Подготовка конкурентоспособных кадров
статья на тему
Роль системы профессионального и технического образования возрастает по мере продвижения общества по пути прогресса. Новые условия развития страны ставят перед системой ТИПО новые приоритеты и задачи. В качестве ключевой выдвигается задача подготовки специалистов обладающих ключевыми и профессиональными компетенциями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_poltavets.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка конкурентоспособных кадров в свете Послания Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»
Знания и профессиональные навыки- ключевые ориентиры современной системы образования,
подготовки и переподготовки кадров»
Из Послания Н.А.Назарбаева к народу Казахстана
«Стратегия « Казахстан-2050: новый политический курс
состоявшегося государства»
Роль системы профессионального и технического образования возрастает по мере продвижения общества по пути прогресса. Новые условия страны ставят перед системой ТиПо новые приоритеты и задачи. В качестве ключевой выдвигается задача подготовки специалистов обладающих ключевыми и профессиональными компетенциями.
С решением поставленной задачи тесно переплетается миссия , которую определил для себя коллектив Аграрного колледжа Аккайынского района: « Подготовка компетентных специалистов , с конкурентоспособными навыками, востребованных на рынке труда». Так как колледж ведет подготовку по профессиям сельскохозяйственной направленности «Фермерское хозяйство» и « Техническое обслуживание и ремонт в сельском хозяйстве» традиционным рынком труда для наших выпускников являются предприятия агропромышленного комплекса района и области. В своем Послании к народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Н.А.Назарбаев подчеркивает необходимость перевода агропромышленного комплекса на инновационные рельсы. Инновационная модель хозяйствования характеризуется внедрением и развитием современных технологий и инноваций. Одним из важнейших путей повышения конкурентоспособности сельского хозяйства является рост технического оснащения сельскохозяйственного производства, в связи с этим повышаются и требования к качеству рабочих сельскохозяйственного профиля.
В настоящее время можно выделить следующие приоритетные направления в обучении и подготовки конкурентоспособных кадров :
• компетентностный подход в обучении и воспитании;
• эффективные методики преподавания;
- укрепление материально-технической базы.
• развитие социального партнёрства с привлечением работодателей к учебно-производственному процессу колледжа.
Компетентностный подход призван обеспечивать подготовку компетентных специалистов, востребованных на рынке труда. Успех реализации данного подхода во многом определяется уровнем профессиональной среды в учебном заведении. Важной составляющей профессиональной среды является кадровый состав колледжа. Инженерно-педагогический состав колледжа это кадры высокой квалификации. Показательным является например тот факт, что 97% качественного состава имеют категории, из них 40%- высшую и первую. 77% мастеров производственного обучения имеют высшее образование. В колледже ведется систематический мониторинг уровня профессиональной компетенции сотрудников, отправными точками которого являются: своевременное прохождение курсов, участие в областных и республиканских конкурсах студентов и инженерно-педагогических работников.( Шишкин Сергей участник Республиканского конкурса « Лучший по профессии механизатор»2013г. Зарипов Канат – Диплом второй степени в Областном конкурсе «Лучший по профессии повар» 2013г, Костенко Андрей – диплом третьей степени в областном конкурсе « Лучший по профессии сварщик»2013г. и т.д.)
Преподаватели колледжа имеют опыт использования на уроках инновационных технологий. Например, обобщен опыт применения групповых форм преподавания дисциплины « Тракторы и автомобили» С.М.Савоськина, использование коллективных способов обучения В.А.Кузнецова, преподавателя СХМ, преподавателя Л.Б.Высоцкой по применению модульных технологий .
Обновляется материально-техническая база колледжа, В 2012-2013 учебном году были приобретены комбайн « Енисей», многофункциональный трактор « Белорус», мобильный интерактивный класс МИК.
В современных экономических условиях все более актуальным становится вопрос формирования новой системы взаимоотношений между образовательным учреждением и предприятиями. Развитие и укрепление системы социального партнерства – это прежде всего ориентация деятельности учебного заведения на комплексное социально-экономическое развитие региона, местный рынок труда и запросы населения
Коллектив Аграрного колледжа Аккайынского района придает важное значение становлению и развитию социального партнерства в подготовке специалистов сельскохозяйственного производства.
