Конспект занятия по иппотерапии «Развитие вестибулярного аппарата и мышц верхней части туловища»
план-конспект занятия на тему

Лукьянов Виктор Сергеевич

Занятие по иппотерапии разработано для детей от 3 до 6 лет, показания - нарушения опорно-двигательного аппарата легкой формы, нарушения осанки, нарушения психо-эмоциональной сферы. Занятие способствует развитию вестибулярного аппарата ребенка и мышц верхней части туловища.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_lukyanov1.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

МОКУ ДОД

 «ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИППОТЕРАПИИ

на тему:

«РАЗВИТИЕ ВЕСТИБУЛЯРНОГО АППАРАТА

И МЫШЦ ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ ТУЛОВИЩА»

Выполнил:

ПДО Лукьянов Виктор Сергеевич

Новомосковск – 2014


Занятие по иппотерапии «Развитие вестибулярного аппарата

и мышц верхней части туловища»

Тема занятия: «Развитие вестибулярного аппарата и мышц верхней части туловища».

Особенности ребенка: возраст - от 3 до 6 лет, показания - нарушения опорно-двигательного аппарата легкой формы, нарушения осанки, нарушения психо-эмоциональной сферы.

Цель занятия: развитие вестибулярного аппарата ребенка и мышц верхней части туловища.

Задачи занятия:

  • научить выполнять коррекционно-развивающие упражнения по тренировке вестибулярного аппарата и мышц верхней части туловища (шеи, спины, рук, живота, боковых мышц);
  • добиться развития опорно-двигательного и вестибулярного аппарата ребенка,  развития эмоционально-волевой сферы, мотивации к занятиям;
  • воспитание нравственных качеств личности воспитанника (внимание к животному, аккуратность, умение добиваться поставленной цели).

Оборудование:

Пони, подготовленный к занятию.

Педагогический состав: педагог-иппотерапевт, коневод.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Форма занятия: индивидуальное занятие на движущейся лошади.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент – 1 минута.
  2. Повторение пройденного материала и техника безопасности по обращению с лошадью – 4 минуты.
  3. Развитие вестибулярного аппарата и мышц верхней части туловища.
  1. Разминка, знакомство с темой, целями и задачами занятия - 4 минуты.
  2. Устное ознакомление с новыми упражнениями – 3 минуты.
  3. Практическое усвоение упражнений – 15 минут.
  4. Итоги занятия – 2 минуты.
  1. Объяснение домашнего задания – 1 минута.


ХОД  ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент (1 минута).

Приветствие ребенка, установление эмоционального контакта, оценка общего психофизиологического состояния ребенка. Организация внимания и внутренней готовности ребенка к занятию.

  1. Повторение пройденного материала и техника безопасности по обращению с лошадью (4 минуты).

Проведение инструктажа по технике безопасности при обращении с лошадью в конюшне, при чистке лошади и во время занятия на манеже.

Вопросы к воспитаннику по пройденному теоретическому материалу:

1. С какой стороны нужно подходить к лошади?

2. Как нужно вести себя в конюшне?

3. Что делать, чтобы лошадь не наступила на ногу?

  1. Развитие вестибулярного аппарата и мышц верхней части туловища.

  1. Разминка, знакомство с темой, целями и задачами занятия. (4 минуты).

Разминка проводится на лошади, движущейся шагом. Посадка производится с помощью иппотерапевта. Во время разминки ребенок привыкает к темпу движения лошади, самостоятельно принимает удобное и наиболее правильное положение.

Коновод ведет лошадь в поводу, следя, чтобы она не ускоряла и не замедляла шаг, была спокойна и не пыталась взбрыкнуть или лягнуть.

Иппотерапевт страхует ребенка за ногу и спину.  Во время разминки знакомит с темой занятия, целями, задачами.

Иппотерапевт: «Сегодня на занятии мы будем развивать твои мышцы и умение держать равновесие. Эти умения помогут тебе и в обычной жизни – ты сможешь правильно двигаться, ровно держать спинку, будешь лучше себя чувствовать. Поэтому старайся меня внимательно слушать, правильно выполнять упражнения, постоянно следи за своим телом – сиди ровно, следи за ручками и ножками».

Ребенок: задает вопросы.

  1. Устное ознакомление с новыми упражнениями – 3 минуты.

Педагог описывает общий смысл упражнений, обосновывая их подбор.

Иппотерапевт: «Сегодня мы выполним 6 интересных и полезных упражнений. Сначала выслушай, как выполнить упражнение, а затем с моей помощью спокойно и медленно выполняй. Сначала мы сделаем упражнение на развитие мышц твоей шеи, затем -  мышц рук, спины, живота, боковых мышц».

Ребенок: слушает, задает вопросы.

  1. Практическое усвоение упражнений – 15 минут.

Коновод ведет лошадь в поводу, следя, чтобы она не ускоряла и не замедляла шаг, была спокойна и не пыталась взбрыкнуть или лягнуть.

Иппотерапевт страхует ребенка за ногу и спину и беседует с ним, проводит упражнения в игровой форме.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок смотрел за руками, что они делают. Это тоже касается всех ниже написанных упражнений для рук, головы и верхней части тела. Если ребенок научится следить за руками, останавливать свой взгляд на предметах, которые он собирается взять, ему будет проще контролировать свои движения в будущем.

  1. Упражнение «Хочуха-нехочуха» (2 минуты)

Исходное положение: сидя верхом на лошади, спина прямая, руки на ручках гурта.

