Занятие в подготовительной к школе группе "Русская кухня"
план-конспект занятия на тему

Мишустина Людмила Викторовна

1. Познакомить с блюдами русской национальной кухни.

2.Закрепить знания народных пословиц и поговорок.

4.Рассказать о традициях и обычаях наших предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx22.11 КБ
Файл zanyatie.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной группе

 «Знакомство с блюдами русской кухни»

Дидактические задачи:

«Познание»

1.Познакомить с блюдами русской национальной  кухни.

2.Закрепить знания народных пословиц и поговорок.

3.Рассказать о традициях и обычаях наших предков.

«Коммуникация»

1.Активировать словарь детей: изобильная,щедрая,радушная,румяный,просторы,рушник,левашник,изба,хлебушко,расстегай,кулебяка,курник,рыбник,каравай,скатерть-самобранка.

«Чтение художественной литературы»

1.Проявлять устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к богатству и гармонии русского языка, его поэтичность.

2.Дать представление о жанровых особенностях пословиц и поговорок, их отличии от песенок и потешек.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, древнюю культуру.
2.Побуждать желание сохранять культуру

Подготовительная работа:

Рассматривание иллюстраций; чтение русских народных сказок; заучивание пословиц и поговорок; беседы о традициях русского народа; заучивание хороводов, подвижных игр; рисование русских народных орнаментов.

Оборудование:

Русские народные костюмы ,блюда русской кухни. Мини-музей «Русская изба»

Воспитатель: Родина…  Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, все то,  что нас окружает. Россия…  Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…

Показ слайдов:  (пшеничное поле, море, река, лес, фруктовые  сады, овощное поле).

Глубоки у нас моря ,изобильная родная,  щедрая моя земля.

Ребята, а что значит  « щедрая  земля»?

Дети: Земля дает богатые урожаи зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов и ягод, орехов, лекарственных трав.

Воспитатель: Верно, и все эти богатства Земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок- из-за стола не выберетесь! Все вкусно, все сытно, а главное- полезно .Ребята а, какие Вы традиционные русские блюда знаете?

Дети: Суп ,щи, пироги, блины, каши, варенья, соленья, пряники.

Воспитатель: Какие  Вам известны пословицы и поговорки о том, что ели и пили на Руси?

Дети: Хлеб-всему голова.

Что посеешь, то и пожнешь.

Хочешь есть калачи- не сиди на печи.

Хлебушко-калачу дедушка.

Худ обед, когда хлеба нет,

Хлеба ни куска – стол - доска.

Бес каши обед- не в обед.

Хороша каша, да мала чашка.

Гречневая каша  - матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.

Воспитатель: Молодцы , ребята, много вы знаете пословиц и поговорок об исконно русской еде. И все эти блюда готовили русские женщины- хозяйки. Любой дом всегда держался на хозяюшке. Была она на все руки мастерица: могла и шить, и вязать, и вышивать, и ткать полотна, и пряжу прясть, а как гостей потчевали! Не зря на Руси говорят: «Обед не обед, когда хозяюшки нет» . А сейчас мы с вами пойдем в гости.

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогое! Здравствуйте, ребята! Я гостям всегда рада и угощение приготовила знатное, но как говорится в русской пословице: « Какова работа- такова и награда».

Отвечаете на вопросы мои сложные,  получаете угощения всевозможные!

Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один обед?

Дети: Хлеб!

 Знают все, кто ест: хлеб не надоест! Хлеб наша еда всегда!

Рыба – водица, Ягода – трава, А хлеб, как говорится , всему голова.

Хозяюшка: Правильно, хлеб -  голова! Как относились к хлебу русские люди?  

Дети: К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом .Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.

Хозяюшка: Как называли хлеб, который пекли к празднику?

Дети: Каравай.

Хозяюшка: ( достает из печи каравай, выходит с ним )

Вот он – хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой;

Вот он - теплый золотистый,

Словно солнцем налитой.

Каравай Вам подношу

И принять его прошу.

Хозяюшка :Теперь отгадайте мою следующую загадку.

Сдобный, пышный ароматный,

У него румяный бок.

Называется, ребята, это чудо….(пирожок).

Воспитатель: Верно! Ни один русский праздник не обходился без пирогов.

А какие это были пироги! С капустой, луком, яйцами, яблоками, малиной, рыбой, курицей. Назывались они: расстегаи, кулебяки, рыбники, левашники, курники.

 В каких русских сказках упоминаются пироги или изделия из теста?

Дети: «Колобок», «Маша и медведь», «Гуси – лебеди»,  «Крылатый, мохнатый да масленый», «Петушок и меленка».

