Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 7, 8, 9 классов
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Рубцовская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 2 VIII вида»
Обсуждено __________ Утверждаю___________________
Протокол заседания МО № 01 от 28.08.2014 Приказ №_______от 28.08.2014
Руководитель МО О. Н. Журавлева Директор Т. В, Зиновьева
«28» августа 2014г «28» августа 2014г
Рабочая программа
по учебному предмету
«Социально-бытовая ориентировка»
для 6, 7, 9 классов
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Н.В.Гладышева, учитель
первой квалификационной категории
Рубцовск, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» составлена на основе:
- приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля2002г № 29/2065 – П « Об утверждение учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
- программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой: - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2012 Социально- бытовая ориентировка (С.А.Казакова, В.В.Воронкова)
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
- учебного плана образовательного учреждения
Программа рассчитана в 6 классе на 67 ч, по 2 ч в неделю; в 7 классе на 67 ч, по 2 ч в неделю; в 9 классе на 65 ч, по 2 ч в неделю.
Данный учебный предмет имеет важное коррекционно- развивающее значение.
Цель: практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду, формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышение уровня развития учащихся.
Задачи преподавания СБО состоят в том, чтобы:
- формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства;
- практически знакомить с предприятиями, организациями, учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь;
- формировать умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
Планируемые результаты освоения курса
«Социально- бытовая ориентировка -6»
«Личная гигиена»
Учащиеся должны знать:
- правила закаливания организма, обтирания; правила соблюдения личной гигиены во время физических упражнений, походов;
- правила ухода за ногами.
Учащиеся должны уметь:
- мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук;
- подбирать косметические средства для ухода за кожей рук;
- подбирать косметические средства для ухода за ногами.
«Одежда»
Учащиеся должны знать:
- правила стирки изделий и хлопчатобумажных и шёлковых тканей;
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами.
Учащиеся должны уметь:
- пришивать пуговицы, крючки, кнопки;
- зашивать одежду по распоровшемуся шву;
- подшивать платья, брюки, рукава;
- подбирать моющие средства для стирки изделий из хлопчатобумажных и шёлковых тканей;
- стирать изделия из цветных хлопчатобумажных и шёлковых тканей;
- гладить эти изделия.
«Питание»
Учащиеся должны знать:
- способы первичной и тепловой обработки макаронных изделий, круп, молока и молочных продуктов, овощей;
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком;
- правила пользования электроплитой;
- определения доброкачественности продуктов и сроков их хранения;
- правила хранения продуктов при наличии холодильника и без него;
- различные меню ужина.
Учащиеся должны уметь:
- отваривать макаронные изделия;
- варить кашу на воде и молоке;
- отваривать картофель и готовить пюре;
- готовить запеканки из овощей и творога;
- оформлять готовые блюда;
- сервировать стол к ужину с учётом различных меню.
«Семья»
Учащиеся должны знать:
- состав своей семьи, имена, отчества родителей и близких родственников;
- место работы и должность родителей;
- правила поведения в семье.
«Культура поведения»
Учащиеся должны знать:
- правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях;
- правила поведения и меры предосторожности при посещении массовых мероприятий.
Учащиеся должны уметь:
- культурно вести себя в театре, залах музея, читальном зале;
- правильно и безопасно вести себя при посещении массовых мероприятий.
«Жилище»
Учащиеся должны знать:
- гигиенические требования к жилому помещению;
- правила организации рабочего места школьника;
- правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с пылесосом;
- назначение комнатных растений, уход и допустимое количество их в квартире.
Учащиеся должны уметь:
- производить сухую и влажную уборку помещения;
- чистить ковры, книжные полки, батареи;
- ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства;
- ухаживать за комнатными растениями.
«Транспорт»
Учащиеся должны знать:
- основные транспортные средства, имеющиеся в городе, селе;
- виды междугородного транспорта;
- стоимость проезда на всех видах городского транспорта (стоимость разового, единого и проездного билетов);
- порядок приобретения билетов и талонов и компостирования талонов.
Учащиеся должны уметь:
- выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу;
- ориентироваться в расписании движения пригородных поездов, определять направления и зоны.
«Торговля»
Учащиеся должны знать:
- основные виды продовольственных магазинов, их отделы;
- виды специализированных продовольственных магазинов;
- виды и стоимость различных товаров;
- порядок приобретения товаров.
Учащиеся должны уметь:
- подбирать продукты к ужину с учётом различных меню;
- обращаться к продавцу, кассиру.
