Программа дополнительного образования детей "Волшебные краски"
методическая разработка по теме
Программа предназначена для планирования занятий по дополнительному образованию во внеурочное время учеников младших классов (1-.4 класс). Расчитана на два года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2011.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №335
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Отделение дополнительного образования детей
Принято Педагогическим советом Протокол №_____ "___"________________ 201__ г. | «Утверждаю» Директор ГОУ СОШ №335 ________________ Чулицкая И.П. "___"__________________ 201__ г. |
Образовательная программа
Дополнительного образования детей
«Волшебные краски»
Возраст детей: 711лет
Срок реализации: 2 года
Составитель: Францева Светлана Владимировна
Санкт-Петербург, Пушкин
2011 г.
Пояснительная записка
Данная программа "Волшебные краски" дополнительного образования является программой художественно-эстетической направленности. Уровень освоения - общекультурный.
Изобразительное искусство наиболее распространенный вид внеклассной работы. Эти занятия являются продолжением классных занятий, и в то же время они являются особой средой, способствующей развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях, для самовыражения пробует себя и совершенствует свои способности. Актуальность программы продиктована требованиями времени и эстетической потребностью детей заниматься любимым занятием изобразительной деятельностью.
Педагогическая целесообразность диктуется интересом воспитанников к творчеству, стремление к познанию новых направлений и технологий в изобразительной деятельности.
Новизна программы заключается в расширении объема учебного материала, учете возрастных интересов и склонностей детей, использовании разнообразных техник и материалов в творчестве.
Цель программы: создание условий для формирования целостной личности на основе общечеловеческих ценностей средствами изобразительного искусства.
Основные задачи
Обучающие:
- обучение основам изобразительной грамотности;
- формирование знаний, умений и навыков в различных видах художественно-творческой деятельности;
- обучение различным техникам рисования;
- овладение приемами работы с различными художественными материалами;
- знакомство с произведениями мастеров живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Развивающие:
- развитие художественного восприятия жизни и представления об окружающем мире;
- развитие творческих способностей;
- развитие художественно-эстетического вкуса;
- развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, воображения и фантазии;
- совершенствование изобразительных навыков.
Воспитательные:
- воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;
- воспитание активного эстетического отношения к действительности, искусству, народным художественным традициям;
- формирование гражданской позиции, патриотизма;
- воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим;
- приобщение ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Программа предназначена для детей в возрасте 711 лет. Формирование групп происходит по желанию на свободной основе.
Срок реализации программы- 1 год- 144 часа, 2 год- 144 часа.
Режим занятий- 2 раза в неделю по 2 часа. Через каждые 45 минут делается перерыв.
Наполняемость группы 1год обучения- 15 воспитанников, 2год обучения- 12.
Способы проверки знаний и умений воспитанников.
Осуществляется текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой детей по всем изучаемым темам. При анализе работ отмечаются лучшие композиционные и цветовые решения, аккуратность и качество выполненных работ. Оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований.
Форма подведения итогов.
Подведение итогов проводится в форме отчетных выставок один раз в полугодие, промежуточные итоги подводятся на тематических выставках (не менее двух выставок в полугодие) и при участии в районных и городских конкурсах рисунка.
Результатами работы по данной программе к концу 1 года обучения должны стать:
- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
- умение воспринимать и воспроизводить предметы простой формы, передавая их строение и правильные пропорции;
- знание основных цветов и правил их смешивания, умение получать дополнительные цвета;
- умение выполнять кистью элементы геометрического и растительного орнаментов;
- знание разнообразных выразительных средств( цвет, линия, объем, ритм) и умение в доступной форме их использовать;
- умение использовать в работе разнообразные материалы: гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры и гелевые ручки;
- умение различать жанры живописи; знание художественных промыслов: Хохлома, Дымково.
