Игра по краеведению
план-конспект занятия по географии по теме
Представлена разработка игры по краеведению на тему "М.В. Ломоносов - ученый Севера" в виде конспекта (в формате Word) и презентации (в формате Power Point в двух частях).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_igre_-_viktorine_lomonosov-1.doc | 107.5 КБ |
prezentatsiya_1_chast.pptx | 1.46 МБ |
prezentatsiya_2_chast.ppt | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
слайды | Ход игры |
На сайде фото Ломоносова и текс стихотворения | «О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободрены Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумов Невтонов Российская земля раждать.»
|
На слайде название игры | Добрый вечер, приветствуем участников конкурса краеведов! В конкурсе краеведов, проходящем в два тура, принимают участие по 3 человека от команды. 1 тур - игра – викторина в честь 300-летнего юбилея М.В.Ломоносова Зачёт: командный За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Команды, набравшие более 10 баллов, допускаются ко второму туру. Разрешите представить членов жюри: 1. 2. 3. 4. 5. По ходу игры вы можете делать для себя пометки, на столах у вас лежат черновики и зачётные карточки. Будьте очень внимательны и вас ждёт победа!!!! |
На слйде слова пушкина | - В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. |
Картинка лаборатория | Он создал первую в России научную химическую лабораторию, |
Картинка обсерватории круговорота | организовал астрономические и метеорологические исследования, |
Карта приполярных стран | участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути, |
Академия университет | разработал проекты переустройства Петербургской академии наук, основал Московский университет. |
Поэт мозаика | Кроме того, Ломоносов известен нам и как талантливый поэт, и как автор уникальных мозаичных портретов и картин'. |
Родина Ломоносова | Удивителен не только талант Ломоносова, удивительна сама его жизнь. Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (по новому стилю - 19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии в семье крестьян-поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. |
Лодки | Первые упоминания о роде Ломоносовых относятся к XVI веку, ко временам Ивана Грозного. Скудная северная земля не могла прокормить крестьянина, почти все жители 20 деревень были поморами — занимались морскими промыслами. Отец Ломоносова владел «новоманерным» гукором — небольшим, водоизмещением приблизительно 100 тонн парусным судном, построенным в соответствии с указом Петра на европейский лад — «по новому манеру». На нем Василий Дорофеевич перевозил государственные и частные грузы, промышлял морского зверя. |
(приготовьте карточку под номером 1, на обсуждение в команде и написание ответа в карточку даётся 30 секунд) Внимание Вопрос № 1 - Как называлось судно семьи Ломоносовых? Время пошло Внимание правильный ответ Это судно называлось «Святой архангел Михаил», бытовое название – «Чайка». | |
- Когда Михаилу исполнилось девять лет, умерла его мать. С десяти лет Михаил начал помогать отцу. Он учился мореходному делу, знакомился с промыслом морского зверя, наблюдал приливы и отливы, бури в океане, полярные льды, северное сияние. | |
церковь | В одиннадцать лет юный Ломоносов быстро освоил грамоту. Без грамоты было невозможно вести дела, поэтому Василий Дорофеевич поручил своего сына заботам дьячка приходской Димитриевской церкви С. Н. Сабельникова. Обучившись грамоте, Михаил пристрастился к чтению. |
Читает книгу | Вначале он читал «Псалтырь», а затем потянулся к светским книгам, которые ему удалось добыть у соседа Христофора Дудина. Вероятно, позже ему удалось достать учебные книги «Грамматику» и «Арифметику», последняя заслуживала большее внимание так как к них были сведения не только по арифметике, но и по физике, астрономии, географии, в это время у Ломоносова и возникает страстное желание учиться. |
Внимание! Вопрос №2 - Что Ломоносов назвал "вратами своей учености"? Это первые книги прочитанные Ломоносовым За каждую названную книгу команда получает 0.3 балла «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого, «Псалтырь» | |
Страсть к знаниям, проблемы в семье заставили молодого Ломоносова принять серьёзное решение | |
обоз | Внимание вопрос № 3 - Какой эпизод из жизни М.В.Ломоносова показан на слайде? Оставить родной дом и отправиться в Москву для того, чтобы "поступить там в ученье". С помощью земляков он получил паспорт, занял у соседа Фомы Шубного три рубля денег и в декабре 1730 года, тайно покинув родительский дом, отправился с рыбным обозом в столицу |
