Приобщение к чтению.
материал на тему
Эта статья посвящена проблемам приобщения школьников к чтению, где показан краткий анализ и причины , по которым школьники не читают художественную литературу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_k_chteniyu.docx | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьник и чтение
Анализ современного состояния проблемы чтения школьников. Причины и последствия «нечтения». Приобщение к чтению.
«Быть или не быть?»
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества.
«Чтение — это освоение письменной информации», – такое определение принято в Национальной программе Чтения (2007). С этим трудно поспорить, однако, если взглянуть на это явление шире, масштабнее, то будет понятно: чтобы феномен Чтения состоялся, нужно как минимум три участника: Текст, Читатель и Социум. На каждом историческом этапе своего развития социум порождал свои тексты, принимаемые или отвергаемые своими читателями. Очередной виток развития культуры добавлял, усложнял, обогащал функции текста и чтения как способа социализации, получения информации, образования, источника эстетического удовольствия, формы общения и развлечения. Сегодня становится все более очевидно, что уровень культурной компетентности граждан (в частности уровень чтения) во многом определяет характер политики и экономики, а также национальную безопасность и конкурентоспособность страны. «Грамотность» в широком смысле, обеспечивающая человеку возможность полноценного участия в жизни общества, включена Всемирной организацией здравоохранения в 12 показателей, характеризующих здоровье нации, а ООН взяла этот показатель в качестве индекса к продолжительности жизни населения.
Все течет, все меняется
Если в самом общем плане попытаться осмыслить культурные изменения,
происходящие сегодня с чтением, то можно смело утверждать: изменился и текст, и читатель, и социум.
В масштабах социума происходит последовательное возрастание роли информации, знания, а, следовательно, и социальной значимости чтения в условиях информационного общества. При этом в обществе складывается культура префигуративного типа, когда ценности молодого поколения существенно отличаются от ценностей старших. Опыт прошлого оказывается недостаточным в решении актуальных проблем. Дети быстрее адаптируются и лучше, чем взрослые, ориентируются в меняющемся мире.
Очевидно, можно говорить о формировании нового облика образования, наиболее значимой характеристикой которого выступает категория «открытости». Открытость образования проявляется в его доступности, альтернативности, вариативности и непрерывности. Определяются его новые ценностные, технологические и педагогические доминанты, в том числе в отношении чтения школьников.
Мы видим и понимаем, что происходит становление нового культурного типа личности читателя-школьника. Он знает и умеет зачастую то, что непонятно и недоступно его учителям и родителям. Он постоянно испытывает на себе такой шквал социального и педагогического воздействия, что самозащита оказывается единственным способом выживания. Он вынужден быть прагматичен, чтобы быть современным (хочется подчеркнуть, что данные утверждения не имеют оценочного характера, они просто констатируют ситуацию).
Нельзя игнорировать те изменения, которые происходят с традиционной культурой текста. Бесценные рукописи, создававшиеся десятилетиями, и виртуальные гипертексты, мгновенно рассылаемые по сети, далеки друг от друга, как средневековые книжники от современных «юзеров» («юзер» на компьютерном сленге – пользователь новых информационных технологий, от англ. «to use – использовать» – прим. автора ). Визуализация как неотъемлемая часть современной культуры, фантастические возможности медиатехнологий активно осваивают современное пространство чтения.
Следствием этих изменений становится новая культура чтения, которая может быть названа «открытое чтение».
Под открытым чтением мы понимаем новое качество чтения как сложной системы взаимодействия текста, читателя и социума, в которой можно наблюдать следующие тенденции:
- переход от преимущественно вербальной коммуникации к сочетанию ее различных форм (открытый текст);
- обновление читательской компетентности в единстве многообразия мотивации, способов постижения и порождения текстов различной природы (открытый читатель);
- усиление роли социального окружения в формировании и развитии культуры чтения, при этом чтение принимается как значимое условие достижения социального успеха и личностного развития (открытое сообщество чтения).
Нечитающий мир
В настоящее время общепризнанным является факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать этому явлению, исходя из своего понимания роли чтения в общественном развитии. Характер целей, объем и содержание задач, набор привлекаемых партнеров и используемых ими средств в разных странах отличаются друг от друга. Это объясняется спецификой имеющихся проблем и их факторами. В странах, где чтению уделяется должное внимание, приобщение к чтению становится не только педагогическим, но и социальным, экономическим и политическим делом.
В 80-е гг. внимание общественности привлекла проблема так называемой «функциональной неграмотности» значительной части населения стран Европы и США. По определению ЮНЕСКО, этот термин применим к любому лицу, в значительной мере утратившему навыки чтения и письма и неспособному к восприятию короткого и несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни. Функционально неграмотные – это «вторично неграмотные», то есть те, кто умел читать и писать, но в какой-то мере утратил эти навыки, во всяком случае, утратил их настолько, чтобы эффективно «функционировать» в современном, все усложняющемся обществе. Проблема оказалась настолько острой, что 1990 год по инициативе ЮНЕСКО был провозглашен Генеральной Ассамблей ООН Международным годом грамотности.
Группа людей, наиболее близко стоящая к функционально неграмотным или в какой-то мере совпадающая с ними, называется «слабыми читателями», для которых характерно «пассивное» чтение. Сюда относятся взрослые и дети, которые не любят читать. Они читают от случая к случаю и не тратят на это много времени, считая это занятие нецелесообразным. В чтении такие читатели обычно ищут «полезную» информацию, то есть информацию, носящую практический характер. Кроме того, в окружении этого человека чаще всего мало читают и редко говорят (либо вообще не говорят) о книгах.