Результатами работы по данной программе к концу 2 года обучения должны стать:
- знание правил композиции и умение применять их при создании сюжета;
- знание жанров живописи; творчества художников: В.Васнецова, И.Билибина, В.Серова, М.Врубеля, И.Левитана; знание о школах художественных промыслов: Гжель, Городец;
- умение использовать в работе различные художественные материалы;
- умение использовать в работе краски спектральных, теплых, холодных, контрастных цветов и разной тональности;
- умение создавать декоративный узор, учитывая ритм, симметрию, цвет;
- умение верно передавать в рисунке форму, пропорции, общее строение и цвет предмета;
- умение выбирать, различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы, используя средства выразительности;
- умение выполнять работы в различных техниках с использованием различных приемов: "по сырому", "цвет в цвет", "лессировка", "раздельный мазок" и т.д.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 года обучения
144 часа
144
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | ||
Всего | Теорет. занятия | Практ.занятия | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
2. | Мир природы | Образы природы в искусстве и детском творчестве - пейзаж - натюрморт - тематическая композиция - наброски, зарисовки | 42 | 4 | 16 8 8 6 |
3. | Мир животных | Животный мир в жизни и в искусстве -рисунок - наброски - тематическая композиция | 20 | 4 | 4 4 8 |
4. | Мир человека | Человек и мир вокруг него - портрет - тематическая композиция | 32 | 8 | 8 16 |
5. | Мир декоративно-прикладного искусства | Растительный и животный мир в народном и декоративно-прикладном искусстве - декоративная тематическая композиция - декоративный натюрморт - декоративные упражнения | 32 | 8 | 12 4 8 |
6. | Мир цвета | Основы цветоведения - цветовые упражнения - монотипия | 12 | 4 | 4 4 |
7 | Итоговое занятие | 4 | - | 4 | |
ИТОГО ЧАСОВ | 144 | 29 | 115 |
Содержание программы 1 года обучения
1. Вводное занятие
Беседа. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с оборудованием студии. Организация рабочего места.
"Кто такой художник и какими художественными материалами он может изображать видимый и воображаемый мир".
Творческое задание – рисунок на свободную тему.
2. Мир природы
Теория. Понятие композиция (основы композиции, ее средства и приемы). Приемы работы различными материалами. Простейшие приемы передачи пространства. Настроение в пейзаже.
Беседы. Жанры живописи: натюрморт, пейзаж.
Пейзаж в творчестве И. Шишкина, А. Саврасова, И.Грабаря и др.
Натюрморты художников И.Машкова, К. Петрова-Водкина, М.Сарьяна и др.
Творческие задания.
пейзаж "Чудо-дерево" (гуашь, прием раздельного мазка),
"Деревья осенью" (тонированная бумага, тушь, белила),
"Зимний день" (гуашь),
"Весенний пейзаж" (акварель)
натюрморт Рисование с натуры овощей, фруктов, цветов несложной формы
Натюрморт "Дары осени"(гуашь),
"Весенняя веточка" (акварель)
тематическая композиция "Пейзаж с радугой"(акварель),
"Розовый закат" (гуашь)
"Капризы природы"(гуашь)
наброски и зарисовки облаков, деревьев, кустарников, листьев (карандаш, пастель, тушь, акварель, восковые мелки).
3. Мир животных
Теория. Понятие о размерах, строении, пропорциях, индивидуальных особенностях животных; приемы создания выразительного образа животного (линия, тон, пятно).
Беседы. Анималистический жанр. Наброски и рисунки Рембрандта, Серова, Чарушина, Ватагина.
Творческие задания.
Рисунок "Наша любимица кошка"(тонированная бумага, восковые мелки, пастель);
Наброски наброски домашних животных, птиц и насекомых (карандаш, акварель, тушь);
Тематическая композиция: "Подводное царство" (акварель, воск, мелки);
"Пингвины в Антарктиде" (гуашь);
"Красавицы-бабочки"(гуашь,фломастер, восковые мелки)
4. Мир человека
Теория. Жанр портрета, строение, пропорции, способы изображения портрета и фигуры человека в разных поворотах и движениях.
Беседы: Жанр портрета. Портретная живопись Серова, Коровина, Поленова, Тропинина и др.
Творческие задания:
Портрет "Портрет друга" (гуашь);
"Моя мама" (гуашь, пастель);
Тематическая композиция. "Собираем красивые листья" (гуашь);
"Снегурочка"(гуашь);
"Мы лепим снеговика" (гуашь);
"Веселые клоуны в цирке" (воск. мелки, акварель, гуашь, пастель, фломастеры).
5. Мир декоративно-прикладного искусства
Теория: понятие "декоративно-прикладное искусство", орнамент растительный и геометрический, ритм и стилизация в орнаменте, приемы рисования ("примакивание", "тычок", "свободная роспись").
Беседы: Народные промыслы –Хохлома, Дымково
Творческие задания:
Декоративно-тематическая композиция
"Дом – гриб" (восковые мелки, акварель);
"Волшебный замок" (гуашь, акварель, гелевые ручки);
"Кружевные рыбки" (акварель, гелевые ручки, фломастеры).
Декоративный натюрморт "Букет осени" (восковые мелки, акварель).
Декоративные упражнения. Рисование элементов хохломской росписи, эскиз украшения дымковской игрушки
6. Мир цвета
Теория: понятие основных и составных цветов; теплых и холодных цветов; цветовой контраст; колорит в живописи. Монотипия-вид графического искусства.
