Программа факультатива «Традиции кубанской семьи»
календарно-тематическое планирование на тему

Программа факультатива  «Традиции кубанской семьи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fakultativa.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа факультатива  «Традиции кубанской семьи»

1. Пояснительная записка

                                                    Чем дальше в будущее входим,

                                                        Тем больше прошлым дорожим,

                                                          И в старом красоту находим,

                                                    Хоть новому принадлежим.

                                                                           Вадим Шефнер

Сегодня русский народ стоит перед выбором: сохранится ли он как этнос или будет и дальше быть «советским народом» полиэтническом социуме России. Пока делаются первые неуверенные шаги вступления на почву новой идеологии, постижения русской народной философии и психологии. Концепции русской национальной школы еще нет, она только создается. Но есть постулат, который будет в этой концепции обязательно: национальная школа в результате своей деятельности должна превратить общечеловеческие ценности, ценности абстрактные в конкретные, узнаваемые в духовном наследии России.

        Социальное становление менталитета русского человека немыслимо без формирования исторической памяти, который состоит из четырех пластов, ни один из которых нельзя не учитывать. Первый пласт – самый глубокий, потаенный, закладывается в человеке с первых дней жизни рассказами родителей, семейными традициями и преданиями, окружающей ребенка обстановкой. Второй пласт шире первого,  и пропитан нашей любовью к малой родине, с которой связаны впечатления детства и юности, а так же началом осознания большой Родины. Перешагнуть через этот уровень нельзя, ибо человек должен быть связан корнями с землей, на которой живет его семья, стоит родная улица, родной город.  Третий пласт совпадает с государственной памятью, когда каждый человек осознает себя частицей исторического наследия, а Родина отождествляется  с Отечеством. Здесь истоки высокого и подлинного патриотизма. И, наконец, четвертый пласт национальной памяти, который вбирает в себя знания и уважения к ценностям всей человеческой цивилизации.

        На формирование трех пластов исторической памяти, на актуализацию знаний о семейных традициях и обрядах восточно-славянской ветви народов ориентирована предложенная программа.

        Данный курс является пропедевтикой для усвоения учащимися в среднем звене школы программ с региональным компонентом.

Сегодня мы начинаем глубже осознавать животворную роль семейных этнопедагогических традиций. Дикий шиповник и благородная роза – биологически один и тот же вид. Но шиповник рос так, как это ему удалось, а розу взрастили несколько поколений садовников-селекционеров. Будут традиции, будет забота о человека – больше будет благородных цветов и меньше корявых дичков.

Прервана связь поколений и много хороших традиций утеряно, и, по-видимому, пришла пора их найти, узнать и традиции, обеспечивающие положительный эмоциональный фон в семейных отношениях,  возродить. Ведь на многие вопросы, над решением которых мы сейчас задумываемся, народная семейная педагогика ответила давным-давно, когда связь людей совсем юных, зрелых и пожилых объединяла в единую семью как естественно-биологическое и духовное сообщество людей.

Воспитание учащихся на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса в школе. Русская культура позволяет привить учащимся нравственный иммунитет против волны аморализма, захлестнувшего страну. Высокое целомудрие, пафос добра и правды, поиск красоты вечной и непроходящей позволяет омыть детские души от невиданного потока непристойности. «В наши дни открыто заговорили о том, что реально встал вопрос о самом существовании того, что мы называем русской цивилизацией» (А. Сахаров). Об этом педагог не имеет права забывать, так как в его руках будущее нации, Родины.

Без знаний основ народной русской жизни, жизни казачьего населения Кубани, родного фольклора, классического искусства нельзя воспитать патриота и гражданина России. Это делает данную программу актуальной в современных условиях.

Судьба казачества – это трудные, но славные страницы истории России и нашего края. Являясь пограничным оплотом российского государства на юге, кубанское казачество одновременно создавало самобытную культуру, которая будучи частью российской культуры, проявлялась в  образе жизни казаков, одежде, языке, фольклоре.

    При составлении данной программы были  использованы: Ратушняк В. Н., М.В. Мирук, «История кубанского казачества», Краснодар 2009, Бондарева н. А., «Традиции нашей семьи». Армавир  

Программа курса «Традиции кубанской семьи» рассчитана на учащихся 5-7 классы.

Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями ребенка (ведущая деятельность – учебная; появляются возрастные и психологические новообразования: наглядно – образное  мышление и предпосылки отвлеченного мышления,  произвольность психологических процессов, планирующая функция мышления (внутренний план действий);  рефлексия (способность обосновывать свои действия)).

Формы организации учебного процесса: беседы, уроки-путешествия, конкурсы, викторины, самостоятельное и под руководством преподавателя выполнение  упражнений и заданий, поисковая работа.

