Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме: «Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений».
методическая разработка по литературе (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pobedy_tatarenkova_n.v.doc | 108 КБ |
urok_pobedy_tatarenkova_n.v.2.pptx | 412.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК «УРОКИ ПОБЕДЫ» В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
НОМИНАЦИЯ: «ЛУЧШИЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ»
Методическая разработка
урока литературы в 7 классе
по теме:
«Интервью с ветераном Великой Отечественной войны.
Диалог поколений».
УМК, авторы:
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – М.: Просвещение, 2017.
Выполнила
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка
Татаренкова Наталья Викторовна
высшая квалификационная категория
2019
Технологическая карта урока
Тема урока | Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений. |
Дата проведения урока | 19.02.2020г. |
Цели урока | Обучающая: создать условия для выявления правил подготовки и моделирования интервью с ветераном Великой Отечественной войны; донести до сознания обучающихся мысль о масштабности и значении предстоящего праздника - 75-летия Великой Победы; подчеркнуть роль литературы в годы войны, познакомить с военной поэзией, вызвать желание продолжить чтение книг о войне. Развивающая: развитие речи обучающихся, их творческих способностей, совершенствование коммуникативных навыков на основе умения анализировать, обобщать и систематизировать информацию, строить устные высказывания. Воспитательная: формирование патриотизма, воспитание чувства гордости за свою Родину, народ и героические страницы истории России на примере героического прошлого дедов и прадедов, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества. Здоровьесберегающая: предупреждение переутомления обучающихся путем смены видов деятельности. |
Тип урока | Открытие нового знания |
Ожидаемые результаты | Личностные: формирование патриотизма, осмысление Великой Победы как значимого события в жизни народа; воспитание чувства гордости за свою Родину, народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории России; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Предметные: знание жанра «интервью», его особенности, структуру, а также моделирование сочинения в форме интервью. Метапредметные: самостоятельная организация работы с источником информации: ее отбор, оценка, систематизация, анализ, подбор аргументов для подтверждения собственной позиции, структурирование материала; формулирование темы, цели, выдвижение обобщенных выводов по ключевым вопросам урока. |
Виды учебной деятельности | Работа в мини-группах; работа с опорной схемой. |
Образовательные ресурсы | http://www.uroki.net http://www.festival.1september.ru/subjects http://www.zavuch.info http://www.nsportal |
Оборудование | Мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран), ноутбук. |
Наглядный материал | Презентация по теме урока, опорные слова: интервью, интервьюер, интервьюируемый, Великая Победа. |
Организационная структура «сценарий урока»
№ п/п | Этап урока | ИКТ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1 | Организационный момент | Слайд 1 | Приветствует учащихся, создает комфорт-ную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | Личностные: - самоопределение; -самооценка готовности к уроку. |
2 | Мотивация к учебной деятельности | Слайд 2 Слайд 3 | Просмотр видеоролика. (1,5 мин.) - Ребята, как вы думаете, кто будет сегодня героем нашего урока? - Почему 2020 год объявлен президентом страны Годом памяти и славы? - Какое историческое событие будет отмечать в этом году наша страна? (В целях сохранения исторической памяти и ознаменования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне). Комментарий учителя С каждым годом число ветеранов ВОВ уменьшается, ведь их возраст не менее 90 лет. - Поднимите руку, у кого прадедушки или прабабушки воевали на войне? Слово учителя Каждую семью затронула война, и в каждой семье из поколения в поколение передаются рассказы о том страшном времени, что пришлось пережить нашим прадедушкам и прабабушкам. | Смотрят видеоролик, слушают учителя, воспринимают, анализируют информацию, делают вывод. | Регулятивные: - уметь работать в соответствии с целевой установкой; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?) Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. |
3 | Актуализация знаний, выявление затруднений в индивидуальном учебном действии | - Ребята, рассказывали ли вам близкие о судьбе ваших родных, участников войны? - Знаете ли вы их биографию? Слово учителя К сожалению, у многих из вас не было такой возможности, так как мы живем с вами в другой исторической эпохе.
