игра по краеведению
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Данный вид игры относится к играм с правилами и состоит из ряда заданий разной специфики, это позволяет разнообразить деятельность учащихся на уроке или кружковом занятии. Если использовать традиционную классификацию игр, то эту игру по краеведению можно отнести к группе академических неиммитационных.
Область применения методического материала:
- На уроках краеведения;
- Как обобщающий урок при изучении темы «География Нижегородской области» в курсе «География России» 8-9 класс;
- В процессе реализации Недели Географии в школе;
- Во внеклассной и воспитательной работе (тематический классный час);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_igry.docx | 293.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка игры
по краеведению
«Знаешь ли ты свой край?»
Подготовила:
Панкрашкина Жанна Александровна,
учитель географии, руководитель
кружка «Азимут»,
мбоу сош №5 г. Лысково, Нижегородской обл.,
Адрес: г Лысково, Нижегородской обл.,
ул. Семёнычева, д.3
г. Лысково
2012
Объяснительная записка.
Известно, что раскрытие творческих возможностей человека, особенно ребёнка, наиболее успешно осуществляется в процессе игровой деятельности. В игре активизируются познавательные процессы, формируются взгляды и убеждения, приобретается опыт коллективной и групповой работы, вырабатывается чувство соревновательности, желания самому найти правильный выход из той или иной ситуации, появляется возможность оценить суждения по разнообразным проблемам и выработать собственное отношение к их разрешению.
Данный вид игры относится к играм с правилами и состоит из ряда заданий разной специфики, это позволяет разнообразить деятельность учащихся на уроке или кружковом занятии. Если использовать традиционную классификацию игр, то эту игру по краеведению можно отнести к группе академических неиммитационных.
Область применения методического материала:
- На уроках краеведения;
- Как обобщающий урок при изучении темы «География Нижегородской области» в курсе «География России» 8-9 класс;
- В процессе реализации Недели Географии в школе;
- Во внеклассной и воспитательной работе (тематический классный час);
- В работе краеведческого кружка.
Возраст обучающихся: 12-15 лет, учащиеся 8-9 классов.
Целевые образовательные установки:
Цель: Обобщение знаний и умений по географии Нижегородской области, обобщение опыта творческой деятельности.
Задачи:
- Обобщить знания по географии Нижегородской области в процессе игровой деятельности учащихся;
- Закреплять умения применять полученные ранее знания, умения пользоваться географической картой;
- Формировать познавательный интерес к предмету, используя систему ценностного отношения учащегося к природе своего края.
Формы и методы реализации:
- Игра проводится как индивидуально, так и в результате групповой и коллективной работы;
- Осуществляется работа с картографическим материалом;
- Используются методы проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы.
Средства реализации: географическая и контурная карты, кроссворд, текст и т.д.
Перечень источников для обучающихся и педагогов:
- Баканина Ф.М., Лукина Е.В., Насонова Т.П. и т.д. Заповедные места Нижегородской области.- Н.Новгород, «Волго-Вятское книжное издательство», 1991.
- Г.С. Кулинич, В.В. Николина. Географические игры в обучении и воспитании школьников. Методическое пособие. – Горький: ГООПО, 1990.
- Винокурова Н.Ф., Игнатьева Г.А., Камерилова Г.С. Методика изучения географии Нижегородской области. Методические рекомендации. – Н.Новгород, 1992.
- География. 7-10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты \ авт.-сост. В.Н.Иванова и др.- Волгоград: Учитель, 2009.
- Каюмов А.А. Лекарственные растения Нижегородской области и их охрана. – Н.Новгород, 1991.
- Отечество моё Нижегородское: Книга для чтения/Сост. Г.С.Камерилова.- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997.
- Сидоренко М.В. Федоровский Д.Н. Экскурсии в природу Нижегородского Заволжья.- Н.Новгород, 1996.
- Ярымов Ю.С. Лысково. История, георафия, культура, экономика, перспективы развития. 264 с.
