Занятие в подготовительной к школе группе "Русская кухня"
план-конспект занятия на тему
1. Познакомить с блюдами русской национальной кухни.
2.Закрепить знания народных пословиц и поговорок.
4.Рассказать о традициях и обычаях наших предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 22.11 КБ |
zanyatie.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в подготовительной группе
«Знакомство с блюдами русской кухни»
Дидактические задачи:
«Познание»
1.Познакомить с блюдами русской национальной кухни.
2.Закрепить знания народных пословиц и поговорок.
3.Рассказать о традициях и обычаях наших предков.
«Коммуникация»
1.Активировать словарь детей: изобильная,щедрая,радушная,румяный,просторы,рушник,левашник,изба,хлебушко,расстегай,кулебяка,курник,рыбник,каравай,скатерть-самобранка.
«Чтение художественной литературы»
1.Проявлять устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к богатству и гармонии русского языка, его поэтичность.
2.Дать представление о жанровых особенностях пословиц и поговорок, их отличии от песенок и потешек.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, древнюю культуру.
2.Побуждать желание сохранять культуру
Подготовительная работа:
Рассматривание иллюстраций; чтение русских народных сказок; заучивание пословиц и поговорок; беседы о традициях русского народа; заучивание хороводов, подвижных игр; рисование русских народных орнаментов.
Оборудование:
Русские народные костюмы ,блюда русской кухни. Мини-музей «Русская изба»
Воспитатель: Родина… Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, все то, что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…
Показ слайдов: (пшеничное поле, море, река, лес, фруктовые сады, овощное поле).
Глубоки у нас моря ,изобильная родная, щедрая моя земля.
Ребята, а что значит « щедрая земля»?
Дети: Земля дает богатые урожаи зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов и ягод, орехов, лекарственных трав.
Воспитатель: Верно, и все эти богатства Земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок- из-за стола не выберетесь! Все вкусно, все сытно, а главное- полезно .Ребята а, какие Вы традиционные русские блюда знаете?
Дети: Суп ,щи, пироги, блины, каши, варенья, соленья, пряники.
Воспитатель: Какие Вам известны пословицы и поговорки о том, что ели и пили на Руси?
Дети: Хлеб-всему голова.
Что посеешь, то и пожнешь.
Хочешь есть калачи- не сиди на печи.
Хлебушко-калачу дедушка.
Худ обед, когда хлеба нет,
Хлеба ни куска – стол - доска.
Бес каши обед- не в обед.
Хороша каша, да мала чашка.
Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
Воспитатель: Молодцы , ребята, много вы знаете пословиц и поговорок об исконно русской еде. И все эти блюда готовили русские женщины- хозяйки. Любой дом всегда держался на хозяюшке. Была она на все руки мастерица: могла и шить, и вязать, и вышивать, и ткать полотна, и пряжу прясть, а как гостей потчевали! Не зря на Руси говорят: «Обед не обед, когда хозяюшки нет» . А сейчас мы с вами пойдем в гости.
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогое! Здравствуйте, ребята! Я гостям всегда рада и угощение приготовила знатное, но как говорится в русской пословице: « Какова работа- такова и награда».
Отвечаете на вопросы мои сложные, получаете угощения всевозможные!
Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один обед?
Дети: Хлеб!
Знают все, кто ест: хлеб не надоест! Хлеб наша еда всегда!
Рыба – водица, Ягода – трава, А хлеб, как говорится , всему голова.
Хозяюшка: Правильно, хлеб - голова! Как относились к хлебу русские люди?
Дети: К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом .Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.
Хозяюшка: Как называли хлеб, который пекли к празднику?
Дети: Каравай.
Хозяюшка: ( достает из печи каравай, выходит с ним )
Вот он – хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он - теплый золотистый,
Словно солнцем налитой.
Каравай Вам подношу
И принять его прошу.
Хозяюшка :Теперь отгадайте мою следующую загадку.
Сдобный, пышный ароматный,
У него румяный бок.
Называется, ребята, это чудо….(пирожок).
Воспитатель: Верно! Ни один русский праздник не обходился без пирогов.
А какие это были пироги! С капустой, луком, яйцами, яблоками, малиной, рыбой, курицей. Назывались они: расстегаи, кулебяки, рыбники, левашники, курники.
В каких русских сказках упоминаются пироги или изделия из теста?
Дети: «Колобок», «Маша и медведь», «Гуси – лебеди», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Петушок и меленка».
Хозяюшка: Пироги пекла с любовью
И старалась я не зря-
Угощайтесь на здоровье
Наши гости и друзья!
