Внеклассное мероприятие «Экскурсия в нашу историю» (6 - 8 класс)
методическая разработка на тему
В ходе классного часа ученики совершают экскурсию в историю России (1941-1945г.) на поезде Памяти, посещая следующие станции: Знаменательная, Почтовая, Ленинградская, Памятная. Цель классного часа: приобщение учащихся к общечеловеческой ценности «Отечество», формирование гражданской ответственности за судьбу своей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_istoriyu.doc | 65.5 КБ |
poezd_pamyati.ppt | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Экскурсия в нашу историю»
6 класс
Цель: приобщение учащихся к общечеловеческой ценности «Отечество», формирование гражданской ответственности за судьбу своей Родины.
Задачи:
– вспомнить исторические факты времен Великой Отечественной войны;
- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию учащихся; воспитывать любовь и
уважение к своему народу, своей истории, бережное отношение к ветеранам Великой
Отечественной войны;
- развить способность чувствовать, сопереживать трагедии нашего народа.
Оборудование: презентация, компьютер и проектор, квадратные листы бумаги, карточки с примерами для станции «Знаменательная», листы с датами 22 июня 1941, 9 мая 1945, 1418 дней, свеча, зажигалка.
Рекомендации: показать, а лучше раздать каждому ребёнку кусочек хлеба 125 гр. – норма для ребёнка в сутки в блокадное время)
Ход классного часа
Ученики делятся на 2 команды.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Мне хотелось бы начать наш классный час с легенды, которую рассказал Чингиз Айтматов в романе «И дольше века длится день»:
Легенда о манкуртах
Жуаньжуаны, жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб рано или поздно мог бежать на родину. Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях. Сначала им начисто обривали головы и напяливали, поделив на куски верблюжью шкуру в парном виде прилипающими пластырями – наподобие современных плавательных шапочек. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта – раба, не помнящего своего прошлого. После этого каждого обречённого заковывали шейной колодой, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле. В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы не доносились их душераздирающие крики, и бросали там в поле со связанными ногами и руками, на солнцепёке, без воды и без пищи. Пытка длилась несколько суток. И если впоследствии доходил слух, что такой-то превращён жуаньжуанами в манкурта, то даже самые близкие люди не стремились спасти его, ибо это означало вернуть себе чучело прежнего человека.
Брошенные на мучительную пытку в живых оставались один или два манкурта из пяти-шести. Погибали они от невыносимых, нечеловеческих мук, причиняемых усыхающей, сжимающейся на голове верблюжьей кожей. Она сжимала бритую голову раба. Волосы иной раз врастали в эту кожу, в большинстве случаев, не находя выхода, волосы загибались и снова уходили концами в кожу головы, причиняя ещё большие страдания. Лишь на пятые сутки жуаньжуаны приходили проверить, выжил ли кто из пленных. Если заставали в живых хотя бы одного, то считалось, что цель достигнута. Такого поили водой, освобождали от оков и со временем возвращали ему силу. Это и был раб – манкурт, насильно лишённый памяти. Манкурт не знал, кто он, откуда родом, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – манкурт не осознавал себя человеческим существом. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев, повеление которого было превыше всего. Для себя же, кроме еды и обносков, он ничего не требовал. И лишь одна мать не примирилась с подобной участью.
Купцы, пришедшие с караваном товаров в найманские земли, рассказывали, что встретили одного молодого пастуха, который оказался манкуртом. О чём не спросишь, молчит, ответит только «да», «нет» и всё время за шапку держится, плотно надетую на голову, оказывается, у некоторых манкуртов верблюжья кожа местами навсегда прирастает к голове. Для такого манкурта, хуже любой казни, если припугнуть: давай, мол, отпарим твою голову. Будет биться как дикая лошадь, но к голове не даст притронуться.
Мать поняла, что не будет ей покоя, пока не разыщет того пастуха – манкурта и не убедится, что то не её сын. И она отправилась на поиски своего сына.
Спустя несколько дней безрезультатных поисков, вдруг она увидела стадо верблюдов и когда приблизилась, узнала сына.
- Сын мой, родной! А я ищу тебя кругом! - она бросилась к нему. – Я твоя мать!