Хозяюшка: Пироги пекла с любовью

И старалась я не зря-

Угощайтесь на здоровье

Наши гости и друзья!

Хозяйка достает из печи пироги, подает блюдо детям.

Дети: (берут блюдо и говорят)

Всех гостей к себе зовем,

Угостим Вас пирогом!

Сладкие пироги с ягодкой малинкой,

Вкусные пироги с яблочной начинкой.(дети ставят блюдо с пирожками на стол)

Хозяюшка: А сейчас мы будем вместе печь пирог.  Название «пирог» произошло от слова пир. Наличие пирога на русском столе говорило, прежде всего, о благосостоянии семьи, о ее достатке.

 Замесим тесто так: один стакан муки, один стакан сахара, три яйца, щепотка соли, щепотка соды. Смазываем форму   маслом и выкладываем тесто.

Дети замешивают тесто. Воспитатель несет пирог на кухню , чтобы испечь.

Русская народная  подвижная игра «Пирог»

Дети встают в круг, «пирог» сидит в середине. Дети водят хоровод, приговаривая – Испекли мы вам пирог

Положили на порог

Да этакий он высоконький, Дети поднимают руки вверх

Да этакий он широконький, Разводят руки в стороны.

Да этакий мягошенький . «Лепят» пирожок руками.

Бери нож. Режь да ешь. Все разбегаются в стороны, «пирог» ловит. Кого поймает, тот становится «пирогом».

Хозяйка: Отгадайте еще одну мою загадку.

Я - символ солнца румяный,

В любой избе гость желанный.

Бываю толстым и худым,

С начинкой и совсем пустым.

Отгадай, кто я такой,

Оладушек - мой брат родной.

Дети (блин)

Воспитатель : Верно, ни одно застолье не обходилось без блинов. Ели блины с маслом. Сметаной, медом, вареньем, Ягодами, икрой – всего не перечислишь. На какой праздник специально пекли блины?

Дети: На Масленицу.

Воспитатель: Правильно! Этот праздник посвящен проводам зимы, встрече весны, тепла, солнца, блины были символами солнышка.

Хозяюшка: Напекла я Вам блинов

Аж на сорок пять столов

Ешьте не стесняйтесь,

Здоровья набирайтесь.

Хозяюшка достает из печи и подает детям блюдо с блинами.

Дети и воспитатель: Спасибо, Хозяюшка!

Воспитатель: Ребята мы с вами познакомились с гостеприимной русской Хозяюшкой и узнали о некоторых блюдах русской национальной кухни. Мы еще не раз пригласим ее к нам в гости, потому что русская кухня такая же щедрая и богатая, как душа русского человека! Посмотрите, сколько угощений наготовила нам Хозяюшка. Можно теперь и гостей приглашать! Вот только стол у нас не застелен. Чем же застилали стол наши предки?

Дети: Скатертью.

Воспитатель: Правильно, скатертью – самобранкой.

Под русскую народную музыку дети застилают стол скатертью.

Воспитатель: Какое блюдо мы поставим первым на стол?

Дети: Каравай!

Ребенок: ( берет каравай, обращается к гостям)

Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

Ребенок кланяется и ставит каравай на стол.

Воспитатель идет за пирогом, а Хозяюшка с детьми выставляют угощения.

Ребенок -  1:

 Каши разные бывают,

Из гороха, чечевицы

Кукурузы и пшеницы

Из перловки и овса

Словом , сытная еда.

Ребенок -  2:

Хороша ты, тыква наша

Витаминов в ней не счесть

Ели тыкву предки наши

Да и нам велели есть.

Ребенок  - 3:

Тыква – это хорошо,

А картошка лучше

Из картошки русский люд

Делал много – много блюд,

Тушил, жарил и варил

Своих деточек кормил,

А еще он из картошки

Делал вкусные лепешки.

Ребенок -  4:

Вот окрошка - это вкусная еда,

Состоит она из кваса

И картошки иногда

В ней и зелень и яйцо

А еще кладут мясцо.

Воспитатель: Стол для гостей накрыт, пришло время развлечений;

Выступают дети с песней «Я люблю тебя Россия!».

Ребенок – 5:

У нас есть угощение

Всем на удивление,

Кушайте на здоровье,

Славьте русское хлебосолье!!!

 




Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной группе

 «Знакомство с блюдами русской кухни»

Дидактические задачи:

«Познание»

1.Познакомить с блюдами русской национальной  кухни.

2.Закрепить знания народных пословиц и поговорок.

3.Рассказать о традициях и обычаях наших предков.

«Коммуникация»

1.Активировать словарь детей: изобильная,щедрая,радушная,румяный,просторы,рушник,левашник,изба,хлебушко,расстегай,кулебяка,курник,рыбник,каравай,скатерть-самобранка.