Формы внеклассной работы: проведение фольклорных и казачьих праздников, экскурсии, встречи с представителями казачества, старожилами поселка, с научными сотрудниками Краснодарского Государственного историко-археологического музея им. Е.Д.Фелицына.

Срок реализации программы – 2 года. Каждый год обучения предполагает 34 учебных часа (один раз в неделю). Продолжительность занятия – 40 минут.. Преобладает комплексный тип занятий (рассматриваются как теоретические, так и практические вопросы). Оптимальное количество учащихся на занятиях 8 – 12 человек.

Факультатив состоит из восьми разделов:

- традиции и обряды, связанные с жильем;

- традиции и обряды, связанные с рождением ребенка;

- традиции и обряды, обеспечивающие благополучие в семье;

- традиции и обряды, связанные с родственными отношениями;

- свадебные традиции и обряды;

- традиции и обряды, обеспечивающие подготовку к концу земной жизни;

- фольклор Кубанского казачества;

- казачьи символы и знаки.

Программа рекомендован для реализации в вариативной части базисного плана как факультативный курс для предметов гуманитарного цикла предметов.

Возрастная направленность программы четко не обозначена, т.к. это будет зависеть не столько от интеллектуального, сколько от духовного возраста детей. Наиболее вероятно, что обучение по этой программе будет доступно детям начиная с подготовительной в школе группы в дошкольном учреждении. Учащиеся начальной и средней школы, не имеющие опыта образования по данной тематике, тоже могут быть ознакомлены с содержанием этого курса. Разный методический аппарат обеспечит возможность использовать данную программу в разных возрастных  группах.

Каждое занятие факультатива представлено теоретической и практической  частью, вариантами домашних заданий, зрительными музыкальными рядами, пословицами.

В теоретической части перечислены основные сведения из народной семейной культуры по теме занятия, а в практической части предлагаются возможные варианты практических заданий для усвоения  полученной информации при обязательном их использовании в своей жизни и жизни родной семьи.

Обучение по данной программе носит комплексный характер, так как предполагает обязательное сочетание познания семейных традиций и обрядов с воспитательной и продуктивной деятельностью, что будет способствовать лучшему усвоению курса.

Без связи с семьей немыслимо постижение ее ценностей, поэтому на каждом занятии ребята получают разного рода задания, чтобы познакомиться с историей, особенностями и достоинствами конкретно своей семьи. В этом аспекте ребята будут выступать просветителями в возрождении этнопедагогического назначения своей семьи.

Практическая часть поможет перевести теоретическую часть в зрительные образы. Хорошую помощь в этом окажут опорные схемы. Например: по теме «Мужские и женские обязанности в семье» символично рисуются мужчина и женщина и рядом с ними тоже символично инструменты, необходимые в семье для мужчины и женщины.

Обязательным условием в  данной программе является использование на каждом занятии зрительного и слухового материала, когда на лучших произведениях классической живописи и музыки ребята смогут понять смысл, историческую ценность и самобытность каждой семейной традиции. Рекомендованный перечень произведений живописи и музыки является возможным и предполагает выбор его педагогом с учетом возраста детей и возможностей конкретного образовательного учреждения.

Предложенные  пословицы тоже являются желательным компонентом  каждого занятия, так как постижение этнопедагогики семьи не может быть без использования народной мудрости.

Отдельные занятия посвящены ознакомлению с православными ценностями. Их  содержание носит   характер  ознакомления с частью исторического прошлого и, надеемся, будущего русского народа.

Каждый раздел программы желательно завершить итоговым занятием, на котором можно провести викторину, практическое задание, проектную работу,  где выявлены были бы знания и умения.

Общее количество занятий факультатива -68. В зависимости от возможностей образовательного процесса факультативный курс может быть пройден за один год, тогда периодичность занятий – по 2 в неделю. Если же для факультатива будет выделено по одному занятию в неделю, тогда программа курса будет пройдена за два года.

После окончания курса обучения, предусмотренного донной программой, дети смогут приобщиться к культуре своего народа, утвердить в своем сознании место своего «Я» в системе «СЕМЬЯ» - «РОД» - «НАРОД» - «ЧЕЛОВЕЧЕСТВО».

Цель формирование представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

Задачи:

- воспитание подлинного патриотизма, гордости за Кубань, свой народ;

- возрождение духовных и нравственных начал народной жизни, приумножение   богатств духовной культуры Кубани;

- изучение традиций, обычаев кубанских казаков;

- изучение и сохранение исторического и культурного наследия казачества Кубани;

- приобщение детей к историко-культурному наследию, к нравственным и духовным ценностям;

- приобщение учащихся к общественной жизни школы, поселка;

- формирование  таких черт характера как милосердие, справедливость, доброта, честность, трудолюбие.