Основные знания, умения и навыки, отрабатываемые в ходе игры: коммуникативные (умение осуществлять разного рода контакты между участниками совместной деятельности); учебно-управленческие (целеполагание, планирование, регулирование и анализ), учебно-информационные (нахождение, переработку и использование информации при решении учебных задач)
Подготовительный период:
- Создание команд (количество человек в команде - 6);
- Подготовка представления команд;
- Подготовка игрового и раздаточного материала (кроссворды, конверты и карточки с названиями, карта Нижегородской области и разноцветные стикеры, наборы разрезанных контурных карт-пазлов);
- Создание игровой ситуации (объявление темы игры, условий, необходимую литературу, организация консультации);
- Оформление игры и помещения где будет проходить игра;
- Подготовка технических средств игры (компьютер, проектор, музыкальное оформление).
План игры:
- Вступительное слово ведущего.
- Представление команд.
- Представление жюри.
- Разминка команд «Знаешь ли ты Нижегородскую область?»
- Конкурс «Собери карту»
- Конкурс «Географическая почта»
- Конкурс-кроссворд «Какие это реки?»
- Конкурс-загадка «Экскурсоводы»
- Подведение итогов. Работа жюри.
- Награждение.
- Рефлексия.
Проведение основных этапов игры:
Разминка команд «Знаешь ли ты Нижегородскую область?»
Вывешивается контурная карта Нижегородской области, на которой приклеены цветные стикеры, обозначающие реки, города, возвышенности, природные памятники и культурные памятники, крупные промышленные предприятия, озера, т.е. географические объекты Нижегородской области. Берется небольшой кубик, грани которого закрашены по количеству цветов стикеров (белый, розовый, голубой, оранжевый, желтый, зеленый) – всего 6 цветов. Вывешивается «прайс-лист» поясняющий, какую группу географических объектов обозначает тот или иной цвет.
Командам предлагается за 30секунд определить как можно больше объектов на карте. Например: выходит капитан команды бросает кубик и по «прайс-листу» определяет, что обозначает выпавший цвет. Он подходит к карте, где стоит ведущий с часами и по его знаку играющий называет те географические объекты, цвет которых ему выпал на кубике, при этом он должен их снимать с карты. По окончании времени, подсчитывается количество знаков снятых с карты. Если играющий ошибся, то он отстраняется от игры, ход переходит к другой команде, а неверно отвеченный знак не засчитывается.
Разминка ведётся до полной расчистки контурной карты от цветных стикеров.
Конкурс «Собери карту».
Из разрезанных частей географической карты Нижегородской области – пазлы, собрать целую карту, на скорость.
Конкурс «Географическая почта»
Во время предварительной подготовки изготавливаются несколько комплектов конвертов по числу команд с надписями: « зона тайги», « зона смешанных лесов», « степная зона» (3 конверта на команду). Каждой команде раздаются карточки(24) с надписями почв, видов животных, растений произрастающих в данных природных зонах.
почвы | животные | растения |
Торфяно-болотные | Хорёк | Лиственница |
Серые лесные | Жаворонок | Ясень |
Дерново-подзолистые | Глухарь | Ель |
Чернозём | Бурый медведь | Вяз |
Рысь | Ольха | |
Бобр | Рябина | |
Барсук | Ковыль | |
Ёж | Мятлик | |
Кабан | Жимолость | |
Ястреб | Шиповник |
Задача команды правильно разложить эти карточки по адресам за определённое время – 4 минуты.
Скорость и правильность выполнения задания оценивает жюри.
Ключ:
Конверт «Тайга» | Конверт «Смешанные леса» | Конверт «Степная зона» |
Торфяно-болотные | Серые лесные | Чернозём |
Дерново-подзолистые | Барсук | Хорёк |
Глухарь | Ёж | Жаворонок |
Бурый медведь | Кабан | Ястреб |
Рысь | Ясень | Ковыль |
Бобр | Вяз | Мятлик |
Лиственница | Ольха | Жимолость |
Ель | Рябина | Шиповник |
Конкурс-кроссворд «Какие это реки?»
Командам дается задание разгадать кроссворд о реках Нижегородской области.
Задания:
- Правый приток Волги, протекает по территории Кировской, Костромской, Нижегородской областей и республики Марий Эл.
