.Обобщение опыта учителя истории Тотровой Л.К
статья на тему
Одним из направлений нравственного воспитания является формирование уважения к труду.
Усвоение знаний предполагает выработку нравственных оценочных суждений, специфика которых заключается в том, что они содержат личное эмоциональное окрашенное отношение человека ценностям общества. Формированию школьников таких суждений способствуют познавательные задачи . Ониклассифицируются по содержанию, уровню сложности познавательной деятельности учащихся , по их роли и функции учебной деятельности. По содержанию можно выделить задачи на раскрытие отношения к труду , установление цели ,мотивов трудовой деятельности , на раскрытие отношения к людям труда в среде трудящихся и со стороны господствующих классов. По уровню сложности выделяют задачи предполагающие усвоение , запоминание знаний о нравственной стороне трудовой деятельности « 1 уровень» , требующих дать оценку трудовой деятельности людей, сформировать оценочные суждения под руководством. учителя «2 уровень», побуждающие дать самостоятельную нравственную оценку трудовой деятельности людей, когда ученик поставлен в ситуацию выбора «3 уровень». По роли и функции в учебной деятельности задачи могут быть проверочно – тренировочными или творческо – поисковым .Применение познавательных задач преследует цели : создать яркие представления о трудовой деятельности людей в различных областях жизни (экономика, культура ), отработать нравственные понятия –трудолюбие желание человека трудится для людей умение выполнять ту или иную работу стремление к лучшим результатам в труде гордость за труд, добросовестность и творчество в труде передача трудовых традиций; воспитать уважение к людям труда к трудовым традициям нашего народа; формировать умение давать нравственную оценку историческим фактам, событиям, связанным с трудовой деятельностью . Покажем использование познавательных задач при изучении трудовой деятельности исторических личностей периода феодализма На уроке «Рождение феодального строя у славян» раскрывается вопрос о развитии земледелия . Учитель опирается на знания учащихся о героях русских былин. Для формирования нравственного понятия «трудолюбие» он предлагает текст : « В былине об Илье Муромца сказано, что его первым подвигом был не военный , хлебопашеский , когда пошел Илья ко родителю на ту ,крестьянскую : Он дубы – колодье все повырубил ,
Во глубоку реку все повыгрузил.
Расчистил поле для посева хлеба.»
Вопросы : Почему в былине на первое место поставлен невоенный подвиг Ильи, а хлебопашеский ? Почему работа богатыря приравнивается к подвигу? Какими качествами надо обладать чтобы ее выполнить ? Сделайте вывод об отношении народа земледельческому труду. Учащиеся, отвечая на вопросы, использовали полученные ранее знания о подсечном земледелии. Они говорили о том , в чем состоит земледельческий труд , отмечали знание героем этого занятия, подчеркивали, что для выполнения этой работы нужны сноровка, опыт , настойчивость , воля, трудолюбие .
Для углубления понятия «трудолюбие», создания обобщенного образа земледельца на уроке «Киевская Русь» при рассмотрении былин классу предлагалась задача: « Один из любимых героев Руси Микула Селянович говорил:
Я знаю всю правду –истину,
Не в забаву –игру трачу силу свою ,
Я хлеб ращу я народ кормлю,
Людям счастье несу».
Вопросы: что понимает Микула под правдой – истиной? В чем он видит смысл своей жизни? Что объединяет Микулу с защитником Русской земли- Ильей –Муровцем?
Учащиеся подчеркивали стремление Микулы к труду для людей, в этом он видел свое счастье , смысл жизни . Если при решении первой задачи отрабатывался такой признак понятия «трудолюбие», как умение выполнять ту или иную работу , то во втором случае – желание трудиться для людей. Учащиеся отмечали, что и для пахаря и для воина на первом месте стоит земледельческий труд . Таким образом, эти задачи не только знакомят с именами конкретных героев, трудом земледельцев, но и показывают отношение народа к земледельческому труду, приравнивая его к подвигу, видя в нем радость и смысл жизни, ценя его наравне с ратным трудом . Это задачи 1 уровня сложности познавательной деятельности они требуют заполнения, повторения, усвоения признаков понятия.
