К 105 летию Шолохова М.А.
методическая разработка (7 класс) по теме

Сычева Наталья Анатольевна

Литературная гостинная. Шолохов  и  война

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sholokhov_i_voyna.zip1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Сычева Наталья Анатольевна

МБОУ РСОШ№ 4 им. С.В.Пешеходько

п. Роговский

Учитель русского языка и литературы

Литературная гостиная.

Тема.    Шолохов и война.

Цели.     Подвести итог прочитанному и изученному.

Задачи.

                          • содействовать военно-патриотическому воспитанию;

  • воспитание интереса к предмету, к учению;
                 • воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу,     обеспечивать доброжелательное отношение к учащимся со стороны.

                 Ход мероприятия.

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

 Здравствуйте уважаемые гости . Мы рады видеть вас в нашей литературной гостиной.  Сегодня мы будем говорить о Шолохове и его незабываемых произведениях.

      «Родился в 1905году, в семье служащего торгового предприятия, в одном из хуторов станицы Вешенской, бывшей Донской области»,- так сообщил о себе Михаил Александрович Шолохов в своей автобиографии.

         Сегодня Шолохов всемирно известен, прежде всего, как великий художник, ушедший глубинными корнями в русскую национальную почву и питавшийся  ее живительными соками, как самобытный современный писатель реалист и новатор.

      Историзм, масштабность изображения современной жизни - существенная особенность таланта Шолохова. В созданных писателем образах выразились самые яркие моменты эпохи, с большими историческими событиями связаны судьбы героев. Жизненные ситуации, изображенные им, имеют конкретный исторический, временной адрес.

III. Основная часть.

 Презентация. Слайд№1 «Шолохов и война»

 1-ый Ведущий  

   22июня 1941года началась Великая отечественная война. А уже 23 июня 1941года Шолохов сказал: «Фашистским правителям, основательно позабывшим историю, стоило бы  вспомнить о том, что в прошлом русский народ громил немецкие полчища, беспощадно пересекая их движение на восток, и что ключи от Берлина уже бывали в руках военачальников.

   Но на этот раз мы их побьем так, как еще никогда не бивали, и на штыках победоносной Красной Армии принесем свободу порабощенной Европе.

 Слайд №2

  С 1941 года -  М.А. Шолохов -  корреспондент «Правды», участник Великой Отечественной войны с первых и до последних дней

Слайд №3

    Широкоплечий крепко - сбитый казак со степным бронзовым лицом, прокаленным солнцем и ветрами, был летописцем родной земли

Слайд №4

   23 июня 1942года – в годовщину вторжения фашистской Германии в СССР, М.А.Шолохов опубликовал в «Правде» статью «Наука ненависти» , в которой призывал «носить ненависть на кончиках штыков» . Главной движущей силой в борьбе с захватчиком он считал беспощадную ненависть к «осатаневшим фашистским выродкам»

Слайд №5

     Помимо статей  в газеты Шолохов пишет очерки «На Дону», «На Юге», «Казаки», и другие, которые публикуются  и выходят  отдельными изданиями.

Слайд №6

  Он истинный сын Донских степей. Михаил Александрович не может не писать о Доне, о тех испытаниях, которые выпали на долю и солдат и мирных жителей.

   И в 1943-1944годах в «Правде»  и  в «Красной звезде» начали печататься главы из,  к сожалению, неоконченного романа «Они сражались за Родину», в котором  Шолохов поставил целью изобразить подвиг народа в Отечественной войне. Народа, государства и отдельного человека.

Слайд №7

   А в 1975 году на экраны выходит фильм режиссера Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину».

Июль 1942 года. Отступление советских войск все дальше вглубь СССР. На подступах к Сталинграду обескровленные, измотанные советские войска ведут тяжелые оборонительные бои, неся огромные потери…

Слайд №8

С каждым днем все дальше и дальше  на восток отступали   солдаты Красной Армии. Они не всегда понимали, почему мирные жители так агрессивно настроены. (Инсценировка отрывка из романа «Они сражались за Родину»)

Около сарая небольшая, сердитая на вид старуха в поношенной синей юбке и грязной кофтенке складывала кизяки. Заслышав скрип калитки, она с трудом распрямила спину и, приложив к глазам сморщенную, коричневую ладонь, молча смотрела на незнакомого красноармейца. Лопахин подошел, почтительно поздоровался, спросил:

— А что, мамаша, не добудем ли мы у вас ведро и немного соли? Раков наловили, хотим сварить.

Старуха нахмурилась и грубым, почти мужским по силе голосом сказала:

— Соли вам? Мне вам кизяка вот этого поганого жалко дать, не то что соли!

Лопахин ошалело поморгал глазами, спросил:

— За что же такая немилость к нам?

— А ты не знаешь, за что? — сурово спросила старуха. — Бесстыжие твои глаза. Куда идете? За Дон поспешаете? А воевать кто за вас будет? Может, нам, старухам, прикажете ружья брать да оборонять вас от немца? Третьи сутки через хутор войско идет, нагляделись на вас вволюшку! А народ на кого бросаете? Ни стыда у вас, ни совести, у проклятых, нету! Когда это бывало, чтобы супротивник до наших мест доходил? Сроду не было, сколько на свете живу, а не помню! По утрам уж слышно, как на заходней стороне пушки ревут. Соли вам захотелось? Чтоб вас на том свете солили, да не пересаливали! Не дам! Ступай отсюдова!

