«Сочинение в жанре портретного очерка» Судьба человека: к 110 - летию М. А. Шолохова
творческая работа учащихся по литературе (9 класс) на тему

Нурмухаметова Энже Ибрагимовна

Оставаться человеком при любых обстоятельствах, оставаться самим собой, не изменять себе и своей Родине – эта тема красной линией проходит в произведениях великого писателя-романиста ХХ века Михаила Александровича Шолохова. Редко кому из известных деятелей культуры удавалось добиться при жизни такого признания и мировой известности, история жизни Михаила Шолохова – счастливое исключение. Признанный классик отечественной литературы, лауреат Государственной и Ленинской премий, Герой Социалистического Труда и Академик Академии наук СССР, лауреат престижнейшей Нобелевской премии мира по литературе. Тем не менее, в биографии писателя, родившегося 110 лет назад, до сих пор остается немало загадок и удивительных фактов. С одной стороны – великий мастер художественного слова; "Тихий Дон", «Поднятая целина», "Судьба человека", "Они сражались за Родину" – книги Михаила Шолохова переведены на 130 языков, а общий тираж изданий превышает несколько сот миллионов, по его книгам снимали фильмы и ставили спектакли, из его дома сделан музей. С другой стороны – с самого начала творческого пути писателя обвиняли в плагиате, в советское время упрекали в недостаточном следовании коммунистическим идеалам, а после перестройки, наоборот, в выполнении партийного «заказа» и неискренности в искусстве. Кем же был Михаил Шолохов?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aksakovskie_chteniya_1.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Фатиха Хусни Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан

                        «Сочинение в жанре портретного очерка»

Судьба человека: к 110 - летию М. А. Шолохова

                       

Автор: Фатыхова Диля Анасовна,

ученица 9 класса

Руководитель: Нурмухаметова Энже

Ибрагимовна, учитель,

МБОУ – Большеметескинская СОШ

- 2015-

Судьба человека: к 110 - летию М.Шолохова

 сочинение в жанре портретного очерка

Оставаться человеком при любых обстоятельствах, оставаться самим собой, не изменять себе и своей Родине – эта тема красной линией проходит в произведениях великого писателя-романиста ХХ века Михаила Александровича Шолохова. Редко кому из известных деятелей культуры удавалось добиться при жизни такого признания и мировой известности, история жизни Михаила Шолохова – счастливое исключение. Признанный классик отечественной литературы, лауреат Государственной и Ленинской премий, Герой Социалистического Труда и Академик Академии наук СССР, лауреат престижнейшей Нобелевской премии мира по литературе. Тем не менее, в биографии писателя, родившегося 110 лет назад, до сих пор остается немало загадок и удивительных фактов. С одной стороны – великий мастер художественного слова; "Тихий Дон", «Поднятая целина», "Судьба человека", "Они сражались за Родину" – книги Михаила Шолохова переведены на 130 языков, а общий тираж изданий превышает несколько сот миллионов, по его книгам снимали фильмы и ставили спектакли, из его дома сделан музей. С другой стороны – с самого начала творческого пути писателя обвиняли в плагиате, в советское время упрекали в недостаточном следовании коммунистическим идеалам, а после перестройки, наоборот, в выполнении партийного «заказа» и неискренности в искусстве. Кем же был Михаил Шолохов?