Работа по раскрытию нравственных черт личности в процессе труда на более высоком уровне сложности продолжа лась при изучении культуры конца 15 века - начала 16 века . При рассмотрении вопроса о первопечатнике Иване Федорове школьникам предлагается одна или две задачи , сформированные учителем .
1-я задача : « Однажды В мастерскую Ивана Федорова пришел знатный боярин Басманов . Первопечатник только что выхватил из горна большую металлическую ложку с расплавленной смесью свинца сурьмы;
- Посторонись, боярин, обжечь ненароком могу !
Разлил жидкий металл по формочкам я, вытер пот со лба и только тогда подошел к боярину.
- Прости, боярин, литье - дело срочное , промедления не терпит .
- Ловко работаешь, Федоров , тебе бы не буковки , а пушки лить.
- Может и такое время придет, боярин . Только то , что буковки по миру разнесут , то ни пушками , ни саблями не убьешь . Вопрос: Какие качества были присущи Ивану Федорову ? Подтверди свое мнение текстом . Типичные ответы : Иван Федоров – человек труда, для него самое важное дело, которому он служит . Он гордится своим трудом тем, что несет людям знания, Ивану Федору было присуще трудолюбие, он умел не только ловко работать, но понимал , что ответ боярину. Учащиеся правильно выделили нравственный аспект, говоря о трудолюбии первопечатника , отметили значимость труда , стремление трудится для людей .
2-ая задача : «Пожаловал к Ивану Федорову итальянский гость . Первопечатник показал ему правильную палату: - Здесь мы проверяем , как сделан набор, выискиваем ошибки . - Но ведь книг без ошибок не бывает, – заметил гость. - Сударь , есть такая книга .
Иван Федоров достал эту книгу из шкафа и передал с поклоном иностранцу.
-Здесь нет ни одной ошибки. Расскажите об этом мастерам , пусть на вашей родине знают о нас!
Вопросы: Что нового вы узнали о первопечатнике ? Дайте оценку его деятельности.
Типичные ответы: Иван Фёдоров был очень добросовестным, ответственным, ругался за свою работу. Он гордился Родиной , русскими мастерами, их работой.
Решая их познавательные задачи получили новые знания о личности Ивана Фёдорова, характеризующие его как труженика и патриота. Это способствовало усвоению и закреплению понятия « трудолюбие» , воспитанию, гордости, за деятельность наших предков.
На следующем уроке проверялось умение школьников самостоятельно оценивать трудовую деятельность и оперировать нравственными понятиями. Группа учеников получает тексты на карточках с описанием трёх эпизодов из жизни И.Фёдорова – два первых приведены выше, и дополнительный : « Гетман Ходкевич, у которого работал И. Фёдоров, даёт ему в землю. Первопечатник становится помещиком , но он решает уйти, чтобы заняться любимым делом.
- Начинай собираться,- объявил он сыну. – Не хлеб сеять, а семена духовные – мой долг.
- Поедем во Львов, откроем там печатню.»
Вопросы : На основании этих фактов охарактеризуйте первопечатника. Что вас привлекает в нём?
Учащиеся подчёркивают , что Фёдоров был тружеником , всё делал для народа, стремился принести пользу людям, хорошо знал дело, честно, добросовестно трудился. Он гордился трудом, богатство его не привлекало. Задачи этого типа позволили проверить , как учащиеся усвоили знания о нравственной значимости труда, как это способствовало выработки у них самостоятельных суждений.
Другой группе учеников предлагалась задача, требующая аналогичных действий. Она помогала формированию понятия « трудовые традиции» . «На московском пушечном дворе работал литейных дел мастер Андрей Чохов. Его имя встречается на многих пушках дошедших до наших дней . Последнее орудие с именем Андрея Чохова отлито в 1634 году через 64 года после первого. Он обучил своему делу множество учеников , среди которых были такие мастера, как Богданов, Григорьев, Кузьмин, Артемьев ».
Типичные ответы ; Мы ценим и сегодня А. Чохова за его долголетний труд , который был очень нужен стране. Чохов делал качественные , надёжные орудия, многие их них дошли до наших времён. Это был человек , знающий своё дело, добросовестный. Ещё ценили его за то, что он учил своему мастерству молодых , передавал им свой опыт, чтобы они дальше развивали его дело.
