Обобщение опыта по теме самообразования
учебно-методический материал на тему

Звездина Наталья Борисовна

«Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в процессе обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Основы хореографии» за период 2011 – 2014 уч.г.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_zvezdinoy_n.b.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение дополнительного образования детей

 «Дворец детского (юношеского) творчества»

г. Узловая Тульской области

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Звездиной Н.Б. (категория первая)

ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ: «Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в процессе обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Основы хореографии» за период 2011 – 2014 уч.г.г.

           «Танец – это фрагмент общей культуры     народов,    где         присутствует образование,    воспитание,

облагораживание человеческой природы, упорядоченность в человеческих отношениях. С помощью танца еще молодой человек  может сформироваться во всестороннюю, целостную, творческую личность».

                                                                М.Загорц

Введение

Одной из актуальнейших проблем современного общества является формирование и развитие личности, интегрированной в современное общество и способной преображать и совершенствовать окружающую действительность. Детство – это начало формирования личности. Детство – это пора формирования нравственности, из которого произрастают потом навыки духовной жизни целого поколения.

Обобщение опыта работы по эстетическому воспитанию младших школьников в процессе хореографического обучения довольно актуально на сегодняшний день, так  как имеет большое социальное значение.

Оптимальным вариантом реализации эстетического воспитания является художественно-творческая, в том числе и хореографическая,  деятельность. Хореография, веками испытанное средство воспитания и формирования нравственно-эстетической позиции детей, имеет для этого всё необходимое: силу эмоционального воздействия и соответственно, внушения и убеждения; а так же обладает уникальной возможностью корригировать личность. Хореографическое искусство, являясь социальным феноменом, выполняет функцию не только биологического и социального развития личности, но и функцию духовно-нравственного развития личности; способствуя, таким образом, формированию и развитию основ личностной культуры. Эстетическое воспитание с помощью выразительных средств хореографического искусства выступает как одно из важнейших средств преобразования нравственных установок в образ чувствования жизни и стиль поведения.

Успешное развитие общества подразумевает аспект формирования чувства высокой гражданской позиции личности, совершенствования уровня культуры производства и управления им. Общественная жизнь человека характеризуется его прогрессивными экономическими, политическими и нравственными позициями и рассматривается при этом как нечто необходимое. Эстетическое воспитание  добавляет  в этот перечень ещё и эстетические ценности, что даёт возможность формирования  целостного эмоционально-рационального отношения человека к окружающей его действительности,  служит  условием формирования творческой личности. Успешное развитие общества зависит от творческой активности людей. Одним из эффективных средств формирования творческой личности является вовлечение ребёнка в творческую хореографическую деятельность.

Другим аспектом важности  формирования эстетической культуры личности ребёнка средствами хореографического искусства является способность личности успешно преодолевать некоторые негативные последствия научно-технического прогресса и не всегда контролируемого мощного информационного потока. Творческая позиция обеспечивает человеку устойчивость его существования, ибо дает возможность адекватно и своевременно реагировать на все новые ситуации постоянно меняющегося мира.

Творческая личность, ориентированная на эстетические ценности, имеющая высокую гражданскую позицию способна не только успешно участвовать в жизни общества, но и воздействовать на окружающую действительность, преображая её, улучшая тем самым жизнь этого общества и весь мир в целом.

Теоретическое обоснование опыта работы по проблеме эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.

В определении понятия «эстетическое воспитание» анализ литературы показал, что большинство исследователей данной проблемы ссылаются на определение Д.Б. Лихачева: «эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности».

Ключевым словом этого определения эстетического воспитания является «творческая личность», поэтому вовлекая детей в хореографическую творческую деятельность, необходимо оказывать целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие в первую очередь на формирование творческой личности ребёнка.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Таким образом, у ребёнка в процессе хореографической деятельности должна сформироваться система ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение младших школьников к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность ребёнка к эстетическому восприятию и переживанию, эстетический вкус и представление об идеале. Хореографическая деятельность, как один из видов искусства, вызывает у ребёнка яркие эмоциональные впечатления и образы, формирует эстетико-ценностную ориентацию личности, развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей.