        Судьба испытывала будущего писателя на прочность с самого детства.  Он родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилине станицы Вешенской Донецкого округа Области Войска Донского (ныне Шолоховский район Ростовской области). Примечательно, что при рождении Михаил Шолохов получил фамилию Кузнецов. Дело в том, что мать Шолохова, Анастасия Черникова, была черниговской крестьянкой, сиротой, до замужества служила горничной у помещицы в станице Вешенской и была выдана насильно замуж за пожилого вдовца, казака-атаманца Кузнецова. Девушка оказалась не робкого десятка, и, полюбив молодого человека по имени Александр Шолохов, ушла от мужа. Их незаконнорожденный сын Михаил был записан на фамилию официального мужа матери. Казаки называли таких детей «бесправными нахалятами». И только после смерти Кузнецова в 1912 году Анастасия Даниловна и Александр Михайлович смогли обвенчаться. Михаил был «усыновлен» настоящим отцом, получил фамилию Шолохов и стал числиться «сыном мещанина». По некоторым сведениям, именно эти элементы своей биографии писатель отразил в повести «Нахаленок». Александр Михайлович любил читать, своего единственного сына рано приобщил к книгам, и не жалел средств на его учебу. С шести лет мальчика обучал грамоте сельский учитель Тимофей Тимофеевич Мрыхин. Впоследствии, Михаил оканчивает четыре класса гимназии, но дальнейшей учебе помешала революция. Становление будущего писателя как личности происходило в момент, переломный для всей страны. С 1919 года до конца гражданской войны Шолохов жил на Дону, оказавшись в центре гражданской междоусобицы, он видел историю бело-казачьего сопротивления изнутри. «Поэты рождаются по-разному, - спустя много лет говорил Шолохов. - Я, например, родился из гражданской войны на Дону». Когда на Дону окончательно установилась советская власть, Михаил Шолохов, несмотря на юные годы, перепробовал себя в массе профессий: служил в станичном революционном комитете, работал учителем начальной школы, делопроизводителем заготовительной конторы, налоговым инспектором. Уехав в Москву, работал грузчиком на Ярославском вокзале и мостил булыжные мостовые, работал счетоводом. Всё это время Шолохов занимался самообразованием и вскоре был принят в литературную группу «Молодая гвардия». 19 сентября 1923 года состоялся литературный дебют Шолохова: в газете появился его фельетон «Испытание». А уже в 1927 году в свет вышла первая часть главной книги писателя Михаила Шолохова «Тихий Дон», посвященный донскому казачеству на переломе истории. Она принесла ему мировую известность и она же до многие годы тревожила умы многочисленных исследователей и литературоведов. Когда в печати стали появляться первые книги романа, возникли слухи, будто бы «Тихий Дон» Шолохов не писал самостоятельно, а присвоил рукописи убитого белого офицера. Никто не мог поверить в то, что неопытный, малообразованный 23 летний молодой человек мог создать литературное произведение, потрясающее по силе и глубине характеров, размаху и масштабу описываемых событий. Этот вопрос поднимался не раз. Пока, уже после смерти писателя, результаты компьютерных исследований текста не подтвердили безоговорочное авторство «Тихого Дона»: грандиозное повествование о казачьей жизни начала ХХ века создал Михаил Шолохов.

Без сомнения, роман «Тихий Дон» является в русской, да и мировой литературе одним из лучших произведений, описывающих историческую действительность. Жизнь народа огромной страны на примере отдельного его слоя – казачества – описана подробно, предельно честно, при этом пропущена сквозь сердце и душевные переживания человека, видевшего все воочию. Многие исследователи сравнивают «Тихий Дон» Шолохова по масштабности нарисованных картин войны с батальными сценами «Войны и мира» Л. Толстого, однако  война Шолохова лишена романтичности и возвышенности. Первая Мировая война показана в самых мрачных тонах: «Ложились родимые головами на все четыре стороны, лили казачью кровь и, мертвоглазые, беспробудные, истлевали под артиллерийскую панихиду в Австрии, Польше, в Пруссии… Цвет казачий покинул курени и гибнул там в смерти, во вшах, в ужасе». Шолохов принял революцию, он был, что говорится, на стороне красных, но описываемая в «Тихом Доне» братоубийственная гражданская война так же не несет возвышенного патетического оттенка. Наблюдая трагичную историю семьи Григория Мелехова и его личные метания, мы можем живо представить себе, что творилось в те страшные годы в стране, когда раскалывались семьи, родственные и дружеские сообщества, раскалывалась страна. Художественные достоинства романа описаны многократно, издание было переведено на множество языков мира, его неоднократно экранизировали. И все же, главное, на мой взгляд, о чем говорит роман «Тихий Дон» - это о личных терзаниях и переживаниях писателя за судьбу страны и так любимого им казачества. Ведь главный герой произведения всегда является своеобразным отражением автора. Не случайно роман писался так долго, четвертая, завершающая книга «Тихого Дона» была дописана Шолоховым почти через десять лет после двух первых и вышла в 1940 году. Ее выходу предшествовала долгая напряженная работа писателя, который пытался достигнуть психологической достоверности в описании событий. Финал романа-эпопеи, когда Григорий Мелехов не примкнул ни к белым, ни к красным, вызвал осуждение советской литературной общественности. «Все мы, — заявил тогда Александр Фадеев, — обижены концом произведения в самых лучших советских чувствах. Потому что 14 лет ждали конца: а Шолохов привел любимого героя к моральному опустошению». «Книга «Тихий Дон» вызвала и восторги, и огорчения среди читателей, — отметил Алексей Толстой. — Конец «Тихого Дона» — замысел или ошибка? Я думаю, что ошибка... Григорий не должен уйти из литературы как бандит. Это неверно по отношению к народу и к революции». Несмотря на негативные отзывы авторитетных деятелей культуры, в марте 1941 года Шолохову была присуждена Сталинская премия I степени за роман «Тихий Дон». Действительно, в конце романа «Тихий Дон» Григорий Мелехов, так и не выбравший для себя правильный путь, уставший и опустошенный, оказывается на пороге родного дома: «Что ж, и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». И это и есть путь к спасению. Родная земля и молодые, «новые» Мелеховы, которые, наверняка, будут лучше отцов и дедов…Эта мысль повторится у писателя в еще одном его знаменитом произведении, рассказе «Судьба человека», написание которого связано со страшным событием в жизни нашей страны – Великой Отечественной войной.  

