Урок кубановедения в 6 классе по теме: « Главное событие христианства. Пасха в кубанской семье».
план-конспект урока по краеведению (6 класс) на тему
Интересный урок кубановедения в 6 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок кубановедения в 6 классе по теме: « Главное событие христианства. Пасха в кубанской семье».
с использованием проектной деятельности, здоровьесберегающей технологии и ИКТ
в соответствии с требованиями ФГОС
Технологическая карта урока
Цель урока: расширение знаний обучающихся о традиции празднования православных праздников в кубанской семье на примере праздника Пасха
Учебные задачи :
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- формировать умение понимать важность и необходимость для каждого члена семьи уважения, согласия, мира в семье, счастья.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
- уметь определять и формулировать цель и учебные задачи на уроке с помощью учителя;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь выделять главное в печатном тексте, оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- формирование умения взаимодействовать в парах, группе.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- воспитывать бережное отношение к культурному и духовному наследию русского народа;
- рассказать детям об особенностях традиций казаков;
- учить детей ценить мир, взаимопонимание в семье и уважать друг друга.
Тип урока: изучение нового материала
Средства (оборудование):
1) презентация;
2)проектор-компьютер
3) раздаточный материал ( текст)
4) шаблоны для пасхального сувенира
Содержание взаимодействия с учащимися
№п\п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
I. II. III. IV. V. VI VII. | Организацион- ный. Выход на тему, цель, учебные задачи урока в сотворчестве с детьми. Актуализация знаний (Беседа по вопросам) Самоопределение к деятельности «Открытие» нового знания. Словарная работа Первичное закрепление Работа над проектами в группах
Физминутка. Защита мини-проектов. | Учитель Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть вас всех. Сегодня мы собрались на необычный урок творчества, любви, радости и доброты Христос воскрес! Он, Царь миров, Царей могучих Повелитель, Он - весь смиренье, весь - любовь, За грешный мир святую кровь Пролил как ангел - искупитель! Христос воскрес! Он людям дал Завет святого всепрощенья, Он падшим милость даровал И за святые убежденья Велел страдать, как сам страдал! Христос воскрес! Он возвестил, Что на земле все люди - братья, Он мир любовью обновил, Он на кресте врагов простил, И нам открыл свои объятья! . - О каком празднике рассказывается в стихотворении? - На уроке мы с вами узнаем: Что такое пасха? Как приветствуют в этот праздничный день люди друг друга? Каковы традиции празднования Пасхи в кубанской семье? Чем отличается Пасха от других православных праздников? - А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на уроке. 2)Работа со словарем (работа в парах) Каждой паре я выдам слово, которое вам нужно расшифровать и найти его толкование в словаре. (Обряд , традиции, литургия) У вас на столах лежат текст и материал для декоративной работы. Внимательно прочтите текст. Выделите в тексте главное. И постарайтесь воспроизвести в своих мини- проектах, а затем презентуйте его. (Работа над проектами в группах).
Презентация проектов от каждой группы. На Кубани проживает верующий многонациональный народ, но в основном православные. Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции и обычаи, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. По переселению, казаки, привезли с собой походную церковь, а прежде чем начать строить курень – строили церковь. В этой церкви отмечали все православные праздники и проводили богослужения. С особым чувством казаки относились к одному дереву, которое украшало их улицу или переулок. Впрочем, ивы были природной точкой отсчета времени в казачьем быту. Когда люди в день Вербного воскресенья несли ивовые прутики, то они знали: начинается преддверие Пасхи, дни великих забот и стараний. Все готовились к этому празднику. Мужчины наводили порядок во дворах и конюшнях. Вывозили навоз на поля, готовили конскую упряжь и сельхозорудия для пахоты, чистили и мыли лошадей. Женщины торопились навести порядок дома. Собрать паутину по углам ,снять занавески с окон и русской печи и постирать их. Затем разводили известь или белую глину и белили хату изнутри и снаружи. Потом доставали одежду из сундуков, выветривали ее, выглаживали. Портные в это время были также нарасхват. Со своими принадлежностями спешили они от одного дома к другому, обшивая и обувая казачьи семьи от мала до велика. Глава семьи отправлялся на мельницу за мешком нулевки - специальной муки для Пасхи. Его бережно заносили в хату, развязывали, брали муку щепоткой и пробовали языком, решая надо ли добавить простой муки. Потом бабушка ставит опару и объявляет невесткам: «Завтра пасхи печем». Празднуют ли Пасху в вашей семье? Каких традиций придерживаются члены вашей семьи? . | Настраиваются на работу. Выдвигают предположения о теме урока. Аргументируют свои ответы. Находят главное в тексте и воспроизводят в своих проектах Практическая деятельность учащихся по изготовлению проектов. Варианты ответов | Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: Формирование знаний о православном празднике Пасха Коммуникативные: -умение слушать и слышать друг друга; - высказывать свои мысли. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения. - осознают личное отношение к малой родине. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов. Регулятивные - уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: - уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания. |
Рефлексия. Домашнее задание | Итак, подходит к концу наш урок. Я думаю, мы с вами ответили на наши вопросы: что такое Пасха и каковы традиции празднования Пасхи в кубанской семье?