«Средства связи»
Учащиеся должны знать:
- основные средства связи; виды почтовых отправлений;
- стоимость почтовых услуг при отправке писем различных видов;
- виды телеграфных услуг.
Учащиеся должны уметь:
- находить по справочнику индекс предприятий связи;
- записывать адреса с индексом на конвертах;
- составлять различные тексты телеграмм;
- заполнять телеграфные бланки.
«Медицинская помощь»
Учащиеся должны знать:
- виды медицинской помощи;
- функции основных врачей-специалистов.
Учащиеся должны уметь:
- записываться на приём к врачу;
- вызывать врача на дом;
- приобретать лекарства в аптеке.
«Учреждения, организации и предприятия»
Учащиеся должны знать:
- виды детских учреждений и их назначение;
- адрес местного дома творчества; какие кружки, секции в нём имеются.
Учащиеся должны уметь:
- правильно обращаться к работникам дома детского творчества, игротеки и т.д.;
- правильно вести себя во время игры, просмотра фильма или журнала в читальном зале;
- соблюдать правила поведения в школе.
Планируемые результаты освоения курса
«Социально- бытовая ориентировка -7»
«Личная гигиена»
Учащиеся должны знать:
- правил а личной гигиены девушки и юноши;
- правила смены одежды и нательного и постельного белья;
- санитарно-гигиенические правила пользования зубной щёткой, расчёской, мочалкой, душем, ванной, унитазом.
Учащиеся должны иметь представление о
- правильного режима жизни и рационального питания для здоровья подростка;
- назначении индивидуальных предметов личной гигиены;
- необходимости гигиены одежды.
«Одежда»
Учащиеся должны знать:
- особенности стирки цветного и белого белья;
- правила пользования моющими средствами;
- устройство стиральной машины, правила пользования ею;
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды и стирке вручную и с помощью стиральной машины;
- последовательность и особенности глажки одежды из различных тканей, а так же постельного белья, полотенец, скатертей;
- назначение и виды предприятий по химической чистке одежды, виды оказываемых ими услуг;
- правила подготовки вещей сдачи в чистку.
Учащиеся должны уметь:
- ремонтировать разорванные места одежды: разными видами штопки, накладыванием заплат;
- стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины;
- гладить одежду и бельё.
«Питание»
Учащиеся должны знать:
- способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов;
- последовательность приготовления блюд;
- возможности использования использовании электробытовых приборов при приготовлении пищи, правила пользования ими;
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи;
- правила пользования столовыми приборами.
Учащиеся должны уметь:
- готовить обед (закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов, консервированных продуктов, полуфабрикатов);
- готовить третьи блюда;
- оформлять готовые блюда;
- сервировать стол к обеду.
«Семья и семейные отношения»
Учащиеся должны знать:
- правила ухода за младшими детьми;
- различные тихие и подвижные игры, сказки, песенки.
Учащиеся должны уметь:
- ухаживать за младшими детьми;
- объяснять им правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры;
- помогать младшим при уборке игрушек.
«Культура поведения»
Учащиеся должны знать:
- правила поведения при встрече и расставании, правила поведения в гостях, правила поведения при вручении и приёме подарков.
Учащиеся должны уметь:
- выбрать подходящую одежду для визита в гости;
- культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д.);
- выбирать подарки;
- изготавливать простые сувениры;
- вручать и принимать подарки.
«Жилище»
Учащиеся должны знать:
- последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;
- способы и периодичность ухода за окнами;
- виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон;
- способы утепления окон;
- правила топки печей и заготовки топлива;
- правила ухода за мебелью в зависимости от её покрытия.
Учащиеся должны уметь:
- убирать жилые помещения;
- мыть зеркала и стёкла;
- утеплять окна;
- чистить мебель.
«Медицинская помощь»
Учащиеся должны знать:
- состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства, термометр, горчичники);
- правила применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки;
- местные лекарственные растения;
- правила обработки раны и наложения повязки, меры по предупреждению осложнений после микротравм;
- правила оказания первой медицинской помощи при сильных ушибах (покой и компресс), при растяжениях и вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины).
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться термометром;
- готовить отвары и настои из лекарственных трав;
- обрабатывать раны и накладывать повязки.
- накладывать временные шины.
«Средства связи»
Учащиеся должны знать:
- перечень предметов посылаемых бандеролью;
- максимальный вес и стоимость посылаемых предметов;
- виды и способы упаковок бандеролей.
Учащиеся должны уметь:
- заполнять бланки на отправку бандеролей ;
- составлять опись посылаемых предметов;;
- упаковать бандероли.