В день начала Великой Отечественной войны Михаил Шолохов перечислил свою премию за роман «Тихий Дон» в Фонд обороны страны, и в июле 1941-го, будучи полковым комиссаром запаса, был призван в армию. Отправился на фронт, работал военным корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда», участвовал в боях под Смоленском на Западном фронте, под Ростовом на Южном фронте. Во время войны писатель и сам пережил личную трагедию: когда бои шли на Дону и немцы бомбили Вешенскую из артиллерийских орудий, бомбы попали прямо в дом Шолохова, где погибла мать писателя, а его рукописи разметало взрывом по улице. Все увиденное в эти страшные годы накапливалось в литературном «чемодане» писателя, чтобы спустя десять лет после войны ожить на страницах последнего романа Михаила Шолохова «Они сражались за Родину». Судьба этого грандиозного по замыслу и описываемым событиям романа так же трагична, в 1969 году в свет вышли отдельные его главы, издатель не решился печатать роман целиком без санкции вышестоящих органов, так как в них содержалась критика Сталина. И рукопись была передана Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу. Не дождавшись ни ответа, ни личной встречи, Михаил Шолохов, по всей видимости, понял, что рассказать всей правды о войне ему не удастся,  и безжалостно сжег рукописи романа. Более того, литературной деятельностью писатель больше не занимался, хотя судьбой ему было отмерено еще 15 лет жизни.

Та правда же, которую хотел рассказать писатель о войне, просвечивает не только в «героических» рассказах Шолохова об этих страшных событиях («По пути к фронту», «Первые встречи», «Люди Красной Армии», «На Смоленском направлении», «Гнусность»,  «Военнопленные», «Наука ненависти»), но и в таких, как рассказ «Судьба человека», опубликованном в 1957 году. Главным героем этого, простого на первый взгляд, повествования стал прошедший плен советский солдат. Теперь мы все знаем, что ждало военнопленных на родине в дни войны, а в те годы само упоминание об этом дорогого стоило. Но главное даже не в этом, а в той предельно честной, суровой правде, с которой ведется рассказ от имени главного героя. Это простой солдат Андрей Соколов, вся горькая история которого рассказывается случайному попутчику за небольшой отрезок пути. Счастливая довоенная жизнь, любящая и любимая жена, трое славных детишек, работа. А затем – война. Страшная, беспощадная. Плен, издевательства фашистов, непосильные работы, мечты о побеге, когда только мысли о родном доме, о семье давали силы и надежду на спасение. Затем тот самый героический побег, да еще с ценной для наших военных информацией. Все ради того, чтобы освободить любимую родину от захватчиков и вернуться домой, к любимым. И страшная весть о гибели близких – прямым попаданием бомба разрушила его дом и убила жену и дочерей. Затем, в последний день войны, гибнет сын, гордость отца, последняя родная кровиночка. Казалось бы, жизнь потеряла всякий смысл, родной дом, который выступает здесь и как символ страны, лежит в руинах, близкие мертвы, продолжать существование незачем. Но наступает в рассказе момент, который невозможно читать без слез. Маленький чумазый мальчонка - сирота попадается на глаза нашему герою и старый солдат с погасшими глазами вдруг оживает: «Закипела тут во мне горючая слеза,  и  сразу я решил:  "Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!  Возьму его к  себе в дети".  И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло.  Наклонился я к нему,  тихонько спрашиваю:"Ванюшка,  а ты знаешь,  кто я такой?" Он и спросил,  как выдохнул: "Кто?" Я

ему и говорю так же тихо: "Я - твой отец". Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно:"Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь!  Я так долго ждал,  когда ты меня найдешь!" Прижался ко мне и весь дрожит,  будто травинка под ветром». Вот в этих словах, в этом моменте сопереживания, в этом мгновении, дарящем надежду, и есть весь гений Михаила Шолохова. Какие только испытания не выпадали на долю советского человека, а все равно он выдержит, и не озлобится, и не очерствеет сердцем, и будет любить свою землю, и будет думать о будущем.

