценностно-смысловую, нравственную  ориентацию школьников

  • личностного самоопределения;
  • смыслообразовании;
  • нравственно-этической ориентации
  • освоение социальной роли обучающегося;
  • развитие ответственности за свои поступки;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
  • положительное отношение к школе;
  • проявление особого интереса к новым знаниям;
  • предпочтение классных занятий индивидуальным

Регулятивные- обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности по овладению иноязычной деятельностью  как новым способом общения

  • целеполагания
  • планирования
  • прогнозирования
  • контроля
  • коррекции
  • оценки/самооценки
  • саморегуляция

выбирать средства для организации своего поведения;
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм

  • принятие задачи;
  • сохранение задачи;
  • план выполнения действия в соответствии с условием;
  • оценка причин неудач;
  • темп и ритм выполнения задания

Познавательные- обеспечивают овладение  учащимися общеучебными и логическими действиями, а также действиям по постановке и  решению проблемы

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи
  • поиск и выделение необходимой информации
  • осознанное и самостоятельное построение устного высказывания

Коммуникативные –обеспечивают социальное взаимодействие, включающее учет точек зрения позиции партнеров по общению или деятельности.

  • умение точно выражать свои мысли на иностранном языке
  • планировать учебное сотрудничество;
  • постановка вопросов разного рода;
  • управление поведением партнера

желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

Блоки

Через какие действия

Критерии

Личностные - обеспечивают ценностно-смысловую, нравственную  ориентацию школьников

  • в личностном самоопределении;
  • смыслообразовании;
  • действия нравственно-этической ориентации
  • положительное отношение к школе;
  • проявление особого интереса к новым знаниям;
  • предпочтение классных занятий индивидуальным.

Регулятивные- обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности по овладению иноязычной деятельностью  как новым способом общения.

  • целеполагания
  • планирования
  • прогнозирования
  • контроля
  • коррекции
  • оценки/самооценки
  • саморегуляция
  • принятие задачи;
  • сохранение задачи;
  • план выполнения действия в соответствии с условием;
  • оценка причин неудач;
  • темп и ритм выполнения задания

• выбирать средства для организации своего поведения;
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
• начинать и заканчивать действие в нужный момент;
• тормозить ненужные реакции.

Познавательные- обеспечивают овладение  учащимися общеучебными и логическими действиями, а также действиям по постановке и  решению проблемы

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи
  • поиск и выделение необходимой информации
  • осознанное и самостоятельное построение устного высказывания
  • выбор языковых средств
  • рефлексия деятельности

  • смысловое чтение

Коммуникативные –обеспечивают социальное взаимодействие, включающее учет точек зрения позиции партнеров по общению или деятельности.

  • умение точно выражать свои мысли на иностранном языке

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя
- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

  • планировать учебное сотрудничество

  • постановка вопросов разного рода

  • управление поведением партнера

           Планируемые результаты  освоения основной образовательной программы

Планируемые результаты  

Содержание

Личностные  

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно –смысловые установки учеников

  • с помощью чего обеспечивается целенаправленная познавательная деятельность;
  • саморазвитие и самоопределение личности;
  • способность ставить цели и строить планы.

формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою граждан-
скую позицию

Метапредметные

Освоение обучающимися универсальных учебных действий

  • самостоятельность в планировании и осуществляемой учебной деятельности;
  • межпредметные и универсальные учебные действия
  • способность к построению индивидуальной образовательной траектории

развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
• развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
• развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке
.

Предметные

Освоение обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания

  • получение нового знания в рамках учебного предмета.
  • применение знания в рамках учебных ситуаций
  • владение терминологией

говорении:
• начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
• расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
• сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
• описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании:
• воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
• воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию;
чтении:
• читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
• читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
• читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;
письменной речи:
• заполнять анкеты и формуляры;
• писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;
• составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.

Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
• применение правил написания слов, изученных в основной школе;
• адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
• соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
• распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
• знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
• понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
• распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
• знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков

Социокультурная компетенция:
• знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
• распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
• знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);
• знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
• представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных досто-примечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
• представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
• понимание роли владения иностранными языками в со-
временном мире.
Компенсаторная компетенция — умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.