Творческие задания:
Цветовое упражнение: Смешивание основных цветов, получение составных цветов;
Подбор парных цветовых контрастов;
Составление теплых и холодных оттенков (соответствующих закату, восходу солнца, безоблачному небу, морской волне, осенним листьям, весенней траве и т.д.)
Монотипия: "Чудесное превращение" (акварель, гуашь, фольга или полиэтиленовая пленка).
7. Итоговое занятие. Подведение итогов года.
Творческое задание "Мир, в котором я живу" (коллективная работа на большом листе).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 года обучения
144 часа
144
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | ||
Всего | Теорет. занятия | Практ.занятия | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
2. | Мир природы | Образы природы в искусстве и детском творчестве - пейзаж - натюрморт - тематическая композиция - наброски, зарисовки | 42 | 4 | 16 124 6 6 |
3. | Мир животных | Животный мир в жизни и в искусстве -рисунок - наброски - тематическая композиция | 20 | 4 | 4 4 8 |
4. | Мир человека | Человек и мир вокруг него - портрет - тематическая композиция -наброски и зарисовки фигуры человека | 32 | 8 | 4 16 4 |
5. | Мир декоративно-прикладного искусства | Растительный и животный мир в народном и декоративно-прикладном искусстве - декоративная тематическая композиция - декоративный натюрморт - декоративные упражнения | 32 | 8 | 8 4 12 |
6. | Мир цвета | Основы цветоведения - цветовые упражнения - граттаж | 12 | 4 | 4 4 |
7 | Итоговое занятие | 4 | - | 4 | |
ИТОГО ЧАСОВ | 144 | 29 | 115 |
Содержание программы 2 года обучения
1. Вводное занятие
Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Организация рабочего места.
Творческое задание – "Мои летние впечатления"
2. Мир природы
Теория. Композиция, художественные средства выразительности в пейзаже и натюрморте- ритмическая организация цветовых пятен, характер и ритм линий и объемов. Передача в рисунке ближних и дальних предметов ( ближе- ниже, дальше- выше), линия горизонта в композиции. Передача объема предметов посредством светотени.
Беседы Пейзаж в творчестве И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова, К.Юона и др. Натюрморты художников В.Стожарова, И.Машкова, К.Коровина и др.
Творческие задания.
пейзаж "Золотая осень" (гуашь),
"Морской пейзаж" (гуашь),
"В парке" (акварель, гуашь, пастель),
"Весенняя капель" (акварель)
натюрморт "Осенний букет" (гуашь),
"Глиняная посуда" (гуашь)
тематическая композиция "Мой любимый город" (свободная техника)
наброски и зарисовки облаков, деревьев, кустарников, листьев (карандаш, пастель, тушь, акварель, восковые мелки).
3. Мир животных
Теория. Последовательность рисования домашних животных и птиц, анализ общего строения и пропорций, индивидуальные особенности; приемы рисования (по-сырому, живая линия, штрих, тон)
Беседы. Творчество художников-анималистов.
Творческие задания.
Рисунок "Мой четвероногий друг"(свободная техника);
Наброски наброски домашних животных, птиц и насекомых (карандаш, акварель, тушь);
Тематическая композиция: "В зоопарке" (акварель, воск, мелки);
"Птицы зимой" (гуашь);
"Мир насекомых"(акварель, фломастер, гелевые ручки)
4. Мир человека
Теория. Способы и последовательность выполнения набросков и зарисовок фигуры человека. Средства графической выразительности при передаче характера позы и двежения. Пропорции лица человека, последовательность рисования портрета.
Беседы: Наброски и зарисовки человека художников И.Репина, В.Серова, Э.Дега. Портретная живопись Серова, Коровина, Поленова, Тропинина и др.
Творческие задания:
Портрет "Портрет любимого литературного героя"(гуашь);
Тематическая композиция. "Моя семья" (гуашь);
"Наши зимние забавы"(гуашь);
"Юные спортсмены" (гуашь);
Наброски и зарисовки фигуры человека
5. Мир декоративно-прикладного искусства
Теория: История возникновения и развития росписей Гжели и Городца. Характерные композиции и техника их выполнения, цветовая гамма, основные элементы росписи.
Беседа: Народные промыслы –Гжель, Городец
Творческие задания:
Декоративно-тематическая композиция
"Волшебные цветы и птицы на тарелке"(гуашь);
"Осенняя мозаика"(гуашь);
Декоративный натюрморт "Гжельская посуда" (акварель).
