Развитие школьника как языковой личности в процессе обучения и воспитания
презентация к уроку по теме
в презентации содержится теоретический материал по теме "Развитие школьника как языковой личности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_shkolnika_kak_yazykovoy_lichnosti.pptx | 688.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И.Буслаев Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования определяет основную цель обучения языку в средней школе: развитие у учащихся необходимого для межкультурного общения уровня коммуникативной компетенции при одновременном формировании и совершенствовании личности ребёнка, способной не только к дальнейшему самообразованию, но и к использованию полученных знаний для решения важных жизненных проблем.
Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе с тем и развивать духовные способности учащихся . Ф.И.Буслаев
Языковая личность- совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений; языковая компетенция, характеризующаяся глубиной и точностью отражения действительности, степенью структурно-языковой сложности.
При воспитании языковой личности мы прежде всего должны ориентироваться на элитарную языковую личность как личность не просто овладевшую языком, но и усвоившую формы социального существования и культурной деятельности, позволяющие ей не только осуществлять сугубо человеческую деятельность – говорить, общаться, создавать устные и письменные речевые произведения, отвечающие целям и условиям коммуникации, извлекать информацию из текстов, воспринимать речь, но и быть конкурентоспособной и успешной личностью .
Компоненты языковой личности по М.С.Каган 1. Гносеологический потенциал личности, определяемый объемом и качеством информации - знаниями личности о внешнем мире, природном и социальном, а также самопознанием. 2. Аксиологический потенциал, определяемый системой ценностных ориентации, приобретенных личностью в процессе социализации. 3. Творческий потенциал , определяемый умениями и навыками, способностями к действию. 4. Коммуникативный потенциал, определяемый мерой и формой общительности личности. 5. Художественный потенциал, определяемый художественными потребностями личности и тем, как они удовлетворяются.
Для становления языковой личности важны следующие аспекты: - социализация человека, в результате которой личность становится сфокусированным выражением всего культурно – исторического ансамбля данного общества; - активная речемыслительная деятельность по нормам и эталонам определенной этноязыковой культуры; - усвоение социальной психологии народа.
Цели преподавания русского языка с позиции формирования языковой личности: ф ормирование языковой личности школьников в процессе усвоения ими определённой системы знаний о языке, развитие языковых компетенций. в оспитание бережного и ответственного отношения к Слову. ф ормирование стремления к самовыраже-нию в Слове.
Задачи преподавания русского языка с позиции формирования языковой личности: Формировать коммуникативную культуру учащихся. Развивать творческий, креативный потенциал личности (способность неординарно мыслить и действовать). Приобщать школьников к ценностям русской и мировой художественной литературы. Повышать качество знаний учащихся. Воспитывать у учащихся бережное отношение к Слову.
Методы и методические приемы: эвристический метод исследовательский метод проблемный метод проектная деятельность творческие зачёты сочинение-миниатюра лингвистическое моделирование
Эвристический метод. На душе тревожно. Лицо мамы было тревожно. Бабушка посмотрела на внука тревожно.
«Словосочетание» Пос… дить , чу… ствительное , пор…жаться, в т…плице, сер… це , вс… гда . Задание. Соединить между собой слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма.
Творческие зачёты . Басни И.А. Крылова. Ученики делятся на группы (по желанию), выбирают басню, распределяют роли. На уроке-зачёте (за счёт уроков самостоятельного чтения ) представляют плоды своего творчества. На уроке учащиеся могут быть художниками, сценаристами, режиссёрами.
Сочинение-миниатюра позволяет вводить в речевую практику учащихся изучаемые языковые явления, развивающие их творческое мышление, чувство прекрасного, позволяет выявить пробелы в знаниях у учащихся и внести необходимую корректировку.
Исследовательский метод Позволяет проявить наиболее полно инициативу, самостоятельность, творческий поиск учащихся . Н а уроке литературы при изучении повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба » учащиеся получают задание выявить особенности и средства создания исторического колорита в произведении.
Эпиграф 5 класс М ногозначные слова Слово, он что яблочко : с одного – то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его повертывать
Работа с текстом Во-первых , текст в этом случае является не только источником получения знания и формирования умений и навыков, но и способом организации учебной деятельности учащихся на уроке. Во-вторых , текст позволяет организовать все виды речевой деятельности: слушание и чтение, говорение и письмо. В-третьих , работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, вырабатывает умение создавать свой текст.
Сложное предложение Скинуло кафтан зеленый лето, Отсвистели жаворонки всласть! Осень, в шубу желтую одета, По лесам с метелкою прошлась, Чтоб вошла рачительной хозяйкой В снежные лесные терема Щеголиха в белой разлетайке – Русская румяная зима. Д.Кедрин
О-Е после шипящих Она … зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку… А.С.Пушкин
Я.Корчак писал: «Родной язык – это нарочно придуманные для ребенка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа, ребенок дышит воздухом творчества: он хочет сочинять, мечтать, фантазировать. Только в подобной речевой практике ребёнок поймет, что с помощью родного языка можно творить чувства».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"
Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...
Проблемно-диалогическая технология в обучении русскому языку как средство развития языковой личности
В данной статье автор знакомит читателей с опытом применения проблемно диалогической технологии на уроках русского языка с целью развития языковой личности....
Воспитание языковой личности и формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Без умения общаться невозможен успех ни в одной области человеческой деятельности. В связи с этим проблема развития коммуникативных способностей приобретает особую значимость для педагогов, поскольку ...
Перезентация: "Развитие языковой личности в условиях современной социокультурной ситуации"
Перезентация: "Развитие языковой личности в условиях современной социокультурной ситуации"Доклад был представлен на Всероссийской конференции по русскому языку «Речевое развитие обучающихся – основа р...
Языковая картина мира и проблемы формирования языковой личности школьника.
В современной лингвистике в результате бурного развития семантики и прагматики, сопоставительного изучения языков, усилившихся контактов с поэтикой и логикой идея систематической и национально-своеобр...
Словарная работа как источник развития языковой личности.
Овладение речью – фактор не только общественно, но и личностно значимый, причем настолько, что способен порой определить жизнь и судьбу человека....
Взаимосвязанное развитие речевых и коммуникативных способностей языковой личности учащегося коррекционной школы VIII вида
Доклад на педсовете Синьковой О.А.Взаимосвязанное развитие речевых и коммуникативных способностей языковой личности учащегося коррекционной школы VIII вида...