| Познавательные: -осознавать познавательную задачу, ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: - способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ||
4 | Подготовка к восприятию нового материала | Слайд 4 | - Ребята, хотелось ли вам лично встретиться с ветераном войны? - А поговорить с ним? Взять, например, у него интервью? - Вам приходилось в жизни брать у кого-нибудь интервью? - Давайте обратимся к эпиграфу урока. Владимир Алексеевич Гиляровский (1855-1935), писатель, журналист, автор замечательной книги «Москва и москвичи» писал следующее: «Что может быть интереснее и поучительнее беседы с бывалым человеком, участником или свидетелем происшествия? Уверен, что ничто». – К чему призывает нас В. Гиляровский? (К общению с интересными, достойными людьми, потому что это увлекательно и познавательно). – Сегодня на уроке мы будем учиться вести «интересные и поучительные беседы с мудрыми, необыкновенными людьми». И одной из форм ведения такой беседы является интервью. | Воспринимают информацию со слов учителя, анализируют материал, делают вывод. | Коммуникативные: уметь воспринимать словесную информацию. Регулятивные: анализировать новый материал, синтезировать, выделять главное, обобщать, делать выводы. |
5 | Постановка учебной задачи | Слайд 5 Слайд 6 | - Как можно назвать тему нашего урока? Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений. - Какие цели мы должны перед собой поставить, чтобы раскрыть тему урока? 1. Узнать, что такое интервью, его особенности, структуру. 2. Прочитать интервью с участником Великой Отечественной войны, поэтом, автором многих стихотворений о войне - Юрием Георгиевичем Разумовским. 3. Создать модель сочинения в жанре интервью с ветераном Великой Отечественной войны.
| Называют и записывают тему урока в тетрадь, определяют (совместно с учителем) цели урока. | Регулятивные: - высказывать предположения на основе наблюдений; определять тему и цели урока. Коммуникативные: - взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме; - слушать и понимать речь других; формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения. Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления Личностные: -формировать доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку. |
6 | Восприятие новой информации | Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 | - Ознакомление с жанром интервью, его особенностями, структурой. Интервью – жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам. ИнтервьюЕр – тот, кто берет интервью. ИнтервьюИруемый – тот, у кого берут интервью. - Посмотрим, какие композиционные части должны быть в интервью. Структура интервью: 1. Вступление: представление собеседника. 2. Основная часть: беседа. 3. Заключение: планы на будущее, пожелания, благодарность. Главная часть интервью – вторая: беседа. – Что такое беседа? (Разговор, обмен мнениями) - Количество участников общения? (1-1; 1-много) Какова цель интервью? Получить в результате общения журналиста с участником (-ами) той или иной встречи важные, полезные, интересные сведения и передать их через масс-медиа для широкой публики. - Кто важнее в интервью: журналист или его собеседник? (Журналист выступает не только как организатор текста, подачи информации, но и как непосредственное действующее лицо. Успех интервью зависит от подготовки журналиста к беседе, от умения расположить к себе собеседника, от умения руководить беседой). - Как должен подготовиться журналист к интервью? - Познакомимся с памяткой «Как работать над сочинением в жанре интервью». 1. Решите, у кого и почему вы будете брать интервью. 2. Наметьте тему беседы. В соответствии с ней составьте вопросы, продумайте их последовательность. 3. Проведите беседу, запишите ее основное содержание. 4. Прочитайте запись. Определите основную мысль интервью. Озаглавьте его. 5. Напишите вступление и заключительную часть. 6. Прочитайте всё написанное вслух, отредактируйте, то есть внесите добавления, изменения. 7. Проверьте черновик, обратите особое внимание на знаки препинания при обращении и диалоге, а также на слова благодарю, до свидания, здравствуйте. 8. Аккуратно перепишите сочинение. Слова вежливого обращения и правильного ведения интервью: здравствуйте, благодарю, до свидания, как вы думаете, каково ваше мнение, какова ваша точка зрения, как вы считаете, спасибо большое.