               К личности Михаила Александровича Шолохова можно относиться по-разному, соответственно своим убеждениям и предпочтениям, однако, на мой взгляд, это тот уникальный момент, когда великие книги начинают жить своей жизнью. Независимы они ни от своих создателей, ни от критиков, ни от сиюминутной идеологии. Они рассказывают нам о зле и добре, о сострадании, о вечном и непреходящем; они рассказывают нам о Человеке с большой буквы, и о том, что объединяет  и делает нас людьми. И в наше сегодняшнее тревожное время книги Михаила Шолохова  продолжают оставаться актуальными.

Список использованной литературы:

  1. Воронцов, А.В., «Шолохов», М.: Издательство: Вече, 2014 г.
  2. Котовчихина Н.Д. Эпическая проза М.А.Шолохова в русском литературном процессе XX века. М., 2004.
  3. Осипов В., «Шолохов», М.: Молодая гвардия, Серия Жизнь замечательных людей, 2010.
  4. Шолохов, М.А. - Собрание сочинений в 10 томах, Издательство: Советский писатель, 2003

а) Том 2. Тихий Дон: Роман. Кн. 1. Воспоминания (С. Шолохова. Как Шолохов к Сталину ездил. М.М. Шолохов. Отец мне видится теперь еще крупнее. М. Шолохова. Ни в каком родстве с Хрущевым отец не состоял).

б) Том 3. Тихий Дон: Роман. Кн. 2. Воспоминания (Е.Левицкая. У колыбели «Тихого Дона». На родине «Тихого Дона». М.М. Шолохов. «Как рано зависти привлек он взор кровавый...»).

в) Том 4. Тихий Дон: Роман. Кн. 3. Воспоминания (П. Кудинов. Восстание верходонцев в 1919 году).

г) Том 5. Тихий Дон: Роман. Кн. 4. Тихий Дон: Роман. Кн. 4. Воспоминания (В. Васильев.Шолохов в критике русского зарубежья).

д)  Том 8. Наука ненависти. Судьба человека: Рассказы. Они сражались за Родину: Главы из романа. Приложение (М. Шолохов. Матвей Калмыков: Незаконченный рассказ. С. Шолохова. К истории незаконченного романа. С. Шолохова. Не роман, а только главы из него. В. Осипов. Полковник Шолохов в строю).

  1. «Слово о Шолохове», М.: Правда, 1973 г.
  2. Выпуск программы «Острова», посвященный 110-летию М.А.Шолохова на канале «Культура», ссылка на передачу на сайте канала http://tvkultura.ru/anons/show/brand_id/20882/episode_id/1196380
  3. Статья «Шолохов от «А» до «Я», газета «Литературная газета», № 21 (6416) (22-05-2013) сайт газеты: http://lgz.ru/
  4. Статья «Шолохов, Михаил Александрович» на https://ru.wikipedia.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-рецензия по рассказу М.Шолохова "Судьба человека"

Данное сочинение-рецензия поможет выпускнику проанализировать рассказ М.Шолохова "Судьба человека" с точки зрения композиции произведения, художественно-изобразительных средств, раскрыть трагическую ж...

Сочинение-рецензия по рассказу М.Шолохова "Судьба человека"

Данное сочинение-рецензия поможет выпускнику проанализировать рассказ М.Шолохова "Судьба человека" с точки зрения композиции произведения, художественно-изобразительных средств, раскрыть трагическую ж...

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ ( сочинение -рассуждение по отрывку из рассказа М.А.Шолохова "Судьба человека")

15.2, 15.3  - 8,9 класс ( подготовка к ОГЭ порусскому языку)Часть 2  -  10 класс...

Открытый урок по литературе в 9 классе «Знакомство с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом режиссёра С. Бондарчука». «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».

Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.Предложенный мате...

Аргументы для сочинения 9.3 из книги «Судьба человека»

Аргументы для сочинения 9.3 из книги «Судьба человека»...

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9 классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец Конев». Портретный очерк нашего современника»

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9  классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец ...