Анализ геометрической формы предмета
план-конспект урока (9 класс) на тему
Конспект урока по черчению в 9 классе на тему "Анализ геометрической формы предмета".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_geometricheskoy_formy_predmeta.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя школа № 35»
Анализ геометрической формы предмета
( мультимедийный урок )
9 класс
Подготовила: Салмина Наталья Анатольевна
2005 – 06 учебный год
Тема: Анализ геометрической формы предмета
Цели: вспомнить геометрические тела, дать понятие об анализе формы предмета; научить учащихся в любой технической детали находить простые геометрические тела, читать и строить их чертежи; развивать пространственные представления и мышление; воспитывать чувство времени, ответственности в коллективе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы проведения: викторина, беседа, чтение и выполнение чертежей, упражнения, работа с учебником.
Материальное обеспечение: модели геометрических тел, образование геометрических тел, технические детали.
Х О Д У Р О К А.
- Организационная часть.
- Сообщение темы, целей урока
Тема урока: «Анализ геометрической формы предмета». Мы должны вспомнить основные геометрические тела, узнать, как строиться их проекции, использовать эти сведения при чтении чертежа. (слайд № 1)
- Изучение нового материала.
- Проведение викторины «Вспомни геометрические тела».
Учитель: Прежде чем рассматривать новую тему, организуем между тремя командами (рядами) викторину «Вспомни геометрические тела».
Задача – вспомнить геометрические тела. Я буду опираться . ребята, на ваши знания из курса геометрии, рисования технологии. Чья команда даст больше правильных ответов, та и одержит победу. Готовы ?.
Начинаю викторину.
Вопрос 1 команде: Как называется это геометрическое тело? (Демонстрация куба). Вывод. (слайд № 2)
Вопрос 11 команде: Назовите это геометрическое тело. (Демонстрация шестиугольной призмы). Вывод. (слайд № 3)
Вопрос 111 команде: Какое название имеет это геометрическое тело? (Демонстрация четырехугольной пирамиды.) Вывод. (слайд № 4)
Вопрос 1 команде: Какое геометрическое тело образуется при вращение прямоугольника? Вывод. (слайд № 5)
Вопрос 11 команде: Какое геометрическое тело образуется при вращение треугольника? Вывод. (слайд № 6)
Вопрос 111 команде: Какое геометрическое тело образуется при вращение трапеции? Вывод. (слайд № 7)
Вопрос для всех: Показаны лыжные палки с остриями в виде конуса, призмы и пирамиды. Фронтальные проекции их одинаковы, а горизонтальные?
1 команда – 1 рис.
2 команда – 2 рис.
3 команда – 3 рис.
Выводы. (слайд № 8)
Все команды справились с вопросами викторины, показали неплохие знания геометрических тел.
- Беседы об анализе геометрической формы предметов.
Названия геометрических тел первоначально были названиями конкретных предметов, имеющих форму, более или менее близкую к форме данного тела. Так слово «цилиндр» означало валик, каток, слово «конус» - сосновая шишка, слово «призма» – опиленная (имеется в виду опиленное бревно), «пирамида» происходит от слова «пюрамис», которым греки называли египетские пирамиды. Некоторые ученые предполагают, что форма пирамиды, в свою очередь, была подсказана египтянами перспективным сближением солнечных лучей. Такой световой эффект можно иногда наблюдать при появлении солнца в разрыве облаков. Шар ограничен поверхностью, которая называется сферой, от греческого слова «сфейра» - мяч. (слайд № 9-10)
Человек изучал форму предметов в процессе своей практической деятельности.
Присмотритесь к геометрическим телам, форма каждого тела имеют свои характерные признаки, по которым мы отличаем цилиндр от конуса, а конус от пирамиды. Мы говорим «куб» и каждый представляет себе его форму. Говорим «шар», и опять у нас возникает вполне конкретный образ.
Рассмотрим некоторые особенности геометрических тел.
Геометрические тела делятся на тела вращения и многогранники
Какие тела вращения вы знаете? Вывод.
Цилиндр, конус и усеченный конус имеют следующие элементы:
ось вращения, основание, образующую, цилиндр – цилиндрическую поверхность, конус - коническую поверхность, конус еще имеет вершину. (слайд № 11-12)
Шар - ось вращения, центр, экватор, меридиан. (слайд № 13)
Какие геометрические тела из многогранников вы знаете? Вывод.
Параллелепипед: прямоугольный, куб имеют вершины, грань, ребро. (слайд №14
Призма: основание, вершина, ребро, грань. (слайд № 15)
Пирамида, усеченная пирамида-вершина, ребро, грань. (слайд № 16)
Какие элементы являются общими у данных геометрических тел? Вывод.