И сразу всё поняла и зарыдала. Но её появление не произвело на него никакого действия.
- Садись, поговорим, - сказала мать.
- Ты узнаёшь меня? – спросила она.
Манкурт отрицательно покачал головой.
- А как тебя звать?
- Манкурт, - ответил он.
- Это тебя теперь так зовут. А прежнее своё имя помнишь? Вспомни своё настоящее имя.
Нет он ничего не помнил и ничего не знал.
- Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека?!
Но ничего не трогало сына её, манкурта.
И тогда решила мать не расспросами, а внушением попытаться узнать, кто он есть. Всё, что она говорила ему, он выслушал с полным отсутствием интереса к её словам, как будто бы речь шла ни о нём.
В это время вдали завиднелся человек, он вёз манкурту еду, и мать поскорее скрылась, чтобы тот не увидел её. Она решила не оставлять сына в рабстве, попытаться увезти его с собой. А вдруг в родных местах вернётся к нему память.
На следующий день мать вернулась к сыну и продолжала рассказывать, надеясь – вдруг, что-то мелькнёт в его сознании. Но она билась в наглухо закрытую дверь. Не заметила она сколько времени прошло, когда на краю стада опять появился жуаньжуан, и она пустилась прочь.
Озлобленные жуаньжуаны избивали манкурта, но какой с него спрос. Только и отвечал:
- Она говорила, что она моя мать.
- Никакая она тебе не мать! У тебя нет матери! Ты знаешь, зачем она приезжала? Она хочет содрать твою шапку и отпарить твою голову! – запугивали они несчастного манкурта.
- Да ты не бойся! На, возьми лук со стрелами.
Вечером мать снова вернулась к сыну, она стала звать его, и не заметила, что сын её, манкурт, уже изготовился с колена, целясь натянутой стрелой.
- Не стреляй! – успела вскрикнуть мать, но стрела коротко свистнула, вонзаясь в левый бок под руку. То был смертельный удар. Мать наклонилась и стала медленно падать. Но прежде упал с головы её белый платок, который превратился в воздухе в птицу и полетел с криком: «Вспомни, чей ты? Как твоё имя?»
С тех пор, говорят, стала летать в тех краях по ночам эта птица.
Человек, лишенный исторической памяти заслуживает судьбу манкурта. Мы с вами, живущие на такой великой земле, живущие в стране с великой историей, не должны быть манкуртами.
Мы должны чтить и помнить подвиги наших дедов и прадедов, чтоб не прервалась связь времён. Мы будем с вами жить, пока будем помнить.
Наша встреча сегодня – дань уважения незабываемым событиям.
(Звучит песня «Эх, дороги»)
Я приглашаю вас сегодня совершить экскурсию в нашу историю на поезде Памяти. О каком событии мы сегодня будем говорить, вы поймёте на нашей первой станции
1. Станция «Знаменательная»
Я вам предлагаю сейчас выполнить несколько математических действий.
(Двум командам нужно найти значения выражений. Во время выполнения задания звучит песня «Офицеры»)
(-3)3+49=22 (-210,6):(-23,4)=9
(-171,6):(-28,6)=6 (-2)3+13=5
-1111+3052=1941 -1263+3208=1945
Составьте из ответов даты, которые соответствуют названию станции.
Ребята, о чем вам говорят эти даты?
22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. Две странички календаря. Два дня жизни планеты Земля. Два дня истории Человечества. Они отмечены в календаре разными цветами: один – черный лист, другой – красный. Они так и называются: День Памяти и Скорби. Вероломное нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны советского народа 1941-1945 гг. День 9 мая. Праздник Победы советского народа в Великой Отечественной войне советского народа 1941-1945 гг. Два дня календаря. А между ними 1418 дней.
В редкие минуты затишья, между боями и атаками, пристроившись на пеньке в лесу, или на краю окопа, или возле огня в землянке бойцы перечитывали письма из дома, мечтали, как вернуться после войны к любимым, к детям, к матерям и отцам, как будут пахать землю, растить хлеб, работать у станков. Положив листочек на приклад автомата, писали письма домой, полные любви и надежды на встречу, полные уверенности в победу над врагом.