Предлагаю каждому ученику взять из конверта, лежащего у вас на столе, пасхальное яйцо соответствующее вашим знаниям полученным на уроке. -Красное- все понятно, урок понравился. -Желтое- остались вопросы на которые хотел бы получить ответ. - Зеленые- ничего не понятно. А теперь попрошу положить пасхальные яйца в корзинку. Вот такая красивая корзинка у нас получилась. Вашим домашним заданием будет подготовить фото-отчёт на тему: «Пасхальный день в моей семье» - Спасибо за урок, надеюсь, он вам понравился. | Ученики отвечают на вопросы, предлагают варианты ответа Учащиеся слушают, оценивают свою работу
|
Приложение
Карточка №1.
Расписанное яйцо
считается символом Пасхи. Христиане символизировали пасхальное яйцо с жизнью, победой жизни над смертью.
Ещё задолго до появления христианства древние народы считали яйцо прообразом Вселенной — из него родился мир, окружающий человека. Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян. А христианский обычай дарить друг другу пасхальные яйца уходит корнями в глубокую древность. Еще во времена язычества этот предмет имел огромное символическое значение, он ассоциировался с самой жизнью. Древняя латинская поговорка гласит «Все живое [происходит] из яйца».
В древнем Иерусалиме яйцо было символом возрождения природы в праздник весеннего равноденствия. И этот философский образ перешел в христианскую традицию, в которой пасхальное яйцо символизирует новую жизнь, ее возрождение.
У носителей веры во Христа покрашенные в красный цвет яйца символизировали пролитую Христом кровь и Его смерть. Под красной скорлупкой яйца находится белый белок, который служит символом Воскресения и жизни Христа
В православном обиходе яйца на пасху не только красят, но и причудливо расписывают. Такие яйца линиями своих узоров напоминают о бичевании Христа. Поэтому красить и расписывать яйца положено в особый день на Страстной седмице (неделе) – в Великий четверг или Великую пятницу
Карточка №2.
Кулич – хлебный символ Пасхи, незаменимый атрибут светлого христианского праздника. Выпечка кулича и его освящение в церкви – один из самых древних христианских обычаев, сохранившийся и до наших дней.
Пасхальный кулич – аналог церковного хлеба, однако его принято было готовить дома. И здесь интересно отметить – что у славян с куличом связаны не только христианские обряды. Отголоски язычества напоминают о себе, если рассмотреть, как обращались славяне с пасхальным хлебом. Его не только освящали в церкви, но и раскладывали кусочки в поле, призывая урожай. На кусочках кулича гадали, а по тому – какой получился кулич у хозяйки, определяли, насколько удачным мог быть предстоящий год. Например, растрескавшаяся корка считалась плохим знаком, а пышный, большой и ровный кулич символизировал благополучие в будущем.
По форме традиционный пасхальный кулич напоминает церковь с куполом. Недаром на корке принято изображать крест. Это особенная выпечка – временами сложно объяснить, почему дрожжевой хлеб, приготовленный на Пасху, может долго храниться, при этом не сохнет и не покрывается плесенью.
В разных странах существуют свои рецепты куличей. В них добавляют изюм, цукаты, различные специи. Сегодня пекари соревнуются в мастерстве изготовления куличей, придумывая замысловатые узоры на корке и особые изюминки вкуса и формы.
Карточка №3.
Пасхальное меню. Отмечая светлое Христово Воскресенье, люди встречаются с друзьями и близкими, накрывают праздничный стол, к которому подают обрядовые блюда – освященные накануне в церкви куличи, творожные пасхи и крашеные яйца.
Пасхе из творога (по-церковнославянски она называется «млеко загустевшее») придают форму четырехгранной пирамиды – олицетворения Голгофы, где был распят Христос. Можно приготовить сырую или заварную творожную пасху, а можно запеченную, которая дольше хранится.
Куличи и пасхи украшают изображениями креста, буквами «ХВ» («Христос Воскрес»), оформляют орехами, сухофруктами, шоколадной крошкой, цукатами, посыпают кулинарной посыпкой или цветным сахаром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Worksheet к технологической карте урока в 4 классепо теме "Что ты можешь узнать в зоопарке?"
Раздаточный материал к уроку в 4 классе...
Конспект урока в 3 классепо теме "Seasons"
Конспект урока в 3 классе по теме "Seasons"...
Конспект урока в 3 классепо теме "In the shop"
Конспект урока в 3 классе по теме "In the shop "...
Бинарно – интегрированный урок (кубановедение + химия) по теме: «Рельеф и полезные ископаемые».
Формирование метапредметных знаний и умений учащихся через деятельностный подход на примере изучения темы «Рельеф и полезные ископаемые»....
Пасха в кубанской семье
Урок для 4-5 класса...
Презентация: Великая Пасха в кубанской семье.
Презентация: Великая Пасха в кубанской семье....