| Слушают объяснение учителя, воспринимают информацию, анализируют, синтезируют, обобщают и делают вывод. Читают материал со слайдов, анализируют, делают выводы. Отвечают на вопросы учителя, делают комментарии. Знакомятся с содержанием памятки для самоорганизации учебной работы Записывают «вежливые слова» в тетрадь | Предметные: знание специфики и структуры жанра интервью, умение грамотно излагать информацию в этом жанре. Коммуникативные: уметь воспринимать словесную информацию. Регулятивные: анализировать новый материал, синтезировать, выделять главное, обобщать, делать выводы. Познавательные: - обосновывать свое мнение. |
7 ____ 8 | Первичная проверка понимания _________________ Самостоятельная работа в мини-группах | Слайд 11 ____________ Слайд 12 Слайд 13 | Чтение по ролям интервью московских школьников Маши Ш. и Димы Л. с участником Великой Отечественной войны, поэтом, автором многих стихотворений о войне Юрием Георгиевичем Разумовским. (Учебник литературы стр. 150-157). -Какая информация в интервью оказалась для вас интересной и новой? - Как вы думаете, чем помогла людям поэзия и проза на фронте и в тылу? _______________________________________ Составление плана для подготовки интервью с ветераном Великой Отечественной войны. – О чем бы вы спросили у ветерана войны? (Отмечаются важные детали) План. 1. О семье. 2. О наградах. 3. О роде войск, в которых служил. 4. О самом близком друге на войне. 5. Самый страшный случай на войне. 6. Самый забавный случай на войне. 7. Об отношении к молодому поколению. – Составьте модель интервью с ветераном Великой Отечественной войны, учитывая рекомендации памятки и раскрывая пункты плана. Не забывайте, что ваши вопросы должны быть интересными и оригинальными Примерная модель интервью с ветераном ВОВ. - Сколько вам было лет, когда началась Великая Отечественная война? - Во сколько лет вы пошли на фронт? - В каких войсках вы служили? - Кем вы служили? - Ваше самое яркое впечатление того времени? - Поддерживаете ли отношения со своими фронтовыми друзьями? - Любите ли вы Россию? - Как вы относитесь к современной молодежи? - Ваши пожелания школьникам? | Читают интервью по ролям, анализируют прочитанный текст, делают выводы, отвечают на вопросы. Составляют план интервью, анализируют информацию. Класс делится на две группы, каждая группа разрабатывает модель интервью с ветераном ВОВ Презентация продуктов совместной деятельности | Предметные: формировать положительную мотивацию к чтению Познавательные: развивать творческое воображение Личностные: осознавать эстетическую ценность литературы Предметные: знать композицию речевого жанра, создавать текст - интервью, понимать тему беседы. Познавательные: - обосновывать свое мнение. Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; - планировать свое действие в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: - формулировать коммуникативное высказывание; - уметь планировать и организовывать работу в группе; - уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку. |
9 | Подведение итогов урока. Рефлексия. | Слайд 14 Слайд 15 | Просмотр видеоролика «Напутственное слово ветерана ВОВ Слепова В.Я. молодому поколению россиян». - Что нового вы узнали сегодня на уроке о людях, которым пришлось пережить Великую Отечественную войну? - Как можно выразить свое уважение и почтение дорогим ветеранам в преддверии великого праздника Победы? - Какие слова признательности и благодар-ности мы можем сказать нашим героям-победителям? (Мы обязаны чтить и уважать память тех, кто отдал жизнь ради нашего существования) | Смотрят видеоролик, анализируют информацию, делают вывод. | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные: - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. |
10 | Домашнее задание | Слайд 16 | Написать сочинение в форме интервью на тему: «Мой разговор с фронтовиком». | Записывают домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Видеоролик о ветеранах Великой Отечественной войны https:// www.youtube.com/watch?v=kAzxCt3fjXo
Тема урока: «Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений»
Цели урока: 1. Узнать, что такое интервью, его особенности, структуру. 2. Прочитать интервью с участником Великой Отечественной войны, поэтом, автором многих стихотворений о войне – Юрием Георгиевичем Разумовским. 3. Создать модель сочинения в жанре интервью с ветераном Великой Отечественной войны.