Хозяйка достает из печи пироги, подает блюдо детям.
Дети: (берут блюдо и говорят)
Всех гостей к себе зовем,
Угостим Вас пирогом!
Сладкие пироги с ягодкой малинкой,
Вкусные пироги с яблочной начинкой.(дети ставят блюдо с пирожками на стол)
Хозяюшка: А сейчас мы будем вместе печь пирог. Название «пирог» произошло от слова пир. Наличие пирога на русском столе говорило, прежде всего, о благосостоянии семьи, о ее достатке.
Замесим тесто так: один стакан муки, один стакан сахара, три яйца, щепотка соли, щепотка соды. Смазываем форму маслом и выкладываем тесто.
Дети замешивают тесто. Воспитатель несет пирог на кухню , чтобы испечь.
Русская народная подвижная игра «Пирог»
Дети встают в круг, «пирог» сидит в середине. Дети водят хоровод, приговаривая – Испекли мы вам пирог
Положили на порог
Да этакий он высоконький, Дети поднимают руки вверх
Да этакий он широконький, Разводят руки в стороны.
Да этакий мягошенький . «Лепят» пирожок руками.
Бери нож. Режь да ешь. Все разбегаются в стороны, «пирог» ловит. Кого поймает, тот становится «пирогом».
Хозяйка: Отгадайте еще одну мою загадку.
Я - символ солнца румяный,
В любой избе гость желанный.
Бываю толстым и худым,
С начинкой и совсем пустым.
Отгадай, кто я такой,
Оладушек - мой брат родной.
Дети (блин)
Воспитатель : Верно, ни одно застолье не обходилось без блинов. Ели блины с маслом. Сметаной, медом, вареньем, Ягодами, икрой – всего не перечислишь. На какой праздник специально пекли блины?
Дети: На Масленицу.
Воспитатель: Правильно! Этот праздник посвящен проводам зимы, встрече весны, тепла, солнца, блины были символами солнышка.
Хозяюшка: Напекла я Вам блинов
Аж на сорок пять столов
Ешьте не стесняйтесь,
Здоровья набирайтесь.
Хозяюшка достает из печи и подает детям блюдо с блинами.
Дети и воспитатель: Спасибо, Хозяюшка!
Воспитатель: Ребята мы с вами познакомились с гостеприимной русской Хозяюшкой и узнали о некоторых блюдах русской национальной кухни. Мы еще не раз пригласим ее к нам в гости, потому что русская кухня такая же щедрая и богатая, как душа русского человека! Посмотрите, сколько угощений наготовила нам Хозяюшка. Можно теперь и гостей приглашать! Вот только стол у нас не застелен. Чем же застилали стол наши предки?
Дети: Скатертью.
Воспитатель: Правильно, скатертью – самобранкой.
Под русскую народную музыку дети застилают стол скатертью.
Воспитатель: Какое блюдо мы поставим первым на стол?
Дети: Каравай!
Ребенок: ( берет каравай, обращается к гостям)
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
Ребенок кланяется и ставит каравай на стол.
Воспитатель идет за пирогом, а Хозяюшка с детьми выставляют угощения.
Ребенок - 1:
Каши разные бывают,
Из гороха, чечевицы
Кукурузы и пшеницы
Из перловки и овса
Словом , сытная еда.
Ребенок - 2:
Хороша ты, тыква наша
Витаминов в ней не счесть
Ели тыкву предки наши
Да и нам велели есть.
Ребенок - 3:
Тыква – это хорошо,
А картошка лучше
Из картошки русский люд
Делал много – много блюд,
Тушил, жарил и варил
Своих деточек кормил,
А еще он из картошки
Делал вкусные лепешки.
Ребенок - 4:
Вот окрошка - это вкусная еда,
Состоит она из кваса
И картошки иногда
В ней и зелень и яйцо
А еще кладут мясцо.
Воспитатель: Стол для гостей накрыт, пришло время развлечений;
Выступают дети с песней «Я люблю тебя Россия!».
Ребенок – 5:
У нас есть угощение
Всем на удивление,
Кушайте на здоровье,
Славьте русское хлебосолье!!!
Предварительный просмотр:
Занятие в подготовительной группе
«Знакомство с блюдами русской кухни»
Дидактические задачи:
«Познание»
1.Познакомить с блюдами русской национальной кухни.
2.Закрепить знания народных пословиц и поговорок.
3.Рассказать о традициях и обычаях наших предков.
«Коммуникация»
1.Активировать словарь детей: изобильная,щедрая,радушная,румяный,просторы,рушник,левашник,изба,хлебушко,расстегай,кулебяка,курник,рыбник,каравай,скатерть-самобранка.