Чем характеризуются дети - «слабые читатели»? Прежде всего, тем, что им скучно и утомительно читать. Хотя они и умеют читать, многие из них делают это только в силу острой необходимости.
Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.
Тенденция падения интереса к чтению в России – тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно интеллектуальным, личностно значимым и неизменно возглавляло перечень любимых занятий образованных людей.
Опубликованные в 2005 году социологические исследования «Левада–центра» засвидетельствовали следующую статистику по итогам 2003 года: 52% россиян никогда не покупают книг, а 37% их никогда не читают.
Невероятно, но факт!
Актуализация проблемы чтения происходит на фоне международных сравнительных исследований. Показатели навыков чтения (reading literacy) российских школьников в рамках исследования PISA за последние годы (Programme for International Student Assesment, Международная программа оценки знаний школьников) оказались значительно ниже, чем в большинстве развитых стран: 27-29 место из 32 стран в 2000 году, 32-34 место из 40 стран в 2003 году. Как было определено в исследовании, оценивалась не техника чтения, а способность ученика использовать чтение как средство приобретения новых знаний для дальнейшего обучения. Предметом внимания были различные умения, которые можно было объединить в три группы: нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде; интерпретация текста; рефлексия и оценка текста.
Результаты исследования отразили не только ослабление внимания к чтению в системе российского образования, но и отсутствие у наших школьников таких качеств, как самостоятельность мысли, инициатива, конструктивное мышление.
Почему сегодня так важно иметь в стране
высокий уровень чтения?
Доказано, что читатели, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категории проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений. Хорошие читатели имеют больший объем памяти и активное творческое воображение; лучше владеют речью; точнее формулируют и свободнее пишут. Такие люди более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.
Читающий человек – культурный человек, культурная личность, социально защищенный человек – залог устойчивости социума, членом которого он является
Чтение может и должно стать определяющим фактором решения актуальных задач Российского образования, согласно которым. Школа призвана обеспечить следующее: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности; непрерывность образования в течение всей жизни человека.
По мнению социологов, уровень чтения населения влияет на большинство макрофакторов, имеющих системное значение для конкурентоспособности государства:
уровень жизни, рост экономики, развитие фундаментальной науки, качество образования, сохранение и развитие культурного и духовного наследия. И даже на оборону и безопасность страны
You only have to read the lines...» (Pink-floyd),
или Приобщение к чтению на уроках иностранного языка
Изучение иностранного языка представляет собой сложный процесс включения в другую культуру, понимание которой во многом зависит и от чтения текстов – носителей информации об иной культуре.
По мнению специалистов, чтение играет одну из основных ролей в процессе обучения иностранному языку, т.к. кроме того, что чтение само по себе является видом речевой деятельности, оно служит также средством овладения другими видами речевой деятельности.
Одним из эффективных методов изучения иностранного языка стал современный метод работы с аутентичными текстами. К аутентичным, или к «подлинным текстам», относят любые документы, не созданные специально для учебных целей, но несущие реальную коммуникативную и информационную функцию. Хорошим стимулом в приобщении к чтению является здесь личностно ориентированная направленность текстов. Работа с аутентичным текстом, который представляет актуальный интерес для учащихся, ведет к повышению познавательной мотивации, в том числе мотивации к чтению.
Постоянная работа с аутентичным текстом на уроках методично готовит к так называемой неподготовленной речи на иностранном языке в реальной ситуации. К тому же сюжеты разнообразных аутентичных текстов обычно взяты из самой жизни. Можно сделать вывод, что школа, открытая к жизни, к проблемам общества и учеников, может повысить мотивацию к чтению как к средству благополучного существования в современном обществе.
Заканчивая разговор о чтении в школе, хочется подчеркнуть, что сфера педагогической ответственности выходит за рамки традиционного обучения чтению в начальной школе и общих подходов к литературному образованию. Актуальной задачей в приобщении школьников к чтению является открытое взаимодействия всего педагогического коллектива.
Забота о детском чтении – это проявление гуманитарной культуры самого учителя. Уместно вспомнить слова Ш.А.Амонашвили: «Воспитание у детей любви к чтению – дело педагогической чести»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ лирического произведения как один из способов приобщения к чтению
Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядкеКолридж Анализ поэтического текста – очень сложный вопрос, в решении которого испытывают затруднения не только ученик...
Школьная библиотека центр приобщения к чтению
О нашей работе...
Приобщение к чтению как одно из условий социализации обучающихся в целях последующего сознательного включения в общественное разделение труда.
Доклад на конференции "Городские педагогические чтения "Смысловое чтение - ключ успешного обучения"....
Приобщение к чтению
Доклад библиотекаря...
Опыт работы по теме «Приобщение к чтению и формирование читательской культуры через урочную, внеурочную деятельность и внеклассную работу»
Опыт работы по теме «Приобщение к чтению и формирование читательской культуры через урочную, внеурочную деятельность и внеклассную работу»...
Буктрейлер как средство приобщения к чтению
Мастер - класс с практической частью и презентацией...
Приобщение к чтению через сказки англоязычных писателей
Чтение - это не самое любимое занятие современных подростков. Как приобщить детей к чтению, привить интерес к иноязычной культуре? Мой ответ - через сказки!...