«Транспорт»
Учащиеся должны знать:
- функции железнодорожного транспорта;
- виды пассажирских вагонов (общий, плацкартный, купейный, мягкий);
- примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности расстояния;
- виды справочных служб;
- виды камер хранения; сроки и стоимость хранения багажа.
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в расписании;
- приобретать билеты в ж/д кассе;
- обращаться за справкой в справочное бюро вокзала центральную ж/д справочную по телефону;
«Торговля»
Учащиеся должны знать:
- ассортимент некоторых отделов промтоварных магазинов;
- стоимость отдельных товаров.
Учащиеся должны уметь:
- приобретать некоторые товары в промтоварном магазине
- подсчитывать стоимость покупок;
- правильно вести себя в магазине.
«Учреждения, организации, предприятия»
Учащиеся должны знать:
- местонахождение ближайших промышленных предприятий или сельскохозяйственных объектов;
- название цехов и отделов, имеющихся на предприятиях;
- виды выпускаемой продукции;
- название рабочих специальностей.
«Экономика домашнего хозяйства»
Учащиеся должны знать:
- говорить ли знакомым и незнакомым о наличие денег в кармане или дома;
- составные части бюджета семьи;
- заработную плату членов семьи.
Учащиеся должны уметь:
- подсчитывать бюджет семьи;
- составлять доверенность на получение заработной платы.
Планируемые результаты освоения курса
«Социально- бытовая ориентировка -9»
«Личная гигиена»
Учащиеся должны иметь представление о
- необходимости поддержания физического здоровья;
- современных спортивных увлечениях: фитнесе, шейпенге, бодибилдинге, бесконтактных единоборствах, ритмической гимнастике и т. п.;
- вреде курения для курящих и окружающих о социальных последствиях, к которым приводят дурные привычки.
Учащиеся должны знать:
- о вредном воздействии алкоголя и наркотиков, и курения на организм человека
«Одежда и обувь»
Учащиеся должны знать:
- размеры своей одежды и обуви;
- гарантийные сроки носки;
- правила возврата;
- способы обновления одежды с помощью мелких деталей;
- средства выведения пятен в домашних условиях;
- общие правила выведения чернильных, жирных и фруктовых пятен, пятен от молока, мороженого, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов горячего утюга и др.;
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе со средствами выведения пятен.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться журналом мод;
- определять стиль одежды
- подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размером;
- рационально выбирать товары, учитывая их значение и собственные возможности;
- выводить пятна на одежде разными способами и средствами;
«Учреждения, организации, предприятия»
Учащиеся должны знать:
- местонахождение предприятия бытового обслуживания;
- виды оказываемых ими услуг;
- правила пользования услугами предприятий бытового обслуживания;
- профессии работников этого предприятия.
Учащиеся должны уметь:
- обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания.
« Экономика домашнего хозяйства»
Учащиеся должны иметь представление о
- значении и характере культурных потребностей;
- значении экономии в домашнем хозяйстве;
- о значении кредита, страхования.
Учащиеся должны знать:
- правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, перелицовка и реставрация вещей, экономия электроэнергии и т.д.);
- виды и цели сбережений;
- порядок помещения денег в сберкассу
- виды кредита, порядок его оформления.
Учащиеся должны уметь:
- планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности;
- соблюдать правила экономии;
- заполнять ордера на получение и внесение денег в сберкассу.
«Питание»
Учащиеся должны знать:
- способы приготовления национальных блюд;
- правила сервировки праздничного стола;
- меню ребёнка ясельного возраста.
Учащиеся должны уметь:
- готовить национальные блюда;
- сервировать праздничный стол;
- готовить отдельные блюда для детей ясельного возраста;
- готовить отдельные диетические блюда;
«Семья»
Учащиеся должны иметь представление о
- порядке и условиях заключения и расторжения брака, основах семейных отношений, семейных традициях, организации досуга и отдыха в семье;
- морально-этических нормах взаимоотношений в семье, об обязанностях членов семьи, связанных с заботой о детях;
- распределении хозяйственно- бытовых обязанностей между членами семьи
Учащиеся должны уметь:
- анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку.
«Культура поведения»
Учащиеся должны знать:
- культуру поведения, нормы морали и этики в современном обществе, нормы поведения с соседями по коммунальной квартире и по площадке(приветствие, взаимоуважение, взаимопомощь);
- правила приёма гостей (поведение хозяев при встрече, расставании, во время визита).
Учащиеся должны уметь:
- встречать гостей, вежливо вести себя во время их приёма;
- анализировать поступки людей и давать им правильную оценку.
