Подготовка конкурентоспособных кадров
статья на тему

Полтавец Владимир Владимирович


Роль системы  профессионального и технического образования возрастает по мере продвижения общества по пути прогресса. Новые условия развития страны ставят перед системой ТИПО новые приоритеты и задачи. В качестве ключевой выдвигается задача подготовки специалистов обладающих ключевыми и профессиональными компетенциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_poltavets.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка конкурентоспособных кадров в свете Послания Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»

                                           Знания и профессиональные навыки- ключевые ориентиры современной системы образования,

подготовки и переподготовки кадров»

Из Послания Н.А.Назарбаева  к народу Казахстана

 «Стратегия « Казахстан-2050: новый политический курс

 состоявшегося государства»

         Роль системы профессионального и технического образования возрастает по мере продвижения общества по пути прогресса. Новые условия страны ставят перед системой ТиПо новые приоритеты и задачи. В качестве ключевой выдвигается задача подготовки специалистов обладающих ключевыми и профессиональными компетенциями.

С решением поставленной задачи тесно переплетается миссия , которую определил для себя коллектив Аграрного колледжа Аккайынского района:                               « Подготовка компетентных специалистов , с конкурентоспособными навыками, востребованных на рынке труда». Так как   колледж ведет подготовку по профессиям сельскохозяйственной направленности  «Фермерское хозяйство» и « Техническое обслуживание и ремонт  в сельском хозяйстве» традиционным рынком труда для наших выпускников являются предприятия агропромышленного комплекса района и области. В своем Послании к народу Казахстана  «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Н.А.Назарбаев  подчеркивает необходимость перевода агропромышленного комплекса на инновационные рельсы. Инновационная модель хозяйствования характеризуется внедрением и развитием современных технологий и инноваций. Одним из важнейших путей повышения конкурентоспособности сельского хозяйства является рост технического оснащения сельскохозяйственного производства, в связи с этим повышаются и требования к качеству рабочих сельскохозяйственного профиля.

В настоящее время можно выделить следующие  приоритетные направления в обучении и подготовки  конкурентоспособных кадров : 

• компетентностный подход в обучении и воспитании;
• эффективные методики преподавания;

  • укрепление материально-технической базы.

• развитие социального партнёрства с привлечением работодателей к учебно-производственному процессу колледжа.

Компетентностный подход призван обеспечивать подготовку компетентных специалистов, востребованных на рынке труда. Успех реализации данного подхода во многом определяется уровнем профессиональной среды в учебном заведении.  Важной составляющей профессиональной среды является кадровый состав колледжа. Инженерно-педагогический состав колледжа это кадры высокой квалификации. Показательным является например тот факт, что 97% качественного состава имеют категории, из них 40%- высшую и первую.  77% мастеров производственного обучения имеют высшее образование. В колледже ведется систематический мониторинг уровня профессиональной компетенции сотрудников, отправными точками которого являются: своевременное прохождение курсов, участие в областных и республиканских конкурсах студентов и инженерно-педагогических работников.( Шишкин Сергей  участник  Республиканского конкурса « Лучший по профессии механизатор»2013г.  Зарипов Канат – Диплом второй степени в Областном конкурсе «Лучший по профессии повар» 2013г, Костенко Андрей – диплом третьей степени в областном конкурсе « Лучший по профессии сварщик»2013г. и т.д.)

Преподаватели колледжа имеют опыт использования на уроках инновационных технологий. Например, обобщен опыт применения групповых форм преподавания дисциплины « Тракторы и автомобили» С.М.Савоськина, использование коллективных способов обучения В.А.Кузнецова, преподавателя СХМ, преподавателя Л.Б.Высоцкой по применению модульных технологий .

Обновляется материально-техническая база колледжа, В 2012-2013 учебном году были приобретены  комбайн « Енисей», многофункциональный трактор « Белорус», мобильный интерактивный класс МИК.

В современных  экономических условиях все более актуальным становится вопрос формирования новой системы взаимоотношений между образовательным учреждением и предприятиями. Развитие и укрепление системы социального партнерства – это прежде всего ориентация деятельности учебного заведения на комплексное социально-экономическое развитие региона, местный рынок труда и запросы населения  

Коллектив Аграрного колледжа Аккайынского района  придает важное значение становлению и развитию социального партнерства в подготовке специалистов сельскохозяйственного производства.