 В познавательной сфере• умение сравнивать языковые явления родного и ино-
странного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
• владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
• умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в  пределах тематики основной школы;
• готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
• умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
• владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
• представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
• достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
• представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
• приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в  школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах.
Г
. В эстетической сфере:
• владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
• стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка;
• развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
Д. В трудовой сфере:
• умение рационально планировать свой учебный труд;
• умение работать в соответствии с намеченным планом.
Е. В физической сфере:
• стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес

Универсальные учебные действия- совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное освоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных  учебных действий:

  • Обеспечить возможность учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели искать и использовать необходимые средства и способы  их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
  • Создать условия для  гармоничного развития личности и ее самореализации  на основе готовности к непрерывности  образования.
  • Обеспечить успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков компетенций в любой предметной области.

Универсальные учебные действия  означают «умение учиться».Это конкретизация «способности субъекта к саморазвитию через овладение новым социальным опытом:

  • Учебные действия  становятся универсальными, когда они носят надпредметный или метапредметный характер
  • Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают возможность ориентироваться в самой учебной деятельности

Личностные - обеспечивают ценностно-смысловую, нравственную  ориентацию школьников

Регулятивные - обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности по овладению иноязычной деятельностью  как новым способом общения.

Познавательные -обеспечивают овладение  учащимися общеучебными и логическими действиями, а также действиям по постановке и  решению проблемы

Коммуникативныеобеспечивают социальное взаимодействие, включающее учет точек зрения позиции партнеров по общению или деятельности.

  • Действия в личностном самоопределении.
  • Действия  смыслообразования.
  • Действия нравственно-этической ориентации.
  • Действия целеполагания.
  • Действия планирования.
  • Действия прогнозирования.
  • Действия контроля.
  • Действия коррекции.
  • Действия  контроля/самоконтроля.
  • Действия саморегуляции.
  • Действия  по самостоятельному выделению и формулированию познавательной задачи.
  • Действия по поиску и выделению необходимой информации
  • Действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания на иностранном языке.
  • Действия  по выбору языковых средств.
  • Действия, связанные с рефлексией деятельности.
  • Действия смыслового чтения.
  • Умение точно выражать свои мысли на иностранном языке  в соответствии с грамматическими и лексическими нормами языка.
  • Планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителями на иностранном языке.
  • Постановка вопросов разного рода и в процессе освоения языковых среств общения, и в процессе деятельности иноязычного общения при аудировании, говорении,чтении и письме, а также  в поиске и сборе информации для выполнения проектной работы.
  • Управление поведением партнера по иноязычному общению: :взаимоконтроль, коррекция и оценка его речевых действий.

Требования  к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляет собой описание совокупности компетенций выпускника образовательного учреждения, определяемых семейными, общественными и государственными потребностями.

Формирование  этих требованием с разделением на предметные ,метапредметные и личностные результаты образовательной деятельности отражает инновационный характер нового стандарта

предметные

метапредметные

личностные

Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение.

Развитие коммуникативной компетенции.

Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией.

Развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов.

Осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке

Формирование мотивации изучения иностранных языков.

Осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка.

Стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом.

Формирование коммуникативной компетенции.

Формирование общекультурной и этнической идентичности.

Стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран.

Толерантное отношение к проявлениям иной культуры.

    Готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности,   свою гражданскую позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Формирование логических действий и операций в сфере познавательных универсальных учебных действий на уроках математики

Важнейшей задачей свременной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение обучающимися конк...

Доклад на тему: «Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий учащихся в свете требований ФГОС на уроках биологии ».   

«Универсальные учебные действия» (УУД):Øв широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыт...

Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий на примере конструкторских умений

Одной из основных задач на данный момент в образовании- это развитие УУД. Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, учащиеся развивают свои универсальные учебные действия и у них формир...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Универсальные учебные действия. От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий

Виды УУД.Личностный (Л.Р.): внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности  Регулятивный (М.Р.): организация, планирование, контроль, коррекцияПознавательный (М.Р.): восприятие, анализ, модел...