Спаские школы | Начало учебы было тяжелым: девятнадцатилетний юноша сел за парту вместе «со школьниками, малыми ребятами». Стипендия была мизерной — 3 копейки в день, на которые надо было питаться, одеваться и приобретать бумагу и перья, да и платили ее нерегулярно. |
школа | Но стремление к знаниям помогло преодолеть все лишения, и за первый год Ломоносов сумел закончить три класса Академии. Он освоил латинский язык (серьезная научная литература того времени издавалась на латыни) и читал все, что удавалось достать в библиотеке Академии и в расположенной неподалеку книжной лавке. |
академия | В Славяно-греко-латинской академии Ломоносов проучился пять лет, В ноябре 1734 года ректор академии получил распоряжение отправить 20 самых способных учеников для дальнейшего обучения в Петербургскую Академию наук. Пребывание Ломоносова в Академии наук было недолгим, его направляют для обучения горному делу в Германию. |
вольф | Их направили в университет города, известный главным образом тем, что в нём преподавал Христиан Вольф, механик и оптик, человек энциклопедических знаний и философ. Он был прекрасным преподавателем и, по-видимому, очень добрым человеком, снисходительным к своим студентам. Именно к нему, под его покровительство, как почётного члена Петербургской Академии наук, были направлены Райзер, Виноградов и Ломоносов. |
Здесь особенная система оценки, перед вами появится закрытый ответ. Вы можете сразу ответить и получить 1 балл через 30 сек., если вы сомневаетесь, открывается и звучит подсказка, на ответ даётся 10 секунд. Каждая подсказка снижает балл на 0.2. если команда отвечает неправильно, получает 0 баллов и не имеет право продолжать отвечать на данный вопрос Внимание вопрос № 4 Назовите город в Германии, связанный со студенческими годами М.В. Ломоносова. 1 подсказка, открываем букву М Единственный знаток горного дела, профессор Генкель в Германии, посоветовал: "Не волочите делом, искавши, а пошлите ко мне академического студента посмышленее". Вольф писал: "Я любил видеть в лектории этот высокий лоб, этот взгляд, сияющий разумом. Но, ах! Как часто этот лоб украшается зловещею шишкой и фонарь под глазом светит ярче "сияния ума...". Впрочем, моего русского ученика пьяным я не видал. Хитрая бестия!... Диссертации свои сдает ранее сроков. Они блещут творческим проникновением в предмет". Время пошло (10 секунд) Сдайте карточки 2 подсказа, открываем буквы Р Сюда Ломоносов заехал по пути, да и прогостил три года. Кроме точных наук, кроме языков и литературы, штудировал он здесь новейшую философию". Михаила Ломоносова из смышленых не выкинешь. Он и поплыл за границу... Что там поплыл - на крыльях полетел! Это случилось в 1736 году. Время пошло (10 секунд) Сдайте карточки 3 подсказа, открываем букву А К началу 1739 года русские студенты закончили обучение и летом того же года были направлены предписанием из Петербурга известному специалисту горного дела Сдайте карточки Внимание правильный ответ МАРБУРГ | |
девушки | В конце 1739 года между Ломоносовым и Генкелем начинаются трения. Ломоносов вернулся в Марбург, где 26 мая обвенчался с Елизаветой-Христиной Цильх, с которой он близко познакомился во время учёбы в университете. Разрешение на выезд Ломоносов получил лишь в апреле 1741 г. и 8 июня прибыл в Петербург. |
лаборатория | Главным своим занятием молодой адъюнкт избрал химию. В середине 1746 г. Ломоносов, наконец, добивается постройки химической лаборатории. В 1748 году Ломоносов начал опыты по изготовлению цветных стёкол, |
Набор химика | нужных ему для экспериментального подтверждения создаваемой им теории света и цветов, разрабатывал рецептуру и испытывал заменители для красок, ввозимых из-за границы, продолжал оборудование лаборатории приборами и инструментами. |
Внимание! Вопрос № 5 Какой древний вид изобразительного искусства возродил Ломоносов. Мозаика | |
мозаика | В химической лаборатории после 4 тысяч опытов Ломоносов сумел разработать технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных (называемых смальтами) стёкол. |
мозаика | Полученную им смальту учёный решил использовать для изготовления мозаичных картин. |
мозаика | Ему удалось открыть фабрику в Усть-Рудицах, где наряду с ним трудились несколько мастеров. До нашего времени сохранилась 21 мозаика |