Иппотерапевт: «кто такой Хочуха? Тот, кто всегда соглашается и кивает головой. Покажи, как кивает Хочуха. Сначала медленно-медленно, а потом попробуем быстрее».

Иппотерапевт прослеживает и корректирует движения ребенка. Необходимо следить, чтобы спина была прямая, а шея хорошо прогибалась вперед. И чтобы подбородок при наклоне вперед касался груди.

Упражнение ведется под счет иппотерапевта «Раз-два-три-четыре», чтобы контролировать темп выполнения упражнений.  

Ребенок: отвечает на вопросы, выполняет движения головой вперед-в исходное положение и повороты вправо-влево под счет иппотерапевта.

Затем подобным образом выполняются упражнения «Нехочухи»:

Исходное положение: сидя верхом на лошади, спина прямая, руки на ручках гурта.

Ребенок поворачивает головой вправо-влево под счет иппотерапевта.

  1. Упражнение «Тыковка на хвостике» (2 минуты)

Исходное положение: сидя верхом на лошади, спина прямая, руки на ручках гурта.

Иппотерапевт: «Представь себе тыковку. Представь, что мы взяли ее за хвостик и покрутили вокруг него. Представь что тыковка – это твоя головка, а хвостик – это твоя шея. Покрути головкой  начала в правую сторону «Раз-два-три-…», а затем в левую сторону «Раз-два-три-…».

Ребенок: выполняет круговые движения головой в одну и в другую сторону.

Упражнение ведется под счет иппотерапевта.

  1. Упражнение «Паравозик» (3 минуты)

Исходное положение: сидя верхом на лошади, спина прямая, руки на ручках гурта.

Иппотерапевт: «Теперь будут работать твои плечи. Подвигай плечиком вверх-вниз, теперь другим плечиком, а теперь повращай одним плечиком, а теперь другим. А сейчас ты будешь паровозиком: вращай двумя плечами вместе «Раз-два-три-…»  

Ребенок: выполняет движения плечами по очереди вверх и вниз.  

Следить, чтобы плечо при этом касалось уха. Каждое движение выполняется 4-6 раз.

Ребенок: выполняет круговые вращения, а затем синхронно.

Упражнение ведется под счет иппотерапевта.

  1. Упражнение «Ванька-встанька» (3 минуты)

Исходное положение: сидя верхом на лошади, спина прямая, руки на ручках гурта.

Иппотерапевт: «Помнишь, что делает Ванька-встанька? Попробуй наклониться в правую сторону за правой ручкой, а потом опять вернуться в исходное положение. Как Ванька-встанька. Потом мы сделаем то же самое в другую сторону».

Ребенок:  выполняет наклоны корпуса вправо-влево, за рукой.

Поддерживать ребенка за руку, следить, чтобы спина была ровной. Каждое движение выполняется 8 раз.

  1. Упражнение «Лесенка» (2 минуты)

Исходное положение: сидя верхом на лошади, спина прямая, руки на ручках гурта.

Иппотерапевт: «Представь, что ты поднимаешься по лесенке, только не ножками, а ручками – хватайся постепенно за гриву лошади, перебирая ручками дальше и дальше, а затем ляг на шею коня и расслабься на минуту. Потом ты обнимешь и погладишь лошадку, а потом – опять «по лесенке» вернешься в исходное положение. Я буду тебе подсказывать, слушай внимательно.

Ребенок: перехватываясь по гриве, как по лестнице, ложится на шею коня, расслабляется на минуту, обнимает и поглаживает лошадку по шее, а затем перехватывается в обратном порядке и садится в исходное положение.

Давать четкие последовательные инструкции ребенку при каждом действии. Внимательно контролировать положение ребенка в седле. Упражнение выполняется 3-4 раза.

  1. Упражнение лежа на спине (3 минуты)

Исходное положение: сидя верхом на лошади, спина прямая, руки на ручках гурта.

Иппотерапевт: «Сейчас мы выполним сложное, но приятное упражнение. Ты постепенно с моей помощью ляжешь на спину и постараешься расслабиться. Затем необходимо снова сесть. После этого упражнения мышцы твоего живота станут сильнее».

Ребенок: Ложится на круп, руки тянет вверх и расслабляется. Лежит одну минуту. Старается приподнять спину и самостоятельно принять исходное положение.

Постоянно поддерживать ребенка. При вставании поддерживать его за спину, помогая сесть. Упражнение выполняется 3-4 раза.

Спешивание происходит при минимальном участии педагога.

  1.  Итоги занятия – 2 минуты.

Вопросы к воспитаннику:

  • Какие упражнения тебе больше всего понравились?
  • Какие были самыми сложными?
  • Какую оценку ты поставишь себе за занятие?

Оценка педагогом работы воспитанника на занятии с указанием ошибок и успехов ребенка.

  1. Объяснение домашнего задания – 1 минута.

Иппотерапевт: «Запомни домашнее задание: нарисуй в альбоме картину, как ты выполнял одно из упражнений сегодня на занятии».

Ребенок: при необходимости задает вопросы, уточняющие задание.

После занятия ребенок угощает и поглаживает лошадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: "Повторение прямых ударов в голову и туловище и защита от них".

Совершенствование техники прямых ударов в голову и туловище и защита от них....

Конспект занятия по теме: "Совершенствование боковых ударов в голову и туловище и защита от них".

Совершенствование техники боковых ударов в голову и туловище и защита от них....

Конспект занятия «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ» групповое занятие (средняя группа)

Конспект занятия«ИГРЫ  НА  РАЗВИТИЕ  КООРДИНАЦИИ  ДВИЖЕНИЙ»групповое занятие (средняя группа)...