Интервью – жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам. ИнтервьюЕр – тот, кто берет интервью. ИнтервьюИруемый – тот, у кого берут интервью.
Структура интервью Вступление: представление собеседника. Основная часть: беседа. Заключение: планы на будущее, пожелания, благодарность. Цель интервью: Получить в результате общения журналиста с участником ( ами ) той или иной встречи важные, полезные, интересные сведения и передать их через масс-медиа для широкой публики.
Памятка «Как работать над сочинением в жанре интервью» 1. Решите, у кого и почему вы будете брать интервью. 2. Наметьте тему беседы. В соответствии с ней составьте вопросы, продумайте их последовательность. 3. Проведите беседу, запишите ее основное содержание. 4. Прочитайте запись. Определите основную мысль интервью. Озаглавьте его. 5. Напишите вступление и заключительную часть. 6. Прочитайте всё написанное вслух, отредактируйте, то есть внесите добавления, изменения. 7. Проверьте черновик, обратите особое внимание на знаки препинания при обращении и диалоге, а также на слова «благодарю», «до свидания», «здравствуйте». 8. Аккуратно перепишите сочинение.
Слова вежливого обращения и правильного ведения интервью здравствуйте благодарю до свидания как вы думаете каково ваше мнение какова ваша точка зрения как вы считаете спасибо большое
План. 1. О семье. 2. О наградах. 3. О роде войск, в которых служил. 4. О самом близком друге на войне. 5. Самый страшный случай на войне. 6. Самый забавный случай на войне. 7. Об отношении к молодому поколению россиян. Интервью с ветераном Великой Отечественной войны…
Видеоролик «Напутственное слово ветерана Великой Отечественной войны Слепова В.Я. новому поколению россиян» https:// www.youtube.com/watch?v=9eIkqxpoteE
Домашнее задание Написать сочинение в форме интервью на тему: «Мой разговор с фронтовиком».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мероприятия «Мы этой памяти верны», посвященного 70- летию Победы Великой Отечественной Войне
Цель мероприятия:1. Формирование представления у обучающихся о событиях Великой отечественной Войны.2. Воспитание чувства гордости за своих земляков, чувства патриотизма.3. Воспитание гражданско...
Интервью с ветераном Великой Отечественной войны Трофимычевым Борисом Ивановичем
Интервью с 95-летним участником войны. Накануне Дня Победы, 8 мая 2017 года, ученики 6а класса МБОУ Школы №127 г.о. Самара побывали в гостях у Трофимычева Бориса Иванович...
Урок в 11 классе по теме " Вторая мировая и Великая Отечественная война. Основные события."
Тип урока - урок проблемного обучения с применением ИКТ....
Методическая разработка урока по немецкому языку, посвященному 75 - летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт!"
Данный урок разработан в рамках подготовки к празднованию 75-летия Победы в великой Отечественной войне...
Методическая разработка урока Победы, посвященного 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам»
Методическая разработка урока Победы, посвященного 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам» Цель: формировать...
Методическая разработка "Урок Победы". Урок литературы в 7 классе по теме: "Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений".
Цель урока: создать условия для выявления правил подготовки и моделирования интервью с ветераном Великой Отечественной войны; донести до сознания обучающихся мысль о масштабности и значении предстояще...
Методическая разработка занятия по дисциплине "История" по теме "Саратов в годы Великой Отечественной войны"
Методическая разработка занятия по дисциплине "История" по теме "Саратов в годы Великой Отечественной войны"...