воспитание основы для мировоззрения воспитанника этнопедагогики со следующими убеждениями:

- я – труженик  и своим созидательным трудом должен обеспечивать благополучие семьи и Родины;

- я – ценитель и созидатель красоты, которую понимаю как высшую духовную ценность и фактор благополучия в мире;

- я – достойный человек, занимающийся развитием своего духовного, психического, физического и социального здоровья;

- я – образованный человек, стремящийся к разнообразному, созидательному и, прежде всего, творческому умственному и физическому труду;

- я – культурный человек и, значит, хорошо знающий историю своего Отечества и культуру народа;

- я – россиянин, патриот своей Родины, ее защитник и постараюсь своим добрым трудом принести пользу Отечеству;

- я - семьянин, продолжатель прогрессивных традиций своих предков, хранитель этнокультурных ценностей своего семейного рода;

- я – землянин, хранитель и защитник земли людей, моих родных и живой природы;

- я – миролюбивый человек, стремящийся к покою и согласию между людьми, народами и государствами.

Таблица тематического распределения часов 1 год обучения:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Раздел 1. Традиции и обряды, связанные с жильем  

6

6

2

Раздел 2. Традиции и обряды, связанные с рождением ребенка

9

9

3

Раздел 3. Традиции и обряды, обеспечивающие благополучие в семье

17

19

4

Итого

34

34

Таблица тематического распределения часов 2 год обучения:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Раздел 3. Традиции и обряды, обеспечивающие благополучие в семье

11

11

2

Раздел 4. Традиции и обряды, связанные с родственными отношениями

7

7

3

Раздел 5. Свадебные традиции и обряды

5

5

4

Раздел 6. Традиции и обряды, обеспечивающие благополучную подготовку к концу жизни

5

5

5

Раздел 7. Фольклор Кубанского казачества

6

2

6

Раздел8.  Казачьи символы и знаки

5

4

7

Итого

34

34

2. Содержание обучения

1 год обучения

Раздел 1. Традиции и обряды, связанные с жильем   (6 час)

Ознакомление с традициями и обрядами, связанные с жильем. Традиции и обычаи казаков. Казачья хата. Подворье. Конь – верный друг казака.

Выполнение рисунков на тему «Казачья хата», оформление выставки 

Раздел 2. Традиции и обряды, связанные с рождением ребенка (9 часов)

Ожидание ребенка. Поведение семьи после рождения ребенка. Крещение младенцев.

Выбор имени. День ангела и день рождения. Воспитание детей. Детский фольклор.

 Раздел 3. Традиции и обряды, обеспечивающие благополучие в семье(19часов)

Виды кубанских семей. «Домострой» как народное наследие. Кубанская национальная кухня. Соблюдение постов. Понятие о религии. Христианство. Православный храм и поведение в нем. Колокольный звон и богослужение. Иконопись. Православные праздники. Военная служба казака.  Конь – верный друг казака. Лекарственные травы. Мужские дела в хозяйстве. Женские дела в хозяйстве. Народные кубанские ремесла.

Ремесла. Народные кубанские праздники. Роль детей в ведении хозяйства. Итоговое занятие.

2 год обучения

Раздел 3. Традиции и обряды, обеспечивающие благополучие в семье (11 часов)

Традиционная одежда казаков. Одежда казака. Одежда казачки. Хлеб наш насущный.

 Земледельческий календарь. Гадания и суеверия. Приметы о погоде. Ярмарки. Советы наших бабушек и дедушек. Отношение народа к учению. Итоговое занятие

Раздел 4. Традиции и обряды, связанные с родственными отношениями

 Родословное древо. Отношение к близким родственникам. Отношение к дальним родственникам. Отношение к соседям. История фамилий. Семейный альбом.

Итоговое занятие.

Раздел 5. Свадебные традиции и обряды

 Предсвадебье. День свадьбы. Послесвадебное обрядовое ряженье. Свадебные песни, приметы, частушки. Итоговое занятие «Свадебные традиции и обряды».

Раздел 6. Традиции и обряды, обеспечивающие благополучную подготовку к концу жизни

 Народные лечебники для пожилых людей. Внешний вид и образ жизни пожилых людей.

 Похоронные ритуалы. Поминальные дни. Итоговое занятие.

Раздел 7. Фольклор Кубанского казачества

Малые жанры казачьего фольклора (загадки, пословицы, поговорки, колыбельные песни).Гимн Кубани, народные казачьи песни .

Раздел8.  Казачьи символы и знаки

Главные символы России: флаг, гимн, герб. История появления казачьих символов и знаков. Главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка. Итоговое занятие.

3. В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций следующего содержания:

По окончании обучения учащиеся должны:

Знать понимать:

  • основные положительные традиции, обычаи жизни кубанских казаков;
  • особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
  • историю своей казачьей семьи;
  • уклад жизни, распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;
  • основные ремесла, виды ДПИ кубанского казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;
  • памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;
  • основы духовной жизни кубанских казаков;
  • структуру  и  направления  деятельности  Кубанского  казачьего  войска.