- Крупнейший из правых притоков Волги, берет начало из родника в Орловской области.
- Четвертый по длине приток Ветлуги, протекает недалеко от оз.Светлояр, по территории Нижегородской области и республики Марий Эл.
- Крупное водохранилище на р.Волге, образовано плотиной Нижегородской ГЭС, max глубина – 22 метра.
- Левый приток реки Сура, протекает на юге территории Нижегородской области и по территории республики Чувашия.
Ключ: Ветлуга; Ока; Люнда; Горьковское; Алатырь.
Конкурс-загадка «Экскурсоводы».
По описанию команда должна угадать название города Нижегородской области. Для этого ведущий дает играющим подсказки, разной ценовой категории.
Задание 1.
3 балла: Город расположен на правом берегу реки Оки на Перемиловских горах, в 79 км от Нижнего Новгорода. Конечная станция однопутной тепловозной железнодорожной линии Окская — Металлист. Автомобильная дорога Р125 Нижний Новгород — Касимов.
2 балла: Город районного значения в Нижегородской области, известностью пользуется культура комнатного лимона, выведенного здесь.
1 балл: важный центр машиностроения и металлообработки. В городе расположен автобусный завод, выпускающий автобусы, кузовную арматуру.
Ключ: г.Павлово
Задание 2.
3 балла: город на Волге (пристань) в 35 километрах к северо-западу от Н. Новгорода, на железной дороге Н. Новгород - Заволжье на шоссе Н. Новгород - Иваново. 64 тысячи жителей. Центр района (0,9 тыс. кв. км, 93 тыс. жит.). Впервые упоминается в 1536 году.
2 балла: Жители района занимались добычей соли и судостроением, известность получили кружевной и изразцовый промыслы. В городе около десятка памятников истории и культуры, среди которых интереснейший - Никольская церковь (1552 г.), одна из первых шатровых каменных построек на Руси.
1 балл: родина - К. Минина, - которому здесь установлен памятник.
Ключ: г.Балахна
Задание 3.
3 балла: город в 110 км к югу от Н. Новгорода на реке Теше, узел железных и автодорог. 109 тысяч жителей. Центр района (2 тыс. кв. км, 163 тыс. жит.). Основан на месте древнего мордовского городища, впервые упоминается в 1576 году, был опорным оборонительным пунктом, позднее - торговым и транспортным центром.
2 балла: В XIX веке академик живописи А. В. Ступин создал здесь школу, из которой вышел В. Г. Перов. К XVIII-XIX векам относятся памятники гражданской и культовой архитектуры города, среди которых самый примечательный - Воскресенский собор (архитектор - М. П. Конирфский). В городе бывали А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, отбывал ссылку М. Горький, здесь прошло детство А. П. Гайдара.
1 балл: третий по численности населения области город, один из ведущих промышленных городов области, около 30 памятников истории и архитектуры расположены здесь.
Ключ: г. Арзамас
Задание 4.
3 балла: село в-230 км на юго-востоке от Н. Новгорода и 38 км от станции Ужовка. Центр района (0,9 тыс. кв. км, 14 тыс. жит.). Построено на мордовских землях, известно с XVI века под названием Забортники.
2 балла: Здесь существовал известный во всей стране фольклорный хор, работал краевед И. В. Киреев, живет знаменитая сказочница А. В Алексеева.
1 балл: А. С. Пушкин трижды (1830,1833, 1834 гг.) приезжал в село и плодотворно работал. Сохранились парк, любимая поэтом роща Лучинник, восстановлена усадьба с комплексом построек, ставшая ядром государственного музея-заповедника. Проводятся Пушкинские праздники.
Ключ: с. Большое Болдино
Задание 5.
3 балла: город возник в 60-х годах ХVШ века, когда братьями Баташевыми в окрестностях была открыта железная руда. Здесь сооружаются три металлургических завода.
2 балла: В 90-х годах XIX века для производственных нужд сооружается узкоколейная железная дорога. В городе сохранились памятники промышленной, гражданской и культовой архитектуры XVIII - XIX веков, из которых выделяются дворец Баташевых (ХУШ век), их охотничий домик в Досчатом, постройки В. Г. Шухова на металлургическом заводе.