- соблюдать морально- этические нормы в семье и обществе.
«Жилище»
Учащиеся должны знать:
- правила расстановки мебели в квартире (с учётом размера, особенностей площади, назначения комнат, наличия мебели);
- требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера;
- правила сохранения жилищного фонда.
Учащиеся должны уметь:
- расставлять мебель в квартире (на макете);
- подбирать детали интерьера.
«Медицинская помощь»
Учащиеся должны иметь представление о
- кишечных инфекционных заболеваниях, воздушно-капельных инфекциях, путях распространения инфекций.
Учащиеся должны знать:
- меры по предупреждению инфекционных заболеваний;
- правила ухода за больными;
- условия освобождения от работы( по болезни или для ухода за больным).
Учащиеся должны уметь:
- строго соблюдать личную гигиену, предупреждать инфекционные заболевания;
- строго выполнять правила ухода за больным: измерять температуру, умывать, переодевать, кормить больного (взрослого, ребёнка);
- ставить горчичники(на куклу)
«Средства связи»
Учащиеся должны знать:
- виды денежных переводов, их стоимость;
- современные виды связи (сотовая, компьютерная, факс, автоответчик), их значимость, необходимость;
Учащиеся должны уметь:
- заполнять бланки почтового и телеграфного перевода;
- оформлять квитанции по оплате телефонных услуг.
«Транспорт»
Учащиеся должны иметь представление о
- о назначении авиатранспорта
Учащиеся должны знать:
- основные маршруты самолётов;
- службы аэровокзал
- порядок приобретения и возврата билетов;
- правила посадки в самолёт.
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в расписании;
- определять маршрут и выбирать транспортные средства.
«Торговля»
Учащиеся должны иметь представление о
- назначении ярмарки, рынка, их отличия от магазина комиссионной торговли, скупки, уценённой торговли.
Учащиеся должны знать:
- отделы рынка;
- цены на отдельные товары;
- виды ярмарок;
- отличия цен на ярмарке , рынке и в магазинах;
- правила сдачи вещей в скупку, комиссионный магазин;
- правила получения денег за проданные вещи.
Учащиеся должны уметь:
- выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями;
- вежливо обращаться к продавцу;
- подсчитывать стоимость покупок.
«Профориентация и трудоустройство»
Учащиеся должны знать:
- отвечают ли личностные данные требованиям выбранной профессии;
- учреждения и отделы по трудоустройству;
- местонахождения и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изученным в школе;
- виды документов необходимые для поступления на работу;
- правила перехода с одной работы на другую;
- перечень основных деловых бумаг и требований к их написанию.
Учащиеся должны уметь:
- соотносить выбранную профессию со своими возможностями;
- обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу;
- писать заявление о принятии на работу, автобиографию;
- заполнять анкету;
- составлять заявки на материалы, инструменты;
- писать расписку, докладную записку.
«Экономика домашнего хозяйства»
Учащиеся должны знать:
- говорить ли знакомым и незнакомым о наличие денег в кармане или дома;
- составные части бюджета семьи;
- заработную плату членов семьи.
Учащиеся должны уметь:
- подсчитывать бюджет семьи;
- составлять доверенность на получение заработной платы.
Основные технологии:
- игровые
- здоровьесберегающие
- дифференцированное обучение
Основные формы:
- урок
- экскурсия
Основными методами организации учебного процесса (по источнику знаний):
- словесные – рассказ, объяснение, беседа.