Методологической основой эстетического воспитания является эстетика, которая в содружестве с другими науками (этика, социология, педагогика, искусствоведение), изучает различные стороны материальной и духовной культуры, охватывая круг явлений, который обозначен понятием "эстетическая культура". Следуя теме данной работы, нас интересует понятие «эстетическая культура личности». Объективной предпосылкой формирования эстетической культуры личности выступают уровень развития материальных и духовных ценностей и степень их распространения в обществе. Условием формирования эстетической культуры личности  является  приобщение ребёнка к  эстетически оформленным материальным и духовным ценностям (орудиям труда, предметам быта, произведениям искусства), которое сводится не только к потреблению этих ценностей, но и к их сохранению, созиданию и распространению. Для приобщения ребёнка к материальным и духовным ценностям, он должен иметь эстетический вкус, эстетический идеал, потребность в эстетических ценностях и интерес к ним.

  Эстетика считает, что эстетическая культура личности формируется и проявляется в живом процессе деятельности людей. Практическая деятельность, общение с художественно оформленными материальными и духовными ценностями постепенно формируют эстетическое чувство ребёнка, его вкус, потребности, интерес. Огромную роль в этом процессе играет жизненный опыт ребёнка, опыт его культурного общения. Успех  формирования эстетической культуры личности ребёнка зависит от целенаправленного воспитательного воздействия на личность с целью формирования эстетического сознания, которое проявляется  в потреблении и в создании эстетических ценностей; культуры чувств, проявляющихся в любой сфере жизнедеятельности; способности к созданию, хранению и распространению эстетических ценностей. И здесь огромную роль играет включение ребёнка в практическую хореографическую деятельность и целенаправленный воспитательный процесс, соответствующий общечеловеческим задачам формирования высокой эстетической культуры.

Такой вид искусства, как хореография даёт возможность формировать у ребёнка не только эстетическое сознание, но и так называемую «внешнюю культуру», под которой понимается не только культура тела (телесная гармония), но и культура речи, движений, поз, мимики, жестов и т.д. Внешняя красота должна быть выражением внутренней культуры личности, а не самоцелью.

Уровень эстетической культуры личности так же, как и уровень эстетического сознания, меняется в зависимости от индивидуального развития в течение всей жизни. Формирование эстетических ценностей и эстетических чувств начинается с раннего детства. Младший школьный возраст – это период первоначального фактического складывания личности. Поэтому очень важно именно в детские годы заложить в человеке потребность к «Прекрасному», способность различать хорошее и плохое, желание приобщаться к истинным произведениям искусства, а не «низкопробным» продуктам массовой культуры.

Произведение искусства является особым продуктом художественного творчества, который оказывает эстетическое воздействие на человека только в процессе его эстетического восприятия, предполагающего наличие развитого эстетического чувства и вкуса. Сам  процесс эстетического восприятия искусства является активным, творческим, связанным с воображением, развитостью ассоциативного мышления.

Таким образом, можно сделать вывод, что непосредственной целью эстетического воспитания личности ребёнка является формирование его эстетических чувств, потребностей и интересов, эстетических вкусов и идеалов, способности к творчеству и эстетическому осознанию окружающей действительности. Основными средствами формирования эстетической культуры личности являются эстетически оформленная и организованная среда, искусство и организация процесса его восприятия.

Анализ практической деятельности.

              Эстетическое воспитание младший школьников я осуществляю в рамках своей дополнительной общеобразовательной программы   «Основы хореографии».

 Целью реализации программы по хореографическому воспитанию детей младшего школьного  возраста является формирование и развитие творческой личности, интегрированной в современное общество и способной преображать, совершенствуя окружающую действительность.

  Данная программа хореографического воспитания позволяет решать  задачу нравственно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.

Свою работу по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста коллектива «Зеркало» я осуществляю в следующих направлениях:

 - приобретение воспитанниками основ искусствоведческих и эстетических знаний;

 - эстетическое восприятие объекта и реакция на него (на какое-то явление природы, на произведение живописи, музыкальное произведение, танец, движение, сценический костюм, просто одежду  и т.д.);

- формирование и развитие у детей эстетического вкуса;

- формирование эстетического идеала;

- формирование у детей эстетической мотивации (потребности, интересы, установки);

- вовлечение воспитанников гимназии в эстетическую деятельность;

- приобретение эстетических навыков и умений;

- проявление самостоятельности ребёнка в творческой деятельности (когда он сам создаёт что-то для себя новое, проявляя инициативу).