Багровый от стыда, смущения и злости, Лопахин выслушал гневные слова старухи, растерянно сказал:

— Ну, и люта же ты, мамаша!

— А не стоишь ты того, чтобы к тебе доброй быть. Уж не за то ли мне тебя жаловать, что ты исхитрился раков наловить? Медаль-то на тебя навесили небось не за раков?

— Ты мою медаль не трогай, мамаша, она тебя не касается.

Старуха, наклонившаяся было над рассыпанными кизяками, снова выпрямилась, и глубоко запавшие черные глаза ее вспыхнули молодо и зло.

— Меня, соколик ты мой, все касается. Я до старости на работе хрип гнула, все налоги выплачивала и помогала власти не за тем, чтобы вы сейчас бегли, как оглашенные, и оставляли бы все на разор да на поруху. Понимаешь ты это своей пустой головой?

Лопахин закряхтел и сморщился, как от зубной боли.

— Это все мне без тебя известно, мамаша! Но ты напрасно так рассуждаешь...

— А как умею, так и рассуждаю... Годами ты не вышел меня учить.

— Наверно, в армии у тебя никого нет, а то бы ты иначе рассуждала.

— Это у меня-то нет? Пойди спытай у соседей, что они тебе скажут. У меня три сына и зять на фронте, а четвертого, младшего сынка, убили в Севастополе-городе, понял? Сторонний ты, чужой человек, потому я с тобой по-мирному и разговариваю, а заявись сейчас сыны, я бы их и на баз не пустила. Благословила бы палкой через лоб да сказала своим материнским словом: "Взялись воевать — так воюйте, окаянные, как следует, не таскайте за собой супротивника через всю державу, не срамите перед людями свою старуху мать!"

Лопахин вытер платочком пот со лба, сказал:

— Ну, что ж... извините, мамаша, дело наше спешное, пойду в другом дворе добуду ведро. — Он попрощался и пошел по пробитой в бурьяне тропинке, с досадой думая: "Черт меня дернул сюда зайти! Поговорил, как меду напился... "

— Эй, служивый, погоди-ка!

Лопахин оглянулся. Старуха шла следом за ним. Молча прошла она к дому, медленно поднялась по скрипучим ступенькам и спустя немного вынесла ведро и соль в деревянной выщербленной миске.

— Посуду тогда принеси, — все так же строго сказала она.

Всегда находчивый и развязный, Лопахин невнятно пробормотал:

— Что ж, мы люди не гордые. Можно взять... Спасибо, мамаша! — И почему-то вдруг низко поклонился.

 Слайд №9

   Нечасто выпадали минуты для отдыха.

Слайд№10

  А перед боем бойцы пытались поддержать друг друга

 Слайд № 11

   А если и случалось устроить привал, то тягостные мысли не давали покоя героям. И с помощью этих внутренних монологов мы понимаем их эмоциональное состояние, то, насколько мучительно для них отступление и сложившаяся  ситуация

 (Монолог из романа «Они сражались за Родину»)

— Ах, немец ты, немец, паразит ты несчастный! Привык ты, вредный гад, всю жизнь на чужой земле топтаться и нахальничать, а вот как на твою землю перейдем с войной, тогда что? Тут у нас развязно ты себя держишь, очень даже развязно, и мирных баб с мирными детишками сничтожаешь, и вот, изволь видеть, какую махину хлеба спалил, и деревни наши рушишь с легким сердцем... Ну, а что же с тобой будет, когда война на твою фрицовскую землю перехлестнется? Тогда запоешь ты, немец, окостенелая твоя душа, на другой лад! Сейчас ты, в окопах сидя, на губных гармошках играешь, а тогда и про гармошку забудешь, подымешь ты тогда морду кверху, будешь глядеть вот на этот ясный месяц и выть дурным собачьим голосом, потому что погибель твоя будет к этому времени у тебя на воротнике висеть, и ты это дело нюхом почуешь! Столько ты нам, немец, беды наделал, столько посиротил детишек и повдовил наших жен, что нам к тебе непременно надо идти расквитываться. И ни один наш боец или командир не скажет тебе тогда милосердного слова, ни одна душа не подымется на твое прощение, уж это точно! И я непременно доживу до того дня, немец, когда по твоей поганой земле с дымом пройдемся, и погляжу я тогда, гад ты ползучий и склизкий, каким рукавом ты будешь слезу у себя вытирать. Должен я этого достигнуть потому, что невыносимо злой я на тебя и охота мне тебя доконать и упокоить на веки вечные в твоем змеином гнезде, а не тут, в какой-нибудь нашей губернии...

Слайды № 13-18

 Война продолжается…… и не щадит никого…. Ни зрелого…. Ни молодого.

Слайд №19

2 –ой  Ведущий

   Воина закончилась. Но Шолохов продолжает писать о тех тягостных днях.

