Воспитательское занятие "Передай добро по кругу"
план-конспект занятия (6 класс) на тему
Занятие было использовано для проведения беседы с обучающими воспитанниками 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereday_dobro_po_krugu.docx | 45.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат V вида.
Г. Зернограда, Ростовской области.
Час этики для учащихся 7-8 классах на тему:
« И если кому-то поможет . Твоя доброта, улыбка твоя , . То день не напрасно был прожит,
Значит живешь ты не зря.»
Подготовила и провела:
Куприенко С. П.
2011 год.
Цели и задачи:
- сформировать в сознании детей понятия «доброта» расширить знания о доброте и её роли в жизни каждого человека;
- формировать убеждения о важности и роли семьи в жизни человека;
- способствовать расширению нравственного опыта подростков: их познанию себя через познания и понимания своего друга;
- обучать конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
- обучать толерантно, выражать свои негативные чувства (недовольство, обида, огорчение)
- воспитывать чувство любви уважения к пожилым людям и малышам;
- сделать общение более непосредственным и свободным;
- коррекция памяти, мышления и речи.
Форма:
- беседа с элементами тренинга;
- групповое обсуждение;
- анализ поступков;
- инсценировка;
- организационно - деятельная игра;
Подготовительный этап:
- подготовка рассказов по теме;
- фото - монтаж;
- оформление игровой комнаты;
- музыкальное сопровождение;
- подборка пословиц, поговорок;
- плакаты о добре;
- разучивание стихов;
Оборудование:
- фотомонтаж;
- выставка книг;
- памятки, плакаты;
- стенд пословиц и поговорок;
- 6 «деревень доброты»
- магнитофонная запись песен;
(звучит музыка)
- Ребята давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закройте глаза.
- Откройте глаза. Вы почувствовали тепло от рук своих друзей? Мне бы очень хотелось, чтобы сегодня во время беседы у нас была атмосфера единения, тепла и добра. Беседа так и называется «передай добро по кругу»
- Садитесь. Доброта. Какое старое словам. Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу.
Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.
Ребенок: Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной, Озарится душа красотой.
- Ребята, прочитайте плакаты и подумайте, что такое доброта.
- Какого человека можно считать добрым?
У каких людей больше друзей - у злых или у добрых? Почему?
- Можно ли человека заставит быть добрым?
- Были у вас случаи, когда вас обидели? Какие вы при этом испытали чувства?
- А вы обижали других? Что вы испытывали после этого?
- Я поручила Борису найти в словаре Сергея Ивановича Ожегова, определение слова «доброта»
Борис: добро - всё положительное, хорошее, полезное. Ребенок: В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
Будет добрым пусть всегда!
- Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.
Добрые сердца - это сады,
Добрые слова - корни.
Добрые мысли - цветы.
Добрые дела – плоды.
- Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом добрыми словами и добрыми делами.
Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. А для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе дружно, сообща дерево за деревом мы посадим наш сад
- И первое дерево - это дерево добрых слов.
Ребёнок: В жизни немало страниц
Мрачных, тяжёлых, суровых,
Хочется дружеских лиц,
Хочется доброго слова.
Вывод отсюда простой,
Это любому понятно:
Маленькой кошке и то
Доброе слово приятно.
Пусть тишина и покой
В сердцах поселятся снова!
Пусть на планете земной
Царствует доброе слово!
- Ребята. вспомните слова и словосочетания, в которых «спряталось добро» (добродушный, доброта, добросердечный, доброго здоровья, добросовестный, добронравный, добрый день, добропорядочный, доброжелательный, добродетельный).
- Молодцы. А теперь вам такое задание. Вы должны злые, недобрые слова заменить противоположными, добрыми.
Грубость - вежливость
Ненависть - любовь
Обман - доверие
Злость - доброжелательность
Унижение - уважение
Равнодушие-внимательность
- Вспомните пословиц на эту тему: « доброе слово и кошке приятно»
- Давайте вспомним слова - комплименты. Встаньте в круг. Этот шарик вы будете передавать друг другу, произнося добрые слова, слова - комплименты.
(Тренинг «комплимент» }.
- Антон Павлович Чехов писал: « в человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.»
- А какие положительные качества вы цените в человеке? Подберите к ним антонимы.
Вот весы, над одной чашей напишем положительные качества, над другой- отрицательные, [двое детей работают у доски)
- Какой вывод можно сделать? Почему? Чтобы вы посоветовали тем, у кого чаша с отрицательными качествами перевешивает положительную?
Добро и зло всегда идут рядом так же, как любовь и ненависть. Положительные качества не даются человеку от рождения, их надо воспитывать день за днем. И тогда вас все будут любить.
'
- Ребята, обратите внимание на этот стенд. Елена Александровна подобрала нам книги о добре, о добрых делах, о милосердии, о толерантности. Произнесите все вместе это новое слово « толерантность». Это слово обозначает терпимость. Давайте послушаем Елену Александровну.
