Разработка урока В мире кодов
план-конспект урока (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: информатика
Класс: 5
Тема урока: В мире кодов. Способы кодирования информации.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление понимания процесса кодирования информации, различных видов кодирования.
Решаемые учебные задачи:
1) закрепить знания об информационных процессах;
2) обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов;
3) сформировать общие представления о роли кодирования информации;
4) поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощью различных кодов.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
условный знак; код; кодирование; декодирование
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
метапредметные – умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую;
личностные – понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.
ХОД УРОКА:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся разными способоми
(плакат «Доброе утро!», жестами, словами «Доброе утро»)
Создание доброжелательной атмосферы.
Выделение существенной информации из слов учителя (ответ на приветствие учителя)
Взаимодействие с учителем
Целеполагание.
Умение настраиваться на занятие.
2. Постановка цели и задач урока.
В начале урока я поприветствовала вас необычно. Попробуйте и вы передать свое настроение по-разному.
(улыбка, рукой помахать, словами поприветствовать, рукопожатие и т.д.)
Мы одну и ту же информацию попробовали передать разными способами.
Один и тот же жест может содержать разную информацию в разных странах (пример – кивок головы: у нас – да, в Болгарии – нет)
Что следует предпринять, чтобы правильно понять людей разных стран?
(знать жесты, знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано).
Определим тему урока, поставим цели.
Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса
Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта (отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения: жест может означать разные понятия, то – что под этим жестом закодировано, т.е. тема урока – кодирование информации)
Формулируют цели урока.
1.Знать способы кодирования.
2.Приводить примеры, т.е. представлять информацию разных кодов.
Взаимодействие с учителем.
Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний.
3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
(разные уровни заданий: карточки разного цвета- базовый, повышенный, высокий). Ученик выбирает свой уровень задания.
Задания базового уровня сложности.
Задания повышенного уровня сложности.
Задания высокого уровня сложности.
После проверки вопрос детям «Поднимите руку, кто бы из вас смог справиться с заданиями более сложного уровня и выбрать карточку другого цвета?»
Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран правильное решение задач.
Компетенция обучающихся в области информатики.
Выбирают уровень сложности задания, решают задачи.
Задания низкого уровня сложности.
Задания среднего уровня сложности.
Задания высокого уровня сложности.
Проверка соседей.
Сверится с учителем на слайде.
Оценивают себя в соответствии с выбранным уровнем.
Регуляция учебной деятельности. Взаимодействие с учителем.
Самоконтроль выполнения задания.
Самооценка, анализ своих возможностей.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Приглашает к доске одного из учеников, дает карточку с предложением «МАЛЬЧИК ПРОСЫПАЕТСЯ ОТ ЗВОНКА БУДИЛЬНИКА» и просит его изобразить написанное, а ребятам отгадать.
Информация поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Для того чтобы произошла передача информацииприемник должен не только принять сигнал, но и расшифровать его.
(будильник – нужно вставать;
телефонный звонок - нужно поговорить; школьный звонок - перемена.)
Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.
Работа с учебником (п.7), прочитать определения, что такое код, кодирование и декодирование, способы кодирования и заполнить схему.
Существует три основных способа кодирования информации:
1.Графический - с помощью рисунков или значков;
2.Числовой - с помощью чисел;
3.Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.
Отгадывают и возвращаются к теме урока.
Организует беседу по теме урока. Даёт задание «Найти в параграфе учебника определения и заполнить схему».
Анализируют полученную информацию.
Формирование умений вести беседу, умения выделять главное, делать выводы.
Анализ содержания параграфа (участвуют в беседе, читают параграф, выделяют существенную информацию, выписывают в тетрадь).
Выражают и аргументируют свои мысли.
Согласование усилий по решению учебной задачи, приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других.Обсуждают выводы.
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать и корректировать свои действия.
Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах, группах…
5. Первичная проверка понимания.
Множество кодов в нашей жизни.
-Учебник, стр. 47.
Работа в парах: С какими способами кодирования информации мы встречаемся в жизни?
Даёт учащимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы.
Выделение существенной информации. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умение формулировать вопросы. Отвечают на поставленный вопрос соседу по парте, а затем фронтально.
.Понимать на слух вопросы и ответы, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия. Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме.
Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.Контроль правильности ответов. Самоконтроль понимания вопросов.
6. Первичное закрепление Решение заданий из ЭОР
Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением.
Решение задач. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.
Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия. Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме.
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
Осуществление самоконтроля.
Контроль правильности ответов обучающихся.
Работа в группах: выполнение заданий в рабочей тетради: по теме.
Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением.
Решение задач.Работа в группах: выполняют задания в тетради
.Умение работать в группах, слушать чужое мнение, высказывать свое.Участвуют в обсуждении ответов на вопросы.
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, принятие решения. Взаимоконтроль.
7. Итоги урока, рефлексия.
Что нового узнали на уроке, достигли ли поставленных целей?
Сегодня на уроке….
Я узнал, что….
Я понял, что...
Я хочу узнать ….
Дома я повторю….
Формулирует вопрос.
Проводит рефлексию.
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.Отвечают на вопрос.
Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. Участие в обсуждении итогов урока во фронтальном режиме.
Уметь формулировать собственное мнение Взаимодействуют с учителем.
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
8. Домашнее задание.
п.7(1) читать, определения учить, задания №92-95
в рабочей тетради выполнить письменно. Закодировать предложение с помощью одного из изученных способов кодирования или придумайте свой.
Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению.
Выделение существенной информации из слов учителя.
Взаимодействие с учителем
Регуляция учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "В мире животных"
Урок с применением ИКТ и перекрестного чтения...
Разработка урока по информатике по теме "В мире кодов"
Цели:1. объяснять принципы кодирования информации, устанавливать связь между видом информации и способом ее кодирования, различать понятия кодирование и шифрование информации,2. обозначать пробле...
Технологическая карта урока "В мире кодов.Способы кодирования информации"
Представлена разработка урока в виде технологической карты для 5 класса....
Урок "В мире кодов"
Тема урока: В мире кодов. Способы кодирования информации. Цель урока: научить учащихся кодировать информацию. Задачи:Образовательная:Дать понятие о видах кодировок и их использовании.Во...
Разработка урока "В мире музыкальной сказки"
Тема урока: В мире музыкальной сказкиНаправлена на расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от музыки, характеризующей картины сказочного сюжета.Тип урока: Урок - концерт.Вид...
Разработка урока "Зоопарки мира" 6 класс
Данный материал представляет собой разработку урока по теме "Зоопарки мира" 6 класс. Он включает: технологическую карту урока, план-конспект урока, презентацию, раздаточный материал для рабо...
Разработка урока "В мире уравнений"
Целью урока является обобощение материала по теме уравнения в рамках подготовки к ОГЭ. Планируемые предметные результаты: знание основных понятий, связанные с уравнением;знание основных видов ура...