        И в 1956-57 годах в одном из журналов публикуется его рассказ «Судьба человека».

        И опять Сергей Бондарчук не может оставить незамеченным произведение Шолохова.

      В 1959 году на экраны выходит фильм «Судьба человека». Где главную роль – Андрея Соколова – играет режиссер.

Слайды № 20 – 31

    Как хорошо все начиналось, в семейной жизни Соколова. Жена Ирина красавица, хозяйка, редкой души человек, добра, нежна, и трое ребятишек, и новый дом помогли отстроить. Но это все было до войны!!!

        «Ах, проклятая, что же ты наделала…»У А. Соколова, как и у миллионов других советских граждан в одночасье меняется жизнь.

      Фронт. Плен. Побег. Лагерь. Изнурительная работа. Желание жить, мстить, победить. Второй удачный побег. А, что он получает в награду, весть о том, что в дом попал снаряд  и жена с малыми детьми погибла…

  Но не останавливается наш герой,  ищет старшего сына Анатолия. Последние дни войны. Германия. Анатолий рядом, живой, осталось только встретиться. И снова жестокий удар.  9 мая, утром, в День Победы, убил Анатолия  немецкий снайпер.

   Судьба не вознаградила за героизм, силу духа, а, кажется, пытается сломить, уничтожить. Но не на того нарвались…Соколова Андрея плен не сломил… Не уронил достоинства советского человека,  не утратил любви к людям, нашел в себе силы жить, трудиться, верить в добро. Он заменил отца осиротевшему Ванюшке

(Инсценировка из «Судьбы человека» отрывок в машине )

Парнишка мой там,  сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: 

 - Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем». Он от  моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит:

- А вы откуда  знаете, дядя, что меня Ваней зовут?  И глазенки широко раскрыл, ждет, что я ему отвечу.

-  Я, человек бывалый и все знаю.
       Зашел он с правой стороны, я дверцу открыл, посадил его рядом с собой, поехали. Шустрый такой  парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня из-под длинных своих,  загнутых кверху ресниц, вздохнет. Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело?  Спрашиваю:

- Где же твой отец, Ваня?»

Шепчет:

-Погиб на фронте.

– А мама?

 –  Маму бомбой убило в  поезде, когда мы ехали.

– А откуда вы ехали?

 – Не знаю, не помню…

 – И никого у тебя тут родных  нету?

 – Никого.

– Где же ты ночуешь?

– А где придется.
       Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам
порознь пропадать!  Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему,  тихонько спрашиваю:

-  Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?

Он и спросил, как выдохнул:

- Кто?

Я ему и  говорю так же тихо:

- Я – твой отец. Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в  щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно

- Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты  меня найдешь!

 

Учитель.   Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной  силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли,  выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть  на своем пути, если к этому позовет его Родина.

Хочется подвести итог вышесказанному словами Александра Невского «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет»

Используемая литература:           

  1. Из первых уст. Слово о Шолохове [Текст] : сборник / [сост. А. Ф. Бойко и др.; отв. ред. Е. А. Рябцев Регион. обществ. фонд поддержки писателей и литераторов Дона]. – Ростов-на-Дону : Литфонд, 2005. – 272 с. : ил.
  2. Михаил Шолохов: летопись жизни и творчества [Текст] : материалы к биографии / [сост. Н.Т. Кузнецова]. – Москва : Галерия, 2005. – 504 с. : ил.
  3. Шолохов М.А. Рассказы, «Они сражались за Родину»(Главы из романа), очерки, статьи. - Ростов-на-Дону: Книжное издательство 1974


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы на тему «Открывая книгу М.А. Шолохова» (По роману «Тихий Дон»)

Разработка последнего урока литературы в 10 классе, нацеливающая на прочтение романа М.А.Шолохова "Тихий Дон". Урок давался в Богучарской школе-интернате им. М.А. Шолохова....

Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).

Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение - анализ эпизода....

Сценарий "Литературный вечер, посвящённый 110-летию М.А.Шолохова"

Литературный вечер посвящен жизни и творчеству Михаила Александровича Шолохова. Рассчитан на учащихся 6-11 классов...

Спортивно-экологическое мероприятие «Лето, лето, лето!»

Летнее развлечение, направленное на экологическое воспитание дошкольников. ...

Лето, лето - красота! Любит лето детвора!

Статья - отчет о прведении 1 смены в пришкольном лагере "Зайчик" на базе МКОУ СОШ № 22 х.Зайцев Курского муниципального района Ставропольского края....

«Сочинение в жанре портретного очерка» Судьба человека: к 110 - летию М. А. Шолохова

Оставаться человеком при любых обстоятельствах, оставаться самим собой, не изменять себе и своей Родине – эта тема красной линией проходит в произведениях великого писателя-романиста ХХ века Мих...

Выставка-презентация "Жить жизнью народа" к 115-летию русского писателя М.А.Шолохова

 Презентация была выполнена к 115-летию со дня рождения  писателя М.А.Шолохова. Может быть использована на уроках литературы в качестве дополнительного материала и библиотечных выстав...