Для реализации этих задач, при целенаправленном педагогическом воздействии на сознание и поведение воспитанников коллектива, я использую следующие методы:

- наблюдение (обращаю внимание детей на природу: как кружатся осенние листочки или снежинки; на повадки различных зверей; на то, как ведут себя люди в каких-то определённых ситуациях и т.д.);

- беседа (рассказ детям о музыке, об истории и характере какого-то определённого танца, обсуждение с воспитанниками настроения и характера музыкального произведения, характера какого-то определённого персонажа: кто он, как он выглядит, как он двигается, он добрый или злой, грустный или весёлый, о чём он думает, что он делает и т.п.; внешности и поведения человека: как он должен выглядеть и как себя вести, чтобы выглядеть красиво, какого человека мы называем добрым, а какого человека злым; как выглядит радостный человек, а как сердитый и т.п.; побуждение детей к диалогу, чтобы они в ходе беседы могли высказать своё мнение.)

- убеждение (направлено на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений эстетического вкуса);

- показ (объяснение, анализ, пример взрослого);

- упражнение в практических действиях (слушание музыки, исполнение музыкально-ритмичных движений, танцевальных элементов;  пластическая выразительность, позы, мимика и т.д.);

- проблемная ситуация (побуждение  ребёнка к самостоятельным действиям, поиску пути решения проблемы; развитие творческого мышления);

- побуждение к сопереживанию (вызов эмоциональной отзывчивости, чувства восхищения «Прекрасным»);

- проектная деятельность (вовлечение ребёнка в активную творческую деятельность);

- диагностика (отслеживание формирования и уровня развития творческой и эстетической культуры личности ребёнка).

Одним из основных средств формирования эстетической культуры личности ребёнка в процессе хореографической деятельности является эстетически оформленная и организованная среда, которая включает в себя:

- создание радостной атмосферы общения ребёнка с искусством хореографии;

- создание условий для погружения ребёнка в мир художественных хореографических образов;

- ознакомление ребёнка исключительно с лучшими образцами музыкального, хореографического, изобразительного, литературного  и других видов творчества (истинными произведениями искусства) и в определённой последовательности: от общего к частному и снова к общему, что даёт ребёнку возможность увидеть целое в художественном произведении ранее частей, его составляющих и способствует выразительности, силе и новизне эстетического восприятия;

- вызов у ребёнка чувства творческого сопереживания художественному образу, побуждая ребёнка высказывать свои мысли, суждения, предположения, мысленно переносясь в мир данного художественного образа, принимая на себя ту  или   иную   роль

(в этом случае можно с уверенностью сказать, что эстетическое восприятие художественного образа состоялось);

- эмоциональный контакт между педагогом-хореографом и воспитанниками;

- создание особой эмоциональной атмосферы увлечённости, которая достигается с помощью живого  слова педагога-хореографа и его диалогов с воспитанниками, поэтического текста (на занятиях часто музыкально-ритмичные движения выполняются одновременно с озвучением стихотворного текста, имеющего тот же ритмический рисунок, что и движение); музыкального произведения, зрительных образов, танцевальных элементов, элементов сценического костюма и игровых моментов и т.д. В таком случае процесс восприятия приобретает форму «в единстве мысли и чувства»;

- привлечение внимания воспитанников к окружающей их красоте (в самых разных её проявлениях);

- требование речевой  культуры педагога-хореографа, которая должна быть литературной, эмоционально окрашенной и богатой эпитетами;

- требование к помещению, в котором проходят хореографические занятия: оно  должно быть просторным, светлым, чистым, без лишних предметов внутреннего убранства, т.е. соответствовать эстетическим требованиям;

- требование к форме одежды, в которой воспитанники постигают искусство танца.   Форма способствует эмоциональному настрою детей к хореографической деятельности;

- танцевальные композиции для детей, которые вводят ребёнка в мир Добра и Красоты и соответствуют самым высоким эстетическим требованиям, воспитывающие нравственные качества, эстетическую культуру личности ребёнка.

Таким образом, создание на хореографических занятиях эстетической среды для воспитания эстетической культуры личности ребёнка – это создание мира Радости, Добра, Красоты и Творчества.

Большое значение на хореографических занятиях уделяется одной из главнейших задач эстетического воспитания, развитию эмоциональной отзывчивости посредством музыкальных выразительных средств. Л.С.Выготский отмечал, что эмоциональное развитие – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога; эмоции являются «центральным звеном» психической жизни ребёнка.

 Эмоциональное развитие включает в себя:

- развитие эстетического реагирования;

- развитие эмоциональной экспрессии;

- развитие эмпатии;

- формирование представлений о многообразии человеческих эмоций;

- формирование словаря эмоциональной лексики.