Уметь/применять в практической деятельности:

  • Исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
  • Реконструировать основные праздничные обряды;
  • Рассказать о своем казачьем роде;
  • Выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
  • Выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества;

- Выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества»

Знать понимать:

  • различные фольклорные формы кубанского казачества;
  • особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
  • историю своей казачьей семьи;
  • уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;
  • основные ремесла, виды ДПИ кубанского казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;
  • памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;
  • основы духовной жизни кубанских казаков;
  • структуру  и  направления  деятельности  Кубанского  казачьего  войска.

Уметь/применять в практической деятельности:

  • Исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
  • Реконструировать основные праздничные обряды;
  • Рассказать о своем казачьем роде;
  • Выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
  • Выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества;

- Выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества».

После окончания курса обучения, предусмотренного данной программой, дети смогут приобщиться к культуре своего народа, утвердить в своем сознании место своего «Я» в системе «СЕМЬЯ» - «РОД» - «НАРОД» - «ЧЕЛОВЕЧЕСТВО».

Результатами образования по данной программе  будет воспитание в детях следующих признаков семьянина как признак функциональной грамотности  в народной семейной культуре

- уважительное отношение к родителям;

- почтение к мужчине, мальчикам-сверстникам;

- уважительное отношение к женщине, девочкам-сверстницам;

- уважение к пожилым людям  и забота о них;

- забота о младших по возрасту;

- осознание ответственности за воспитание детей;

- осознание необходимости материально обеспечивать семью;

- женственность у девочек, мужественность у мальчиков;

- трудолюбие и ответственность;

- терпеливость в общении;

- доброжелательность, желание поддержать и помочь более слабому;

- тактичность в общении;

- опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки;

- привычка к здоровому образу жизни;

- умение организовать и проводить досуг.

В лексической грамотности будут знания следующей серии семейных традиций и обрядов:

1. традиции и обряды, связанные с жильем;

2. традиции и обряды, связанные с рождением ребенка;

3. традиции и обряды, обеспечивающие благополучие в семье;

4. традиции и обряды, связанные с родственными отношениями;

5. свадебные традиции и обряды;

6. традиции и обряды, обеспечивающие благополучную подготовку к концу земной жизни.

Для определения результативности  образования по данной программе можно использовать   диагностические карты для выявления признаков семьянина и  качеств личности  необходимых для создания  и поддержания крепкой семьи. Серия вопросов по семейным традициям и обрядам поможет педагогам интересно провести занятия факультатива и, конечно, выявить уровень усвоения программы.

4. Список рекомендуемой учебно-методической  литературы.

1. Бардадым В.П. Ратная доблесть кубанцев.- Краснодар, 1993.

2. Бардадым В.П. Этюды о Екатеринодаре.- Краснодар, 1992.

3. Маслов А.В. Кубанская старина.- Краснодар, 2005.

4. Ратушняк В.Н. Очерки истории Кубани.- Краснодар, 1996.

5. Ратушняк В.Н. Родная Кубань.- Краснодар, 2003.

6. Фролов П.З. Обычаи, традиции, нравы казаков.- Краснодар, 2005.

7. Фролов П.З. Православие и казачество.- Краснодар, 2005.

8. Фролов П.З. По казачьему следу. – Краснодар, 2005.

9. Чебыкин А.Ф. Наследники казачьей славы.- Краснодар, 2004.

Согласовано

Протокол заседания методического объедения учителей общественных дисциплин  

От  «___»  августа   2014 г. №  1

______________         С. А. Тараканова   

                     Ф. И. О.руководителя МО УО

Согласовано

Заместитель директора по УВР

________   О. В. Москвичёва

«___» ____________ 2014 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кубанская семья

Кубанская семья...

Сценарий «Мама, папа, я – дружная, кубанская семья!»

Сценарий конкурсно-игровой программы, посвященной 150-летию г. Горячий Ключ...

Календарно-тематический план по факультативу «Традиции кубанской семьи»

Календарно-тематический план по факультативу «Традиции кубанской семьи»...

Традиции, быт и уклад кубанской семьи.

Презентация содержит слайды с фотографиями....

"Отцы и дети. Традиции кубанской семьи"

Материалы родительского лектория интересны будут и родителям для чтения и размышления, и для педагогов при подготовке к родительскому собранию....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "День кубанской семьи"

Разработка внеклассного мероприятия для воспитанников средних классов коррекционной школы-интерната для обучающихся с нарушениями слуха, на котором ребята познакомятся с обычаями и традициями кубанско...