Методическая разработка внеклассного мероприятия "День кубанской семьи"
методическая разработка на тему
Разработка внеклассного мероприятия для воспитанников средних классов коррекционной школы-интерната для обучающихся с нарушениями слуха, на котором ребята познакомятся с обычаями и традициями кубанской семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_kubanskoy_semi.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Ядыкина Ульяна Михайловна, воспитатель государственного казенного общеобразовательного учреждения Краснодарского края специальной (коррекционной) школы-интерната №2 г. Армавира
Методическая разработка
внеклассного занятия
«День кубанской семьи»
Внеклассное занятие
«День кубанской семьи»
Цели занятия: познакомить обучающихся с обычаями и традициями кубанской семьи; укрепление традиций семейного воспитания; воспитывать интерес к прошлому нашего народа и уважение к традициям кубанского казачества; развитие познавательного интереса, расширение кругозора, обогащение словарного запаса обучающихся; коррекция произносительных навыков на материале занятия.
Предшествующая работа: составление обучающимися рассказов о своих семьях с использованием фото, составлением презентаций, стенгазет(по выбору ребят).
Ход занятия.
I Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, встаньте, поздоровайтесь с гостями нашего занятия.
Обучающиеся: Добрый день.
Воспитатель: В начале занятия проведем фонетическую зарядку:
-Говорите хорошо звуки, делайте зарядку
А___О____У____Э____И_____Р_____ЛА
РА-ЛА РО-ЛО РУ-ЛУ
РЕ-ЛЕ МОРЕ-ЛЕС
II Основная часть.
Воспитатель: Мы с вами, ребята, живем в удивительном и благословенном Краснодарском крае. Любить свою малую Родину- значит знать и почитать ее исторические традиции. Сегодня мы поговорим о традициях кубанской семьи. А что же такое семья?
Ответы обучающихся.
Воспитатель: Правильно. Ведь семья – это основа любого государства, основа нашей жизни. Семья- это главное в жизни любого человека: и детей, и взрослых. Есть такое выражение: «Дом-полная чаша», что же это значит? Это значит – спокойствие и покой, счастье в доме. Ведь только в счастливой семье могут расти счастливые дети. А счастливая семья – это основа счастливого общества. Вслушайтесь в это слово: «Семья», это 7 раз я. Как вы это понимаете?
Ответы обучающихся.
Воспитатель: Правильно, это значит, что в русских и кубанских семьях было много детей и семьи были большими. Скажите, это хорошо, когда есть на кого опереться в жизни? Когда у тебя много родственников, которые готовы помочь тебе в любую минуту?Скажите, а у кого из вас много родственников, много братьев и сестёр?
Рассказы обучающихся об истории своих семей.
Воспитатель: Спасибо за ваши интересные рассказы.
Праздник День Кубанской семьи появился в 2005 году. Празднуется он в третье воскресенье сентября. Этот праздник не только олицетворяет собой самое прекрасные чувства любви и верности, но и привлекает внимание к вопросам семьи, развивает семейные традиции как основу государства. Кубанские семьи, воспитанные в казачьих традициях, испокон веков были крепкими и надежными.
Семьи на Кубани были большие, что объяснялось распространением хуторского натурального хозяйства, с постоянной нуждой в рабочих руках Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший 18 лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение в военных лагерях. При достижении 21 года он поступал на 4-х летнюю срочную службу, после завершения которой приписывался к полку, и до 38 лет должен был участвовать в трехнедельных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные сборы. Все это требовало много времени, поэтому в казачьих семьях большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала младшее поколение. Рождение 5-7 детей в казачьей семье было обычным явлением. Некоторые женщины рожали по 15-17 раз. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Дети рано приобщались к труду, с 5-7 лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства. В казачьей семье отец и мать, дед и бабка, учили главному делу - умению разумно жить. В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении. В казачьих семьях трудились не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы осенью - уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьей в поле, домашними делами занималась свекровь или старшая невестка. Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом. Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь, своеобразное место духовного общения. Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки». На «беседах» коротали время женатые и пожилые люди. Здесь обсуждали текущие дела, делились воспоминаниями, обязательно пели песни. Молодежь предпочитала «улицу» летом или «посиделки» зимой. На «улице» завязывались знакомства, разучивались и исполнялись песни, песни и танцы сочетались с играми. «Посиделки» устраивались с наступлением холодов в домах девушек или молодых супругов. Здесь собирались те же «уличные» компании. На «посиделках» девушки мяли и чесали коноплю, пряли, вязали, вышивали. Работа сопровождалась песнями. С приходом парней начинались танцы и игры.
Рассказ обучающихся о некоторых традициях и обычаях кубанских семей:
Обучающийся 1:Казак и родители. Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам.
Непочтение отца с матерью считались за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в ее создании.
В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату».
Обучающийся 2: Казаки и гости. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его.
Воспитатель: Основные традиции кубанской семьи, что сохранились в памяти народа:
1. Уважительное отношение к старшим.
2. Безмерное почитание гостя.
3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
III Итог.
Воспитатель: Что вы делали сегодня на занятии?
Обучающиеся: Мы рассказывали о своих семьях, об обычаях кубанских семей; слушали о традициях кубанских семей.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? Почему?
-оценочные ответы обучающихся.
Воспитатель: Наше занятие окончено. Все сегодня хорошо работали, всем спасибо. Попрощайтесь.
Обучающиеся: До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного спортивного мероприятия «Мама, Папа, Я - спортивная семья» для учащихся среднего звена
Данна методическая разработка способствует реализации следующих целей и задач во внеурочной деятельности: - привитие детям интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом;- р...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Моя спортивная семья"
В помощь педагогам....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Мама, папа я -спортивная семья"
Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса и их родителей....
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Мама, папа, я – спортивная семья»
Методическая разработка внеклассного мероприятияКласс: 3 Цели: формирование мотивации и потребности в здоровом образе жизни; Задачи:· вос...
Методическая разработка внеклассного мероприятия МАМА,ПАПА,Я-СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ
Спортивные эстафеты для детей с1 по 4класс и их родителей...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Фестиваль презентаций "Моя семья"
Формирование у учащихся чувства любви и уважения, гордости за свою семью. Развитие творческих способностей учащихся. Создание модели благополучной семьи...