Вопрос: Что было общего в деятельности Ильи Муромца и Микулы Селяновича , И. Фёдорова и А. Чохова?
Учащиеся отмечали, что хотя эти люди трудились в разных областях всем им были присущи трудолюбие, добросовестность, патриотизм.
Работа по формированию знаний о нравственной стороне трудовой деятельности исторических личностей завершается на итоговом уроке обобщения в конце учебного года. Один из вопросов был посвящён труженикам России периода феодализма. При этом внимание обращалось не только на имена и достижение деятелей науки и техники России 15 – 16 вв., но и на значение их деятельности. Акцент делался на нравственном облике великих мастеров. Это позволяет обобщать знания учащихся о выдающихся умельцах, мастерах, изобретателях, деятелях науки и культуры России, подчеркнуть что всем им были присущи трудолюбие , горячая любовь к Родине , своему народу.
Систематизация материала о деятельности выдающихся тружениках России способствовало составлению текстовой обобщающей таблицы.
Она заполняется на соответствующих уроках и в итоге послужила основой для обобщающей беседы о деятелях науки и культуры, о нравственной значимости их трудовой деятельности.
Представители науки и культуры | В какой области трудились | Открытие, Изобретение, достижение | Нравственное значение деятельности |
Планомерное , целенаправленное применение познавательных задач позволяет познакомить школьников с людьми труда , занятыми в земледелие, ремесле, науке, искусстве, способствует созданию ярких образов углублению знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty.docx | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Одним из направлений нравственного воспитания является формирование уважения к труду.
Усвоение знаний предполагает выработку нравственных оценочных суждений, специфика которых заключается в том, что они содержат личное эмоциональное окрашенное отношение человека ценностям общества. Формированию школьников таких суждений способствуют познавательные задачи . Ониклассифицируются по содержанию, уровню сложности познавательной деятельности учащихся , по их роли и функции учебной деятельности. По содержанию можно выделить задачи на раскрытие отношения к труду , установление цели ,мотивов трудовой деятельности , на раскрытие отношения к людям труда в среде трудящихся и со стороны господствующих классов. По уровню сложности выделяют задачи предполагающие усвоение , запоминание знаний о нравственной стороне трудовой деятельности « 1 уровень» , требующих дать оценку трудовой деятельности людей, сформировать оценочные суждения под руководством. учителя «2 уровень», побуждающие дать самостоятельную нравственную оценку трудовой деятельности людей, когда ученик поставлен в ситуацию выбора «3 уровень». По роли и функции в учебной деятельности задачи могут быть проверочно – тренировочными или творческо – поисковым .Применение познавательных задач преследует цели : создать яркие представления о трудовой деятельности людей в различных областях жизни (экономика, культура ), отработать нравственные понятия –трудолюбие желание человека трудится для людей умение выполнять ту или иную работу стремление к лучшим результатам в труде гордость за труд, добросовестность и творчество в труде передача трудовых традиций; воспитать уважение к людям труда к трудовым традициям нашего народа; формировать умение давать нравственную оценку историческим фактам, событиям, связанным с трудовой деятельностью . Покажем использование познавательных задач при изучении трудовой деятельности исторических личностей периода феодализма На уроке «Рождение феодального строя у славян» раскрывается вопрос о развитии земледелия . Учитель опирается на знания учащихся о героях русских былин. Для формирования нравственного понятия «трудолюбие» он предлагает текст : « В былине об Илье Муромца сказано, что его первым подвигом был не военный , хлебопашеский , когда пошел Илья ко родителю на ту ,крестьянскую : Он дубы – колодье все повырубил ,
Во глубоку реку все повыгрузил.
Расчистил поле для посева хлеба.»
Вопросы : Почему в былине на первое место поставлен невоенный подвиг Ильи, а хлебопашеский ? Почему работа богатыря приравнивается к подвигу? Какими качествами надо обладать чтобы ее выполнить ? Сделайте вывод об отношении народа земледельческому труду. Учащиеся, отвечая на вопросы, использовали полученные ранее знания о подсечном земледелии. Они говорили о том , в чем состоит земледельческий труд , отмечали знание героем этого занятия, подчеркивали, что для выполнения этой работы нужны сноровка, опыт , настойчивость , воля, трудолюбие .