Одним из приоритетных направлений социального партнерства среднего профессионального образования является формирование устойчивой взаимосвязи образования и производства, для преодоления относительной изоляции системы профессионального образования от рынка труда, качественных и количественных различий между спросом и предложением на рынке труда, вызванных стремительными экономическими и социальными переменами.
Цель социального партнерства – повышение качества профессиональной подготовки, удовлетворение текущих и перспективных потребностей социальных партнеров в высококвалифицированных специалистах.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- совместно с социальными партнерами планировать направления взаимодействия в подготовке специалистов и рабочих кадров;
- повысить у студентов мотивацию к учению, освоению профессии (специальности).
Администрацией колледжа заключены трехсторонние соглашения о сотрудничестве с 10 хозяйствами района. На базе этих хозяйств студенты имеют возможность проходить практику по всем квалификациям ( тракторист - машинист, повар, сварщик, бухгалтер, водитель), обеспечение рабочими местами 100%, практика оплачиваемая.
Независимые эксперты в квалификационных и апелляционных комиссиях, представлены нашими социальными партнерами, кроме этого они являются консультантами при разработке учебных планов и программ.
Социальные партнеры являются участниками традиционных мероприятий « Посвящение в хлеборобы», Конкурсов профессионального мастерства, классных часов по профориентации, производственных экскурсии призванных поднять престиж получаемых профессий.
С какими проблемами сталкивается коллектив колледжа при подготовке конкурентоспособных специалистов?
В первую очередь материально-техническое обеспечение учебного хозяйства не отвечает современным требованиям, к сожалению даже новая техника, приобретаемая для образовательных учреждений является морально устаревшей.
Особенно остро стоит вопрос о невозможности получения студентами нескольких рабочих квалификаций. Опрос работодателей и практика показывает, что на селе востребованным, а значит и конкурентоспособным является специалист владеющий смежными квалификациями. Возможность такого подхода доказана практикой, а необходимость продиктована временем.
К проблемам можно отнести и демографическую ситуацию, и бурный процесс урбанизации, который затронул все районы области. Молодые стремятся в город. Немногие готовы остаться на селе, но те кто остается имеют возможность работать и повышать свое благосостояние при условии хорошего профессионального образования.
И в заключении хочется отметить, что конкурентоспособный специалист это прежде всего гармонично развитая личность, поэтому на высоком уровне поставлен в колледже воспитательный процесс. Большое внимание уделяется гражданско-патриотическому, правовому, духовно - нравственному воспитанию, пропаганде ЗОЖ. Студенты колледжа являются победителями и призерами областных спортивных соревнований.
Творческий подход, высокий профессионализм позволяет коллективу колледжа решать задачи по воспитанию и подготовки конкурентоспособных кадров, востребованных на рынке труда.
Литература.
- Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г.Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее
- Компетентностный подход в подготовке специалистов Ибрагимова Н.А. Техническое и профессиональное образование № 3 2013г
- «Социальное партнерство – основное условие подготовки конкурентоспособного рабочего» Мешкова Н.И.Горячкин А.А.Суспицина М.М.
- Научная библиотека http://www.dissercat
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности?
Инновационные процессы – это введение новообразований в педагогические технологии и практику; превращение отдельных инициатив и новаций в механизм развития образования, что предполагает ...
Проблемы подготовки рабочих кадров в условиях Крайнего Севера
Существующие учебные программы содержат материал, который не учитывает конкретные природные условия проживания и особенно жесткие климатогеографические особенности северных регионов. ...
Статья "Метод проектов как способ подготовки конкурентоспособного специалиста"
Данная статья опубликована в собрнике IV Общероссийской заочной научно-практической конференции "Профессиональная школа в структуре развития трудового потенциала страны"...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ГОРОДА ПО ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Статья подготовлена дл выступления на областной конференции "Профессиональная адаптация выпускников на рынке труда"....
Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий подготовки конкурентоспособного специалиста
Выступление...
Работа с одарёнными детьми как один из главных факторов подготовки конкурентоспособного выпускника
Работа с одарёнными детьми как один из главных факторов подготовки конкурентоспособного выпускника...
Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Физическая культура и здоровье в подготовке конкурентоспособного выпускника ОУ СПО"
В сборнике предоставлены материалы и выступления преподавателей ССУЗов, из которых можно черпать информацию для самообразования и самосовершенствования....