2. Мы прибываем с вами на станцию «Почтовая».
«Привет с фронта! Здравствуйте, многоуважаемые родители. Во-первых, сообщаю, что я жив и здоров…» - так начиналось большинство фронтовых писем родным и близким.
Ребята, я хочу вам предложить свернуть лист бумаги по заданным линиям.
(Звучит песня «В землянке»)
Как вы думаете, что бы это могло быть?
Вот такие треугольники приходили с фронта родным и близким солдата и на фронт.
Учитель:
Треугольником сложен пожелтевший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год,
Рвется ветер осенний и команда: вперед!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
3. Станция «Ленинградская»
1. Какую магистраль называли Дорогой жизни? (единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации - по воде, зимой - по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни
2. Сколько человек было эвакуировано по этой дороге? (Всего по "Дороге жизни" эвакуировали около миллиона человек)
3. Рано утром 25 декабря, кода открылись булочные, горожане, стоявшие в очередях у их дверей, еще не знали о прибавке. Они получили её неожиданно. Многие женщины и дети плакали от радости. Как вы думаете, что это была за прибавка? (Еще 75 граммов хлеба, в общем - то крохотный кусочек, который легко сжать в кулаке. В блокадную пору он был бесценен. (Детям полагалось 125 гр. хлеба в сутки)
Немецкий профессор Цигельмайер, специалист по питанию, подсчитал количество жителей и продовольствия в городе. Он обратился к командованию группы армий Север с призывом не тратить бомбы и снаряды, поберечь солдат вермахта. По его расчетам выходило, что население должно вымереть само где-то к февралю 1942 года. После войны он приезжал в Петербург, беседовал с жителями, но так до конца жизни и не понял, почему они выдержали.
Ребята, подумайте, смогли бы вы сейчас хоть один день продержаться на таком кусочке хлеба?
(можно предложить ребятам прожить один блокадный день с маленьким кусочком хлеба).
4. Станция «Памятная»
Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Если за каждого погибшего во Второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет. Вечная им память!
(Звучит вступление песни «Журавли», зажигается свеча)
Память павших на фронтах Великой Отечественной войны, оставшихся навечно молодыми, и ветеранов, не доживших до сегодняшнего дня, почтим Минутой молчания.
5. Заключительное слово учителя
Вот и закончилось наше путешествие на поезде Памяти. Мне хочется верить, что вы поняли: память - не просто дань славному прошлому, она – ежедневная наша потребность в ощущении личной причастности к судьбе, к жизни, к делам и свершениям своего народа. Память делает место, где родился, отчим краем, окружающих тебя людей – соотечественниками, государство, в котором живешь, Родиной. Помните это! Будьте достойны лучшей судьбы, нежели судьба манкурта!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знаменательная Почтовая Ленинградская Памятная На поезде ПАМЯТИ
22 июня 1941 года Знаменательная 9 мая 1945 года 1418 дней
Почтовая
Ленинградская
Памятная
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Экскурсия в лес"
Задача мероприятия ввести учащихся образно, эмоционально в мир леса, дать первоначальные представления о лесе,содействовать формированию коммуникативных качеств личности через имитационные игры,...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ЭКСКУРСИЯ В ХИМИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УЧЕБНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА.ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ«ЭКСКУРСИЯ...
Внеклассное мероприятие на тему: "Жуткие истории" (6 класс)
Внеклассное мероприятие в игровой форме...
Внеклассное мероприятие - экскурсия "Наша улица"
Обзорная экскурсия "Как Пятницкая улица получила свое название"...
Внеклассное мероприятие "Экскурсия в нашу историю"
Урок - воспоминание исторических фактов времен Великой Отечественной войны...
Внеклассное мероприятие по химии для обучающихся 7 классов «Экскурсия в кабинет химии»
Внеклассное мероприятие по химии для обучающихся 7 классов«Экскурсия в кабинет химии»...
Конспект воспитательного события на конкурс профессионального мастерства «Воспитать человека 2020» «Экскурсия в нашу историю…»
Pyfrjvcndj обучающихся с героическими страницами истории нашей страны...