Известно, что музыка очень значима  своей эмоционально-образной сущностью и её роль трудно переоценить в формировании эмоциональной сферы личности. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребёнка. Ребёнок оживлённо реагирует на звуки музыки сначала непроизвольными движениями и возгласами, а затем движения становятся более произвольными, согласованными с музыкой и ритмически организованными.

Работа по постановке танца начинается с предложения педагога прослушать музыкальное произведение. И с первых  звуков весёлой музыки дети проявляют сильную эмоциональную реакцию, которая выражается шумными радостными возгласами, ритмичными движениями  и освоенными ранее танцевальными элементами. Если звучит лирическая музыка, то тут, как правило, дети проявляют восхищение её красотой и мелодичностью, а их движения носят плавный характер. Очень интересно в эти моменты наблюдать за детьми: в своих движениях они очень искренне и наивно выражают свои чувства, вызванные музыкой. Это вполне можно считать проявлением самостоятельной творческой деятельностью ребёнка (творческие импровизации), к которой побуждает именно музыка, силой своего воздействия на его эмоциональную сферу.

Здесь уместно будет сказать, что в зависимости от своего содержания, музыка воздействует на ребёнка и на физиологическом уровне: возбуждающе или успокаивающе.

Так как музыка воздействует на ребёнка на психологическом и физиологическом уровнях, то знакомство ребёнка с  «Миром музыки» и проходит на самых лучших образцах музыкального искусства:   И. Бах («Шутка»), П.Чайковский («Вальс» и «Русский танец» на музыку из балета «Лебединое озеро»; «Вальс снежных хлопьев», « Марш оловянных солдатиков», «Вальс цветов»  из балета     «Щелкунчик», «Полонез» из оперы «Евгений Онегин» и др.), Э. Григ  («Танец эльфов», «Весна», « Шествие гномов»,   Ф. Шопен     («Полонез»,   «Мазурка»);   Ф. Глинка («Полонез»,   «Вальс»,     «Мазурка»), М. Мусоргский («Балет невылупившихся цыплят»), С. Прокофьев («Танец Рыцарей» музыка из балета «Ромео и Джульетта»), А.Моцарт, И. Штраус и другие величайшие композиторы мира. Надо отметить, что мои воспитанники с восторгом принимают эту музыку,  любят её.  

Большое внимание в своей работе я уделяю постановке танцевальных композиций, используя народную музыку. Здесь я отдаю, конечно, предпочтение постановке русских народных танцев, используя русское народное песенное творчество, и танцевальную музыку хороводного и плясового характеров. Были поставлены танцевальные композиции «Березонька», «Матрешки», «Барыня», «Валенки», «Казачий пляс», «Танец с балалайкой» и другие. Кроме русской народной музыки, я часто обращаюсь к музыке других народов, с целью ознакомления своих воспитанников с творчеством народов мира. Дети весело исполняли «Финскую польку», были неотразимы в цыганском танце.  

Эстрадную, современную музыку я также использую в постановочной работе.   Содержание детского танца всегда близко и понятно детям. Танец   раскрывает исключительно детские проблемы, выражает  настроение и характер, волшебного, сказочного и радостного детского мира. Очень много красивых зарубежных песен и здесь существует большой соблазн поставить детский танец на одну из них. Здесь очень важно помнить, что содержание (драматургия) музыки (а здесь ещё и слова песни!),  должно полностью соответствовать содержанию (драматургии) танца, только при этом условии возможно создание хореографического образа. Танцевальные композиции на музыку с русским текстом   исполняются детьми ярко и эмоционально.  Художественные образы были детям  понятны,  ярко восприняты и эмоционально пережиты ими до такой степени, что они полюбили своих персонажей со всей силой детской души.    

Должна отметить, что для меня выбор музыкального произведения для постановочной работы очень проблематичен в силу того, что мои воспитанники очень юны и поэтому требования к выбору музыки значительно возрастают. Поэтому я постоянно нахожусь в процессе поиска музыкального материала.

    Музыкально-хореографическое воспитание напрямую обращено к эмоциональной сфере ребёнка: поскольку дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах и эмоциях человека, хореография является идеальной средой для обогащения его эмоциональной сферы. Это обусловлено тем, что музыка и пластическая выразительность движений, позы, мимика, жесты в своей совокупности представляют собой искусство танца, - искусство выражения чувств, эмоций, настроений и мыслей. Хореографические композиции несут в себе художественные образы реальной жизни, которые, вызывая яркое эмоциональное  переживание у ребёнка, воздействуют на его чувства и мышление.  