«Чтение художественной литературы»
1.Проявлять устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к богатству и гармонии русского языка, его поэтичность.
2.Дать представление о жанровых особенностях пословиц и поговорок, их отличии от песенок и потешек.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, древнюю культуру.
2.Побуждать желание сохранять культуру
Подготовительная работа:
Рассматривание иллюстраций; чтение русских народных сказок; заучивание пословиц и поговорок; беседы о традициях русского народа; заучивание хороводов, подвижных игр; рисование русских народных орнаментов.
Оборудование:
Русские народные костюмы ,блюда русской кухни. Мини-музей «Русская изба»
Воспитатель: Родина… Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, все то, что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…
Показ слайдов: (пшеничное поле, море, река, лес, фруктовые сады, овощное поле).
Глубоки у нас моря ,изобильная родная, щедрая моя земля.
Ребята, а что значит « щедрая земля»?
Дети: Земля дает богатые урожаи зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов и ягод, орехов, лекарственных трав.
Воспитатель: Верно, и все эти богатства Земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок- из-за стола не выберетесь! Все вкусно, все сытно, а главное- полезно .Ребята а, какие Вы традиционные русские блюда знаете?
Дети: Суп ,щи, пироги, блины, каши, варенья, соленья, пряники.
Воспитатель: Какие Вам известны пословицы и поговорки о том, что ели и пили на Руси?
Дети: Хлеб-всему голова.
Что посеешь, то и пожнешь.
Хочешь есть калачи- не сиди на печи.
Хлебушко-калачу дедушка.
Худ обед, когда хлеба нет,
Хлеба ни куска – стол - доска.
Бес каши обед- не в обед.
Хороша каша, да мала чашка.
Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
Воспитатель: Молодцы , ребята, много вы знаете пословиц и поговорок об исконно русской еде. И все эти блюда готовили русские женщины- хозяйки. Любой дом всегда держался на хозяюшке. Была она на все руки мастерица: могла и шить, и вязать, и вышивать, и ткать полотна, и пряжу прясть, а как гостей потчевали! Не зря на Руси говорят: «Обед не обед, когда хозяюшки нет» . А сейчас мы с вами пойдем в гости.
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогое! Здравствуйте, ребята! Я гостям всегда рада и угощение приготовила знатное, но как говорится в русской пословице: « Какова работа- такова и награда».
Отвечаете на вопросы мои сложные, получаете угощения всевозможные!
Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один обед?
Дети: Хлеб!
Знают все, кто ест: хлеб не надоест! Хлеб наша еда всегда!
Рыба – водица, Ягода – трава, А хлеб, как говорится , всему голова.
Хозяюшка: Правильно, хлеб - голова! Как относились к хлебу русские люди?
Дети: К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом .Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.
Хозяюшка: Как называли хлеб, который пекли к празднику?
Дети: Каравай.
Хозяюшка: ( достает из печи каравай, выходит с ним )
Вот он – хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он - теплый золотистый,
Словно солнцем налитой.
Каравай Вам подношу
И принять его прошу.
Хозяюшка :Теперь отгадайте мою следующую загадку.
Сдобный, пышный ароматный,
У него румяный бок.
Называется, ребята, это чудо….(пирожок).
Воспитатель: Верно! Ни один русский праздник не обходился без пирогов.
А какие это были пироги! С капустой, луком, яйцами, яблоками, малиной, рыбой, курицей. Назывались они: расстегаи, кулебяки, рыбники, левашники, курники.
В каких русских сказках упоминаются пироги или изделия из теста?
Дети: «Колобок», «Маша и медведь», «Гуси – лебеди», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Петушок и меленка».
Хозяюшка: Пироги пекла с любовью
И старалась я не зря-
Угощайтесь на здоровье
Наши гости и друзья!
Хозяйка достает из печи пироги, подает блюдо детям.
Дети: (берут блюдо и говорят)
Всех гостей к себе зовем,
Угостим Вас пирогом!
Сладкие пироги с ягодкой малинкой,
Вкусные пироги с яблочной начинкой.(дети ставят блюдо с пирожками на стол)
Хозяюшка: А сейчас мы будем вместе печь пирог. Название «пирог» произошло от слова пир. Наличие пирога на русском столе говорило, прежде всего, о благосостоянии семьи, о ее достатке.
Замесим тесто так: один стакан муки, один стакан сахара, три яйца, щепотка соли, щепотка соды. Смазываем форму маслом и выкладываем тесто.
Дети замешивают тесто. Воспитатель несет пирог на кухню , чтобы испечь.