Для углубления понятия «трудолюбие», создания обобщенного образа земледельца на уроке «Киевская Русь» при рассмотрении былин классу предлагалась задача: « Один из любимых героев Руси Микула Селянович говорил:
Я знаю всю правду –истину,
Не в забаву –игру трачу силу свою ,
Я хлеб ращу я народ кормлю,
Людям счастье несу».
Вопросы: что понимает Микула под правдой – истиной? В чем он видит смысл своей жизни? Что объединяет Микулу с защитником Русской земли- Ильей –Муровцем?
Учащиеся подчеркивали стремление Микулы к труду для людей, в этом он видел свое счастье , смысл жизни . Если при решении первой задачи отрабатывался такой признак понятия «трудолюбие», как умение выполнять ту или иную работу , то во втором случае – желание трудиться для людей. Учащиеся отмечали, что и для пахаря и для воина на первом месте стоит земледельческий труд . Таким образом, эти задачи не только знакомят с именами конкретных героев, трудом земледельцев, но и показывают отношение народа к земледельческому труду, приравнивая его к подвигу, видя в нем радость и смысл жизни, ценя его наравне с ратным трудом . Это задачи 1 уровня сложности познавательной деятельности они требуют заполнения, повторения, усвоения признаков понятия.
Работа по раскрытию нравственных черт личности в процессе труда на более высоком уровне сложности продолжа лась при изучении культуры конца 15 века - начала 16 века . При рассмотрении вопроса о первопечатнике Иване Федорове школьникам предлагается одна или две задачи , сформированные учителем .
1-я задача : « Однажды В мастерскую Ивана Федорова пришел знатный боярин Басманов . Первопечатник только что выхватил из горна большую металлическую ложку с расплавленной смесью свинца сурьмы;
- Посторонись, боярин, обжечь ненароком могу !
Разлил жидкий металл по формочкам я, вытер пот со лба и только тогда подошел к боярину.
- Прости, боярин, литье - дело срочное , промедления не терпит .
- Ловко работаешь, Федоров , тебе бы не буковки , а пушки лить.
- Может и такое время придет, боярин . Только то , что буковки по миру разнесут , то ни пушками , ни саблями не убьешь . Вопрос: Какие качества были присущи Ивану Федорову ? Подтверди свое мнение текстом . Типичные ответы : Иван Федоров – человек труда, для него самое важное дело, которому он служит . Он гордится своим трудом тем, что несет людям знания, Ивану Федору было присуще трудолюбие, он умел не только ловко работать, но понимал , что ответ боярину. Учащиеся правильно выделили нравственный аспект, говоря о трудолюбии первопечатника , отметили значимость труда , стремление трудится для людей .
2-ая задача : «Пожаловал к Ивану Федорову итальянский гость . Первопечатник показал ему правильную палату: - Здесь мы проверяем , как сделан набор, выискиваем ошибки . - Но ведь книг без ошибок не бывает, – заметил гость. - Сударь , есть такая книга .
Иван Федоров достал эту книгу из шкафа и передал с поклоном иностранцу.
-Здесь нет ни одной ошибки. Расскажите об этом мастерам , пусть на вашей родине знают о нас!
Вопросы: Что нового вы узнали о первопечатнике ? Дайте оценку его деятельности.
Типичные ответы: Иван Фёдоров был очень добросовестным, ответственным, ругался за свою работу. Он гордился Родиной , русскими мастерами, их работой.
Решая их познавательные задачи получили новые знания о личности Ивана Фёдорова, характеризующие его как труженика и патриота. Это способствовало усвоению и закреплению понятия « трудолюбие» , воспитанию, гордости, за деятельность наших предков.
На следующем уроке проверялось умение школьников самостоятельно оценивать трудовую деятельность и оперировать нравственными понятиями. Группа учеников получает тексты на карточках с описанием трёх эпизодов из жизни И.Фёдорова – два первых приведены выше, и дополнительный : « Гетман Ходкевич, у которого работал И. Фёдоров, даёт ему в землю. Первопечатник становится помещиком , но он решает уйти, чтобы заняться любимым делом.