Одним из приоритетных направлений социального партнерства среднего профессионального образования является формирование устойчивой взаимосвязи образования и производства,  для преодоления относительной изоляции системы профессионального образования от рынка труда, качественных и количественных различий между спросом и предложением на рынке труда, вызванных стремительными экономическими и социальными переменами.

Цель социального партнерства – повышение качества профессиональной подготовки, удовлетворение текущих и перспективных потребностей социальных партнеров в высококвалифицированных специалистах.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  •  совместно с социальными партнерами планировать направления взаимодействия в подготовке специалистов и рабочих кадров;
  • повысить у студентов мотивацию к учению, освоению профессии (специальности).

Администрацией колледжа заключены трехсторонние соглашения о сотрудничестве с 10 хозяйствами района. На базе этих хозяйств студенты имеют возможность проходить практику по всем квалификациям ( тракторист - машинист, повар, сварщик, бухгалтер, водитель),  обеспечение рабочими местами 100%, практика оплачиваемая.

Независимые эксперты в квалификационных и апелляционных комиссиях, представлены нашими социальными партнерами, кроме этого они являются консультантами при разработке учебных планов и программ.

Социальные партнеры являются участниками традиционных мероприятий  « Посвящение в хлеборобы», Конкурсов профессионального мастерства, классных часов по профориентации, производственных экскурсии призванных поднять престиж получаемых профессий.

С какими проблемами сталкивается коллектив колледжа при подготовке конкурентоспособных специалистов?  

В первую очередь  материально-техническое обеспечение учебного хозяйства не отвечает современным требованиям, к сожалению даже новая техника, приобретаемая для образовательных учреждений  является морально устаревшей.

Особенно остро стоит вопрос о невозможности получения студентами нескольких рабочих квалификаций. Опрос работодателей и практика показывает, что на селе востребованным, а значит и конкурентоспособным является специалист владеющий смежными квалификациями. Возможность такого подхода доказана практикой, а необходимость продиктована временем.

К проблемам можно отнести и демографическую ситуацию, и бурный процесс урбанизации, который затронул все районы области. Молодые стремятся в город. Немногие готовы остаться на селе, но те кто остается имеют возможность работать и повышать свое благосостояние при условии хорошего профессионального образования.  

И в заключении хочется  отметить, что конкурентоспособный специалист это прежде всего гармонично  развитая личность, поэтому  на высоком уровне поставлен в колледже воспитательный процесс. Большое внимание уделяется гражданско-патриотическому, правовому, духовно - нравственному воспитанию, пропаганде ЗОЖ. Студенты колледжа являются победителями и призерами областных спортивных соревнований.

Творческий подход, высокий профессионализм позволяет коллективу колледжа решать задачи по воспитанию и подготовки конкурентоспособных кадров, востребованных на рынке труда.

Литература.

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г.Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее
  2. Компетентностный подход в подготовке специалистов   Ибрагимова Н.А.  Техническое и профессиональное образование № 3 2013г
  3. «Социальное партнерство – основное условие подготовки конкурентоспособного рабочего»   Мешкова Н.И.Горячкин А.А.Суспицина М.М.
  4. Научная библиотека http://www.dissercat

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности?

Инновационные процессы – это введение новообразований в педагогические технологии и практику; превращение отдельных инициатив и новаций в механизм развития образования, что предполагает ...

Проблемы подготовки рабочих кадров в условиях Крайнего Севера

Существующие учебные программы содержат материал, который не учитывает конкретные природные условия проживания и особенно жесткие климатогеографические особенности северных регионов.     ...

Статья "Метод проектов как способ подготовки конкурентоспособного специалиста"

Данная статья опубликована в собрнике IV Общероссийской заочной научно-практической конференции "Профессиональная школа в структуре развития трудового потенциала страны"...

Работа с одарёнными детьми как один из главных факторов подготовки конкурентоспособного выпускника

Работа с одарёнными детьми как один из главных факторов подготовки конкурентоспособного выпускника...

Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Физическая культура и здоровье в подготовке конкурентоспособного выпускника ОУ СПО"

В сборнике предоставлены материалы и выступления преподавателей ССУЗов, из которых можно черпать информацию для самообразования и самосовершенствования....