Развитие школьника как языковой личности в процессе обучения и воспитания
презентация к уроку по теме

Ротанова Ирина Викторовна

в презентации содержится теоретический материал по теме "Развитие школьника как языковой личности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_shkolnika_kak_yazykovoy_lichnosti.pptx688.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие школьника как языковой личности в процессе обучения и воспитания Ротанова Ирина Викторовна учитель русского языка и литературы

Слайд 2

И.Буслаев Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования определяет основную цель обучения языку в средней школе: развитие у учащихся необходимого для межкультурного общения уровня коммуникативной компетенции при одновременном формировании и совершенствовании личности ребёнка, способной не только к дальнейшему самообразованию, но и к использованию полученных знаний для решения важных жизненных проблем.

Слайд 4

Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе с тем и развивать духовные способности учащихся . Ф.И.Буслаев

Слайд 5

Языковая личность- совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений; языковая компетенция, характеризующаяся глубиной и точностью отражения действительности, степенью структурно-языковой сложности.

Слайд 6

При воспитании языковой личности мы прежде всего должны ориентироваться на элитарную языковую личность как личность не просто овладевшую языком, но и усвоившую формы социального существования и культурной деятельности, позволяющие ей не только осуществлять сугубо человеческую деятельность – говорить, общаться, создавать устные и письменные речевые произведения, отвечающие целям и условиям коммуникации, извлекать информацию из текстов, воспринимать речь, но и быть конкурентоспособной и успешной личностью .

Слайд 7

Компоненты языковой личности по М.С.Каган 1. Гносеологический потенциал личности, определяемый объемом и качеством информации - знаниями личности о внешнем мире, природном и социальном, а также самопознанием. 2. Аксиологический потенциал, определяемый системой ценностных ориентации, приобретенных личностью в процессе социализации. 3. Творческий потенциал , определяемый умениями и навыками, способностями к действию. 4. Коммуникативный потенциал, определяемый мерой и формой общительности личности. 5. Художественный потенциал, определяемый художественными потребностями личности и тем, как они удовлетворяются.

Слайд 8

Для становления языковой личности важны следующие аспекты: - социализация человека, в результате которой личность становится сфокусированным выражением всего культурно – исторического ансамбля данного общества; - активная речемыслительная деятельность по нормам и эталонам определенной этноязыковой культуры; - усвоение социальной психологии народа.

Слайд 9

Цели преподавания русского языка с позиции формирования языковой личности: ф ормирование языковой личности школьников в процессе усвоения ими определённой системы знаний о языке, развитие языковых компетенций. в оспитание бережного и ответственного отношения к Слову. ф ормирование стремления к самовыраже-нию в Слове.

Слайд 10

Задачи преподавания русского языка с позиции формирования языковой личности: Формировать коммуникативную культуру учащихся. Развивать творческий, креативный потенциал личности (способность неординарно мыслить и действовать). Приобщать школьников к ценностям русской и мировой художественной литературы. Повышать качество знаний учащихся. Воспитывать у учащихся бережное отношение к Слову.

Слайд 11

Методы и методические приемы: эвристический метод исследовательский метод проблемный метод проектная деятельность творческие зачёты сочинение-миниатюра лингвистическое моделирование

Слайд 12

Эвристический метод. На душе тревожно. Лицо мамы было тревожно. Бабушка посмотрела на внука тревожно.

Слайд 13

«Словосочетание» Пос… дить , чу… ствительное , пор…жаться, в т…плице, сер… це , вс… гда . Задание. Соединить между собой слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма.

Слайд 14

Творческие зачёты . Басни И.А. Крылова. Ученики делятся на группы (по желанию), выбирают басню, распределяют роли. На уроке-зачёте (за счёт уроков самостоятельного чтения ) представляют плоды своего творчества. На уроке учащиеся могут быть художниками, сценаристами, режиссёрами.

Слайд 15

Сочинение-миниатюра позволяет вводить в речевую практику учащихся изучаемые языковые явления, развивающие их творческое мышление, чувство прекрасного, позволяет выявить пробелы в знаниях у учащихся и внести необходимую корректировку.

Слайд 16

Исследовательский метод Позволяет проявить наиболее полно инициативу, самостоятельность, творческий поиск учащихся . Н а уроке литературы при изучении повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба » учащиеся получают задание выявить особенности и средства создания исторического колорита в произведении.

Слайд 17

Эпиграф 5 класс М ногозначные слова Слово, он что яблочко : с одного – то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его повертывать

Слайд 18

Работа с текстом Во-первых , текст в этом случае является не только источником получения знания и формирования умений и навыков, но и способом организации учебной деятельности учащихся на уроке. Во-вторых , текст позволяет организовать все виды речевой деятельности: слушание и чтение, говорение и письмо. В-третьих , работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, вырабатывает умение создавать свой текст.

Слайд 19

Сложное предложение Скинуло кафтан зеленый лето, Отсвистели жаворонки всласть! Осень, в шубу желтую одета, По лесам с метелкою прошлась, Чтоб вошла рачительной хозяйкой В снежные лесные терема Щеголиха в белой разлетайке – Русская румяная зима. Д.Кедрин

Слайд 20

О-Е после шипящих Она … зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку… А.С.Пушкин

Слайд 21

Я.Корчак писал: «Родной язык – это нарочно придуманные для ребенка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа, ребенок дышит воздухом творчества: он хочет сочинять, мечтать, фантазировать. Только в подобной речевой практике ребёнок поймет, что с помощью родного языка можно творить чувства».

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"

Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...

Проблемно-диалогическая технология в обучении русскому языку как средство развития языковой личности

В данной статье  автор знакомит читателей с опытом  применения проблемно диалогической технологии на уроках русского языка с целью развития языковой личности....

Воспитание языковой личности и формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Без умения общаться невозможен успех ни в одной области человеческой деятельности. В связи с этим проблема развития коммуникативных способностей приобретает особую значимость для педагогов, поскольку ...

Перезентация: "Развитие языковой личности в условиях современной социокультурной ситуации"

Перезентация: "Развитие языковой личности в условиях современной социокультурной ситуации"Доклад был представлен на Всероссийской конференции по русскому языку «Речевое развитие обучающихся – основа р...

Языковая картина мира и проблемы формирования языковой личности школьника.

В современной лингвистике в результате бурного развития семантики и прагматики, сопоставительного изучения языков, усилившихся контактов с поэтикой и логикой идея систематической и национально-своеобр...

Словарная работа как источник развития языковой личности.

Овладение речью – фактор не только общественно, но и личностно значимый, причем настолько, что способен порой определить жизнь и судьбу человека....

Взаимосвязанное развитие речевых и коммуникативных способностей языковой личности учащегося коррекционной школы VIII вида

Доклад на педсовете Синьковой О.А.Взаимосвязанное развитие речевых и коммуникативных способностей языковой личности учащегося коррекционной школы VIII вида...