- Начинай собираться,- объявил он сыну. – Не хлеб сеять, а семена духовные – мой долг.
- Поедем во Львов, откроем там печатню.»
Вопросы : На основании этих фактов охарактеризуйте первопечатника. Что вас привлекает в нём?
Учащиеся подчёркивают , что Фёдоров был тружеником , всё делал для народа, стремился принести пользу людям, хорошо знал дело, честно, добросовестно трудился. Он гордился трудом, богатство его не привлекало. Задачи этого типа позволили проверить , как учащиеся усвоили знания о нравственной значимости труда, как это способствовало выработки у них самостоятельных суждений.
Другой группе учеников предлагалась задача, требующая аналогичных действий. Она помогала формированию понятия « трудовые традиции» . «На московском пушечном дворе работал литейных дел мастер Андрей Чохов. Его имя встречается на многих пушках дошедших до наших дней . Последнее орудие с именем Андрея Чохова отлито в 1634 году через 64 года после первого. Он обучил своему делу множество учеников , среди которых были такие мастера, как Богданов, Григорьев, Кузьмин, Артемьев ».
Типичные ответы ; Мы ценим и сегодня А. Чохова за его долголетний труд , который был очень нужен стране. Чохов делал качественные , надёжные орудия, многие их них дошли до наших времён. Это был человек , знающий своё дело, добросовестный. Ещё ценили его за то, что он учил своему мастерству молодых , передавал им свой опыт, чтобы они дальше развивали его дело.
Вопрос: Что было общего в деятельности Ильи Муромца и Микулы Селяновича , И. Фёдорова и А. Чохова?
Учащиеся отмечали, что хотя эти люди трудились в разных областях всем им были присущи трудолюбие, добросовестность, патриотизм.
Работа по формированию знаний о нравственной стороне трудовой деятельности исторических личностей завершается на итоговом уроке обобщения в конце учебного года. Один из вопросов был посвящён труженикам России периода феодализма. При этом внимание обращалось не только на имена и достижение деятелей науки и техники России 15 – 16 вв., но и на значение их деятельности. Акцент делался на нравственном облике великих мастеров. Это позволяет обобщать знания учащихся о выдающихся умельцах, мастерах, изобретателях, деятелях науки и культуры России, подчеркнуть что всем им были присущи трудолюбие , горячая любовь к Родине , своему народу.
Систематизация материала о деятельности выдающихся тружениках России способствовало составлению текстовой обобщающей таблицы.
Она заполняется на соответствующих уроках и в итоге послужила основой для обобщающей беседы о деятелях науки и культуры, о нравственной значимости их трудовой деятельности.
Представители науки и культуры | В какой области трудились | Открытие, Изобретение, достижение | Нравственное значение деятельности |
Планомерное , целенаправленное применение познавательных задач позволяет познакомить школьников с людьми труда , занятыми в земледелие, ремесле, науке, искусстве, способствует созданию ярких образов углублению знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Персональный сайт учителя истории как активная среда для взаимодействия учителя и обучающегося с помощью дистанционных образовательных технологий.
Эта статья рассказывает о возможностях персонального сайта учителя при дистанционном обучении....
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.
Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...
Методические материалы в помощь учителю истории и обществознания. Информационная поддержка учителя.
Интернет - помощь для учителей истории и обществознания....
«Интеграция истории и литературы как один из факторов формирования личности» Мутыгулина Оксана Валерьевна, учитель русского языка и литературы, Суслова Елена Александровна, учитель истории и обществознания МОУ « СОШ №4» г. Полевской.
В данной статье обобщён опыт проведения интегрированных уроков истории и литературы и показано их влияние на формирование личности современного ученика....
История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга
В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ учителя истории и обществознания Тотровой Ларисы Казбековны.
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮучителя истории и обществознанияТотровой Ларисы Казбековны. Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет...
Применение он-лайн курса на разных этапах урока по истории России. Костюченко Елена Леонидовна, учитель истории и обществознания, муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова Дзе
АннотацияДанная статья содержит рекомендации по применению он-лайн курса «Россия в первой четверти XVIII века» на уроках истории России для 8 классов. Он-лайн курс соответствует Примерной ...