И так, мы разобрали с вами элементы геометрических тел по которым мы отличаем их друг от друга.
В зависимости от основания призма и пирамида может быть различной. Если в основание шестиугольник, то призму и пирамиду называем шестиугольной; если треугольник, то треугольной призмой или пирамидой.
Вопрос: Присмотритесь к окружающим нас предметам. Что вы можете заметить? ( Ответы учащихся)
Обобщение. Правильно, предметы имеют форму геометрических тел или представляют их сочетание.
Параллелепипед, призмы – жилой многоэтажный дом, деревенский дом;
Шар – мяч;
Цилиндр – барабан;
Конус – пожарное ведро;
Усеченный конус – цветочный горшок, ведро; (слайд № 17)
В основе формы деталей машин и механизмов также находятся геометрические тела.
Взгляните на таблицу. (слайд № 18)
Здесь изображены различные детали. Часть из них самой простой формы.
Вопрос: кукую форму имеют ось и ролик? А какова форма прокладки?
(Ответы учащихся).
Обобщение. О таких деталях, как ось и ролик, мы скажем, что они цилиндрические, а о прокладке - она призматическая.
Другие детали имеют более сложную форму, они представляют собой совокупность геометрических тел. Например: валик образуется в результате добавления к цилиндру другого цилиндра меньших размеров. А втулка – цилиндрическая, из которой удален другой цилиндр меньшего диаметра.
Труднее понять по чертежу форму более сложной детали, например вилка.
Вопрос: Как легче определить форму предметов по чертежу? (Ответы учащихся).
Обобщение. Для этого сложную по форме деталь мысленно расчленяют на отдельные составляющие ее части, имеющие форму различных геометрических тел.
Определение: мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела называют анализом геометрической формы. (слайд № 19)
Дано изображение опоры. Какова его форма? (слайд № 20)
Она слагается из прямоугольного параллелепипеда, двух полуцилиндров и усеченного конуса. В детали имеется цилиндрическое сквозное отверстие. После такого «расчленения» форму детали определить легче.
3.Первичное закрепление: устный опрос.
Вопросы и задания для закрепления:
Рисунок 1 (слайд № 21)
- Какие геометрические тела изображены?
- Есть ли на изображение тела вращения
Если есть, назовите их.
- Какое геометрическое тело расположено ближе всех к нам?
- Какие геометрические тела касаются друг друга.
Рисунок 2 (слайд № 22)
- Из каких геометрических тел состоит эта композиция.
- Определите вид сверху данной композиции.
IV. Закрепление изученного материала. (слайд № 23)
Практическое упражнение
Задание: по наглядному изображению детали выполните ее чертеж в необходимом количестве видов.
V. Домашнее задание (слайд № 24)
§10 читать, задание 19, стр. 62, рис.75 в тетради. Приготовить формат А-4 горизонтально. Повторить §2.5,4,14.
VI. Заключительная часть. (слайд № 25)
Подведем итоги урока, заполняя пустые графы текста нужными словами и терминами.
- Каждую деталь можно мысленно ________________
на отдельные _____________
- Такой процесс называется ___________________
- Одинаковыми проекциями отличаются только два геометрических тела – это __________________ и ____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "АНАЛИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРЕДМЕТА"(презентация на семинаре учителей ИЗО и черчения РСО – Алания
Цель урока. Научить учащихся уверенно различать модели геометрических тел, правильно называть их, а также мысленно расчленять предмет на составляющие его геометрические тела с ...
Презентация к уроку черчения в 8 классе по теме "Анализ геометрической формы предмета"
Презентация содержит основные понятия по теме "Анализ геометрической формы предмета"...
Разработка урока по черчению в 8 классе по теме "Анализ геометрической формы предмета"
Разработка урока рекомендована для проведения урока в 8 классе "Анализ геометрической формы предмета" с приложением призентация к уроку. ...
Урок по черчению в 8 классе по теме :Анализ геометрической формы предмета (с презентацией)
Представляю вашему вниманию авторский урок в разделе технология черчение. Урок был впервые проведен в рамках школьного семинара по использованию ЦОР в образовательном процессе март 2014г И...
Урок по черчению "Анализ геометрической формы предмета" в технологии АМО. 8 класс.
Урок разработан в соответствии с новым ФГОС. Дана технологическая карта урока, конспект урока, аналитическая информация. Каким образом данный урок будет содействовать реализации новы...
Конспект "Чертежи геометрических тел. Анализ геометрической формы предмета".
Конспект урока для 8 класса по черчению....
Урок Технологии 8 класс - Анализ геометрической формы
Урок Технологии 8 класс - Анализ геометрической формы...