мозаика | Внимание, из «Поле чудес», перемещаемся в игру, «Что? Где? Когда?» Итак , Черный ящик Ломоносова всегда привлекала эта личность, ученый преклонялся перед ним. В 1757 г. он заканчивает его мозаичный портрет. На портрете он изображён в латах, с накинутой на плечи горностаевой мантией, крытой золотой парчой. Этот портрет - высокий венец монументальной мозаики, в него Ломоносов вложил пафос своего восхищения "преобразователем России". Портрет находится в Эрмитаже. Внимание, вопрос № 6 приготовьте карточки В черном ящике находится репродукция мозаики М.В.Ломоносова, Кто изображён на репродукции мозаики М.В.Ломоносова? Правильный ответ на экране6 Пётр 1 |
Страницы из учебников | - Яркую страницу в биографии Ломоносова представляет его педагогическая деятельность. Он начал ее в 1742 году, после получения звания адъюнкта и продолжал в течение 20 лет. Наряду с научными исследованиями Ломоносов занимался обучением молодых людей химии, физике, "натуральной и минеральной гистории", физической географии. Поскольку учебников для этих дисциплин на русском языке не было, он занялся разработкой учебных пособий. В 1742 г. Ломоносов написал руководство - "Первые основания горной науки, или Горная книжица", в 1743 г. -"Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладоречия сочиненное", в 1745 г. перевел для студентов с латинского учебник по физике. С 1745 г., получив должность профессора химии, Ломоносов начал читать публичные лекции по физике. До него все лекции читались на латинском языке. Ломоносов впервые для этого использовал русский. |
мгу | В 1745 г. Ломоносов выступил инициатором создания русского университета, который бы располагался в Москве. Московский университет был открыт в 1755 году. |
Внимание вопрос № 7 - В каких науках преуспел М.В.Ломоносов? Перечислите, за каждую правильно названную науку – о.1 балла. Время пошло Химия, физика, астрономия, математика, геология, металлургия, география, история, филология, философия. | |
памятник | Научная слава Ломоносова достигает зенита. В мае 1760 г. его избирают почётным членом Шведской Академии наук, а в апреле 1764 г. — почётным членом Академии наук Болонского института. Находившейся в Париже И. И. Шувалов намеривался представить кандидатуру Ломоносова в Парижскую академию, но было уже поздно. 4 (15) апреля 1765 г. Ломоносов скончался в своем доме на Мойке. 8 апреля его похоронили при большом стечении народа на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. |
слова | 15 апреля того же года в академическом собрании прозвучали слова: «Не стало человека, имя которого составит эпоху в летописи человеческого разума, обширного и блестящего гения, обнимавшего и озарявшего вдруг многие отрасли». |
Внимание! Блиц опрос. Перед вами будут появлятся вопросы с вариантами ответов. Впишите в карточку букву правильного ответа. На каждый ответ даётся 10 секунд Время пошло | |
дети | Пока члены жюри подводят итоги, мы хотели бы закончить свой рассказ! В архиве МГУ хранится документ (родословная М.В.Ломоносова) который подробно сообщает данные обо всех потомках великого русского учёного. 1739г. 8 ноября родилась дочь Елизавета 1741г. 22 декабря родился сын Иван 1749 г. 21 февраля родилась дочь Елена, которая продолжила род Ломонососовых Елена Михайловна (названная Еленой в честь рано умершей матери), в замужестве - Константинова. Муж был библиотекарем при дворе Екатерины П. Внучка Ломоносова Софья Алексеевна была замужем за известным героем Отечественной войны 1812г. - генералом Раевским. С детьми Раевского (правнуками Ломоносова), в частности, с Марией Николаевной Раевской, дружил А-С. Пушкин. Она же, будучи женой декабриста Волконского, последовала за своим мужем на 30 лет в Сибирь. Сестра Волконской Е.Н. Раевская (другая правнучка Ломоносова) соединила свою жизнь с декабристом Орловым, которого одно время мятежники прочили в руководители восстания. Жизнь продолжается! |
ломоносоведение | Хотя длительное время результаты научной деятельности и труды ученого находились в забвении. Довольно основательные исследования в области ломоносововедения появились к 200-летию со дня рождения академика. Данный период связан с выходом знаменитых «Ломоносовских сборников», в подготовке которых активное участие принимали земляки ученого. |
институт | К 250 –летию, пединститут, только что получивший почетное имя Ломоносова, издал в 1961 году сборник «М.В. Ломоносов». Затем, на протяжении 25 лет, выпустил еще 2 сборника «Слово о Ломоносове». К 290-летию великого земляка учеными Севера было подготовлено 4 монографии. Важным завоеванием советского «ломоносововедения» (и опять-таки северяне не отстали) стала широкая народность пропаганды наследия Ломоносова. |