«Чтение художественной литературы»

1.Проявлять устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к богатству и гармонии русского языка, его поэтичность.

2.Дать представление о жанровых особенностях пословиц и поговорок, их отличии от песенок и потешек.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, древнюю культуру.
2.Побуждать желание сохранять культуру

Подготовительная работа:

Рассматривание иллюстраций; чтение русских народных сказок; заучивание пословиц и поговорок; беседы о традициях русского народа; заучивание хороводов, подвижных игр; рисование русских народных орнаментов.

Оборудование:

Русские народные костюмы ,блюда русской кухни. Мини-музей «Русская изба»

Воспитатель: Родина…  Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, все то,  что нас окружает. Россия…  Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…

Показ слайдов:  (пшеничное поле, море, река, лес, фруктовые  сады, овощное поле).

Глубоки у нас моря ,изобильная родная,  щедрая моя земля.

Ребята, а что значит  « щедрая  земля»?

Дети: Земля дает богатые урожаи зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов и ягод, орехов, лекарственных трав.

Воспитатель: Верно, и все эти богатства Земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок- из-за стола не выберетесь! Все вкусно, все сытно, а главное- полезно .Ребята а, какие Вы традиционные русские блюда знаете?

Дети: Суп ,щи, пироги, блины, каши, варенья, соленья, пряники.

Воспитатель: Какие  Вам известны пословицы и поговорки о том, что ели и пили на Руси?

Дети: Хлеб-всему голова.

Что посеешь, то и пожнешь.

Хочешь есть калачи- не сиди на печи.

Хлебушко-калачу дедушка.

Худ обед, когда хлеба нет,

Хлеба ни куска – стол - доска.

Бес каши обед- не в обед.

Хороша каша, да мала чашка.

Гречневая каша  - матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.

Воспитатель: Молодцы , ребята, много вы знаете пословиц и поговорок об исконно русской еде. И все эти блюда готовили русские женщины- хозяйки. Любой дом всегда держался на хозяюшке. Была она на все руки мастерица: могла и шить, и вязать, и вышивать, и ткать полотна, и пряжу прясть, а как гостей потчевали! Не зря на Руси говорят: «Обед не обед, когда хозяюшки нет» . А сейчас мы с вами пойдем в гости.

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогое! Здравствуйте, ребята! Я гостям всегда рада и угощение приготовила знатное, но как говорится в русской пословице: « Какова работа- такова и награда».

Отвечаете на вопросы мои сложные,  получаете угощения всевозможные!

Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один обед?

Дети: Хлеб!

 Знают все, кто ест: хлеб не надоест! Хлеб наша еда всегда!

Рыба – водица, Ягода – трава, А хлеб, как говорится , всему голова.

Хозяюшка: Правильно, хлеб -  голова! Как относились к хлебу русские люди?  

Дети: К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом .Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.

Хозяюшка: Как называли хлеб, который пекли к празднику?

Дети: Каравай.

Хозяюшка: ( достает из печи каравай, выходит с ним )

Вот он – хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой;

Вот он - теплый золотистый,

Словно солнцем налитой.

Каравай Вам подношу

И принять его прошу.

Хозяюшка :Теперь отгадайте мою следующую загадку.

Сдобный, пышный ароматный,

У него румяный бок.

Называется, ребята, это чудо….(пирожок).

Воспитатель: Верно! Ни один русский праздник не обходился без пирогов.

А какие это были пироги! С капустой, луком, яйцами, яблоками, малиной, рыбой, курицей. Назывались они: расстегаи, кулебяки, рыбники, левашники, курники.

 В каких русских сказках упоминаются пироги или изделия из теста?

Дети: «Колобок», «Маша и медведь», «Гуси – лебеди»,  «Крылатый, мохнатый да масленый», «Петушок и меленка».

Хозяюшка: Пироги пекла с любовью

И старалась я не зря-

Угощайтесь на здоровье

Наши гости и друзья!

Хозяйка достает из печи пироги, подает блюдо детям.

Дети: (берут блюдо и говорят)

Всех гостей к себе зовем,

Угостим Вас пирогом!

Сладкие пироги с ягодкой малинкой,

Вкусные пироги с яблочной начинкой.(дети ставят блюдо с пирожками на стол)

Хозяюшка: А сейчас мы будем вместе печь пирог.  Название «пирог» произошло от слова пир. Наличие пирога на русском столе говорило, прежде всего, о благосостоянии семьи, о ее достатке.

 Замесим тесто так: один стакан муки, один стакан сахара, три яйца, щепотка соли, щепотка соды. Смазываем форму   маслом и выкладываем тесто.