Декоративные упражнения. Повтор элементов, вариация и импровизация по мотивам городецкой и гжельской росписи
6. Мир цвета
Теория: Цветовой круг, основные и составные цвета, теплые и холодные цвета, звонкие и глухие цвета, цветовой контраст, колорит. Техника граттажа.
Творческие задания:
Цветовое упражнение: Смешивание основных цветов, получение составных цветов;
Получение при смешивании с белой и черной краской "легких" и "тяжелых" цветов. Объединение цветовых пятен в ритмичные сочетания.
Граттаж "Космические фантазии"(масляная пастель, тушь, гуашь, острая палочка)
7. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Рассматривание лучших работ. Награждение воспитанников. Проведение праздника.
Методическое обеспечение программы
Для реализации данной образовательной программы используются следующие методы учебно-воспитательного процесса:
- практические (упражнения, самостоятельные задания);
- наглядные (наглядные пособия, работы из методического фонда, технические приемы);
- дидактические (использование обучающих пособий).
- иллюстративные (использование иллюстративного материала);
- словесные (объяснения, рассказ, беседа, описание);
- ассоциативные;
- репродуктивные;
- проблемные;
- исследовательские.
Формы организации деятельности воспитанников
-Фронтальная (используется в теоретической части занятий)
-Групповая (используется для выполнения коллективных работ)
-Индивидуальная (используется при выполнении индивидуального задания)
Типы занятий:
- Комбинированные занятия – сочетание различных видов работ (объяснение, закрепление, проверка, подведение итогов и др.)
- Теоретические занятия – сообщение нового.
- Практические занятия – формирование и закрепление умений и навыков.
Наглядные пособия и дидактические материалы
Тематические папки:
- "Декоративное рисование"
- "Животный мир"
- "Человек. Портрет"
- "Натюрморт"
- "Пейзаж"
- "Графика"
- "Иллюстрации к сказкам"
- "Архитектура"
- "Скульптура"
Таблицы по цветоведению, репродукции, муляжи овощей, фруктов и грибов, изделия мастеров народных промыслов
Видеофильмы
- "Пейзаж"
- "Портрет"
- "Натюрморт"
- "Рождение картины"
- "В мастерской художника"
- "Рисунок", "Графика"
Методический фонд детских работ
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимо следующее оснащение:
- технические средства (мультимедийный проектор);
- помещение (учебный класс);
- парты, стулья;
- доска магнитная, магниты;
- емкости для воды, клеенки на столах;
- художественные материалы (бумага для рисования, гуашь, акварель, восковые мелки, простые и цветные карандаши, тушь, пастель, перьевые и гелевые ручки, фломастеры, кисти беличьи и щетинные разных размеров).
Литература
(для педагога)
№ п/п | Автор | Название | Место издания, издательство | Год издания |
1. | Ростовцев Н.Н. | Методика преподавания изобразительного искусства в школе | Москва, "АГАР" | 1998 |
2. | Алексич М.Н., Керзин М.А. и др. | Школа изобразительного искусства | Москва "Изобразительное искусство" | 1994 |
3. | Алехвердова Н. | Дети рисуют | Москва | 1990 |
4. | Хворостов А.С. | Декоративно-прикладное искусство в школе | Москва "Просвещение" | 1981 |
5. | Алехин А.Д. | Когда начинается художник | Москва "Просвещение" "Владос" | 1994 |
6. | Шпикалова Т.Я. | Народное искусство на уроках декоративного рисования | Москва "Образование" | 1979 |
7. | Тюфанова И.В. | Мастерская юного художника | Сакт-Петербург "Детство-пресс" | 2002 |
8. | Кожохина С.К. | Путешествие в мир искусства | Москва ТЦ "Сфера" | 2002 |
9. | Шпикалова Т.Я. | Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства | Москва | 1997 |
Литература
(для воспитанников)
№ п/п | Автор | Название | Место издания, издательство | Год издания |
1. | Галина Карнаухова | Уроки творчества | "Речь" | 2009 |
2. | Уотт | Энциклопедия юного художника | "Робинс" | 2010 |
3. | Я. Маракулина | Очарование русского пейзажа. Сказки о художниках | "Белый город" | 2009 |
4. | Ирина Андрианова | Я познаю мир. Великие художники. | "Астрель" | 2005 |
5. | А. Грибовская | Детям о народном искусстве | "Просвещение" | 2001 |
6. | Анатолий Сергеев | Русские живописцы | "Белый город" | 2006 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Образовательная программа дополнительного образования детей. Кружок изобразительного искусства «Все краски мира».
Кружок изобразительного искусства «Все краски мира»....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...