- наглядные – наблюдение, иллюстрация, демонстрация
- практические – упражнения, практические работы
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- практическая работа;
- экскурсия;
- беседа
При изучении тем курса используются:
- наглядные пособия (опорные таблицы, карточки со словарными словами, предметные картинки, сюжетные картинки);
- дидактический материал;
- коррекционные задания и упражнения
Тематическое планирование - 6
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
17 ч | 14 ч | 19 ч | 17 ч | 67ч |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них: | ||||
практич. работы | самостоят. работы | экскурсии | контроль. работы | ||||
1 | Личная гигиена | 4 | 1 | ||||
2 | Одежда | 8 | 4 | ||||
3 | Питание | 13 | 5 | ||||
4 | Семья | 4 | 4 | ||||
5 | Культура поведения | 2 | |||||
6 | Жилище | 7 | 2 | ||||
7 | Транспорт | 5 | 1 | ||||
8 | Торговля | 4 | 1 | ||||
9 | Средства связи | 7 | 2 | 1 | |||
10 | Медицинская помощь | 6 | 1 | ||||
11 | Учреждения, организации и предприятия | 3 | 2 | ||||
12 | Контрольно-обобщающий урок | 4 | 4 | ||||
Итого: | 67 | 18 | 6 | 4 |
Тематическое планирование - 7
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
17 ч | 14 ч | 19 ч | 17 ч | 67 ч |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них: | |||
практич. работы | самостоят. работы | экскурсии | контроль. работы | |||
1 | Личная гигиена | 2 | ||||
2 | Одежда | 11 | 4 | 2 | ||
3 | Питание | 19 | 15 |
| ||
4 | Семья | 3 | 1 | |||
5 | Культура поведения | 3 | 1 | |||
6 | Жилище | 4 | 1 | |||
7 | Транспорт | 3 | 1 | |||
8 | Торговля | 4 | 1 | |||
9 | Средства связи | 4 | 2 | 1 | ||
10 | Медицинская помощь | 6 | 1 | |||
11 | Учреждения, организации и предприятия | 1 | ||||
12 | Экономика домашнего хозяйства | 3 | 2 | |||
13 | Обобщающие уроки за четверти | 4 | ||||
Итого: | 67 | 27 | 5 |
Тематическое планирование - 9
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
17 ч | 14 ч | 19 ч | 15 ч | 65 ч |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них: | |||
практич. работы | самостоят. работы | экскурсии | контроль. работы | |||
1 | Личная гигиена | 2 | ||||
2 | Одежда и обувь | 6 | 3 | |||
3 | Питание | 13 | 7 |
| ||
4 | Семья и семейные отношения | 3 | ||||
5 | Культура поведения | 3 | ||||
6 | Жилище | 4 | 1 | |||
7 | Транспорт | 2 | ||||
8 | Торговля | 4 | 1 | |||
9 | Средства связи | 2 | 1 | |||
10 | Медицинская помощь | 6 | 2 | |||
11 | Предприятия бытового обслуживания | 2 | 1 | |||
12 | Экономика домашнего хозяйства | 6 | 2 | 1 | ||
13 | Профориентация и трудоустройство | 8 | 5 | 1 | ||
14 | Обобщающие уроки за четверти | 4 | ||||
Итого: | 65 | 21 | 4 |
Способы и формы оценивания результатов обучения:
- текущий – наблюдение, беглый опрос
- периодический – устный опрос, практические работы
- итоговый – опрос
Отметка | Оценивание |
«5» | Нет ошибок |
«4» | 2-3 негрубые ошибки, уровень выполнения требований выше удовлетворительного |
«3» | 4-5 ошибок, достаточный минимальный уровень выполнения требований |
«2» | 6-8 ошибок, уровень выполнения требований ниже удовлетворительного |
«1» | Не выполнено задание |
Примечание | Негрубыми ошибками считаются: незначительные нарушения логики изложения материала, отдельные неточности, использование нерациональных способов решения учебной задачи |
Перечень учебно- методического обеспечения
образовательного процесса
Основная литература:
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой: - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2012
- Львова С.А. Практический материал к урокам СБО в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. - М.: ВЛАДОС, 2005
Дополнительная литература:
1. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя / Под. Ред. А.М.Щербаковой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.
2.Книга для девочек: Сборник / Авторы-составители Н.Сухова и В.Ярцев – Новосибирск: «Мангазея», 1996.
3. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя / С.А.Львова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
4. Рязанская М.И., Вигдорович Ф.Л. Маленькая домашняя энциклопедия. – М.: Легпромбытиздат, 1990.
5. Этикет. Путешествия, бизнес, праздники, быт: / Автор составитель В.В.Иванова. – М.: АРКТИ, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 5 ж класса (учащиеся с легкой умственной отсталостью)
Назначение программы:- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию ка...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9-е класса для детей со сложной структурой дефекта (учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)
Общая характеристика предметаОбучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовко...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9-ж класса для детей со сложной структурой дефекта (учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)
Общая характеристика предметаОбучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовко...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 5 общеобразовательного класса на 2020 – 2021 учебный год
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 5 общеобразовательного класса на 2020 – 2021 учебный год составлена на основании авторской програ...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 6 общеобразовательного класса на 2020 – 2021 учебный год
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 6 общеобразовательного класса на 2020 – 2021 учебный год составлена на основании авторской программы Виленкин Н.Я....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Математика» 5-9 классы Программа разработана в соответствии со следующими документами:Приказ Министерства образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Математика» 5-9 классы Программа разработана в соответствии со следующими документами:Приказ Министерства образования...