1 балл: Современная промышленность этого города - мощный металлургический завод с трубным и колесным производствами, заводы дробильно-размольного оборудования, теплоизоляционных и стройматериалов, леспромхоз, предприятия пищевой промышленности.
Ключ: г. Выкса
Задание 6.
3 балла: город на берегу Волги в 60 км от Н. Новгорода, на шоссе Заволжье - Линда. 34 тысячи жителей. Центр района (1,5 тыс. кв. км, 104 тыс. жит.). Основан Юрием Долгоруким. Первый русский Город Нижегородского Поволжья.
2 балла: город неоднократно сжигался татарами (в 1238,1408,1536 годах) и носил название "Пустой ". В 1263 году здесь скончался по дороге из Орды князь Александр Невский. В Х1Х веке был известен как старообрядческое купеческое торгово-кустарное село.
1 балл: В городе развиты его старинные промыслы - роспись и резьба по дереву, производство прялок и пряничных досок. Складывается промышленность, которая представлена сейчас судостроительным заводом, мебельной и строчевышивальной фабриками.
Ключ: г. Городец.
Подведение итогов. Работа жюри.
Для оценки каждого конкурса следует опираться на оценочную таблицу:
Конкурс | Максимальное количество баллов | Время выполнения |
Разминка команд «Знаешь ли ты Нижегородскую область?» | Команде выставляется набранное всеми игроками количество баллов при правильных ответах. | 30 сек. на каждого игрока у карты. |
Конкурс «Собери карту» | Собранная правильно карта – 6 баллов, за скорость -1 балл дополнительно. | Кто быстрее. |
Конкурс «Географическая почта» | Всего 24 балла команде, если все конверты правильно упакованы. В конверте – 8 баллов. | 4 минуты |
Конкурс-кроссворд «Какие это реки?» | 5 баллов, по 1 – за каждый правильный водный объект, + 1 балл за скорость. | Кто быстрее. |
Конкурс-загадка «Экскурсоводы». | Количество баллов считается по подсказкам и их использованию | Не учитывается. |
В конце игры баллы суммируются и определяется команда-победитель.
Рефлексия.
В конце игры каждый участник может выразить своё отношение к игре, её организации на специальном поле «Моё отношение». Поле поделено на зоны куда ребята могут приклеить смайлик.
Игра мне понравилась, я узнал(а) много нового. | Мне было интересно | Мне не понравилась игра, ни чего нового я не узнал(а). |
Виды смайлов:
Таким образом педагог может определить настроение участников игры и сделать свои выводы.
Resource id #2534По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательные игры по краеведению
Краеведческие игры помогут достичь оптимальных результатов в развитии познавательных способностей учащихся с задержкой психического развития.Игры составлены с учётом интеллектуальных возмо...
Интерактивная игра по краеведению
Интерактивная игра по краеведению. Создана по принципу известной передачи "Своя игра". Уроки с применением игровой методики существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют учиться состязат...
Интерактивная игра по краеведению
Интерактивная игра по курсу "Краеведение. Биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области". Целесообразно использовать на уроке обобщающего повторения по данному курсу....
Интеллектуальная игра по краеведению для учащихся 5 класса "Удмуртия моя"
Цель: 1. Воспитание любви и уважения к родному краю.Расширение кругозора. Обобщение знаний об Удмуртии.Развитие творческих способностей учащихся.Организация досуга.Оборудование и реквизит:...
Игра по краеведению
Игра по краеведению «География Челябинской области» ► Где расположена Челябинская область? а) Полярный Урал; б) Северный Урал; в) Средний Урал;г) Южный Урал.► На какой ...
Урок-игра по краеведению «Я – владимирец!».
Данный материал может использоваться как в урочной (курс пропедевтики по истории в 5-ом классе),так и внеурочной деятельности.Рассчитан на младшее и среднее звено....
Игра по краеведению
Представлена разработка игры по краеведению на тему "М.В. Ломоносов - ученый Севера" в виде конспекта (в формате Word) и презентации (в формате Power Point в двух частях)....