Ломоносовский фонд | Особенно большую роль сыграл в этом Ломоносовский фонд. В каждую юбилейную годовщину, начиная с 1969 г., в Архангельск и Холмогоры приезжали профессора и академики московских и ленинградских вузов, которые выступали перед земляками Ломоносова, рассказывали о нем − великом и человечном. |
Памятник в селе | Широко популяризировалась и жизнь села Ломоносова.. На Курострове был установлен памятник Ломоносову, |
Косторезная фабрика | организована помощь в строительстве косторезной фабрики, мастера которой не жалели сил, чтобы прославить своего великого земляка. |
памятники | На территории поморского края и всей страны имя Ломоносова получили некоторые города, районы городов, театры, институты, поставлены многочисленные памятники, в том числе в Архангельске, Коряжме, Северодвинске. Исследования о Ломоносове появились в Германии, Швеции, Италии, даже в Японии. Успехи советской науки, проникновение в тайны атома и глубины космоса, изучение суши и океанов земли усилили внимание к идеям, высказанным Ломоносовым. |
МГУ | Была восстановлена справедливость и в истории создания Московского университета, который отныне носит имя великого ученого. На многочисленных его факультетах учатся десятки тысяч студентов нашей страны и из-за рубежа. У входа в величественное здание на Воробьевых (Ленинских) горах высится памятник гениальному ученому (скульптор Н.В. Томский). |
высказывание | Ломоносов останется на все времена с нашей Родиной и поморским Севером. Он − русский Богатырь Науки и Искусства, вышедший за пределы своего времени и прославивший Россию, один из великих умов человечества. Несмотря на дискуссии о «феномене Ломоносова», мы можем и должны учиться его патриотизму, его любви к Родине, стремлению к знанию и высокой нравственности. Смысл жизни, высказанный им, остается и с нами: «Для пользы общества коль радостно трудиться!» |
ФИЗИКА
Диссертации
«Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул».(28 лет)
«Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств»,
«О сцеплении и расположении физических монад»,
«О составляющих природные тела нечувствительных физических частицах, в которых заключается достаточное основание частных качеств»
ГЕГРАФИЯ
«О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном»,
«Размышления о причинах теплоты и холода»
«Опыт теории упругости воздуха».
1759, 8 мая
— произнес в Публичном собрании АН «Рассуждение о большей точности морского пути».
1753, 26 ноября
— произнес в Публичном собрании АН «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих».
1757, 6 сентября
— произнес в Публичном собрании АН «Слово о рождении металлов от трясения земли».
1760, июль
— закончил работу над «Рассуждением о происхождении ледяных гор в Северных морях» и направил ее в Шведскую Академию наук
1760, 6 сентября
— произнес в Публичном собрании АН «Рассуждение о твердости и жидкости тел».
1763, сентябрь
— закончил «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию».
1763
— в типографии АН закончено печатание книги «Первые основания металлургии, или рудных дел».
1763, 20 декабря
— в типографии АН отпечатано «Известие о сочиняемой российской минералогии».
ИСТОРИЯ
1760, ноябрь
— в типографии АН напечатан «Краткий Российский летописец с родословием».
ХИМИЯ
«О действии химических растворителей вообще».
«Диссертацию о рождении и природе селитры».
1741, декабрь
— закончил работу «Элементы математической химии».
1751, 6 сентября
-в Публичном собрании АН произнес «Слово о пользе химии».
<` 1752 — 1754 —
работал над составлением «Курса физической химии».
1756, 1 июля
— произнес в Публичном собрании АН «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее».
1741, август
— подал в Академическое собрание «Рассуждение о катоптрико-диоптрическом зажигательном инструменте» и «Физико-химические рассуждения о соответствии серебра и ртути...».
ФИЛОЛОГИЯ
1739
— написал оду «На взятие Хотина» и составил «Письмо о правилах российского стихотворства».
1743
Написал «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия»
оды «Утреннее размышление о Божием величестве»
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».
1747, январь
— закончил переработку рукописи "Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия«- дал ей новое название «Краткое руководство к красноречию. Книга первая...».
1751, июль
— в Академической типографии отпечатано «Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова. Книга первая».