Библиотекарь: каждый из нас время от времени попадет в конфликтные ситуации: с кем - то ссорится, получает незаслуженное обвинение. Каждый по - своему выходит из подобной ситуации, кто - то «даёт сдачи », кто - то и обижается, плачет. А можно уйти от этого с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?
- « тебе наступили на ногу и не извинились».
- «ты договорился о встречи с другом, а он не пришел»
Решить эти ситуации вам помогут книги (обзор)
- книга - учитель, книга - наставник, книга - близкий товарищ и друг.
Воспитатель: у вас у каждого бланки - вопросники. 15 характеристик, перечисленных в вопроснике, свойственны толерантности личности. Заполните вопросник.
- Внимание на доску. У меня такой же бланк, как и у вас. Сейчас мы посмотрим, какие толерантные качества характерны для нашей группы.
Поднимите руки, кто отметил у себя 1 пункт, 2 пункт и т. д. (Анализ)
Наполнили наше дерево добрыми слова, и оно никогда не завянет. А теперь я предлагаю посадить дерево дружбы.
Как вы понимаете слово «дружба»?
Кто твой друг?
Что значит дружить?
Произнесите слово «дружба». Что вам вспоминается Давайте вспомним пословицы и поговорки о дружбе. Я начинаю пословицу, а вы заканчиваете.
Не имей 10Оруб, а имей (друзей)
Человек без друзей, что дерево без....(корней)
Дерево живет корнями, а человек...(друзьями) Старый друг лучше ....(новых двух).
- А ещё есть немецкая пословица: дружба это дерево, которое следует поливать.
- Как вы её понимаете?
Ребенок:
Дружба крепкая у нас
Ей гордится наш класс.
Вместе учимся, играем,
Веселимся, отдыхаем.
Ну а если у кого – то
Приключиться вдруг беда
Огорчаться нет причин:
Мы поможем всем всегда.
Если радость у кого - вместе радуемся мы.
- А это дерево- «Дерево хороших поступков». Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей - это то, что мы называем счастьем. Заботься о счастье других, мы находим собственное счастье. Доброта, человечность, милосердие, доброжелательность... Многие организации, отдельные граждане осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ - интернатов, к инвалидам, воинам - афганцам. Некоторые родители, даже имея своих детей, берут на воспитание детей сирот. Вот в такой большой и дружной семье живет наша Олеся. Она подготовила фотомонтаж. «Загляните в семейный альбом», (выступление Олеси Сабрековой) (фон - «Загляните в семейный альбом».)
- Ребята, а проявления героизма - это добрый поступок? Мне припомнился случай, который произошел 20 лет назад.
В Ереване, среди бела дня на глазах у множества людей троллейбус с пассажирами рухнул с высокой дамбы ереванского водохранилища и затонул.
Чтобы организовать спасения, надо было время а его не было. Были считанные минуты. Настоящим чудом было то, что в этот момент на дамбе появилась группа спортсменов, среди которых оказался пловец-подводник Шарваш Карапетян. Он нырнул в воду и выбил стекло в салоне .
Шаварш сумел спасти 20 человек. Он и его товарищи показали, на что способен человек, если знает, что от него зависит многое.
А героизм наших людей во время Великой Отечественной Войны! Вы были на встрече с ветеранами, посвящённому дню освобождения нашего города. И наверняка, запомнили их рассказы о том суровом времени, суровом и героическом. Но душевная теплота, чувство сострадания, милосердия и доброта наполняли смыслом их жизнь. И такими они и остались. Вы видели их глаза. Это глаза бесконечно добрых и поистине человечных людей.
Есть такое золотое слово «сострадание». Что оно обозначает? (это когда чувствуешь боль чужого человека, как свою).
Вы, наверно встречали людей с физическими недостатками, инвалидов. Надо ли проявлять участие в их жизни? Жалеть их и помогать? Как? Нельзя причинять даже самое маленькое страдание ни одному живому существу.
Как вы относитесь к людям, которые обижают животных?
А как вы относитесь к братьям нашим меньшим; ведь мы в ответе за тех, кого приручили. Я знаю, что у Наташи Ф. есть, что рассказать о своих домашних животных. Давайте её послушаем. (Рассказ Наташи)
Воспитатель: наша русская природа, полна поэзии и красоты, трогает и волнует каждого человека.
- Мы с вами согрели добрыми лучами дерево добрых поступков, пусть растет крепким и здоровым.
А следующие дерево- «дерево семейного счастья». Ребёнок: В семейном кругу мы с вами растем, основа + основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.
- Ребята, почти у каждого из вас есть родители, которых вы очень любите и которые ради вас готовы на все. Родительская любовь - самая сильная любовь. Она святая.
- а что значит, для вас почитать родителей?
- Правильно, надо беречь самых близких вам людей, потому что их нельзя заменить ни друзьями, ни подругами, в самые горькие и трудные дни мы все равно обращаемся к своим родителям. Сейчас Максим прочитает нам памятку «заботливое отношение к родителям», (см. приложение)
- дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говорится, ненадобен и клад, коли в семье лад.
Итак, сценка «мир в семье всего дороже» (см. приложение).