Дети замешивают тесто. Воспитатель несет пирог на кухню , чтобы испечь.

Русская народная  подвижная игра «Пирог»

Дети встают в круг, «пирог» сидит в середине. Дети водят хоровод, приговаривая – Испекли мы вам пирог

Положили на порог

Да этакий он высоконький, Дети поднимают руки вверх

Да этакий он широконький, Разводят руки в стороны.

Да этакий мягошенький . «Лепят» пирожок руками.

Бери нож. Режь да ешь. Все разбегаются в стороны, «пирог» ловит. Кого поймает, тот становится «пирогом».

Хозяйка: Отгадайте еще одну мою загадку.

Я - символ солнца румяный,

В любой избе гость желанный.

Бываю толстым и худым,

С начинкой и совсем пустым.

Отгадай, кто я такой,

Оладушек - мой брат родной.

Дети (блин)

Воспитатель : Верно, ни одно застолье не обходилось без блинов. Ели блины с маслом. Сметаной, медом, вареньем, Ягодами, икрой – всего не перечислишь. На какой праздник специально пекли блины?

Дети: На Масленицу.

Воспитатель: Правильно! Этот праздник посвящен проводам зимы, встрече весны, тепла, солнца, блины были символами солнышка.

Хозяюшка: Напекла я Вам блинов

Аж на сорок пять столов

Ешьте не стесняйтесь,

Здоровья набирайтесь.

Хозяюшка достает из печи и подает детям блюдо с блинами.

Дети и воспитатель: Спасибо, Хозяюшка!

Воспитатель: Ребята мы с вами познакомились с гостеприимной русской Хозяюшкой и узнали о некоторых блюдах русской национальной кухни. Мы еще не раз пригласим ее к нам в гости, потому что русская кухня такая же щедрая и богатая, как душа русского человека! Посмотрите, сколько угощений наготовила нам Хозяюшка. Можно теперь и гостей приглашать! Вот только стол у нас не застелен. Чем же застилали стол наши предки?

Дети: Скатертью.

Воспитатель: Правильно, скатертью – самобранкой.

Под русскую народную музыку дети застилают стол скатертью.

Воспитатель: Какое блюдо мы поставим первым на стол?

Дети: Каравай!

Ребенок: ( берет каравай, обращается к гостям)

Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

Ребенок кланяется и ставит каравай на стол.

Воспитатель идет за пирогом, а Хозяюшка с детьми выставляют угощения.

Ребенок -  1:

 Каши разные бывают,

Из гороха, чечевицы

Кукурузы и пшеницы

Из перловки и овса

Словом , сытная еда.

Ребенок -  2:

Хороша ты, тыква наша

Витаминов в ней не счесть

Ели тыкву предки наши

Да и нам велели есть.

Ребенок  - 3:

Тыква – это хорошо,

А картошка лучше

Из картошки русский люд

Делал много – много блюд,

Тушил, жарил и варил

Своих деточек кормил,

А еще он из картошки

Делал вкусные лепешки.

Ребенок -  4:

Вот окрошка - это вкусная еда,

Состоит она из кваса

И картошки иногда

В ней и зелень и яйцо

А еще кладут мясцо.

Воспитатель: Стол для гостей накрыт, пришло время развлечений;

Выступают дети с песней «Я люблю тебя Россия!».

Ребенок – 5:

У нас есть угощение

Всем на удивление,

Кушайте на здоровье,

Славьте русское хлебосолье!!!

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме – «Звук и буква Б»

Представленный конспект занятия предназначен для коррекционно-педагогической работы с детьми подготовительной группы, имеющими фонетико-фонематическое нарушение. Занятие комплексное, охватывает раздел...

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе с элементами продуктивной и театральной деятельности "В стране Мульти-пульти" по творчеству В.Я.Шаинского

В занятии использованы фрагменты мультфильмов, в которых звучали песни композитора В.Я.Шаинского. Дети исполняли роли любимых героев мультфильмов....

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе

Цели:   Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости. Обучать звуко-слоговому анализу двусложных пятизвучных слов типа домик, диван, дубок, судак, дымок, бидон... Уточнить употреблени...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П,Б

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию звукопроизношения и обучению грамоте...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Животные моего края. Слог. Слово. Предложение».

Обобщение и систематизация знаний о диких животных Арктики, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные Арктики» (тундра, животное, белый медведь, п...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе "Звук и буква Ч"

Подгрупповое заняти в игровой форме знакомит дошкольников со звуком [ч] и буквой Ч....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «По дорогам радуги спешим мы в школу»

обобщение знаний  детей через организацию различных видов деятельности,  по пройденному материалу за учебный год....