1752, сентябрь
— сочинил трагедию «Демофонт», которая была напечатана в том же году.
1754, ноябрь
— написал статью «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинении, предназначенное для поддержания свободы философии».
1755, 26 апреля
— произнес в Публичном собрании АН «Слово похвальное Петру Великому».
1757, февраль
— в типографии Московского университета начато печатание первого тома Собрания сочинений Ломоносова.
МАТЕМАТИКА
1757, 13 января
— в Академической типографии отпечатана «Российская грамматика».
ПЕРЕВОД
1744, март — июнь
— перевел с немецкого на русский язык «Описание в начале 1744 года явившийся кометы», составленное Г. Гейнзиусом
1745, февраль
— перевел с латинского на русский язык шестой раздел книги Л.Ф. Тюммига, назвав его «Вольфианская экспериментальная физика».
1747
— перевел с немецкого языка книгу Соломона Губерта «Экономическая стратагема», озаглавив ее «Лифляндская экономия».
МОЗАИКА
1752, сентябрь — закончил первую мозаику «Мадонна» с картины римского живописца Солимены
1761, 1 ноября
— написал первое из намечаемых им 8 писем И. И. Шувалову «О сохранении и размножении Российского народа».
1764, январь
— составил «Роспись сочинениям и другим делам советника Ломоносова»
1745, 25 июля
ПЕДАГОГИКА
ФИЛОСОФИЯ
— назначен профессором химии Петербургской АН. (34 года)
1751, март
— произведен в коллежские советники.(40 лет)
1757, 13 февраля
— назначен советником Академической канцелярии.(46)
1758, март
— назначен руководителем Географического департамента АН.(47)
1760, 19 января
— назначен руководителем Академических университета и гимназии.(49)
1760, 30 апреля
— избран почетным членом Шведской королевской Академии наук.(49)
1763, 10 октября
— избран почетным членом Академии трех знатнейших художеств.(52)
1763, 15 декабря
— произведен в статские советники.(52)
1764, апрель
— избран почетным членом Академии наук Болонского института.(53)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободрены Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать ”.
Всероссийский туристский слёт учащихся по лыжному туризму Конкурс краеведов I тур игра-викторина «К 300-летию Михайло Васильевича Ломоносова»
«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» А.С.Пушкин
Рисунок приложенный к «Слову о явлениях воздушных…». Обсерватория М.В. Ломоносова в саду его дома на Мойке.
Составленная Ломоносовым карта приполярных стран из книги «Краткое описание разных путешествий..»
Академия наук Московский государственный университет
Александр Невский мозаика мастерской Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 г. деревне Мишанинской возле Холмогор Архангельской губернии кадр из фильма «Михайло Ломоносов»
Вид города Архангельска в начале XVIII века. Главной гордостью семьи стало новое судно построенное крестьянином соседней волости. На этом судне юный Михайло Ломоносов ходил с отцом в моря. В этих трудных походах на промысел морского зверя закалялось его сердце и мужал характер. кадр из фильма «Михайло Ломоносов»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
кадр из фильма «Михайло Ломоносов»
Церковь Дмитрия Солунского в селе Ломоносово. Строительство церкви Дмитрия Солунского велось на глазах у юного Михайлы Ломоносова. С ней связаны его первые шаги в овладении русской грамотой. Современники считали его «лутчим чтецом в приходской своей церкви». Даже дату его рождения мы знаем благодаря церковному архиву.
кадр из фильма «Михайло Ломоносов»
Внимание! Вопрос №2 Что Ломоносов назвал "вратами своей учености"? «Псалтырь», «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого
«Юный Ломоносов на пути в Москву» Какой эпизод из жизни М.В.Ломоносова показан на слайде? Внимание! Вопрос № 3
Заиконоспасский монастырь. 15 января 1731 года М.В. Ломоносов был зачислен в самый младший класс Славяно-греко-латинской академии, так как ещё вовсе не разумел латыни. Ломоносову пришлось скрыть своё происхождение и назваться сыном дворянина. Спасские школы
Петербург Петербургская академия наук ( XVIII век). Рисунок с гравюры Е. Виноградова. Новоприбывших студентов приняли с важностью. Для них приобрели простые кровати, выдали по паре сапог и паре башмаков, шерстяные и гарусные чулки, немного полотна на рубахи и постельное бельё, редкий и частый гребень и кусок ваксы. Москвичей обучали по программе академической гимназии.