-У дерева « Семейное счастье» давние и глубокие корни. У него высокая крона, устремленная вверх в будущее.
( Гимн интерната)
-А это гранатовое дерево под названием « Вместе дружная семья». Мы с вами живем в большом доме, нас много, как зернышек в гранате. Здесь мы живем, учимся, работаем.
-Я думаю, вы со мной согласитесь, что жить в таком доме и сложно и интересно. И в нем, как нигде, повседневно, ежечасно должна рядом с нами жить доброта. Если вы по-доброму относитесь к друг другу, то эта доброта вернется по кругу к вам. « Поделись с улыбкою своей и она...» Улыбнись мне, а теперь друг другу, а теперь гостям. У вас поднялось настроение?
Давайте посмотрим, так ли вы чутки к настроению другого человека.
( картинки - настроение на интерактивной доске)
-Если у человека плохое настроение он может вызвать ссору, конфликт. У вас бывают конфликты? А со взрослыми? А что помогает их разрешить? (шутка, юмор, проявление толерантных чувств.) А что такое толерантность мы знаем.
-Давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?
- Кто - то вас толкнул. Как бы вы отреагировали?
- будите плакать;
- дадите « сдачу»;
- сделаете замечание;
- промолчите;
- пожалуетесь воспитателю.
- Ваш приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?
- пожалуетесь;
- будите кричать;
- попытаетесь отобрать;
- подеретесь.
- Посмотрите комикс про осликов, (интерактивная доска).
- Кто опишет ситуацию?
-Почему ослики сумели договориться?
Правильно, общее решение проблемы ведет к примирению.
Не обижай людей - придет расплата,
Нам счастья не сулит обида чья-то.
- В нашем гранате есть маленькие- маленькие зернышки. Это малыши. Их много в нашем общем доме, они разные, но мы их любим и окружаем заботой и добротой.
-Как? Почему?
- Мы передали добро по кругу, и оно к нам вернулось. Встречайте. Наши гости малыши ,и они приготовили нам сюрприз.
(Малыши читают стихи на религиозную тему, крепят на стенде солнышко с лучами -заповедями. Старшие дети дарят им шарики с пожеланиями).
- Спасибо малышам за сюрприз. Да, действительно, наши дети посещают воскресную школу, где их окружает душевное тепло и сердечная доброта, а еще у них очень добрый, заботливый воспитатель Анастасия Валерьевна. Ей от нас самые добрые слова благодарности.
(уходят).
- Как вы думаете, судить о человеке надо по их делам или словам?
- О наших добрых делах в нашем общем доме « Вместе дружная семья». Андрей Ильин оформил фотомонтаж.
( под муз. ( « Виноградную косточку в теплую землю..»).
- У меня в руках волшебный конверт с сердцем, которое готово любить и хранить в себе добро все 3 года, которые вы будите еще учиться в нашей школе. Опустите в конверт ваши ладошки- пожелания себе, педагогам, друзьям, родителям. Мы откроем егс на выпускном вечере.
(Под музыку « Мы желаем счастья...» Дети опускают в конверт ладошки. )
- Мы сегодня посадили сад доброты, наш сад наполнился добрыми поступками и делами. Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполните его солнечным светом, добрыми словами и любовью. (Муз. фон усиливается. Дети дарят гостям сердечки, говорят комплименты, добрые слова)
Дети: - Добрым быть совсем непросто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо добрым- добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
. Литература.
-Карнеги Д. «Как завоевать друзей…»
- Газеты: «Педсовет» №5 2008; №112006; №3 2005; №11 2004.
-Давыдова М.А. «Доброе слово, что ясный день». «Праздник в школе»№10
2002г.
- Е. К. Лютова, Г. Б. Менина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» , издательство «Речь» ; Санкт-Петербург, 2002г.
-Е.М. Аджиева и др. «50 сценариев классных часов».
-А.М. Байбаков и др. «Классные часы 10-11 классы».Волглград; Учитель
2006 г.
- М.А. Алоева, В. Бейсова «Классные часы и родительские собрания в
7-9 классах» Ростов-на- Дону, Феникс 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
передай добро по кругу
занятие нравственного характера...
передай добро по кругу
Воспитательский час ...
Передай добро по кругу
Программа обучения в Школе Юного добровольца и создания детских добровольческих команд под эгидой РДЮО «Хрустальный мир»...
Воспитательское занятие "Добро и зло в человеке"
Данное занятие способствует формированию у детей с нарушением интеллекта основ личностной самооценки, обощить свои знания о добрых и злых качествах человека, воспитывать желание совершать добрые посту...
Проект "Передай добро по кругу"
Одним из средств восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала является возрождение системы духовно-нравственного воспитания, а именно формирования у молодежи нравственных чувс...
Воспитательский час«Добру пусть откроется сердце»
Цельвоспитательского часа:Формирование и развитие нравственных качеств – доброта, сопереживание, взаимопомощь.Задачи:- расширить знания подростков о доброте и её роли в жизни к...
Воспитательское занятие "Добру откроются сердца!"
Воспитательское занятие "Добру откроются сердца!"...