Каждый вид искусства, в том числе и хореография, «говорит» на своем языке. Для создания художественного хореографического образа, необходимо освоение его художественного языка, освоение той системы художественно-выразительных средств, которую использует искусство танца (пластическая выразительность движений, мимика жесты, позы, танцевальные элементы, музыка, сценический костюм, декорации, драматургия) для воплощения художественной идеи  хореографического образа. При помощи своего эмоционального художественного языка, танец воздействует на чувства, влияет на формирование мировоззрения ребёнка.

Следует обратить внимание на то, что создание художественного хореографического образа невозможно, если музыка, язык и вся система художественно-выразительных средств танца не будет соответствовать эстетическим требованиям. Не следует перегружать танцевальную лексику сложными, лишними элементами, всё должно быть просто и лаконично. Но такие «мелочи», как, например, держать правильно руки на поясе, держать круг, линии и интервалы, аккуратное  выполнение перестроений, - должны исполняться детьми почти безукоризненно. От этого зависит чистота рисунка танца. В этом заключается эстетика исполнения танца.

Необходимо отметить, что посредством хореографического искусства не только формируется  эстетическая культура личности исполнителя (ребёнка),  она развивается и у зрителя. Во время просмотра танца зритель получает эстетические впечатления и испытывает эстетические переживания. Высокохудожественное музыкальное произведение, содержание танца, эстетичное исполнение, костюмы и декорации, выполненные с художественным вкусом, делают эти переживания боле яркими, воспитывают как у исполнителей, так и у зрителей эстетический вкус и дают представление об эстетическом идеале. Поэтому так важно, чтобы все выразительные средства танца соответствовали эстетическим требованиям.

Хореографическая деятельность привлекательна для ребёнка не только из-за реализации его потребности в двигательной активности, но и в силу её эмоциональности. Эмоциональная отзывчивость является одной из важных музыкальных и хореографических способностей. Л.С. Выготский считал, что только эмоции открывают в искусстве действительный доступ к идее и образу. Эмоциональная отзывчивость развивается у ребёнка во всех видах  хореографической деятельности: восприятия музыки и художественного образа, исполнительстве, творчестве, т.к. она необходима для осмысления и прочувствования хореографического образа, что совершенно необходимо при его выражении (в исполнительской и творческой деятельности).

Характер хореографического образа зависит от художественного музыкального образа, поэтому так важно первоначально вызвать у ребёнка эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, которая проявляется в  большой степени в чувстве ритме и в музыкально-ритмичных движениях.

В основе восприятия всех видов искусств, в том числе и хореографии, лежит эстетическое переживание содержания художественного произведения. Чтобы создать хореографический образ, необходимо его эмоционально пережить, а затем поразмыслить над ним, и только тогда возможно донесение хореографического образа до зрителя.

Очень важной формой обогащения эмоциональной сферы ребёнка  является концертная деятельность. Воспитанники коллектива «Зеркало» выступают не только перед своими родителями. Они показывают свои танцевальные умения и навыки на городских и районных мероприятиях, областных, всероссийских и международных   конкурсах.  

 

Название мероприятия

Год

Количество участников

Результат

Областной детско-юношеский вокально-хореографического конкурс «На реке Упе».

2010

16

Диплом III степени

Фестиваль детского творчества «Курочка Ряба»

(музей–заповедник Поленово)

2010

8

Диплом участника

Фестиваль детского творчества «Курочка Ряба»

 (музей–заповедник Поленово)

2011

20

Диплом участника

XXXII Международный конкурс – фестиваль творческих коллективов «Единство России»

2011

20

Диплом III степени

IX  Всемирная Танцевальная Олимпиада

2012

9

дипломы за 2 и 3 место

Фестиваль детского творчества «Курочка Ряба»

(музей–заповедник Поленово)

2012

20

Диплом участника

Всероссийский отборочный тур фестиваля-конкурса современной детской и юношеской песни и танца «Два кота»

2012

9

Диплом участника

I Районный фестиваль народного творчества «Живой родник», посвященный памяти заслуженного работника культуры РСФСР В. И. Кашникова

2012

8

Грамота за участие

Районный хореографический конкурс «Зимняя сказка»

2012

8

Диплом II степени

III Международный фестиваль-конкурс современной детской и юношеской песни и танца «Два кота»

2013

12

Диплом III степени

Юбилейный фестиваль детского творчества «Курочка Ряба» (музей–заповедник Поленово)

2013

18

Диплом участника

III Районный фестиваль народного творчества «Живой родник», посвященный памяти заслуженного работника культуры РСФСР В. И. Кашникова

2014

12

Диплом III степени

Международный конкурс детского и юношеского творчества «Земля талантов»

2014

8

Диплом участника

Всероссийский конкурс детского и молодёжного творчества «Славься, Отечество!»

2014

12

Диплом III степени

Всероссийский фестиваль-конкурс хореографического искусства «Мы помним, мы гордимся 2014»

2014

24

Диплом за 1 место

Всероссийский фестивально-конкурсный проект современного искусства и креативного творчества «Апельсиновая берёза»

2014

20

Диплом III степени

Областной конкурс творческих коллективов и молодых исполнителей «Браво!»

2014

22

Дипломант

Районный хореографический конкурс «Зимняя сказка»

2014

22

Диплом III степени

В эстетическом воспитании младших школьников я применяю различные педагогические технологии, в том числе:

- здоровьесберегающие;

- игровые;

- ИКТ;

- личностно-ориентированные технологии обучения;

- коллективного творческого воспитания;

- проектная деятельность;

               - интеграционные.

- синтез видов искусств в хореографии;

Практически любая постановочная работа осуществляется на основе интеграции многих видов искусств. Свою работу по постановке танца я начинаю с того, что предлагаю детям прослушать музыкальное произведение. Затем с ребятами обсуждаем характер музыки. После обсуждения настроения музыкального произведения, детям предлагается потанцевать, как им захочется, выражая эмоциональное состояние музыки. Следующий этап – ознакомление воспитанников с историей создания музыкального произведения: его автором;  настроением, которое композитор отражает в музыке. Для того, чтобы более ярко передать художественный музыкальный образ детям, я использую соответствующую образу поэзию, сказки или рассказы. Часто приходилось  ставить танцы на песни, где всегда существует литературный текст, раскрывающий содержание песни. Таким образом, кроме музыкального искусства, активно участвует в создании хореографического образа такой вид искусства, как литература.   В создании хореографического образа видную роль играет и изобразительное искусство – это изготовление эскизов сценического костюма, декораций.

Все сопутствующие хореографии виды искусства имеют свою эмоционально-образную сущность, способную вызывать в детях яркое эмоциональное впечатление и переживание. Эти эмоциональные художественные образы участвуют в создании хореографического образа, многократно усиливая его, обеспечивая наиболее яркое  эмоционально-эстетическое восприятие.

Таким образом, интеграция искусств  является мощным средством в  эстетическом воспитании младших школьников в процессе их хореографической деятельности.

Диагностика эмоционально-эстетического развития детей младшего школьного возраста хореографического коллектива «Зеркало»

2012 – 2013 учебный год

Целью диагностирования является определение первоначального уровня и динамика эмоционально-эстетического развития младших школьников.

Выявление уровня эмоционально-эстетического развития детей осуществлялось поэтапно:

-подбор диагностического инструментария;

- изучение первоначального уровня эмоционально-эстетического развития детей;

- изучение эмоционально-эстетического развития старших дошкольников на среднем этапе исследования;

- изучение эмоционально-эстетического развития детей на заключительном этапе исследования;

- выявление динамики эмоционально-эстетического развития  детей.

Исследовательская работа проводилось поэтапно в течение двух лет:

- начальный этап (констатирующий) – октябрь 2012 года;

- средний  (формирующий) – октябрь-апрель 2012-2013 учебного года;

- заключительный этап (контрольный) – апрель – май 2013 года;

- представление опыта (выступление на педагогическом совете) сентябрь – октябрь 2014.

На первом этапе исследования определялся исходный уровень эмоционально-эстетического развития детей младших групп коллектива «Зеркало».

В ходе формирующего этапа исследовательской работы реализовывалась программа хореографического воспитания детей младшего школьного возраста «Основы хореографии» как специально эстетически оформленная и организованная образовательная среда для эмоционально-эстетического развития личности ребёнка.

На контрольном этапе исследования была выявлена динамика эмоционально-эстетического развития детей.

Исследование на всех этапах проводилось в одинаковых условиях с использованием одного диагностического инструментария. Показатели и критерии, диагностические задания по трудности и содержанию не изменялись.

Уровень эмоционально-эстетического развития детей определялся по следующим критериям:

- соматическое выражение эмоций, в котором  выявляется адекватность восприятия детьми эмоциональных состояний людей и выражение эмоций в движениях;

- вербальное выражение эмоций, в котором определяется адекватность передачи эмоционального состояния в речи;

- визуальное выражение эмоций, которое заключается в визуальном восприятии эмоционального состояния людей.

Уровень эстетической составляющей эмоционально-эстетического развития детей  определялся   уровнем эстетического отношения детей к человеку, который соответствует развитию эстетических чувств и эмоций:

- неэстетический (низкий) уровень;

- предэстетический (средний) уровень;

- эстетический (высокий) уровень).

Все три уровня рассматривались с точки зрения эмоциональной и эстетической выразительности. Дети, способные соматически и словесно выразить экспрессию чувства и определить его визуально, достигают той степени эмоционального и эстетического развития, которая является необходимой  целостного полноценного развития ребёнка.

Показатели, которые характеризуют каждый критерий, а так же баллы, которые соответствуют уровням:

- низкий (неэстетический) уровень – 1балл;

- средний (предэстетический) уровень – 2балла;

- высокий (эстетический) уровень – 3балла.

Таблица 1

Критерии и показатели эмоционально-эстетического развития детей

Критерии

Уровни

Баллы

Соматическое выражение эмоций

Не выражает эмоции в мимике и жестах, движения хаотичные, резкие или вялые

1

Не всегда адекватно передаёт эмоции в мимике и жестах, движения осмысленны, но не всегда выразительны

2

Мимика и жесты выразительные, соответствуют передаваемой эмоции, движения пластически выразительны и музыкальны

3

Вербальное выражение эмоций

Не может передавать в речи эмоциональное состояние, не может подобрать прилагательное для передачи характера произведения

1

Может адекватно передать в речи эмоциональное состояние при помощи педагога, подбирает 1-2 слова для передачи эмоциональных состояний

2

Речь эмоционально выразительна, подбирает 3 и более прилагательных, соответствующих эмоциональному состоянию

3

Визуальное выражение эмоций

Не может в изображении определить характер эмоции

1

Адекватно определяет 2-3 изображения эмоциональных состояний

2

 Адекватно определяет все предложенные изображения эмоциональных состояний

3

Соматическое выражение эмоций (критерий 1-ый)

Задание 1-ое: адекватная интерпретация эмоциональных состояний людей.

Каждому ребёнку предлагалось продемонстрировать весёлого, печального, сердитого, удивлённого мальчика (девочку).

Задание 2-ое: детям предлагалось передать в движении под музыку эмоциональные состояния: весёлое и грустное.

Вербальное выражение эмоций (критерий 2-ой)

Задание 3-е: интонационное выражение эмоций.

Каждому ребёнку предлагалось произнести одну и ту же фразу радостно, грустно, испуганно, сердито, удивлённо.

Задание 4-ое: детям предлагалось выразить прилагательными эмоциональные состояния двух контрастных музыкальных произведений.

Визуальное выражение эмоций (критерий 3-ий)

Задание 5-ое: восприятие эмоционального состояния.

Детям предлагались карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. При этом задавался вопрос: «Какое это лицо?»

              Уровни   эмоционально-эстетического    развития   детей  определялись  при   помощи суммарного балла, и затем определялось количество детей в группе с низким, средним и высоким уровнями в процентном отношении.

Таблица 2

Результаты начального этапа исследования

(на октябрь 2012 года)

Уровни

Суммарное определение уровней эмоционально-эстетического развития детей

Количество детей

%

низкий

39

78%

средний

11

22%

высокий

-

-

Анализ результатов исследования показал, что уровень эмоционально-эстетического развития детей старшей возрастной группы, в основном низкий, не смотря на то, что дети с интересом  выполняли задания. Особую трудность у детей вызвало задание 2: под весёлую музыку большинство ребят лишь хаотично прыгали и хлопали в ладоши, некоторые остались сидеть на стульчиках, и только нескольким ребятам (4 человека) удалось в движении выразить весёлый характер музыки; а под грустную музыку только две девочки показали свою способность выразить в движении эмоциональное состояние, причём одна девочка сказала, что она «осенний листочек, который совсем промок под дождиком». Вербальная характеристика музыки, в основном, была однообразной:  «грустная музыка», «весёлая музыка». Только немногие дети дали более выразительную характеристику музыке: « праздничное настроение», «хочется смеяться», «озорная музыка», «смешная», «дождик плачет». Выполнение других заданий также вызывало некоторые трудности.

Результаты начального этапа исследования показали, что дети плохо представляют то, как надо управлять своими эмоциями и как эмоционально выражать своё отношение к происходящим событиям и людям. Была выявлена необходимость в специальной эстетически оформленной и организованной творческой образовательной среде, которая бы способствовала эмоционально-эстетическому развитию детей. В нашем случае через включение детей в хореографическую деятельность.

В середине формирующего этапа (апрель 2013 года) с целью выявления эффективности эстетически оформленной и организованной среды на хореографических занятиях, было проведено повторное диагностирование с применением того же диагностического инструментария (но были даны другие музыкальные произведения).

Таблица 3

Результаты исследования на формирующем этапе

(на апрель 2013года)

Уровни

Суммарное определение уровней эмоционально-эстетического развития детей

Количество детей

%

низкий

16

32%

средний

31

62%

высокий

3

6%

Результаты исследования на данном этапе  позволяют сделать вывод, что  хореографические занятия в гимназии, как эстетически оформленная и организованная творческая среда, способствуют эмоционально-эстетическому развитию детей старшей возрастной группы, так как значительно улучшились показатели уровня эмоционально-эстетического развития воспитанников.

Следует отметить, что качество выполнения заданий значительно улучшилось. Движения под музыку были более разнообразными и выразительными, использовались соответствующие музыке и движению мимика и жесты. У некоторых детей в исполнении просматривался определённый художественный зрительный образ. Речь была эмоционально выразительнее, чем на начальном этапе исследования: «музыка живая и задорная», «солнечная и радостная», «яркая».

На заключительном этапе в апреле 2014 года с этими же детьми, но уже воспитанниками подготовительных к школе групп, было проведено диагностирование с целью выявления динамики эмоционально-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста с использованием прежнего диагностического инструментария.

Таблица 4

Результаты исследования на заключительном этапе

(апрель 2014года)

Уровни

Суммарное определение уровней эмоционально-эстетического развития детей

Количество детей

%

низкий

3

6%

средний

33

66%

высокий

14

28%

Анализ результатов показывает, что хореографические занятия в значительной степени способствуют эмоционально-эстетическому развитию старших дошкольников. Дети с радостью и удовольствием выполняли задания. Выполнение заданий само по себе, незаметно, перешло в соревнование – кто лучше станцует, у кого выразительнее мимика, кто больше придумает прилагательных, выражающих определённое эмоциональное состояние.

Таблица 5

Сравнение результатов исследования уровня эмоционально-эстетического развития

детей старшего дошкольного возраста

Уровни

На начальном этапе

На формирующем этапе

На заключительном этапе

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество

детей

%

Низкий

39

78%

16

32%

3

6%

Средний

11

22%

31

62%

33

66%

Высокий

-

-

3

6%

14

28%

Сравнение результатов диагностирования на всех этапах  исследовательской работы выявило значительную динамику эмоционально-эстетического развития детей  старшего дошкольного  возраста гимназии в процессе их хореографической деятельности. Можно сделать вывод, что хореографические занятия дали положительные результаты в эмоционально-эстетическом развитии воспитанников гимназии.

На начальном этапе исследовательской работы 78% детей имели низкий уровень эмоционально-эстетического развития, а на заключительном этапе работы – всего 6%. Средний уровень эмоционально-эстетического развития в начале исследования имели 22% воспитанников гимназии, на завершающем этапе – 66%. На начальном этапе исследования ни один ребёнок не показал высокий уровень эмоционально-эстетического воспитания, а на заключительном этапе 28% детей приобрели высокий уровень эмоционально-эстетического развития.

Результаты исследовательской работы; наблюдение за воспитанниками в процессе их хореографической деятельности, общения  со сверстниками и взрослыми показывают, что уровень эмоционально-эстетического развития детей значительно повысился.  

Таким образом, можно сделать вывод, что хореографические занятия являются эффективной эстетически оформленной и организованной творческой образовательной средой, в значительной степени способствующей эмоционально-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме самообразования "Театральная игра в духовно-нравственном воспитании ребёнка в современной действительности"

Работа над темой велась в течение 5 лет. Изучена методическая литература, в изложении материала использованы практические упражнения, методы и приёмы организации духовно-нравственного воспитания детей...

Обобщение опыта по теме самообразования: «Нестандартные формы и методы проведения уроков русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

Нетрадиционные формы урока -  одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести в...

Обобщение опыта по теме самообразования " Алгоритм как один из приемов в формировании учебно-познавательной компетенции на уроках математики"

Здравствуйте! Меня зовут Кальянова Наталья Михайловна, я учитель математики в МКОУ СОШ №14 г. Тайшета.Хочу сегодня вам представить мою работу по теме: Алгоритм как один из приемов в формировании учебн...