Христиан Вольф (1679-1754). «Петербургские руссы» были записаны в университетскую книгу 17 ноября 1736 года.
Назовите город в Германии, связанный со студенческими годами М.В. Ломоносова. Внимание! Вопрос № 4
М а р б г р у
кадр из фильма «Михайло Ломоносов» макет Химической лаборатории
Инструменты химика
Какой древний вид изобразительного искусства возродил Ломоносов? Внимание! Вопрос № 5 мозаика
Императрица Елизавета Петровна мозаика мастерской Ломоносова,1758-1760
Апостол Пётр мозаика мастерской Ломоносова,1761
Внимание! Вопрос № 6 Кто изображён на репродукции мозаики М.В.Ломоносова? Чёрный ящик
В каких науках преуспел М.В.Ломоносов? Внимание! Вопрос № 7
4 апреля 1765 г Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры.
«Не стало человека, имя которого составит эпоху в летописи человеческого разума, обширного и блестящего гения, обнимавшего и озарявшего вдруг многие отрасли» Академическое Собрание
БЛИЦ-ОПРОС 10 секунд на ответ
Дата и год рождения Ломоносова. а) 8 ноября 1710 б) 8 ноября 1711 в) 8 октября 1711
2. Где родился Ломоносов? а) с. Емецк б) с. Холмогоры в) д. Мишанинская
3. Как Ломоносов ушел из дома? а) тайно б) попрощался с отцом в) попрощался с мачехой
4. В каком году ушел Ломоносов с рыбным обозом в Москву? а) 1726 б) 1730 в) 1731
6. Во сколько лет Ломоносов обучился грамоте? а) 8 лет б) 10 лет в) 20 лет
7. Чем хотел заставить сына заниматься отец Ломоносова? а) промыслом и своим хозяйством б) торговлей в) научными исследованиями
8. Во сколько лет Ломоносов ушел в Москву? а) 19 лет б) 18 лет в) 16 лет
9. В какой академии учился Ломоносов? а) латино-греко-римская б) славяно-греко-латинская в) русско-латинская
10. Что на первое место ставил он в качестве источника знаний? а) опыт б) теорию в) мнение других людей
11. Какую лабораторию в 1748 году открыл Ломоносов? а) физическую б) химическую в) биохимическую
12. Кто называл Ломоносова «первым русским университетом»? а) Лермонтов б) Пушкин в) Рихман
13. На каком языке Ломоносов читал лекции в Академии? а) на латинском б) на немецком в) на русском
«ЛОМОНОСОВОВЕДЕНИЕ» КАК ИСТОРИКО-НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА «Ломоносововедение» − изучение биографии, научного наследия и вклада М.В.Ломоносова в науку и культурный процесс». Началом «ломоносововедения» можно считать появившиеся сразу же после смерти М.В.Ломоносова оценки современников»
Поморский государственный университет им.М.В.Ломоносова
с. Ломоносово
г.Архангельск г.Северодвинск г.Коряжма
Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова
«Для пользы общества коль радостно трудиться!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательные игры по краеведению
Краеведческие игры помогут достичь оптимальных результатов в развитии познавательных способностей учащихся с задержкой психического развития.Игры составлены с учётом интеллектуальных возмо...
Интерактивная игра по краеведению
Интерактивная игра по краеведению. Создана по принципу известной передачи "Своя игра". Уроки с применением игровой методики существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют учиться состязат...
Интерактивная игра по краеведению
Интерактивная игра по курсу "Краеведение. Биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области". Целесообразно использовать на уроке обобщающего повторения по данному курсу....
Интеллектуальная игра по краеведению для учащихся 5 класса "Удмуртия моя"
Цель: 1. Воспитание любви и уважения к родному краю.Расширение кругозора. Обобщение знаний об Удмуртии.Развитие творческих способностей учащихся.Организация досуга.Оборудование и реквизит:...
игра по краеведению
Данный вид игры относится к играм с правилами и состоит из ряда заданий разной специфики, это позволяет разнообразить деятельность учащихся на уроке или кружковом занятии. Если использовать трад...
Игра по краеведению
Игра по краеведению «География Челябинской области» ► Где расположена Челябинская область? а) Полярный Урал; б) Северный Урал; в) Средний Урал;г) Южный Урал.► На какой ...
Урок-игра по краеведению «Я – владимирец!».
Данный материал может использоваться как в урочной (курс пропедевтики по истории в 5-ом классе),так и внеурочной деятельности.Рассчитан на младшее и среднее звено....