Русская народная подвижная игра «Пирог»
Дети встают в круг, «пирог» сидит в середине. Дети водят хоровод, приговаривая – Испекли мы вам пирог
Положили на порог
Да этакий он высоконький, Дети поднимают руки вверх
Да этакий он широконький, Разводят руки в стороны.
Да этакий мягошенький . «Лепят» пирожок руками.
Бери нож. Режь да ешь. Все разбегаются в стороны, «пирог» ловит. Кого поймает, тот становится «пирогом».
Хозяйка: Отгадайте еще одну мою загадку.
Я - символ солнца румяный,
В любой избе гость желанный.
Бываю толстым и худым,
С начинкой и совсем пустым.
Отгадай, кто я такой,
Оладушек - мой брат родной.
Дети (блин)
Воспитатель : Верно, ни одно застолье не обходилось без блинов. Ели блины с маслом. Сметаной, медом, вареньем, Ягодами, икрой – всего не перечислишь. На какой праздник специально пекли блины?
Дети: На Масленицу.
Воспитатель: Правильно! Этот праздник посвящен проводам зимы, встрече весны, тепла, солнца, блины были символами солнышка.
Хозяюшка: Напекла я Вам блинов
Аж на сорок пять столов
Ешьте не стесняйтесь,
Здоровья набирайтесь.
Хозяюшка достает из печи и подает детям блюдо с блинами.
Дети и воспитатель: Спасибо, Хозяюшка!
Воспитатель: Ребята мы с вами познакомились с гостеприимной русской Хозяюшкой и узнали о некоторых блюдах русской национальной кухни. Мы еще не раз пригласим ее к нам в гости, потому что русская кухня такая же щедрая и богатая, как душа русского человека! Посмотрите, сколько угощений наготовила нам Хозяюшка. Можно теперь и гостей приглашать! Вот только стол у нас не застелен. Чем же застилали стол наши предки?
Дети: Скатертью.
Воспитатель: Правильно, скатертью – самобранкой.
Под русскую народную музыку дети застилают стол скатертью.
Воспитатель: Какое блюдо мы поставим первым на стол?
Дети: Каравай!
Ребенок: ( берет каравай, обращается к гостям)
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
Ребенок кланяется и ставит каравай на стол.
Воспитатель идет за пирогом, а Хозяюшка с детьми выставляют угощения.
Ребенок - 1:
Каши разные бывают,
Из гороха, чечевицы
Кукурузы и пшеницы
Из перловки и овса
Словом , сытная еда.
Ребенок - 2:
Хороша ты, тыква наша
Витаминов в ней не счесть
Ели тыкву предки наши
Да и нам велели есть.
Ребенок - 3:
Тыква – это хорошо,
А картошка лучше
Из картошки русский люд
Делал много – много блюд,
Тушил, жарил и варил
Своих деточек кормил,
А еще он из картошки
Делал вкусные лепешки.
Ребенок - 4:
Вот окрошка - это вкусная еда,
Состоит она из кваса
И картошки иногда
В ней и зелень и яйцо
А еще кладут мясцо.
Воспитатель: Стол для гостей накрыт, пришло время развлечений;
Выступают дети с песней «Я люблю тебя Россия!».
Ребенок – 5:
У нас есть угощение
Всем на удивление,
Кушайте на здоровье,
Славьте русское хлебосолье!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме – «Звук и буква Б»
Представленный конспект занятия предназначен для коррекционно-педагогической работы с детьми подготовительной группы, имеющими фонетико-фонематическое нарушение. Занятие комплексное, охватывает раздел...
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе с элементами продуктивной и театральной деятельности "В стране Мульти-пульти" по творчеству В.Я.Шаинского
В занятии использованы фрагменты мультфильмов, в которых звучали песни композитора В.Я.Шаинского. Дети исполняли роли любимых героев мультфильмов....
Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе
Цели: Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости. Обучать звуко-слоговому анализу двусложных пятизвучных слов типа домик, диван, дубок, судак, дымок, бидон... Уточнить употреблени...
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П,Б
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию звукопроизношения и обучению грамоте...
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Животные моего края. Слог. Слово. Предложение».
Обобщение и систематизация знаний о диких животных Арктики, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные Арктики» (тундра, животное, белый медведь, п...
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе "Звук и буква Ч"
Подгрупповое заняти в игровой форме знакомит дошкольников со звуком [ч] и буквой Ч....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «По дорогам радуги спешим мы в школу»
обобщение знаний детей через организацию различных видов деятельности, по пройденному материалу за учебный год....